Пути построения профессиональной карьеры спортивным тренером

(Для специальности «Физическая культура и спорт»)

Квалификация тренера в разных видах спорта фиксируется в разной форме. Так, в единоборствах – это уровни-даны, а в футболе, например, уровни «А», «В» и «С». Аттестация уровня "С" дает право работать в качестве главного тренера в любительских командах и в качестве тренера в клубах второго дивизиона профессиональной футбольной лиги (ПФЛ), тренера СДЮШОР, ДЮСШ по футболу. Аттестация уровня "В" дает право работать в качестве главного тренера в клубах второго дивизиона ПФЛ и в качестве тренера в клубах всех дивизионов. Аттестация уровня "А" дает право работать в качестве главного тренера в клубах первого и второго дивизионов ПФЛ и в качестве тренера в клубах всех дивизионов, а также в странах, входящих в Конвенцию УЕФА о взаимном признании тренерских квалификаций.

Аналогичная градация существует и во всех других спортивных федерациях, однако, аттестация тренеров любого вида спорта проходит на одну из трех квалификационных категорий – вторую, первую или высшую (Выясните, какие квалификационные категории имеют тренеры в вашей спортивной секции (клубе)?).

Аттестация тренеров-преподавателей ДЮСШ, СДЮШОР и педагогов дополнительного образования проводится два раза в год – в ноябре и марте. Она осуществляется по двум направлениям: 1 - определение профессиональной компетентности тренера и 2 - определение результативности его деятельности (Назовите пять критериев результативности деятельности тренера по вашему виду спорта).

Аттестацию на вторую или первую категорию тренер может пройти в одно из предложенных форм по своему выбору. Это может быть экзамен по теории и методике физического воспитания или защита творческой работы по одному из направлений своей деятельности по итогам курсов повышения квалификации.

Для аттестующихся на высшую квалификационную категорию предлагается выбор из следующих форм аттестации:

· - защита творческой работы в форме защиты

· планирования годичных (полугодичных) макроциклов спортивной тренировки;

· планирования подготовительного периода спортивной тренировки;

· планирования соревновательного периода спортивной тренировки;

· планирование микроцикла (по выбору аттестуемого).

По второму направлению аттестации проводится экспертиза результативности деятельности педагогических работников с целью изучения эффективности профессиональной компетентности – участие и победы его воспитанников в соревнованиях разных уровней.

Педагогам дополнительного образования (тренерам спортивных секций) категории присваиваются тренерам по результатам двух последних лет их работы без прохождения аттестационных процедур, если они заняли призовые места в финале областного, зонального или Всероссийского конкурса "Мастер педагогического труда". Данные критерии рассматриваются при участии в конкурсе не менее 3-х педагогов этой номинации.

К общим педагогическим критериям аттестации относятся: 1) высокий уровень нравственного самосознания, устойчивые морально-волевые качества; 2) педагогическое образование, и интерес к современным достижениям в педагогике, психологии и биологии; 3) высокий общий культурный уровень; 4)умение управлять собой и воспитанниками, быть авторитетом для своих учеников.

Специальные критерии аттестации спортивных тренеров следующие:

1) знание теоретических и методических основ физического воспитания, медицинского контроля;

2) умение владеть технико-тактическими навыками и знание современных научно-методических достижений по своему виду спорта;

3) умение выбрать наиболее способных к данному виду спорта лиц;

4) способность планировать перспективную подготовку спортсменов, учитывая их индивидуальные особенности;

5) умение воспитывать у своих воспитанников стремления регулярно заниматься спортом и повышать свои спортивные результаты;

6) способность подготовить спортсмена к достижению высших результатов на соревнованиях (Уточните специальные критерии для тренера вашего вида спорта).

В своей работе тренер обязан гибко реагировать на запросы практики, жизни, не придерживаться догм, видеть неполноту своих знаний, стремиться к самоусовершенствованию. Для успешной работы он должен постоянно изучать лучшие образцы передового опыта, трансформировать их, приближая к конкретным условиям.

Наши рекомендации