Профессиональное самоопределение и самоактуализация человека в профессии
Если в центр системы взаимодействия профессии и человека по линии оценки «соответствия-несоответствия» поставить профессию, необходимо говорить о профессиональном отборе. Если же в центр данного взаимодействия поставить человека, нужно говорить о профессиональном подборе.
Вопрос о профессиональном самоопределении и самоактуализации возникает тогда, когда в центре взаимодействия «человек - профессия» безоговорочно стоит человек.
Проблема профессионального самоопределения в психолого-педагогической литературе тесно связана с проблемой активности молодого человека (школьника, выпускника школы) в процессе выбора будущей профессии. Выбор профессии - это принятие молодым человеком решения относительно получения социально значимого результата: вступления во взрослую жизнь в качестве работника, участника общественного труда.
Профессиональное самоопределение может совпадать с выбором профессии, если молодой человек выбирает профессию в соответствии со своими интересами, склонностями, устремлениями и способностями. Выбор профессии не совпадает с процессом профессионального самоопределения в тех случаях, если молодой человек «выбирает» профессию случайно, например по фактору близости работы к месту жительства, общественной моде на данлую профессию, по знакомству и проч.
Проблема самоактуализации в основном становится важной при выполнении взрослым работником (выпускником среднего специального и высшего учебного заведения) выбранной трудовой деятельности.
Следовательно, профессиональное самоопределение и самоактуализацияшкольника или взрослого человека в общем виде могут быть описаны в виде длительного процесса развития отношений человека (школьника или взрослого) к своей (будущей или реальной) профессии и к самому себе как (потенциальному или реальному) субъекту профессиональной деятельности или профессионалу. В данном определении подчеркнута активная роль самого человека, школьника или взрослого: он сам выбирает профессию, сам проходит период профессионального обучения и, наконец, сам активно строит собственную профессиональную карьеру и
реализует собственный личностный и интеллектуальный потенциал. Важно также учесть, что профессиональное самоопределение и самоактуализация осуществляются на протяжении всего профессионального, а часто и жизненного пути человека. Динамика профессионального самоопределения молодого человека есть процесс поиска им «своей профессии», соответствующей его склонностям и способностям.
Профессиональная самоактуализация- это поиск «себя в профессии», собственной профессиональной роли, образа «Я», профессионального имиджа, индивидуального стиля профессиональной деятельности, определение для себя профессиональных перспектив, достижение их, установление новых профессиональных целей, стремление к гармоничному раскрытию и утверждению своего природного творческого потенциала.
Концептуальным понятием психологии профессиональной деятельности является профессиональное самоопределение, которое трактуется как самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессионального труда, а также нахождение смысла выполняемой деятельности в конкретной социально-экономической ситуации. Е.А.Климов, анализируя понятие «профессиональное самоопределение», подчеркивает, что это не однократный акт принятия решения, а постоянно чередующиеся выборы.
Профессиональное становление личности обогащает психику, наполняет жизнедеятельность человека особым смыслом, придает профессиональной биографии значительность. Но, как всякий развивающийся процесс, профессиональное становление сопровождается деструктивными изменениями: кризисами, стагнацией и деформациями личности. Эти деструктивные изменения обусловливают прерывность и гетерохронность (неравномерность) профессионального развития личности, носят нормативный и ненормативный характер. Профессиональное становление обязательно сопровождается случайностями, непредвиденными обстоятельствами, которые иногда кардинально меняют траекторию профессиональной жизни человека.
Процесс профессионального самоопределения- это действия молодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентации, действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии и действия по саморазвитию у себя способностей и возможностей в процессе профессиональной подготовки и обучения с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии и профессии относительно собственных устремлений.
Следовательно, содержанием активного самоопределения выступают процессы самопознания (осознание собственных интересов, склонностей, предпочтений, особенностей своего характера и темперамента), самооценивания (сравнение результатов самопознания с имеющимся представлением о профессиональных требованиях, выдвигаемых со стороны выбираемой профессии) и саморазвития (целенаправленное самоформирование в себе тех качеств, которые необходимы для успешного выполнения будущей профессиональной деятельности).
Список литературы
а) основная литература:
1. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 415 с.
2. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности: учеб. пособие. М.: ПЕР СЭ, 2013. 383 с.
3. Львов Л.В. Конфликтология: теория и практика : учеб.-метод. пособие. Челябинск: ЧГАА, 2013. 400 с.
4. Львов Л. В. Психодиагностика профессионального развития личности (Сборник тестов по психологии и педагогике): учеб. пособие / Неустроев Г. Н., Звонарев С. Г., Львов Л. В. Челябинск: ЧГАУ, ЮУНОЦ РАО, 2009. 230 с.
5. Резник С.Д. Персональный менеджмент: учебник. М.: ИНФРА-М, 2012. 558 с.
6. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2014. 224 с.
б) дополнительная литература:
1. Батаршев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / М.: Академия, 2009. 192 с.
2. Вересов Н.Н. Психология управления: учеб. пособие. М.: МПСИ, 2011. 304 с.
3. Зайцев Г.Г., Черкасская Г.В., Бадхем М.Л. Управление человеческими ресурсами: учебник для студ. высш. проф. образования. М.: Академия, 2014. 304 с.
4. Зеер Э.Ф. и др. Психология профессионального развития: методология, теория, практика: коллект. монография. Екатеринбург: РГППУ, 2011. 159 с.
Карпов А.В. Психология менеджмента: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2014. 584 с.
5. Д Алессандро, Д. Карьерные войны. 10 правил построения успешного личного бренда. пер. с англ. С. Жильцова. СПб.: Питер, 2005. 208 с.
6. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л.М. Митина, Ю.К. Кореляков, Г.В. Шавырина и др.; под ред. Митиной Л.М. М.: Академия, 2005. 336 с.
7. Львов Л.В., Перевозова О.В. Формирование конкурентоспособности менеджеров в компетентностно-контекстной системе профессионального образования: монография. - М.: СГУ, 2010. - 250 с.
8. Львов Л.В., Перевозова О.В., Ярулина Л.П. Трансдисциплинарный учебно-методический комплекс формирования проектной компетентности менеджера: научно-методическое пособие. Челябинск: РБИУ, 2013. 163 с.
9. Мотивация к работе. Ф. Херцберг, Б. Моснер, Б. Снидерман. М., 2007. 238 с.
10. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2014. 509 с.
11. Йон Ф. Практика психологического давления: пер. с нем. С.В. Базарновой. М. : ОМЕГА-Л, 2006.
12. Немов Р.С. Психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений в 3 т. М.: Владос, 2012. 1т.: Общие основы психологии. 688 с. 2т.: Психология образования. 608 с. 3т.: Психодиагностика. 640 с.
13. Российский кодекс предпринимательской этики (Двенадцать принципов ведения дел в России. 1998 г.) // Торгово-промышленные ведомости, 15.05.1999.
14. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2004. 480 с.
15. Сергеев А.М., Иванова И.А. Теория менеджмента: учебник для студ. высш. проф. образования. М.: Академия, 2013. 320 с.
16. Психодиагностика. Личностные и профессиональные качества / авт.-сост. О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. Ростов-н/Д. : Феникс, 2012. 495 с..
17. Психология менеджмента: учебник для вузов / под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Питер, 2013. 639 с: ил. (Серия «Учебник для вузов»).
18. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб.: Питер, 2002. 312 с.
19. Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. СПб.: Питер, 2012. 248 с.
20. Фонарёв А.Р. Психологические особенности личностного становления профессионала. Психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2004.