ГУСЗН «Центр социальной помощи
Семье и детям» (ЦСПСиД)
Задание 1.
1. Составить модель социального обслуживания в ЦСПСиД.
2. Проанализировать формы и виды правовой и социально-экономической помощи в Центре.
3. Принять посильное участие и описать одно из мероприятий, проведенных воспитателями Центра с детьми в группе дневного пребывания.
Задание 2.
1. Подготовить проект функциональных обязанностей специалиста по социальной работе в ЦСПСиД.
2. Описать день работы социального педагога, отделения социальной профилактики Центра.
3. Принять посильное участие и описать одно из мероприятий, проведенных воспитателями Центра с детьми в группе дневного пребывания.
Задание 3.
1. Проанализировать стационарные и нестационарные формы социального обслуживания в ЦСПСиД.
2. Описать день работы отделения медико-социальной помощи Центра.
3. Принять посильное участие и описать одно из мероприятий, проведенных воспитателями Центра с детьми в группе дневного пребывания.
Задание 4.
1. Собрать данные о работе ЦСПСиД с благотворительными организациями города.
2. Проанализировать формы финансирования социальной работы Центра.
3. Принять посильное участие и описать одно из мероприятий, проведенных воспитателями Центра с детьми в группе дневного пребывания.
Задание 5.
1. Дать краткую характеристику психолого-педагогических методов, применяемых в ЦСПСиД.
2. Составить характеристику клиента по материалам данных психолого-педагогического портрета.
3. Принять посильное участие и описать одно из мероприятий, проведенных воспитателями Центра с детьми в группе дневного пребывания.
Задание 6.
1. Проанализировать работу ЦСПСиД по реабилитации детей с ограниченными возможностями.
2. Составить план беседы с клиентом Центра по решению его социальной проблемы.
3. Принять посильное участие и описать одно из мероприятий, проведенных воспитателями Центра с детьми в группе дневного пребывания.
Учебная практика студентов в «Центре медико-социальной помощи населению»
Задание 1. Центр
Ознакомиться с работой Центра. Определить принципы его организации, направления деятельности и структуру. Составить модель системы функционирования Центра.
Задание 2. Специалист (сотрудник)
Ознакомиться с деятельностью сотрудника Центра, определить его должностные обязанности.
Осуществить сбор информации о сотруднике Центра по схеме: возраст; пол; базовое образование (наличие дальнейшей специализации); семейное положение; стаж работы в социальной сфере; что повлияло на выбор профессии; проблемы и трудности в работе с клиентами (собственное видение и оценка); самооценка успешности (неуспешности) работы; ориентация на клиента.
Описать один рабочий день сотрудника Центра.
Задание 3. Клиент
Осуществить сбор информации о клиенте Центра по схеме: возраст; пол; социальное положение; образование; материальное положение; поселенческая ориентация; семейное положение; занятость (сфера); незанятость (статус); медицинская характеристика (состояние здоровья, доступ к источникам медицинской помощи; основные проблемы, по которым обращаются в Центр; содержание и длительность работы с клиентом.
Задание 4. Студент
Описать личное участие в деятельности Центра, свое отношение к профессиональной деятельности социального работника данной специализации, наличие у себя профессионально важных качеств для данной деятельности.
Тема 2. Педагогический потенциал социума: вопросы управления
Места проведения: экспериментальные площадки СШ № 5, 4, 22; социально-реабилитационный центр «Доверие» для несовершеннолетних; краевой детский дом № 1 (Ставрополь) Дворец детского творчества.
Учебная практика студентов на экспериментальных площадках СОШ № 3,4,5,22, 26,33
Задание 1.Изучение опыта организации социально-педагогической деятельности в школе.
Деятельность студента-практиканта в школе:
- ознакомиться с нормативными документами, определяющими структуру, функции и содержание социально-педагогической деятельности современной школы;
- выяснить, какие социальные функции выдвигает на первый план данная школа;
- ознакомиться сположениями о должностных обязанностях и функциях социального педагога;
- ознакомиться со структурой и содержанием планов работы социального педагога;
- выяснить, существует ли в данной школе практика совместной социально-педагогической деятельности с детьми в школе и по месту жительства. Ознакомиться с разделами единого плана социально-педагогической работы в микрорайоне и в школе.
Задание 2.Социально-педагогический портрет учащегося.
1. Деятельность студента-практиканта в школе:
- выявить, какие категории детей, нуждающиеся в социально-педагогической и психологической помощи, учатся в данной школе:
а) неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьного курса;
б) дети, которые переживают стрессы в школе или семье;
в) дети больные, с теми или иными недостатками;
г) проблемные дети, приобщившиеся к наркотикам и алкоголю;
д) дети из неблагополучных семей и т.д.
2. Выбрать 1 учащегося, нуждающегося в социально-педагогической помощи. Выявить некоторые особенности личностных проявлений (в поведении, переживаниях, сознании, интересах, потребностях) изучаемого школьника. С этой целью провести микроисследование по предложенной схеме:
а) побеседовать с социальным педагогом, психологом, классным руководителем, самим учащимся, друзьями, родителями;
б) понаблюдать за поведением учащегося, дать анализ его переживаний и высказываний;
в) определить ведущие мотивы поведения, особенности характера, типичные эмоциональные состояния;
г) по итогам изучения составить обобщающую характеристику (социально-педагогический портрет) учащегося.
Задание 3.Основные направления работы социального педагога с семьей изучаемого учащегося.
Деятельность студента-практиканта в школе:
- выяснить, какие типы семей преобладают в классе изучаемого школьника, из какого типа семьи он сам;
- осуществить с помощью социального педагога диагностику внутрисемейных отношений в семье учащегося (отношения взрослых между собой, между взрослыми и детьми, родственников и не родственников, которые живут семье);
- выяснить, что знают дети о родителях, их вкусы, интересы, друзья, авторитет на работе, заботы, проблемы, здоровье;
- составить «паспорт семьи» наблюдаемого учащегося, где дается характеристика каждого члена семьи, даты рождения, знаменательные даты в семье; определяется статус семьи, жилищные условия, соседство, религиозная и национальная принадлежность;
- подготовить дополнение к «паспорту», которое дает представление о состоянии воспитания учащегося в семье. Для этого необходимо выяснить, сколько времени проводят родители с ребенком, есть ли у них общие дела, какая форма общения, беседует ли отец с сыном, проводят ли вместе свободное время, что читают, посещают ли клубы; что знают родители о своих детях, чем интересуется, что читает, о чем мечтает, с кем дружит их ребенок, какие отношения в классе, в школе, любимый учитель, предмет; какое здоровье у. ребенка, какие у него проблемы.
Задание 4.Помощь в работе социальному педагогу. Выполнять все поручения социального педагога и оказывать помощь в его социально-педагогической деятельности.
Учебная практика студентов в краевом «Детском доме № 1» г. Ставрополя
Задание 1.
Составить модель системы функционирования «Дома детства» (на примере изучаемого). Опишите основные компоненты данной системы.
Задание 2.
Проанализировать уровень воспитанности одного из воспитанников «Дома детства», используя прилагаемые методики к профессионально-деятельностному практикуму «Основы воспитательной системы» (Ставрополь, 1999. С.9-18).
Задание 3.
Составить примерный психологический портрет работника «Дома детства (на выбор: администратора, педагога, представителя обслуживающего персонала).
Задание 4.
Принять участие в деловой игре по анализу эффективности работы «Дома детства» (см: профессионально-деятельностный практикум «Основы воспитательной системы». Ставрополь, 1999. С.8-18).
Задание 5.
Составить проект личной посильной помощи «Дому детства» и осуществить его.
Задание 6.
Проанализировать степень эффективности Вашего участия в проекте.
Система заданий студентам, проходящим практику во Дворце детского творчества (ДДТ)
Задание 1.Познакомиться с деятельностью ДДТ как одного из учреждений социальной сферы. Ответить на следующие вопросы:
- Какие профессиональные задачи призвано решать данное учреждение?
- Какова модель деятельности данного учреждения (содержание, организация работы, кадровое и финансовое обеспечение, структура управления)?
- С какими другими социальными институтами взаимодействует указанное социальное учреждение?
- Что представляет собой Устав учреждения, его штатное расписание, каковы должностные обязанности сотрудников, их права, льготы, режим работы?
- Какие социально-педагогические новации характерны для данного учреждения.
Задание 2. Целенаправленно познакомиться с опытом работы одного из сотрудников данного учреждения (социальным педагогом, практическим психологом, методистом и т.п.):
- составить словарь профессиональных слов, фраз, используемых данным сотрудником;
- пользуясь социально-педагогическими методами исследования (наблюдение, беседа, интервью, анализ материалов), подготовить выступление по теме «Работа специалиста ...: мои наблюдения».
Задание 3. Работая в качестве того или иного специалиста, провести социологическое исследование на тему «Социальный портрет клиента и меры педагогически компетентной социальной помощи клиенту»:
- схема изучения (интересы, потребности, нужды, состояние здоровья, духовные ценности, образ жизни, структура досуга, особенности характера, темперамента, взаимоотношения с окружающими, степень социальной адаптации, социальное окружение, их влияние на социальное развитие личности).
Задание 4.Познакомиться с деятельностью отдела, занимающегося социально-педагогической работой. Заполнить отчет о посещении отдела по следующей форме:
1.1 Цели и функции Информация А
1.2 Структура отдела Информация Б
2.1 Кадры: специализация, Информация В
квалификация, потребности в
специалистах
2.2 Клиенты (количество, динамика и Информация Г
прогноз численности, проблемы
клиентов, потребности и пожелания
клиентов)
3.1 Проблемы деятельности отдела Информация Д
Задание 5. Помощь в организации и проведении социально значимых дел. Все задания оформляются в письменном виде в дневнике. Задания могут быть уточнены и скорректированы по согласованию с руководителем практики.