III.6.5. Основные характеристики реальной оценки

Оценка требует соблюдения определённых правил, базируется на определённых принципах и имеет свою технологию и ограничения.

Реальная оценка должна:

• ориентировать воспитателя в его работе с ребёнком;

• вовлекать родителей в процесс образования ребёнка и ориентировать в нём;

• мотивировать и направлять действия ребёнка, ориентировать его на социальные ценности, формировать у ребёнка позитивный образ «Я», способствовать становлению его самооценки;

• подчёркивать исследовательский характер педагогического процесса.

Чтобы выполнить эти функции оценка должна быть:

• многомерна;

• целостна;

• непрерывна и кумулятивна;

• критериально ориентирована;

• нацелена на выявление сильных сторон ребёнка;

• основана на действиях ребёнка в разнообразных ситуациях открытого типа;

• абсолютно понятна для воспитателей, родителей и детей.

Наблюдение и оценка помогают

• узнать ребёнка

• идентифицировать сильные стороны ребёнка

• наблюдать взаимоотношения ребёнка с остальными

• наблюдать личностные предпочтения и выбор

• наблюдать и фиксировать стиль обучения, также как и стиль, формирующийся при обучении

• обеспечить обратную связь и поддерживать ребенка

• определять потребность в раннем вмешательстве при работе с ребёнком, испытывающим постоянные затруднения

• обеспечить профессиональную, объективную и честную оценку прогресса ребёнка в обучении

Цикл наблюдения можно представить в виде следующих составляющих этапов.

  Ребёнок поступает в ДОУ – сбор общей информации различного качества. Выявление интересов ребёнка.

  Адаптация.  

Первое наблюдение за ребёнком. Анализ информации. Оценка текущей стадии развития (возрастные нормы берутся лишь в качестве отправных ориентиров). Выявить, дало ли наблюдение нужную информацию.

  Планирование индивидуальной работы с ребёнком. Определение реальных целей и конкретных задач.

  Анализ результатов первого наблюдения. Выявление сильных сторон и интересов. Новые наблюдения.

  Планирование индивидуальной работы с ребёнком. Определение реальных целей и конкретных задач.

  Выполнение запланированной работы с ребёнком и проведение дальнейших наблюдений.  

Рефлексия. Оценка взрослыми своих действий. Сравнение новых показателей развития ребёнка с результатами предыдущего наблюдения. В дальнейшей работе с ребёнком – новые наблюдения.


Анализ результатов наблюдения за ребёнком предполагает обмен информацией между воспитателями, родителями и детьми, обсуждение фактов со специалистами, уточнение информации при разговоре с ребёнком (метод свободного интервью). Ребёнок также учится самостоятельно оценивать себя (самооценка и рефлексия).

Сведения о развитии ребёнка, полученные в результате проведения систематических наблюдений, являются неотъемлемой основой для построения конструктивного взаимодействия между педагогами детского сада и семьями детей, что способствует активному вовлечению семьи и привлечению родителей к процессу принятия решений, касающихся всех аспектов, касающихся развития их ребёнка. Результаты наблюдений регулярно обсуждаются с родителями каждого ребёнка и используются для принятия совместных решений. В программах, ориентированных на ребёнка, родители получают регулярную и персональную информацию (преимущественно в позитивных тонах), которая основывается на результатах документальных систематических наблюдений за их детьми.

III.6.6. Конфиденциальность

Вся информация, используемая программой для качественной работы

с детьми, должна быть объективной, основанной на фактах и практически

необходимой для работы воспитателей.

Её источники – профессиональные наблюдения педагогов и специалистов, а также, безусловно, знания и опыт родителей. Многие родители очень щепетильно относятся к необходимости предоставления информации о развитии и поведении ребенка в семье из опасения, что она будет истолкована во вред ребенку. Если у ребенка к тому же серьезные проблемы с развитием или здоровьем, родители могут не захотеть это обсуждать, полагая, что это закрытая семейная информация. Дети с особенностями в развитии часто попадают в обычные группы детских садов по желанию родителей, которые иногда сознательно скрывают проблему в интересах собственного ребенка. Они обоснованно рассчитывают на то, что типично развивающиеся сверстники могут позитивно повлиять на развитие их ребенка во время игр и общения в детском саду. Этот процесс специалисты в области коррекционного образования называют скрытой интеграцией или стихийной инклюзией.

В программе, ориентированной на ребенка, включение детей с особыми потребностями в обычные группы принимается как данность, как законное право семей в современном обществе. Однако для работы с такими детьми особенно важна дополнительная профессиональная подготовка педагогов и согласованная работа команды детского сада и специалистов для создания необходимых условий и обеспечения равных шансов для развития каждого ребенка.

Соблюдение педагогами конфиденциальности – обязательное правило при работе с детьми в программе. Конфиденциальность можно определить как неразглашение доверительной информации, полученной от семьи, передача ее лишь профессионалам для использования на благо семьи. Все, кто занят в программе, должны быть предупреждены, что любая информация, любые беседы и записи не подлежат оглашению.

Педагоги несут ответственность по защите семейной информации, полученной в устной или письменной форме. Для использования этой информации требуется письменное согласие семьи.

Необходимо проводить инструктаж по технике конфиденциальности.

Наши рекомендации