III.6.5. Основные характеристики реальной оценки
Оценка требует соблюдения определённых правил, базируется на определённых принципах и имеет свою технологию и ограничения.
Реальная оценка должна:
• ориентировать воспитателя в его работе с ребёнком;
• вовлекать родителей в процесс образования ребёнка и ориентировать в нём;
• мотивировать и направлять действия ребёнка, ориентировать его на социальные ценности, формировать у ребёнка позитивный образ «Я», способствовать становлению его самооценки;
• подчёркивать исследовательский характер педагогического процесса.
Чтобы выполнить эти функции оценка должна быть:
• многомерна;
• целостна;
• непрерывна и кумулятивна;
• критериально ориентирована;
• нацелена на выявление сильных сторон ребёнка;
• основана на действиях ребёнка в разнообразных ситуациях открытого типа;
• абсолютно понятна для воспитателей, родителей и детей.
Наблюдение и оценка помогают
• узнать ребёнка
• идентифицировать сильные стороны ребёнка
• наблюдать взаимоотношения ребёнка с остальными
• наблюдать личностные предпочтения и выбор
• наблюдать и фиксировать стиль обучения, также как и стиль, формирующийся при обучении
• обеспечить обратную связь и поддерживать ребенка
• определять потребность в раннем вмешательстве при работе с ребёнком, испытывающим постоянные затруднения
• обеспечить профессиональную, объективную и честную оценку прогресса ребёнка в обучении
Цикл наблюдения можно представить в виде следующих составляющих этапов.
Ребёнок поступает в ДОУ – сбор общей информации различного качества. Выявление интересов ребёнка. |
↓
Адаптация. |
↓
Первое наблюдение за ребёнком. Анализ информации. Оценка текущей стадии развития (возрастные нормы берутся лишь в качестве отправных ориентиров). Выявить, дало ли наблюдение нужную информацию. |
↓
Планирование индивидуальной работы с ребёнком. Определение реальных целей и конкретных задач. |
↓
Анализ результатов первого наблюдения. Выявление сильных сторон и интересов. Новые наблюдения. |
↓
Планирование индивидуальной работы с ребёнком. Определение реальных целей и конкретных задач. |
↓
Выполнение запланированной работы с ребёнком и проведение дальнейших наблюдений. |
↓
Рефлексия. Оценка взрослыми своих действий. Сравнение новых показателей развития ребёнка с результатами предыдущего наблюдения. В дальнейшей работе с ребёнком – новые наблюдения. |
Анализ результатов наблюдения за ребёнком предполагает обмен информацией между воспитателями, родителями и детьми, обсуждение фактов со специалистами, уточнение информации при разговоре с ребёнком (метод свободного интервью). Ребёнок также учится самостоятельно оценивать себя (самооценка и рефлексия).
Сведения о развитии ребёнка, полученные в результате проведения систематических наблюдений, являются неотъемлемой основой для построения конструктивного взаимодействия между педагогами детского сада и семьями детей, что способствует активному вовлечению семьи и привлечению родителей к процессу принятия решений, касающихся всех аспектов, касающихся развития их ребёнка. Результаты наблюдений регулярно обсуждаются с родителями каждого ребёнка и используются для принятия совместных решений. В программах, ориентированных на ребёнка, родители получают регулярную и персональную информацию (преимущественно в позитивных тонах), которая основывается на результатах документальных систематических наблюдений за их детьми.
III.6.6. Конфиденциальность
Вся информация, используемая программой для качественной работы
с детьми, должна быть объективной, основанной на фактах и практически
необходимой для работы воспитателей.
Её источники – профессиональные наблюдения педагогов и специалистов, а также, безусловно, знания и опыт родителей. Многие родители очень щепетильно относятся к необходимости предоставления информации о развитии и поведении ребенка в семье из опасения, что она будет истолкована во вред ребенку. Если у ребенка к тому же серьезные проблемы с развитием или здоровьем, родители могут не захотеть это обсуждать, полагая, что это закрытая семейная информация. Дети с особенностями в развитии часто попадают в обычные группы детских садов по желанию родителей, которые иногда сознательно скрывают проблему в интересах собственного ребенка. Они обоснованно рассчитывают на то, что типично развивающиеся сверстники могут позитивно повлиять на развитие их ребенка во время игр и общения в детском саду. Этот процесс специалисты в области коррекционного образования называют скрытой интеграцией или стихийной инклюзией.
В программе, ориентированной на ребенка, включение детей с особыми потребностями в обычные группы принимается как данность, как законное право семей в современном обществе. Однако для работы с такими детьми особенно важна дополнительная профессиональная подготовка педагогов и согласованная работа команды детского сада и специалистов для создания необходимых условий и обеспечения равных шансов для развития каждого ребенка.
Соблюдение педагогами конфиденциальности – обязательное правило при работе с детьми в программе. Конфиденциальность можно определить как неразглашение доверительной информации, полученной от семьи, передача ее лишь профессионалам для использования на благо семьи. Все, кто занят в программе, должны быть предупреждены, что любая информация, любые беседы и записи не подлежат оглашению.
Педагоги несут ответственность по защите семейной информации, полученной в устной или письменной форме. Для использования этой информации требуется письменное согласие семьи.
Необходимо проводить инструктаж по технике конфиденциальности.