I.3. Психолого-педагогические условия реализации Программы
Согласно ФГОС ДО основная образовательная программа дошкольного образования предусматривает следующие условия для позитивной социализации и индивидуализации детей:
· психолого-педагогические,
· кадровые,
· материально-технические,
· финансовые условия,
· развивающую предметно-пространственную среду.
Программа «Открытия» предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами:
• личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, т. е. создание таких ситуаций, когда каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечение опоры на личный опыт ребенка при освоении им новых знаний;
• ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, т. е. сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями, стимулирование самооценки ребенка;
• формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка;
• создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности (к образовательной среде относится социальная среда в группе, методы оценки развития ребенка и связанное с ними планирование, развивающая предметно-пространственная среда и др.);
• сбалансированность репродуктивной деятельности (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной деятельности(производящей субъективно новый продукт), т.е. детской исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности;
• вовлечение семьи какнеобходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста
• профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, а также предполагающего создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по программе
I.4. Планируемые образовательные результаты
• Благодаря индивидуализации особенности, способности, интересы и потребности ребёнка соответствуют его образованию.
• Дети приобретают компетентность и самоуважение, им нравится учиться, у них появляется желание браться за ещё более сложные задачи.
• Дети учатся осуществлять осознанный и ответственный выбор, решать проблемы, планировать свою деятельность и достигать цели, взаимодействовать с окружающими людьми.
• У детей развивается чувство собственной значимости, они становятся самостоятельными и инициативными.
• Родители ощущают личную причастность к программе.
• Родители начинают лучше ориентироваться в процессах развития ребёнка.
• Родители получают большее представление о работе воспитателей и начинают испытывать большее уважение к ним.
• Родители обучаются тому, что могут использовать во взаимодействии со своим ребёнком дома.
• Объединяясь в сообщество, семьи поддерживают друг друга в решении задач образования детей
· Педагоги ДОО образуют команду и получают истинное удовлетворение от работы с детьми, осуществляя самостоятельное и ответственное профессиональное действие. Они включены в разноуровневое сетевое взаимодействие с педагогами своей и других ДОО и работают в ситуации постоянного профессионального развития через разные формы взаимодействия с коллегами и тренерами.
II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
II.1. Организация развивающей образовательной среды в группе детского сада. Разделение пространства в помещении группы и на участке
Одно из фундаментальных положений Программы «Открытия» – это необходимость разделения пространства в помещении группы и на участке. В группе, ориентированной на ребенка, важнейшую роль играет тщательно продуманная и безопасно организованная среда развития, которая позволяет педагогам осуществлять на практике цели и задачи Программы и применять личностно-ориентированные технологии обучения. Таким образом, в рамках Программы центр тяжести в работе педагога переносится с традиционного непосредственного обучения, (четкой организации и проведения игр и занятий), в ходе которого происходит передача детям обогащенного взрослого опыта, на опосредованное обучение через организацию такой образовательной среды, которая предоставляет широкие возможности для эффективного накопления детьми собственного опыта и знаний.
Центры активности.Помещение группы должно быть разделено на небольшие субпространства – так называемые центры активности (далее – Центры). Количество и организация Центров варьируется в зависимости от возможностей помещения и возраста детей. Однако в обязательном порядке должны быть оборудованы:
• «Центр искусств»;
• «Центр строительства»;
• «Литературный центр» (в старших группах - «Центр грамотности и письма»);
• «Центр сюжетно-ролевых (драматических) игр»;
• «Центр песка и воды»;
• «Центр математики и манипулятивных игр»;
• «Центр науки и естествознания»;
• «Центр кулинарии»;
• «Открытая площадка».
Способы организации центров активности и размещение материалов.Пространство группы может быть разделено на Центры активности с помощью, невысоких, устойчивых и прочных шкафов (полок) предпочтительно из натурального дерева, часть из которых снабжена колесиками. Рекомендуемый размер шкафов: длина – 120 см, высота – 70 см., глубина – 40 см. Для группы площадью 50–60 кв.м. оптимально иметь 8–9 шкафов.
В шкафах должны быть оборудованы отделения (игровые модули), закрывающиеся дверцами. При необходимости изменения или расширения пространства отдельных центров (например, при проектной деятельности детей) мобильность достигается за счет шкафов на колёсиках.
Желательно иметь также в группе шкаф размером 120 х 90 х 40 см, предназначенный для хранения крупных деталей строительного материала (конструктора).
Рекомендуемое специальное оборудование для Центров
Центр | Оборудование |
«Центр искусств» | Двусторонние мольберты, соответствующие росту детей, размер рабочей площади –67х62 см |
«Центр строительства» | Напольный крупный конструктор (полые блоки), желательно из натурального дерева, для содержательных построек и развития совместных игр детей |
«Литературный центр» | Полка-витрина для детских книг с 3–4 горизонтальными отделениями на разном уровне, позволяющими детям видеть обложку и сознательно выбирать и возвращать на место книги |
«Центр сюжетно-ролевых игр и игр-драматизаций» | Мебель, диванчики, игрушечная плита, одежда для кукол и одежда для игры, принесенная из дома, и пр. для игры «в семью» |
«Центр песка и воды» | Стол для занятий с песком и водой со встроенным в него большим поддоном. Высота стола должна быть на уровне пояса ребёнка. Размер столешницы – 120 х 60 см |
В группе должны быть круглые (диаметр 90 см) и прямоугольные (55х105 см) столы с регулируемой высотой ножек для использования во всех центрах. Рекомендуемое количество столов – 6–7 шт.
Количество стульев в группе должно соответствовать количеству детей.
Рекомендуется также организовать в каждой группе так называемый «уголок уединения», в который можно поставить диванчик или разместить мягкие подушки, игрушки и пр.
Для размещения материалов, предназначенных для активной детской деятельности, следует приобрести открытые пластмассовые коробки, корзины, банки в достаточном количестве (от 4 до 10 в разных Центрах).
Коробки должны быть легкими, вместительными, легко входить в полку или в шкаф и располагаться на полках таким образом, чтобы ими было легко и удобно пользоваться (желательно по 3–4 коробки на одной полке). Коробки должны быть систематизированы и снабжены надписями и символами.
Самое широкое применение на практике получили распространенные в программе так называемые «работающие» стенды: «Наш день», «Я выбираю», «Звездочка недели» и др. Описание стендов и способов их использования приведено в разделе III (Содержательный раздел).