ГБОУ СОШ №599 Приморского района Санкт-Петербурга
Положение
о портфолио индивидуальных образовательных достижений учащихся
ГБОУ СОШ №599 Приморского района Санкт-Петербурга
Общие положения
1.1. Показатель динамики образовательных достижений — один из основных показателей в оценке образовательных достижений. На основе выявления характера динамики образовательных достижений обучающихся можно оценивать эффективность учебной деятельности, работы учителя или образовательной организации, системы образования в целом. При этом наиболее часто реализуется подход, основанный на сравнении количественных показателей, характеризующих результаты оценки, полученные в двух точках образовательной траектории обучающихся.
Оценка динамики образовательных достижений, как правило, имеет две составляющие: педагогическую, понимаемую как оценку динамики степени и уровня овладения действиями с предметным содержанием, и психологическую, связанную с оценкой индивидуального прогресса в развитии ребёнка.
Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит портфель достижений обучающегося (далее – портфолио). Портфолио достижений отнесён к разряду аутентичных индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте (в том числе в сфере освоения таких средств самоорганизации собственной учебной деятельности, как самоконтроль, самооценка, рефлексия и т. д.).
Портфолио достижений учащегося — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;
формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Настоящее Положение разработано в целях создания условий в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в ГБОУ СОШ №599. Настоящее положение разработано
в соответствии с:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования)
(для V классов образовательных организаций, а также для VI-VII классов образовательных организаций, участвующих в апробации ФГОС основного общего образования в 2015/2016 учебном году);
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
распоряжением Комитета по образованию от 06.05.2015 № 2158-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2015/2016 учебном году»;
распоряжением Комитета по образованию от 13.05.2015 № 2328-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2015/2016 учебный год».
ООП НОО, ООП ООО одобренных федеральным учебно- методическим объединением по общему образованию протокол заседания от 08.04.2015г. №1/15;
Уставом государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №599 Приморского района Санкт-Петербурга.
1.2. Портфолио является способом фиксирования, накопления и оценки работ, результатов обучающегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период обучения.
1.3. Портфолио позволяет учитывать результаты обучающегося в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, спортивной, социальной, коммуникативной.
1.4. Портфолио обучающегося – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных или несертифицированых индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая является составляющей рейтинга обучающихся.
1.5. Портфолио служит инструментом сбора информации о продвижении обучающегося в учебной деятельности, для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования, а также для представления личности обучающегося при переходе на следующую ступень обучения.
Раздел «Портфолио достижений, документов» должен содержать сертифицированные (документированные) индивидуальные достижения школьника: копии документов об участии в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях и других мероприятиях (копии грамот, свидетельств, сертификатов и т.п.).
3.4 «Портфолио отзывов» может включать в себя:
-систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя-предметники, классные руководители, школьный психолог и другие непосредственные участники образовательного процесса;
- характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, педагогами дополнительного образования, одноклассниками, представителями общественности (тексты заключений, рецензии, отзывы, письма и пр.);
- анализ самим школьником своей деятельности.
Подведение итогов работы.
7.1. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих Портфолио и Портфолио в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО и ООО, для подготовки карты представления ученика при переходе на следующую ступень обучения.
7.2. Оценка как отдельных составляющих Портфолио, так и Портфолио в целом, ведется на критериальной основе с применением уровневого подхода к построению измерителей и представлению результатов.
7.3. Портфолио сопровождается документами:
- состав Портфолио;
- критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника.
7.4. Анализ Портфолио и исчисление итоговой оценки проводится классным руководителем.
Критерии оценки отдельных составляющих Портфолио могут полностью соответствовать рекомендуемым или могут быть адаптированы классным руководителем применительно к особенностям образовательной программы и контингента учащихся.
7.5. В текущей оценочной деятельности и при оценке отдельных составляющих Портфолио целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
- зачет/незачет, т.е. с оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках задач, построенных на опорном учебном материале;
- «высокий», «средний», «низкий» - при оценке уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся (метапредметные).
- «хорошо», «отлично» - с оценками, свидетельствующим об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.
7.6. По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, в характеристике выпускника начальной школы делаются выводы о:
- сформированности у учащегося универсальных и предметных способов действий, а так же опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования на ступени основного общего образования;
- сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности: мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, саморегуляции.
7.7. По результатам оценки Портфолио обучающихся может проводиться годовой образовательный рейтинг, выявляться обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, школе. Победители поощряются.
7.8. Система оценивания достижений обучающихся по материалам Портфолио прилагается. (Приложение 2 ). Оценка проводится классным руководителем 1 раз в полугодие, суммируется по каждому виду деятельности и вносится в итоговый документ «Сводную ведомость» на каждого обучающегося (Приложение 3).
Приложение 1.
Разделы рабочего Портфолио
Раздел «Портфолио работ»
Материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.
На каждый предмет имеется свой «файл», в него вкладываются диагностические работы.
Раздел «Портфолио отзывов»
Раздел включает:
-оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п. за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов, школьный психолог и другие непосредственные участники образовательного процесса;
- характеристики отношения ученика к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, педагогами дополнительного образования, одноклассниками, представителями общественности (тексты заключений, рецензии, отзывы, письма и пр.);
- анализ самим школьником своей деятельности.
Школьник может представить следующие материалы:
· Задание, которое мне больше всего понравилось
· Моя лучшая работа
· Я прочитал ……. книг.
· Что я теперь знаю, чего не знал раньше?
· Что я теперь умею, чего не умел раньше?
· Мои цели и планы на следующий учебный год:
· Чему я еще хочу научиться?
· Какие книги хочу прочитать?
· Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятиях
4. Раздел « Портфолио достижений, документов»
В «Портфолио достижений, документов» входят сертифицированные (документированные) индивидуальные достижения школьника: копии документов об участии в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях и других мероприятиях (копии грамот, свидетельств, сертификатов и т.п.).
Приложение 2
Критерии оценки Портфолио
1. Достижения в учебной, интеллектуально-познавательной и
Творческая мастерская»
Показатели | Индикаторы | |
Разнообразие представленных работ, отражающих различные направления деятельности учащегося (оценивается в целом) | Уровень мастерства, качества выполненных работ (Оценивается в целом) | |
Представленные работы (или фото c изображением работ) | 0-10 баллов | 5-10 баллов |
Фото, отражающие участие ребенка в различных видах спортивной, творческой, социальной деятельности | 0-6 баллов | |
Приложение 3
Сводная
Итоговая ведомость
Положение
о портфолио индивидуальных образовательных достижений учащихся
ГБОУ СОШ №599 Приморского района Санкт-Петербурга
Общие положения
1.1. Показатель динамики образовательных достижений — один из основных показателей в оценке образовательных достижений. На основе выявления характера динамики образовательных достижений обучающихся можно оценивать эффективность учебной деятельности, работы учителя или образовательной организации, системы образования в целом. При этом наиболее часто реализуется подход, основанный на сравнении количественных показателей, характеризующих результаты оценки, полученные в двух точках образовательной траектории обучающихся.
Оценка динамики образовательных достижений, как правило, имеет две составляющие: педагогическую, понимаемую как оценку динамики степени и уровня овладения действиями с предметным содержанием, и психологическую, связанную с оценкой индивидуального прогресса в развитии ребёнка.
Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит портфель достижений обучающегося (далее – портфолио). Портфолио достижений отнесён к разряду аутентичных индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте (в том числе в сфере освоения таких средств самоорганизации собственной учебной деятельности, как самоконтроль, самооценка, рефлексия и т. д.).
Портфолио достижений учащегося — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;
формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Настоящее Положение разработано в целях создания условий в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в ГБОУ СОШ №599. Настоящее положение разработано
в соответствии с:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования)
(для V классов образовательных организаций, а также для VI-VII классов образовательных организаций, участвующих в апробации ФГОС основного общего образования в 2015/2016 учебном году);
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
распоряжением Комитета по образованию от 06.05.2015 № 2158-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2015/2016 учебном году»;
распоряжением Комитета по образованию от 13.05.2015 № 2328-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2015/2016 учебный год».
ООП НОО, ООП ООО одобренных федеральным учебно- методическим объединением по общему образованию протокол заседания от 08.04.2015г. №1/15;
Уставом государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №599 Приморского района Санкт-Петербурга.
1.2. Портфолио является способом фиксирования, накопления и оценки работ, результатов обучающегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период обучения.
1.3. Портфолио позволяет учитывать результаты обучающегося в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, спортивной, социальной, коммуникативной.
1.4. Портфолио обучающегося – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных или несертифицированых индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая является составляющей рейтинга обучающихся.
1.5. Портфолио служит инструментом сбора информации о продвижении обучающегося в учебной деятельности, для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования, а также для представления личности обучающегося при переходе на следующую ступень обучения.