Курс по русскому языку для 9-х классов
«ПОДГОТОВКА К ОГЭ»
Государственный экзамен в 9 классе требует от учащихся умения работать с текстом с позиций определения темы, идеи и проблемы. Общая направленность экзамена заключается в проверке следующих умений и навыков:
· писать изложения разных видов
· читать текст и анализировать его содержание
· выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях школьного курса русского языка.
Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла.
В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы (например, определение микротем).
Не предусмотрено программой основной школы и формирование умения абзацного членения текста, определения главной и второстепенной информации.
Основной целью данного курса является подготовка учащихся к новой форме сдачи экзамена.
Задачи курса:
-систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения экзамена по новой технологии;
-совершенствование умения излагать учебный текст;
-совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему.
Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам.
Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов. На занятиях используются:
• Лекции учителя с различными видами заданий;
• Составление обобщающих таблиц и схем
• Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
• Самостоятельный отбор материала
• Работа в группах;
• Проведение деловых игр и практикумов;
• Работа с пакетами КИМов;
• Написание изложений и сочинений.
Курс рассчитан на 34 часа.
В результате изучения курса учащиеся должны:
-систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;
-уметь писать сочинения-доказательства на заданные темы;
-уметь писать изложения разных видов (полные и сжатые)
В ходе подготовки к итоговой аттестации рекомендуется продумать систему упражнений, нацеленных на предварительную проверку и последующую корректировку следующих умений учащихся:
1) умение понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
2) умение понимать основную мысль прослушанного текста;
3) умение понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;
4) умение подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
5) умение интерпретировать информацию звучащего текста;
6) умение точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
7) умение понимать главную мысль прочитанного текста;
8) умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;
9) умение понимать основную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты;
10) умение комментировать отношение авторов к поставленной в прослушанном и прочитанном тексте проблеме;
11) умение интерпретировать информацию прочитанного текста;
12) умение определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста;
13) умение определять средства связи предложений в тексте;
14) умение проводить звукобуквенный анализ слова;
15) умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота;
16) умение проводить морфемно-словообразовательный анализ слова;
17) умение определять основные способы образования слов;
18) умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;
19) умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
20) умение находить грамматическую основу предложения и определять языковые средства её выражения;
21) умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
22) умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;
23) умение выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;
24) умение последовательно излагать собственные мысли;
25) умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
26) умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
27) умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.