Выразительные средства русской речи

Средства языка Определение Примеры Собственные примеры
Сравнение Сопоставление явления или понятия (объект сравнения) с другим явлением или понятием (средство сравнения) с целью выделения особо важного в художественном отношении признака. Маленькая рябинка, точно угасающий костёр, выделялась на белом снегу. Что-то назойливо и монотонно жужжало подобно мухе, бившейся о стекло.  
Метафора Перенос значения с одного предмета, явления на другой по сходству («скрытое сравнение»). Горит костёр рябины красной. Не нашла места в зале? Хорошо, если бы ты нашла его у себя в сердце… Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны?  
Олицетворение Перенесение свойств человека (одушевлённого, живого лица)на неодушевлённые предметы, явления природы или животных. Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана… Я пустил голубка с балкона, и ветер подхватил его и унёс за тополя…  
Эпитет Художественное определение; «прилагательое, употреблённое в переносном смысле для создания образа». Я люблю усталый шелест Старых писем, дальних слов. Волшебная власть уносила меня в другое пространство и время  
И т.п.      

2) В процессе обучения русскому языку в целом и особенно при работе с текстом на уроках русского языка необходимо акцентировать внимание на таких приёмах работы, которые позволяют актуализировать содержательную информацию. Это могут быть беседы по содержанию текста, ответы на вопросы, касающиеся основных смысловых сегментов текста, анализ структуры текста с точки зрения раскрытия той или иной микротемы и т.п.

Выделение типичных ошибок:

определение грамматической основы предложения (задание № 8) ;

предложения с разными видами связи (задания № 13,14);

количество грамматических основ(задание № 11).

Наиболее успешно выполнены задания 4(правописание приставок), 5 (правописание суффиксов), задание№7 (замена словосочетания с одним видом связи на другой).

Наибольшие трудности учащиеся испытывают при решении заданий 8, 11 (нахождение грамматической основы), задания № 13,14 (нахождение в тексте предложений с разными видами связи).

Как правило, ошибки при решении указанных заданий связаны либо с незнанием теоретического материала, либо с неумением применить полученные знания на практике. Особо в этом плане можно отметить достаточно слабую сформированность умения находить и выделять в структуре предложения грамматические основы.

Следовательно, для наиболее эффективной подготовки к выполнению заданий 8,11 при анализе структуры предложений следует подбирать такие примеры, которые позволят ученикам вспомнить и повторить все способы выражения главных членов предложения. В качестве методического материала можно использовать таблицу, в которой систематизированы способы выражения главных членов предложения – подлежащего и сказуемого – в русском языке и приведены примеры, иллюстрирующие каждый способ.

ПОДЛЕЖАЩЕЕ Сказуемое
• форма И.п. имени или инфинитив: Город строится. Семеро одного не ждут. Больные отдыхают. Курить очень вредно.; • именные сочетания: Отец с сыном уже ушли. Двадцать человек уехало. Несколько ребят отстало. Каждый из них поздоровался. Кто угодно звонит.; • предложно-падежными группами (В.п. и Р.п.): С неделю только прошло. До десяти школьников ещё могут записаться в кружок. Простое глагольное сказуемое– выражено спрягаемой формой глагола, инфинитивом или фразеологизмом: Он читает книгу. Вокруг зеленеет лес. Курить – здоровью вредить. Я буду читать (гл. в пов. накл.). Съездил бы ты к брату, поговорил бы (гл. в усл. накл.). Он нам постоянно палки в колёса вставляет (фразеол.). Составное глагольное сказуемое– имеет две части: вспомогательную (глаголы, выражающие оттенки значения сказуемого) и основную (всегда инфинитив, выражающий речевое значение сказуемого). Вспомогательная часть сказуемого включает: • указание на временные рамки: Мальчишки про- должали играть. Мы перестали верить его словам. • указание на возможность, желательность действия: Иван рассчитывал вернуться к вечеру. Я могу расспросить его. • фразеологизм (+ инфинитив): Он не имел права рисковать. Горю желанием учиться. • эмоциональная оценка действия: Он любил придумывать разные истории. Я боюсь ему говорить. Составное именное сказуемое– имеет две части: глагол-связку (вспомогательная часть) и именную часть. Довольно часто глагол-связка отсутствует: Стол уже был накрыт на веранде. Слово – одежда всех фактов. А когда-то он ей казался героем. Сложное сказуемое– включает в себя элементы разных типов сказуемых: Я боюсь показаться нескромным. Этот человек мог бы быть моим сыном.


Ошибки, допущенные при решении заданий 13,14 (сложные предложения с разными видами связи, с несколькими придаточными), можно объяснить тем, что данные темы изучаются в конце учебного года, и можно предполагать, что навыки и умения недостаточно отработаны.

Что касается задания 12 (выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложных предложений, связанными подчинительнойсвязью), то основной причиной ошибок, как показал анализ ответов учащихся, является то, что они указывают только цифру начала придаточного предложения. Если же придаточная часть стоит внутри главной, то, соответственно, необходимо указать цифры, обозначающие границы всей придаточной части.

При подготовке к ОГЭ по русскому языку интересны упражнения на комплексный анализ текста, например:

1.

(1)Все люди хотят быть счастливыми. (2)Но как понимать счастье? (3)В чём оно?

(4)Для некоторых счастье – это богатство, деньги. (5)Но ведь настоящего счастья, например, верной дружбы, за деньги не купишь. (6)Если, скажем, человек знает, что добыл деньги нечестно, обделил кого-то, отнял у других, а людям вокруг живётся плохо, то как ни богат человек, а ему немножко не по себе. (7)Совесть точит. (8)А от совести никакими деньгами не откупишься.

(9)Конечно, очень важно быть здоровым, сильным, справляться с любым делом. (10)Но вот как быть, если не может найти человек себе дела? (11)Значит, не в силе счастье! (12)Ошибаются и те, кто считает, что счастье достаётся без разбору тем, кому просто, как говорят, везёт в жизни. (13)Ведь это же непрочное счастье. (14)Сегодня случайно удалось что-то человеку, но, если он вслепую набрёл на удачу, завтра счастье может изменить ему…

(15)По-настоящему счастлив тот, кто любит людей и кого они уважают и любят. (16)Кто чувствует, что у него хватает сил, знаний и умений, чтобы вместе со всеми людьми делать жизнь лучше. (17)Радуется жизни тот, кто знает и любит своё дело, чувствует себя нужным другим людям и отдаёт им все свои силы. (18)Тот только и счастлив по-настоящему, кто может сказать людям: “Моё счастье – частичка нашего большого общего счастья”.

(По материалам Интернета)

1. Из предложений 14-15 выпишите слов(-а), образованное(-ые) приставочно-суффиксальным способом.

2. Определите способ образования слова ОТКУПИШЬСЯ (предложение 8).

Определите способ образования слова РАЗБОР.

3.Выпишите наречия из предложения 14.

4. Из предложений 5-6 выпишите частицы.

5. Определите часть речи слова БЕЗ РАЗБОРУ

6. Какое средство выразительности использовано в предложении 7?

7. Подберите синонимы к слову (набрёл) ВСЛЕПУЮ.

8. Определите тип подчинительной связи в словосочетании НУЖНЫМ ДРУГИМ (предложение 17).

9.Определите тип подчинительной связи в словосочетании НЕ КУПИШЬ ЗА ДЕНЬГИ (предложение 5).

10. Определите тип подчинительной связи в словосочетании ДОСТАЁТСЯ БЕЗ РАЗБОРУ (предложение 12).

11. Выпишите грамматическую основу из предложения 1. (1)Все люди хотят быть счастливыми.

12. Укажите количество грамматических основ в предложении 6.

(6)Если, скажем, человек знает, что добыл деньги нечестно, обделил кого-то, отнял у других, а людям вокруг живётся плохо, то как ни богат человек, а ему немножко не по себе.

13. Укажите цифры, обозначающие запятые при вводных конструкциях.

Но ведь настоящего счастья,(1) например,(2) верной дружбы,(3) за деньги не купишь. (6)Если,(4) скажем,(5) человек знает,(6) что добыл деньги нечестно,(7) обделил кого-то,(8) отнял у других,(9) а людям вокруг живётся плохо,(10) то как ни богат человек,(11) а ему немножко не по себе.

14. Среди предложений 14-16 найдите сложное с однородным подчинением придаточных.

(14)Сегодня случайно удалось что-то человеку, но, если он вслепую набрёл на удачу, завтра счастье может изменить ему…

(15)По-настоящему счастлив тот, кто любит людей и кого они уважают и любят. (16)Кто чувствует, что у него хватает сил, знаний и умений, чтобы вместе со всеми людьми делать жизнь лучше.

15. Среди предложений 12-14 найдите сложное с сочинительной и подчинительной связью.

(12)Ошибаются и те, кто считает, что счастье достаётся без разбору тем, кому просто, как говорят, везёт в жизни. (13)Ведь это же непрочное счастье. (14)Сегодня случайно удалось что-то человеку, но, если он вслепую набрёл на удачу, завтра счастье может изменить ему…

2.

(1)Чего нам не хватает для счастья? (2)Ответ прост и (не)оригинален: любви, понимания, поддержки, взаимности, ощущения, что ты ценен, нужен. (3)Как оказалось, хлеба и зрелищ(…) современному человеку явно (не)достаточно. (4)Имея то и другое, он не чувствует себя счастливым.

(5)Мы находимся в стремительном потоке поверхностных социальных связей – “привет-пока”, у горожанина бездна приятелей, встреч, контактов. (6)Из-за этого у нас возникает иллюзия безграничности выбора. (7)Нам кажется, что мы можем до второго пришествия выбирать того, с кем, в конце концов, будем счастливы. (8)Нам кажется, что он где-то там, за горизонтом, ещё переработаем несколько тонн “социального шлака” и найдём того, кого нужно.

(9)Это величайшее заблуждение. (10)Если не в каждом, то в каждом втором мы можем найти “того самого”. (11)Только искать его нужно не перебирая ряды претендентов, а глядя в глубину этого “первого встречного”. (12)Правда, это серьёзная душевная работа. (13)А мы так работать не умеем – и не потому что не хотим, а потому что просто не обучены. (14)Наивно ждём “счастливой встречи” до наступления полного своего одиночества. (15)Одиночество – это не когда ты всё понимаешь, одиночество – это когда тебе не с кем об этом говорить.

(По А. Курпатову

1. Какое(-ие) слово(-а) или сочетание слов являются грамматической основой в одной из частей предложения 8.

(8)Нам кажется, что он где-то там, за горизонтом, ещё переработаем несколько тонн “социального шлака” и найдём того, кого нужно.

А) нам кажется

Б) он

В) он там

Г) переработаем

Д) переработаем и найдём

Е) кого нужно

Ж) нужно

2. Укажите в последнем абзаце предложение с однородными обстоятельствами.

3. Какое придаточное в этом предложении?

(2)Ответ прост и (не)оригинален: любви, понимания, поддержки, взаимности, ощущения, что ты ценен, нужен.

А) изъяснительное

Б) определительное

В) обстоятельственное

4. Какая характеристика соответствует данному предложению?

(5)Мы находимся в стремительном потоке поверхностных социальных связей – “привет-пока”, у горожанина бездна приятелей, встреч, контактов.

А) простое, двусоставное, осложнено однородными дополнениями

Б) сложное, бессоюзное, состоит из двух двусоставных предложений

В) бессоюзное сложное предложение, 1-ая грам.основа “мы находимся”, 2-ая – “бездна”

Г) бессоюзное сложное предложение, 1-ая грам.основа “мы находимся”, 2-ая – “бездна приятелей, встреч, контактов”

6) Во втором абзаце отметьте подробности, детали, повторы, которые при пересказе нужно будет сократить.

7) Выберите важную информацию и сформулируйте главную мысль последнего абзаца в двух предложениях.

Рекомендации:

1. При подготовке к решению заданий открытого типа важно приучить школьников внимательно читать формулировку задания и выделять (подчёркивать) именно те слова, которые важны при решении, чтобы не возникало ошибки указания 2 цифр вместо одной.

2. В курсе русского языка в основной школе большое внимание уделяется теоретической составляющей в освоении синтаксиса. Усиление практической направленности обучения русскому языку и соединение теории с практикой может быть достигнуто при внедрении в учебный процесс практико-ориентированных подходов и приёмов обучения:

• рассмотрение синтаксических понятий и категорий как с точки зрения их лингвистической составляющей, так и с позиции речевой функции в предложении и тексте, то есть формирование умения распознавать разнообразные синтаксические структуры в живой речи, прежде всего, в тексте, и применять полученные знания на практике;

• многоплановая, системная и систематическая работа с текстом, а не с разрозненными предложениями и словами, поскольку только в текстовом материале слова, словосочетания и предложения приобретают особые смыслы, постигая которые учащиеся не только овладевают знаниям о языке, но и получают необходимый речевой опыт, так нужный им для выражения в последующей жизни собственных позиций, мыслей, чувств, переживаний.

Рекомендации по подготовке учащихся к сочинению-рассуждению (часть3)

Часть 3 (альтернативное задание 15) – задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Сочинение-рассуждение проверяет прежде всего умение создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитан­ного текста. Это высказывание должно соответствовать функционально-смысловому типу речи – «рассуждение» и, как следствие этого, строиться по определённым композиционным законам. При этом особое внимание уделяется умению экзаменуемого аргументировать свои мысли и утверждения, используя прочитанный текст.

Стоит обратить внимание на то, что все эти умения будут востребованы в ходе дальнейшей учебной деятельности выпускников (и не только при изучении русского языка), а также (на ином уровне) при сдаче ЕГЭ. Именно поэтому критерии оценивания этого вида работы максимально приближены к критериям оценивания задания 25 ЕГЭ.

Подготовка выпускников к ОГЭ в этом году потребовала от учителей особого умения. Если задания к сочинениям 15.1 и 15.2 понятны и методически разработаны, то сочинение 15.3 заставило учителей искать новые пути решения данной проблемы.

Наши рекомендации