Категории ценности и смысла в воспитании человека
Ценности и требования современного мира определяют образование как становление образа человека и гражданина. Его глобальная цель - сделать человека не "знающим", а понимающим, чувствующим, культурным, то есть подготовить к реальной жизни в сложном и противоречивом мире, обеспечить развитие тем самым культуры общества в целом. Сегодня укрепляется осознание того, что современные кризисные явления в обществе и воспитании обусловлены именно технократической моделью их развития, в недрах которой произошла деформация мышления и сознания отдельного человека и цивилизации в целом, смещение акцентов и ценностных ориентаций в сторону материального в ущерб духовному. Становится очевидным, что в условиях технократической парадигмы развития, закрепившей в сознании человечества образцы мышления и способы освоения природы, приоритеты, идеалы, ценности и смыслы, присущие техногенной цивилизации, преодоление кризиса воспитания невозможно. Он носит многоплановый характер. Его истоки - в философии, культуре, специфике техногенной цивилизации. Поэтому путь к преодолению кризисных явлений в воспитании лежит через онтологическое осмысление взаимодействие человека и мира, человека и общества, через изменение системы ценностей, смыслов и структуры потребностей, их переориентации в сторону духовного.
Реализация данной идеи предполагает использование в воспитании подрастающего поколения аксиологического подхода, имеющего в своей основе сравнительно новую отрасль российского обществознания - аксиологию, которая представляет собой философское учение о природе ценностей, их месте в реальности, структуре ценностного мира, их связи, обусловленности социальными и культурными факторами, структурой личности. Природа возникновения системы общечеловеческих ценностей связана с формированием и удовлетворением потребностей человека. Между субъектом и объективными условиями возникает противоречие, которое человек разрешает возможностями самодвижения и саморазвития, при этом формируются и изменяются личностные структуры субъекта, а наличие высоко и всесторонне развитого потенциала мотивационной сферы позволяет преодолевать жизненные противоречия и трудности. Идеалы и ценности, трансформируясь в цели и задачи воспитания, представляют основное звено в рассмотрении педагогических явлений. Отраженные в образовании, они позволяют судить о его характере и сущности, дают возможность видеть его общую направленность.
Духовные ценности всегда выступали в качестве близкой или отдаленной цели (идеала) воспитания молодого поколения, стремясь к достижению которых общество, представители его различных социальных слоев, отдельные личности испытывали действительную потребность, продиктованную историческим запросом, в прогрессе культуры, цивилизации. В этом смысле ценностные ориентации представляют собой составной, ориентированный не только на наследие прошлого и на современность, но и на будущее, компонент стратегии в определенной области духовной и экономической жизни общества, в частности в образовании. По мнению Н.Д. Никандрова, В.А. Сластенина и др. образование благодаря своей массовости и системности охватывает различными типами школ подрастающие поколения, "переводит" конечные ценности общечеловеческой культуры в сферу формирующегося общественного сознания и, таким образом, оказывает влияние на процессы, происходящие в духовной жизни, в экономике и политике.
Аксиологические ориентиры, воплощающие национальные и общечеловеческие ценности духовной жизни общества и составляющие одну из сущностных основ его стратегии в сфере воспитания молодежи, историчны. Они всегда принадлежат конкретной эпохе, но обладают способностью на новом витке исторического движения обретать новый смысл, вступать в контакт с ценностями последующего периода, сохраняя конструктивно-позитивное, непреходящее значение. В ходе исторического развития пополняется ценностно-мотивационный ряд, побуждающий человека к действию и приобретающий значение критерия, в свете которого судят о его поведении и деятельности. Проблема ценностей всегда актуализировалась, ее постановка обострялась, приобретала широкое социальное и нравственное значение в сложные, переломные эпохи, когда культурные традиции обесценивались, прежние идеологические и этические устои общества подвергались дискриминации, начиналась поспешная их замена новыми идеалами и целями.
В настоящее время формируется новое педагогическое мышление, адекватное зарождающемуся новому цивилизованному (глобальному) мышлению. Новая методология и философия воспитания связаны с усилением гуманистического и гуманитарного аспектов в образовании, его воспитывающей функции, переходом к фасилитации, холистическому, интегративному подходу к ребенку, учету его индивидуальных особенностей и интересов, переходом от экстенсивных технологий, ориентированных на репродуктивное воспроизводство знаний, к интенсивным технологиям обучения. Эти идеи полно и глубоко реализуются сегодня в авторских школах Ш.А. Амонашвили, В.С. Библера, В.А. Караковского, В.А. Сухомлинского, А.Н. Тубельского, Е.А. Ямбурга, в моделях развивающего и личностно ориентированного образования Е.В. Бондаревской, В.В. Давыдова, В.В. Рубцова, В.В. Серикова, И.С. Якиманской. В них осуществляется поиск новых концептуальных подходов к воспитанию, его нового содержания, технологий и методов, развития его гуманистического потенциала. В разрабатываемых моделях воспитания подчеркивается неразрывная взаимосвязь между чисто когнитивными и эмоционально-ценностными процессами, определяющими целостное видение мира и одновременно гуманистическое отношение к нему, утверждается идея ценности и уникальности человеческой личности.
Общая цель воспитания в условиях открытого общества в русле гуманистической идеологии - возрождение духовного, нравственного, интеллектуального потенциала нации в контексте культуры, воспитание свободного гражданина, обладающего чувством личной ответственности, нравственной зрелостью, способного к творческому преобразованию действительности. Ценности гуманизации включают в себя также самоценность и индивидуальность личности. Гуманизация является основополагающей характеристикой инновационных педагогических концепций, важнейшей предпосылкой человечных отношений между поколениями. Одним из главных предназначений современного воспитания является создание фундаментальных начал тех духовных ценностей, которые традиционно выступали в роли имеющих непреходящее значение стимулов человеческой жизни и деятельности, а также формирование новых, актуализировавшихся в современных условиях.
Реальность воспитания состоит не только из чисто внешних воздействий на воспитанника и его ответных реакций. В большей степени она определяется человеческими смыслами или той основой, из которой складываются все остальные параметры воспитания, ведь для ребенка, как писал Л.С. Выготский, видимая ситуация является частью более сложного смыслового поля. Любая "взрослая" идея, касающаяся воспитания, находит предел своей педагогической активности, причем нравственные основания самой этой идеи подвергаются проверке нравственной чистотой ребенка. На важности в педагогической теории понятия предела педагогической активности настаивал еще К.Д. Ушинский. Концепт "личностного смысла" является внутренним двигателем данной ситуации. Укорененные в бытии (социокультурной средой, этническими и религиозными традициями, особенностями национальной психологии, мировоззрения, менталитета, естественной средой обитания ребенка) смыслы, становятся "приглашающими силами" для внутренней работы ребенка по созданию собственной смысловой картины мира, своего мировоззрения. Важно понимать взаимодействие педагогической активности и "личностного смысла": чем (язык, символы, идеология) и как (деятельность, общение, поступок) "личностный смысл" является в воспитании.
Понимание смысловой картины воспитания помогает осознанию педагогом внутреннего смысла педагогической деятельности, способствует развитию у него рефлексивного сознания. В результате субъектами воспитания осознаются условия и возможности становления полноценной личности в современной социокультурной среде, индивидуальное и уникальное в процессах воспитания, а также закономерности преломления универсальных законов воспитания в российской образовательной среде.
Категории ценности и смысла позволяют педагогам осознать, какие силы приводят в движение систему воспитания как сложно функционирующую организацию, что является гарантом ее жизнеспособности. В противном случае педагог будет оставаться формальным исполнителем инструкций и приказов, лишенным возможности осуществлять сознательную профессиональную деятельность в процессе воспитания.
3. Диалектика универсального и национального в образовании
Разочарование отечественных либералов в итогах европейского гуманистического опыта на рубеже XIX-XX веков стимулировало поиск духовного смысла исторического развития России. Он осуществлялся на основе синтеза общечеловеческих и национальных начал. В русской философии изучением этой проблемой занимались В. Соловьев и Е. Трубецкой. Находясь под влиянием работ В. Соловьева, Е.Н. Трубецкой попытался дать обоснование диалектике национального и общечеловеческого в историческом процессе. В его понимании, содержание культурно-исторической миссии России определялось соединением национального интереса с религиозным смыслом исторического развития.
Национальные чувства можно определить как чувства устойчивой привязанности к своей нации, к традициям, обычаям, культуре, быту, национальным и духовным ценностям. Они формируются внутри этнической общности людей, занимающих общую территорию, ведущих сходный образ жизни, говорящих на одном языке.
Национальное самосознание включает в себя такой спектр чувств как: национальная гордость и любовь к родине, радость, переживаемая при восприятии объектов национальной культуры, эмоционально поддерживаемая убежденность в справедливости идеологических положений и политических шагов, которые выражают интересы национального развития и субъективно представляются как интересы своего народа.
Диалектика национального и универсального отражается и в национальном характере. Национальный характер это сумма признаков, отличающая людей одной от людей другой национальности, комплекс физических и духовных качеств, который отличает одну нацию от другой. Это компонент психического склада нации, который определяется как система отношений конкретной этнической общности к различным сторонам окружающей действительности, закрепившаяся и проявляющаяся в устойчивых стереотипах мышления, эмоционального реагирования и поведения в целом. Националистическая психология обладает устойчивостью и заразительностью. Однажды воспринятая психикой, она с большим трудом поддается изменению. Этнические установки и стереотипы такого рода сохраняются в психике людей в виду того, что поведение, построенное при их помощи облегчает групповую солидарность.
Наличие установок на конкретный объект, сходных по направленности и по интенсивности их проявления, служит фактором, объединяющим людей на основе общей симпатии и антипатии. Установка изменяет внимание, восприятие, мнение и поведение людей в ситуациях, затрагивающих межнациональные отношения и связи.
Этнический стереотип содержит в себе устойчивое ядро, определенный комплекс представлений о внешнем облике представителей данного народа, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни и пр. Кроме того, этнический стереотип содержит также ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств данного народа. В определенных случаях этнические установки и стереотипы могут порождать враждебность между представителями различных наций.
Враждебность представителей одной нации к другой часто возникает под влиянием соответствующего воспитания, и имеет определенные причины социально-психологического характера, связанные с явлением «этноцентризма» (совокупность массовых иррациональных представлений о собственной этнической общности как о центре, вокруг которого группируются все остальные). В основе этноцентризма лежат этнические и национальные предрассудки (установки предвзятого отношения без достаточных на то оснований) и националистические настроения.
Таким образом, национальные особенности заслуживают изучения не только ради познавательного, этнографического интереса. Знание этих особенностей помогает глубже вникать в сущность современных проблем, лучше понимать причину явлений и процессов, механизмы взаимодействия общественных и политических сил.
Вопросы для самоконтроля:
1. Покажите соотношение категорий свободы и необходимости в педагогики и философии образования. Что представляет собой свободная целесообразность?
2. В чем заключается сущность нового педагогического мышления?
3. Определите роль ценностных и смысловых категорий в воспитании человека
Темы для самостоятельной разработки:
Тема 1. Сущность идеи демократизации образовательного процесса и ее корни в истории педагогики;
Тема 2. Поиски путей гуманизации воспитания и гуманитаризации образования;
Тема 3. Формирование основ нового культурно-образовательного и социально-педагогического мышления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящий курс лекций вошли наиболее важные по содержанию вопросы истории педагогики и философии образования, которые могут быть углублены при необходимости студентами за счет изучения основной и дополнительной литературы, предлагаемый в заключительной части настоящего курса.
Настоящий курс лекций является необходимым для будущей профессиональной деятельности студентов, поскольку в систематизированной форме излагает понятийно-категориальный аппарат истории педагогики и философии образования, а также рассматривает основные педагогические идеи концепции прошлого.
Полученные в процессе изучения данного курса знания, позволят будущим педагогам сформировать систему знаний о предпосылках возникновения и развития теории и практики воспитания, образования и обучения, а также расширить представления о социально-деятельной структуре личности и ее отношениях с окружающим миром. Полученные знания могут быть применены в процессе самосовершенствования, саморазвития.
Курс лекций «История педагогики и философия образования» не претендует на широту изложения. С рядом идей и теорий, существовавших в разные исторические периоды, студенты могут успешно самостоятельно ознакомиться. Представленный в курсе лекций материал содержит наиболее значимую информацию, которая, по сути, является основой педагогической культуры будущих педагогов.