Школы - участники проекта: №№ 352, 509, 131, 247, 237, 275, 290, 546, 547, 548, ШЭиП
Рабочая группа: Бузовкина Н. В., Буракова Н. Г., Витовтова М. С., Данькевич А. Н., Коротышева Ю. Н., Новикова М. Э., Преснухина Л. Б., Ревягина Е. Н., Свистунова Е. В., Томасян Е. В., Тяпугина И. В.
Направление программы | Гражданско-патриотическое | ||||||
Название проекта | Образовательный туризм – маршруты, нас образующие | ||||||
Вариативный/инвариантный проект | вариативный | ||||||
Цель | Объединение школ Красносельского района для создания и внедрения в деятельность школ системы туристско-экскурсионной работы, направленной на воспитание общероссийской и локальной идентичности школьников | ||||||
Задачи | 1. 1. Создать условия для достижения обучающимися школ предметных, метапредметных и личностных результатов, предусмотренных ФГОС, за счет актуализации воспитательного потенциала культурного и природного наследия Российской Федерации. 2. 2. Расширить круг социальных партнеров школ и наладить коллаборативное взаимодействие между школами и музеями, библиотеками, учреждениями дополнительного образования, общеобразовательными учреждениями России и зарубежных стран 3. 3. Способствовать формированию профессионального стандарта педагога. | ||||||
Сроки |
| ||||||
Целевая аудитория проекта | обучающиеся 1-11 классов, педагоги | ||||||
Краткое описание замысла проекта | В рамках проекта разрабатывается система туристско-экскурсионной работы, которая охватывает обучающихся всех учебной параллелей (1-11 класс). В каждой учебной параллели появляется «тема года», работа над которой позволяет педагогам и ученикам интегрировать и синхронизировать изучение разных учебных предметов. В течение учебного года каждый класс совершает 2-8 туристско-экскурсионных выезда, каждый из которых является частью проектной деятельности школьников. Результаты проектной деятельности предъявляются после каждого выезда, а также в конце учебного года. | ||||||
Содержание проекта | Наименование мероприятий | Предполагаемые сроки выполнения | |||||
Проведение Всероссийской научно-практической конференция “Культурно-образовательные практики: подходы к проектированию и реализации» | Конференция учителя ОУ РФ, преподаватели АППО, представители Администрации Красносельского района | ежегодно | |||||
Проведение вебинаров школ-партнеров | Вебинары | по необходимости | |||||
Ежегодный городской фестиваль видеороликов «Современный Санкт-Петербург – Terra Incognita» | Фестиваль для детей по двум возрастным группам 5-7, 8-10. | октябрь - ноябрь | |||||
Районный семинар для учителей школ «Внедрение модели туристско-экскурсионной деятельности в рамках реализации Проекта «Образовательной туризм» | Семинар | декабрь | |||||
Научно-практическая конференция учащихся «Как прекрасен этот мир, посмотри!» | Конференция для детей | апрель | |||||
Круглый стол школ – участников Проекта «Плюсы и минусы внедрения Проекта «Образовательный туризм – маршруты, нас образующие»» Проведение выставок творческих работ обучающихся по итогам выездов в рамках проекта «Образовательный туризм» | Круглый стол | май | |||||
Презентации из опыта работы | Интернет – ресурсы | по необходимости | |||||
Встреча участников Международного сотрудничества в рамках проекта «Образовательный туризм» | встреча | март | |||||
Ожидаемые результаты | 1. Мониторинг заместителей директоров по ВР внедривших Образовательный туризм в деятельность своего учебного учреждения. 2. Количество диалоговых площадок созданных на ОУ Красносельского района. 3. 100% обеспечение пакетом документов для организации диалоговых площадок на базах ОУ.3 | ||||||
Предполагаемые продукты, по окончании реализации проекта | 1. Создание диалоговых площадок для обучающихся и педагогов в рамках проекта «Образовательный туризм» 2. Создание пакета документов для организации деятельности в рамках проекта для ОУ района. 3. Создание адаптированной модели туристско-экскурсионной работы в школе. - Выступление на научно-практических конференциях - Выставки творческих работ - Социальные проекты (экологические акции, помощь детям и взрослым с ОВЗ и т.д.) | ||||||
Ресурсы, необходимые для реализации проекта | - кадровые (классные руководители и учителя – предметники, научные руководители проекта); - финансовые (канцтовары, печатная продукция, книги по краеведению); - материально-технические (приобретение компьютеров в школьную библиотеку для создания виртуального Русского музея, телевизоры для рекреаций); - информационные (школьные, районные СМИ, Интернет); - партнеры (сотрудники музеев, библиотек, общественные организации, историко-культурный центр «Варяжский двор» Средневековый город Сваргас, социальный проект «Мир на ощупь»). | ||||||
Дополнительные сведения | см. Приложение:Содержание программы «Образовательный туризм» ГБОУ СОШ №352 с углубленным изучением немецкого языка Красносельского района Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный год |
Приложение
Содержание программы «Образовательный туризм» ГБОУ СОШ №352 с углубленным изучением немецкого языка Красносельского района Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный год
Параллель, тема годового подпроекта | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Формы предъявления проектной работы |
11 класс Тема: «Мой выбор» | Музей политической истории России, программа «Мы выбираем, нас выбирают» (совместно с программой профориентации) | «Американский кабинет Иосифа Бродского» (музей Анны Ахматовой) | Музей снов и сновидений при Институте психологии (совместно с программой профориентации) | Посещение лабораторий Политехнического университета (совместно с программой профориентации) | |
10 класс Тема: «Мир движется любовью» | Государственный Эрмитаж, образовательное путешествие «Лики любви» | Интерактивный социальный проект «Мир на ощупь» (совместно с программой профориентации) | Музей-квартира Ф.М.Достоевского | Военно-медицинский музей (совместно с программой профориентации) | - участие в городском конкурсе исследовательских работ «Мир в зеркале культуры»- социальные акции для помощи детям и взрослым с нарушением зрения |
9 класс Тема: «Связанный мир» | Электродепо «Автово» (совместно с программой профориентации) | Музей логистики (совместно с программой профориентации) | Всероссийский музей А.С.Пушкина (программа «Читаем Евгения Онегина») | Всероссийский музей связи (совместно с программой профориентации) | - участие в городском конкурсе исследовательских работ «Мир в зеркале культуры»- участие в городском конкурсе школьно-музейного-партнерства «Литературный багаж» - участие в городском конкурсе исследовательских работ «Музей открывает фонды», а также в других конкурсах и фестивалях, проводимых Комитетами по образованию и культуре Санкт-Петербурга |
8 класс Тема: «Расскажи мне о себе» | Музей современного искусства «Эрарта», программа «Автопортрет в современном искусстве» | Музей оптики (совместно с программой профориентации) | Государственный Эрмитаж, посещение Галереи 1812 года | Государственный Театральный музей, программа «Профессия: актёр» (совместно с программой профориентации) | |
7 класс Тема: «О чём рассказывает город» | Театр-макет «Петровская акватория» | Кунсткамера, программа «М.В.Ломоносов и Академия наук» (совместно с программой профориентации) | Екатерининский дворец в Царском Селе, программа в «Янтарный путь» (совместно с программой профориентации) | Музей-усадьба Г.Р.Державина Петергоф, интерактивная программа «Державинские кухни» | |
6 класс Тема: «Зачем нужно искусство?» | Программа «Архитектура Петербурга» в Академии художеств | Музей музыки, программа «С мира по нотке» | Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, программа «Сундук с Шереметьевского чердака» | Музей «Мастерская Аникушина», занятие «Как работает скульптор» (совместно с программой профориентации) | |
5 класс Тема: «Человек на земле» | Планетарий, программа «Звездный ларец месяца» | Музей почвоведения | Детский экологический центр Музея воды, программа «Море, которое рядом» | Государственный Эрмитаж, занятие «Природа и искусство: первобытный мир» | Конкурсы экологической тематики, проводимые Эколого-биологическим центром «Крестовский остров», музеем «Мир воды Санкт-Петербурга и т.д. |
4 класс Тема: «Человек и его боги» | Музей истории религии, программа «Золотые одежды для слова» | Государственный Эрмитаж, программа «Библейские сюжеты в искусстве» | Автобусная экскурсия «Четыре собора» | Музей этнографии народов мира (Кунсткамера), программа «Боги древних народов» | Творческие проекты, праздники «Мифы и сказки народов мира» |
3 класс | Образовательный путешествие «Кировский вал: Зеленый пояс славы» | Музей хлеба, программа «Блокадный хлеб» | Посещение одного из школьных музеев Красносельского района | Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, программа «Великая Отечественная война» | Виртуальная экскурсия «Красносельский район в годы войны», «Память о героях в названиях улиц» |
2 класс Тема: «Мир семейного очага» | Программа реализуется совместно с государственным музеем-заповедником «Петергоф» и включает посещение дворца «Коттедж», Большого дворца и др. | Творческие работы по темам «Семейные подарки», «Семейный альбом», «Семейные традиции» | |||
1 класс Тема: «Как хорошо уметь читать!» | Экскурсия в Детскую библиотеку «Радуга» | Детский исторический музей, программа «Чем писали в старину» | Музей «Нарвская застава», программа «От азбуки до букваря, от букваря до словаря» | Подготовка творческих работ и праздников, посвященных книгам, письму, азбукам |
ПАСПОРТ ПРОЕКТА «ШКОЛЬНЫЕ МУЗЕИ» |
Школы - участники проекта: №№ 167, 242, 271, 291, 369, 383, 590
Рабочая группа: Барулина М. Г., Исаев Г. Е., Калинина И. Р., Князева Е. В., Козлова Е. В., Мизина Е. М., Пахарева Т. А., Петрова А. Н., Сушанская Е. В., Яковлева И. С.
Направление программы | Гражданско-патриотическое | |||
Название проекта | Школьные музеи | |||
Вариативный/ инвариантный проект | инвариантный | |||
Цель | Активизация работы музеев образовательных учреждений, расширение сферы и методов использования их как социального института, средства обучения и воспитания, а также формы организации детской творческой активности. | |||
Задачи | 1. Расширить круг знаний обучающихся об истории района, города, страны. 2. Провести цикл интерактивных музейно-педагогических занятий в школьных музеях кластера. 3. Выявить и способствовать развитию творческих способностей юных исследователей, экспозиционеров, экскурсоводов. 4. Укрепить связи между образовательными учреждениями, учреждениями культуры, общественными организациями 5. Выпустить итоговый сборник (в электронном или бумажном вариантах), в котором будет отражена информация о школьных музеях района, а также разработки лучших экскурсионных программ этих музеев. | |||
Сроки | Учебный год/ 3 года. 2017-2020 гг. | |||
Целевая аудитория проекта | Обучающиеся школ, заведующие музеем, учителя, жители микрорайона школы, родители. | |||
Краткое описание замысла проекта | Одной из важнейших задач российского образования является формирование гражданских ценностей, которые опираются на исторические и социокультурные достижения народа, связывающие между собой разные поколения россиян. Таким образом, школьный музей необходим всем: от первоклассника до ветерана, судьба которого уже вошла в историю семьи, школы, города или страны. Школьный музей развивается вместе со школой, а потому важна разработка новых, интерактивных, игровых приёмов работы, использование в работе AR и VR-технологий. Проект позволит стать школьным музеям не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства | |||
Содержание проекта | Наименование мероприятий | Предполагаемые сроки выполнения | ||
Районный конкурс экскурсоводов и экскурсионных программ «Хранители времени» | Конкурс | октябрь | ||
Серия квестов «Музейный абонемент» | Квесты, информационно-поисковые игры, кейсы, интерактивные занятия и т.д. | в течение года | ||
Семинар для заведующих музеев | Методический итоговый семинар | 1 раз в год | ||
«Школа юных экскурсоводов» | обучение (мастер-классы, практикумы-выезды на экскурсии), круглые столы | 1 раз в четверть | ||
Связь с музеями Санкт-Петербурга и прочими социальными партнерами | Совместные мероприятия | 1 раз в четверть | ||
Ожидаемые результаты | Показатели | Индикаторы | ||
Создание экскурсий по фондам школьного музея | Публикации школьников итоговом методическом сборнике | |||
Участие в конкурсе экскурсоводов | Охват (количественный, возраст) | |||
Создание экскурсий по фондам школьного музея. Проведение на базе музеев экскурсий, уроков, занятий патриотической направленности | Публикации школьников итоговом методическом сборнике. Количественный (мероприятия, направленность, привлеченные партнеры). | |||
Создание экскурсий по фондам школьного музея или тематических экскурсий | Публикации школьников итоговом методическом сборнике | |||
Работа по формированию фондов музеев | Охват учащихся, вовлеченных в работу музея (количественный, возраст) | |||
Проведение экскурсий в рамках «Музейного абонемента» | Охват учащихся, вовлеченных в работу по созданию экскурсии для гостей музея (количественный, возраст) | |||
Участие в конкурсе экскурсоводов | Охват (количественный, возраст) | |||
Проведение курсов кафедрой культурологии АППО для юных экскурсоводов | Охват (количественный, возраст) | |||
Расширение сферы социального партнерства школьных музеев | Увеличение количества мероприятий, проведенных совместно с социальными партнерами. | |||
Издание итогового сборника | Информационный блок о музеях Красносельского района – 100% Публикации текстов экскурсий, как универсальных, так и отражающих специфику какого-либо музея. | |||
Предполагаемые продукты, по окончании реализации проекта | Ежегодно: информационно-методические сборники, включающий в себя информационный блок о музеях Красносельского района, разработанные сценарии музейных квестов, игр и т.д., а также тексты экскурсий: специфических и универсальных | |||
Ресурсы, необходимые для реализации проекта | - кадровые (заведующие музеем, педагоги-организаторы) - финансовые (печать сборника, обучение, покупка грамот для награждения (конкурс),значки “Юный экскурсовод-краевед”) - материально-технические ( у каждого музея индивидуально) - информационные (освещение в официальных СМИ района, соц.сетях и тд.) - социальное партнерство (музейное пространство СПб, социальные партнеры школ) | |||
Дополнительные сведения | 1. Партнерство (музейное пространство СПб, социальные партнеры школ) Уже имеющиеся социальные партнеры: ДДТ Красносельского района Музей «Разночинный Петербург», Литературный музей «ХХ век» Союз художников СПб Союз писателей СПб СПб городской Дворец творчества юных (Сектор исторического краеведения и школьного музееведения) СПб АППО Школа музейного мастерства ВММ Ассоциация школьных музеев Морской ресурсный центр Центральный военно-морской музей 2. Проведение курсов кафедрой культурологии АППО для руководителей музеев и юных экскурсоводов 3. Приложение «Музейный абонемент» | |||
Приложение
«МУЗЕЙНЫЙ АБОНЕМЕНТ»
№№ ОУ | Информация о школьном музее | Сроки для посещения |
Музейная экспозиция Центр образования состоит из двух разделов: “Города-герои” и “Красносельский рубеж Ленинграда”. Профиль экспозиции: военно-исторический. Экспозиция “Города-герои” была открыта в 2010 году и посвящена 13 городам Советского Союза, которым было присвоено звание Город-герой. Экспозиция позволяет проводить уроки истории, посвященные ВОВ 1941-1945 годов. В 2013 году, в основу второй экспозиции легли экспонаты, переданные ДДТ Красносельского района. В этом зале проводятся экскурсии, посвященные защите рубежей Ленинграда, находящихся на территории Красносельского района. | ||
В школе № 242 7 мая 1977 г. был открыт музей Героя Советского Союза Пилютова П.А. и его боевых друзей. В школе традиционно 23 декабря проходят встречи с ветеранами 13 Воздушной армии, дочерью П.А. Пилютова — Т. П. Пилютовой. Продолжается сбор материала о лётчиках-героях, истории улиц микрорайона Сосновая Поляна. Экскурсоводы школы проводят интересные экскурсии по стендам музея Боевой Славы для учащихся и ветеранов Великой Отечественной войны. Кроме музея реального, наша школа поддерживает и «Виртуальный музей» — совокупность проектов, посвящённых памяти Великой Отечественной войны, её героев и затронутых ею судеб. Разделы «Виртуального музея» · 70-летию Победы посвящается · Архивные документы рассказывают · Год 41, началась война... · История создания · Лётный путь · Памятные места · Прадедушки · Те, кто рядом · Виртуальный тур по школьному музею · Газета 5а класса ГБОУ школа №242 · Спецвыпуск газеты «Филин» 2014 год № 9 (49), посвященный 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады | ||
Музей гимназии называется “Встречи. События. Судьбы. Из истории гимназии”. Включает в себя разделы, рассказывающие об истории Красносельского района, Великой Отечественной войне (особенно делается упор на блокаду, т.к. в экспозиции присутствуют уникальные предметы и документы блокадного быта). В основу отдельной экспозиции легли материалы о П.И. Федулове, имя которого носит гимназия. Особым интересом пользуется раздел, рассказывающий о советском периоде гимназии и всего школьного образования. Подлинные предметы и документы пионерской, комсомольской организаций, воспоминания современников. Разработаны мобильные интерактивные экскурсии одного экспоната. Например, подлинная медицинская сумка с частичным наполнением в рамках экскурсии “У войны не женское лицо…” или дневник блокадной школьницы, ручки - вставочки и чернильницы-непроливайки в рамках экскурсии “Дети блокады”. Музей обладает большой коллекцией моделей военной техники, переданной в дар. На её основе создана экскурсия “Оружие победы” | ||
Музей школы включает три отдельных зала - русская изба, квартира советского времени и зал “Герои Отечества”. С сентября 2016 года в зале “Герои Отечества” практически ежедневно для учащихся проходят интерактивные занятия, посвященные памятным датам истории: 8 сентября - начало блокады г. Ленинграда; уроки посвящённые 120-летию со дня рождения Маршала Г.К. Жукова; прорыв блокады г. Ленинграда; день космонавтики; интерактивная экскурсия “Незабытые”. В избе проходит занятие “Знакомство с русской избой”. В интерьерном музее быта советского времени проводятся занятия «Загадки старого портфеля», “Новый год в мире старых вещей”, “Я коллекционер, музейный сотрудник, эксперт” ориентированные на учащихся 1-11 классов, педагогов и родителей. Приглашаем в группу нашего музея https://vk.com/museum291 | ||
Музей открыт в мае 1987 г. Создан по инициативе и при участии ветерана ВОВ, бывшего юнги Северного флота Леонида Васильевича Корякина-Черняка. Посвящен мальчишкам военной поры, юнгам Соловецкой школы юнг ВМФ– воинской части с самым молодым личным составом участников войны. Девиз музея: «история это не только хождение в прошлое, но и великий учебник для грядущих поколений». Среди экспонатов музея действующая аппаратура и приборы ВМФ: корабельные радиоприемники, автоматический радиопеленгатор, навигационный эхолот, магнитный компас с нактоузом и различные корабельные тренажеры. Созданы экспозиции по следующей тематике: ● История школы юнг ● Юнги Соловецкой школы – участники ВОВ ● Их именами названы улицы Кировского и Красносельского районов ● Военно-морской флот сегодня ● Офицер флота – профессия героическая ● Героическая история эсминца «Гремящий» ● Подарки гостей музея Музейные экспозиции дополнены видеотекой, фильмотекой, фототекой, фонотекой и библиотекой (свыше 300 книг). В октябре 2003 г. музеем получен сертификат Комитета по образованию Администрации СПб о соответствии статусу «школьный музей» (приказ № 1022 от 30.06.2003). В музее систематически проводятся экскурсии для учащихся лицея. В качестве экскурсоводов привлекаются специально подготовленные лицеисты. Темы экскурсий: - Мальчишки, защищавшие Родину - История школы Соловецких юнг - История Соловецких островов - Северные конвои периода ВОВ - Юнги, прославившие Россию - История военно-морской формы и др. За многие годы работы музея сложилась система героико-патриотического и нравственного воспитания учащихся. На базе музея проводятся обучающие семинары, тематические встречи, уроки и многие другие мероприятия. В работе музея и гражданско-патриотической работе с учащимися принимают активное участие ветераны Соловецкой школы юнг ВМФ, поддерживается связь с Военно-морской академией им. адмирала Кузнецова и Нахимовским военно-морским училищем. Музей может использоваться для учащихся Красносельского и других районов, а также для жителей города. | ||
Музей 383 школы “История Лигово”. Музейная экспозиция посвящена историческому району на юго-западе Санкт-Петербурга (ныне Красносельский район). В музее представлены экскурсии по темам: ”История Лигово”,”Клиновские дома”,”Урицкий рубеж”.Изюминкой первого зала музея является макет,на котором совмещены разные временные периоды истории Лигово, показана дачная жизнь лиговских жителей. Во втором зале вы можете увидеть экспозицию, посвященную Великой Отечественной войне, которую составляют экспонаты найденные на поле боя. Они буквально пропитаны духом войны. Экскурсоводы музея с удовольствием проведут экскурсию, как для учащихся школ, так и для жителей микрорайона. | ||
Музей истории лицея № 590 Музей лицея № 590 носит название Музея истории школы, а также Музея современной истории школы. Все учащиеся задействованы в поиске артефактов, объектов, которые достойны быть музейными экспонатами. Очень важен и интересен зал со стендом “Соты”, где хранятся карты достижений учащихся. Школьный музей сотрудничает с музеями Санкт-Петербурга, которые любезно предоставляют свои экспонаты для проведения тематических выставок. При музее работает выставочная галерея, где выставляются работы современных художников. За 20 лет существования лицей накопил оригинальный опыт решения проблемы воспитания в новых социально-нравственных условиях. Именно материалы, отражающие работу педагогов и учащихся по реализации концепции нашего лицея, стали первыми экспонатами музея. Накопление материала продолжается вместе с развитием структуры Школьного города. Ни одно событие в жизни ученика или педагога не остается неотраженным — это и активное, творческое участие в жизни лицея, и личные достижения всех участников образовательного процесса, и знаменательные события в жизни лицея, что помогает поддерживать и развивать традиции, воспитывать чувство гордости за себя, свой класс, свой лицей. |
ПАСПОРТ ПРОЕКТА ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ «ЖИВАЯ ИСТОРИЯ» |