Компоненты структуры общения элементы процесса общения | когнитивно-информационный | регуляционно-поведенческий | аффективно-эмпатийный | социально-перцептивный |
потребность в общении | потребность в организации работы по формированию эффективного взаимодействия; формирование потребности в коллективе в организации эффективного взаимодействия | умение влиять на партнера по общению; умение выразить свою точку зрения; учет потребностей и интересов субъектов воспитательно – образовательного процесса | учет потребностей субъектов воспитательно – образовательного процесса при реализации своих потребностей; потребность в синергическом стиле общения | организация обучения и самообучения пониманию самого себя, своих потребностей и мотивов; пониманию субъектов воспитательно – образовательного процесса в ДОУ, их потребностей и мотивов |
ориентировка в целях общения, в ситуации общения | поддержка мотивации к эффективному педагогическому взаимодействию; выстраивание целей и задач общения в соответствии со своей потребностью и потребностью субъектов воспитательно – образовательного процесса в ДОУ | готовность учесть позицию субъектов воспитательно – образовательного процесса; организация системы повышения квалификации педагогов по вопросам эффективного педагогического взаимодействия | эмоциональная стабильность; соблюдение этикета делового общения; позитивная коммуникативная установка; | организация обучения умению адекватно воспринимать ситуацию общения; распознаванию помех взаимопонимания и барьеров общения; учету вида общения (ролевое, деловое, светское); учету социальной роли партнера по общению учету и социального окружения партнера |
ориентировка в личности партнера по общению | диагностика степени осведомленности педагогов ДОУ по проблемам педагогического общения | учет особенностей личности субъектов воспитательно – образовательного процесса | уважение чувства собственного достоинства (у себя и у субъектов педагогического взаимодействия) | пониманию других людей их мотивов, целей; выявлению особенностей личности, учету социальной роли партнера по общению |
планирование содержания общения | разработка системы работы по проблемам эффективного педагогического общения; | установление эффективной дистанции общения; разработка системы воспитательно – оздоровительной работы | широта эмоционального репертуара | выработка навыков продумывания содержания общения в соответствии с выбранной социальной ролью |
выбор конкретных средств общения (сознательно или бессознательно) | организация работы по обучению сотрудников оздоровительного ДОУ выбору стратегии общения, вербальных и невербальных средств общения; ознакомление с приемами общения, способами исключения помех взаимопонимания | выбор эффективной тактики педагогического общения: выбор каналов передачи информации (визуальные, аудиальные, кинестетические); владение системой вербальных и невербальных воздействий (поощрения, организующие, дисциплинирующие воздействия) | применение различных приемов поощрения, похвалы, выражения сочувствия, сопереживание; адекватная и коммуникабельная экспрессия; владение широким спектром приемов психологической защиты; | формирование умения организовать взаимодействие так, чтобы оно привело к взаимной удовлетворенности и эффективности совместной деятельности |
восприятие и оценка ответной реакции (процессуальная рефлексия) | организация обучения педагогов экспресс-методам оценки обратной связи; проведение семинаров и конкурсов, обеспечивающих проявление качеств, необходимых для формирования коммуникативной готовности к школе выпускников ДОУ | владение системой психологических и специальных знаний для формирования готовности субъектов воспитательно – образовательного процесса к эффективному педагогическому взаимодействию | эмпатия; быстрая реакция на эмоциональное состояние партнера; эмоциональная гибкость (быстрая переключаемость) | формирование гуманистической системы ценностей; умения ориентироваться в закономерностях поведения человека и группы; умения сформировать свой личный авторитет, стиль взаимоотношений, умение влиять на людей, убеждать их; |
контроль эффективности общения на основе установленной обратной связи | продумывание механизма контроля и обратной связи: анкетирование, тестирование, опрос, обсуждение и т.д. | организация системы работы по обучению педагогов методикам оценки эффективности педагогического общения | управление собой и своими эмоциями; способность адекватно расшифровать эмоциональные сигналы субъектов воспитательно - образовательного процесса в ДОУ | выработка умения предвидеть возможные поступки в зависимости от социальной роли, выбранной партнером по общению |
итоговая корректировка направления, стиля, методов общения | коррекция и выбор дополнительных средств и методов для формирования готовности к эффективному пед. взаимод. | смена формы поведения и методов общения в зависимости от результатов анализа обратной связи и диагностики эффективности пед. взаимод. | смена эмоционального состояния своего или партнера в соответствии с анализом ситуации общения; корректировка приемов эмоц. воздействия | коррекция стиля и методов общения в соответствии с принятыми социальными нормами и ожиданиями окружающих, принятыми для т ой или иной социальной роли |