Структура местной администрации.

Местная администрация - ОМСУ, осуществляющий текущее управление хозяйственными и социально-культурными процессами на территории муниципального образования.

ч. 8 ст. 37 ФЗ 2003 г.: структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.!!!!!!

В структуру местной администрации могут входить:

· отраслевые (функциональные) органы

· территориальные органы местной администрации.

Поскольку муниципальное законодательство предполагает многообразие видов и уровней муниципальных образований, различное число жителей и масштабы территорий осуществления местного самоуправления, единый порядок организации и деятельности местной администрации невозможен, равно как и способ ее формирования.

Представительный орган муниципального образования утверждает также положение о соответствующей местной администрации, которое на муниципальном уровне является основным документом, регламентирующим организацию и деятельность местного исполнительно-распорядительного органа.

В структуру местных администраций входят различные по наименованию подразделения:

· департаменты,

· комитеты,

· главные управления,

· управления,

· комиссии и пр.

В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Это позволяет систематизировать указанные органы по группам:

1) функциональные,

2) отраслевые

3) территориальные исполнительно-распорядительные муниципальные органы.

Функциональные органы -подразделения местной администрации, которые выполняют задачи применительно ко всем отраслям местного хозяйства (например, бюджетно-финансовые).

Отраслевые органы -подразделения, которые отвечают за положение дел в конкретной отрасли на данной территории (например, ведающие жилищно-коммунальным хозяйством, образованием, здравоохранением).

Территориальные органы -подразделения местной администрации по управлению частями территории муниципального образования (например, в муниципальном образовании, большом городе, поделенном на районы, - это районные администрации).

Число подразделений, муниципальных служащих и технического персонала в администрации каждого муниципального образования зависит от нескольких факторов:

· от числа жителей

· от масштаба территории.

Структура местной администрации разнообразна в зависимости от типа муниципального образования, численности проживающего здесь населения и ряда других местных особенностей. При этом структура администрации муниципальных районов и городских округов сложнее, чем структура администрации поселенческих муниципальных образований.

Круг деятельности каждого органа местной администрации обычно определяется положением об этом органе (или инструкцией, когда речь идет об отдельном работнике). Порядок утверждения положений сложился разный. В большинстве случаев это прерогатива главы муниципального образования.

- Однако в ряде муниципальных образований (в Саратовской области, например) положения утверждаются представительным органом.

- Кое-где право определения статуса органов администрации предоставлено самим руководителям этих органов.

!!! Оптимальный порядок утверждения положений - когда этим занимается глава администрации: он отвечает за деятельность всех подразделений администрации, потому должен определять общий подход к организации их работы, распределять между ними полномочия местной администрации, закрепленные в уставе муниципального образования.

Вместе с тем положения о некоторых органах администрации согласно ч. 3 ст. 41 Федерального закона N 131-ФЗ обязательно утверждаются представительным органом. Это правило действует в случае, если орган администрации хочет получить права юридического лица.

Наряду с полномочиями, необходимыми для разрешения вопросов местного значения, местная администрация может наделяться также государственными полномочиями - об этом говорилось ранее. Конечно, это будут полномочия исполнительной ветви государственной власти.

Одна их крупных организационных проблем исполнительно-распорядительной деятельности - это оптимизация штатов структурных подразделений местной администрации. Властные полномочия органов местного самоуправления теперь определены достаточно четко, чтобы вплотную подойти к решению давно назревшей проблемы нормирования муниципального персонала. Речь не идет о навязывании муниципалитетам штатных разнарядок.

ð Согласно Европейской хартии местного самоуправления муниципальные органы должны иметь возможность, не нарушая общих законодательных положений, самим определять свои внутренние структуры с тем, чтобы они отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление. Вместе с тем нужны объективные ориентиры в поисках таких структур. И тут муниципалитетам помогают методические рекомендации - как федеральные, так и региональные.

Наши рекомендации