Кризис современной семьи и семейных ценностей
Ещё один фактор, серьёзно осложняющий жизнь школы и негативно сказывающийся на результатах образовательной деятельности, связан с проблемами современной семьи - с кризисом семьи как социального института, с упадком роли семейных ценностей и семейного воспитания в социализации личности. Этот кризис многократно усиливается тем, что в последние два десятилетия школа занималась преимущественно вопросами обучения, её воспитательный и социализирующий потенциал заметно снизился, а связи между семьёй и школой находятся едва ли не самом низком уровне за последние десятилетия.
Проблема кризиса семьи как социального института и размывания семейных ценностей не является сугубо российской. Она связана с глобальными процессами модернизации и особенно актуальна для тех стран, в которых полностью или в существенной мере разрушено традиционное общество, ушли в прошлое традиционные семейные устои, ценности семьи и семейной жизни. Среди факторов глобального плана, влияющих на современную семью и формирование культуры семейной жизни, можно выделить следующие.
ГЛОБАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ КРИЗИСА СОВРЕМЕННОЙ
СЕМЬИ И СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
· демографический переход и связанные с ним демографические кризисы и проблемы;
· последствия сексуальной революции, её влияние на жизнь семей, на взаимоотношения между полами, детьми и родителями, появление нетрадиционных и альтернативных форм семей и семейно-брачных отношений;
· эмансипация детства и тинэйджерства во всём многообразии её форм и проявлений;
· ситуация жизни семей в условиях нарастания культурного многообразия, этно-религиозных ренессансов, информационной открытости, активного проникновения инокультурного опыта и чуждых ценностей в жизнь социума, кризиса прежних форм идентичности;
· смена типов культурно-исторического наследования, при котором передача (трансляция) опыта из поколения в поколение носит избирательный характер, а в роли культурных экспертов всё чаще выступают не взрослые, а более продвинутые сверстники.
Говоря о специфических социокультурных особенностях российского общества, пребывающего в состоянии переходного периода, можно выделить следующие факторы, влияющие на вне- и внутрисемейные отношения, воспитательный и социализирующий потенциал семьи.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОЙ
РОССИЙСКОЙ СЕМЬИ
· формирование общества потребления и досуга и утверждение его ценностей, коммерциализация всех сторон жизни;
· демократизация жизни, становление новых гражданско-правовых отношений в обществе и государстве;
· рост открытости социума, степени свободы личности, изменение роли женщины в семье и обществе, её отношения к материнству и детству в ситуации радикальных социально-экономических перемен;
· утверждение рыночной экономики, распространение идеалов конкурентоспособной успешной личности, их отражение на материальном положении и ценностных ориентирах российских семей;
· усиление роли факторов, влияющих на духовную жизнь социума и отдельных семей (религиозно-культурных, этнических, морально-этических, психологических); рост многообразия ценностных и смысловых систем, трансформация культур традиционных обществ в условиях урбанистических процессов;
· новая демографическая ситуация, требующая проведения чёткой демографической политики и политики государственной поддержки семей с детьми; изменение динамики семейной структуры населения, возрастной модели рождаемости;
· нарастание специфических негативных проявлений переходного периода (рост уровня насилия и криминогенности социума, алкоголизма, наркомании, психологической незащищённости, душевных расстройств, ксенофобии, расизма, антисемитизма, религиозного фанатизма, экстремизма, аффектных, девиантных и деликвентных форм поведения), особенно в среде молодёжи; их негативное влияние на семью как на социальный и социокультурный институт.
Проявления кризисного состояния семьи и семейных ценностей очень многообразны. Это, прежде всего, демографические проблемы. Главная причина демографического кризиса в общемировом масштабе - коренные изменения в сфере воспроизводства человеческого общества. Если в условиях традиционного общества поощряется семья с большим количеством детей, то в условиях постиндустриального общества потребления и досуга, а также возможности регулирования количества детей, семьи, в которых имеется малое количество детей, оказались в более предпочтительном положении. Резкий рост продолжительности, а главное - затратности этапа взросления человека, восприятие деторождения как формы жертвенного поведения родителей, ориентир общества на статусную поддержку профессионально и карьерно ориентированных женщин - важнейшие факторы смены демографических приоритетов.
На смену семейной экономике традиционного общества, требующей значительного количества детей в качестве рабочей силы, в индустриальном обществе пришла экономика промышленного и сельскохозяйственного производства, не связанная непосредственно с хозяйственно-экономической деятельностью семьи. Она способствовала развитию трудовой занятости женщин, их экономической независимости и профессионально-карьерному росту. Наличие развитой социальной сферы существенно ослабило зависимость родителей от детей и детей от родителей. Начался отход от традиционного уклада семейной жизни, быстрыми темпами шло размывание традиционных основ супружеских, детско-родительских и межпоколенных отношений, изменялась идеология и психология взглядов мужчин и женщин на гендерные и социокультурные роли, семейную жизнь, на характер отношений между поколениями. Эти процессы развивались по нарастающей ещё в 1970-1980-е гг.
В постиндустриальном обществе практически во всех более или менее развитых странах уже заметно ослабляется сама социально-психологическая потребность семьи в детях. Распространяется жизненный стиль «child-free» (свободы от детей), а также довольно позднее родительство.
Из комментариев сторонника жизненного стиля child-free на одном из Интернет-сайтов: “Рожают детей только из чистого эгоизма: чтобы было кому стакан воды в старости подать, чтобы кто-то развлекал тебя и создавал своим присутствием эффект наполненности жизни, чтобы удержать мужа, чтобы смотреть на своё продолжение».
Ещё в первой половине ХХ века такие умонастроения уже проникли в сознание интеллектуальной элиты общества. Примечательными в этом смысле являются слова Бернарда Шоу: «Молодость – чудесная вещь. Какое преступление растрачивать её на детей!» Несмотря на декларируемые лозунги, в современном обществе преобладает низкий социальный статус деторождения, а также невысокий статус женщин, посвятивших себя выращиванию детей, беременных и кормящих матерей, матерей с малыми детьми и лиц, профессионально занимающихся воспитанием детей.
Одним из последствий демографического кризиса в РФ является изменение соотношения между людьми разных возрастов. Ещё 100 лет назад более 50% населения страны составляли лица моложе 20 лет, а пожилых людей старше 60 лет было не более 5-6% от общей численности населения. В 1980-е годы число детей, молодых людей, людей зрелого возраста и людей преклонного возраста составляло уже примерно по 25%. В современном обществе люди пенсионного возраста составляют до 40% населения, что ведёт к существенному нарушению соотношения между людьми трудоспособного и нетрудоспособного возраста. Эта проблема в РФ решается за счёт интенсивного притока мигрантов и становления мультикультурного общества со всеми вытекающими из этого положительными и отрицательными последствиями.
Существенные изменения претерпели и современные семейно-брачные отношения. Ранее брак понимался как зарегистрированный супружеский союз, единственная законная форма организации близких личных и сексуальных отношений, некое таинство, священные узы. В идеале он предполагал "единственность и неповторимость" супругов друг для друга, сохранение верности "в горе и радости" "до гробовой доски". Преобладала культурная модель, согласно которой близкие личные отношения должны были перерасти в оформленный брак как союз мужчины и женщины [10].
На рубеже ХХ-XXI вв. в странах Европы, включая Россию, уже каждый пятый признавал традиционный брак пережитком. Во Франции и странах Бенилюкса этого мнения придерживаются 30-35% молодых людей и людей среднего возраста[11]. Брак всё чаще воспринимается как сожительский союз, интимное партнёрство, ощущение себя "парой", в котором главное – сами супруги, секс, деньги, развлечения, удовольствия, материальные выгоды от совместного проживания. Наиболее значительную роль в этих процессах сыграла сексуальная революция, которая привела к эмансипации полов в сексуальной сфере. Она изменила отношение к добрачным отношениям, к семье, браку, к рождению и воспитанию детей, к детско-родительским отношениям. С нею во многом связано также появление и легализация нетрадиционных типов и видов семей.
Так, в ряде штатов США имеется юридическая возможность заключить сезонный брак на определённое количество лет или месяцев, по истечению которых он автоматически прекращается. При желании его можно продлить на определённый срок или не продлевать. На Западе довольно распространён т.н. гостевой брак, который считается очень прочным. Согласно его правилам, супруги живут в разных городах и даже странах, там, где им удаётся найти хорошую работу и выстроить карьеру, не требуя жертвы от супруга. Муж и жена общаются по телефону или по Интернету и приезжают в гости друг к другу 1-2 раза в месяц.
Определённое распространение, в том числе и в России, получил т.н. открытый брак, при котором один из супругов знает о жизни другого «на стороне» и принимает это, взамен получая право на подобную жизнь. Многожёнство и многомужество как крайняя форма открытого брака находит поддержку у части российских политиков. Среди мигрантов и командировочных, отправляемых на длительные сроки или вахтовым методом на большое расстояние от дома, распространён т.н. удалённый брак. При этом браке у одного из супругов имеется вторая семья, в которой также могут быть дети.
Шведская семья – коммунальный брак между мужчинами и женщинами – распространён в молодёжных сообществах и коммунах. Виртуальное многожёнство (многомужество) подразумевает наличие виртуального сексуального партнёра. Он ориентирован на удовлетворение виртуальных сексуальных фантазий партнёров и не предполагает непосредственное знакомство и разрушение семьи. Постепенно получает распространение т.н. последовательная полигамия – многократное (5-7 раз) вступление в брак в течение жизни. На Западе под эту форму брачно-семейной жизни подводят психологические основания, связывая её с необходимостью соответствия партнёра уровню личностного развития супруга на каждом возрастном интервале. Защитники плюрализма семейных и внебрачных форм, сверхнизкой рождаемости и малодетности говорят об этом как о средстве избежать угрозы "перенаселённости" и достичь состояния "золотого миллиарда".
Кризисное состояние семьи и семейных ценностей – относительно новый фактор в жизни российского общества. Семья всё ещё воспринимается массовым сознанием как важнейший социальный и социокультурный институт общества, первичная воспитательная и социализирующая система, социальный стабилизатор, удерживающий общество в относительно устойчивом состоянии. Социальное здоровье семьи рассматривается в качестве важнейшего индикатора социального и духовно-нравственного здоровья общества. Поэтому кризисные явления в жизни семьи по праву воспринимаются как угроза всему обществу.