Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в дошкольном возрасте
Психологическое, в первую очередь, отделение ребёнка от взрослого в конце раннего возраста создаёт предпосылки для построения новой социальной ситуации развития: ребёнок предметом своей активности делает не окружающие предметы, а взрослого, хочет быть похожим на взрослого. И начинает выстраивать отношения с миром взрослых. Если раньше взрослый нужен для помощи, то теперь как образец. При этом взрослый выступает в общем как носитель социальных ролей ( папы, деда мороза, президента). Эльконин считал, что соц. Ситуация развития является противоречивой, т. к. ребёнок являясь субъектом, членом общества, без общества быть не может. Но в обществе помощь и участие ребёнка не обязательно, но потребность у него всё равно есть, и так как он напрямую не может реализовать, он реализует опосредованно, с помощью игровой деятельности. Моделируя мир, он примеряет на себя роли и осваивает новую деятельность- сюжетно-ролевую игру, кот. Становится основным видом его деятельности. Установление отношений со сверстниками. Возникает детское сообщество. В такой игре ребёнок примеряет на себя роли, и осваивает функции взрослого, вносит в игру некоторые формы отношений, которые усваивают из общества. В игре использует в качестве замены реальных предметов предметы заместители. Так ребёнок начинает ориентироваться в общем смысле человеческой деятельности. Ребёнок обнаруживает, что действия или отношения имеют иерархическую систему соподчинение и управления. Действия выполняются в воображаемые ситуациях и связаны с реальным опытом ребёнка.
Игра, как ведущая деятельность дошкольника: развитие, структура, значение
Предметом игровой деятельности является взрослый, как носитель общественных функций. Игра всегда имеет предметно-практическую направленность, и эта деятельность подчиняется определённым правилам. Эльконин считал, что ребёнок в игре сначала эмоционально, затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений. Игра не является всеобщей формой жизни всех детей и является историческим образованием. Детские игры не сразу становятся сюжетно- ролевыми. Они проходят путь развития т предметно-манипулятивных, до сюжетно ролевых игр с правилами. Принято выделять 3 этапа в развитии сюжетно-ролевой деятельности: 1. предметно-манипулятивная (ещё не игра) 2 предметные действия (когда уже по функции) 3
ДВ в детской психологии разбивается на: младший Д 3-4, средний Д 4-5, старший Д 5-7.
Предметно-манипулятивные игры осуществляются в одиночку. В своих играх они повторяют одни и те же действия с одними и теми же предметами воспроизводя действия взрослых.( постоянно редут хлеб, моют посуду)Игровой сюжет как и роль отсутствуют. В среднем дошкольном дети объединяются друг с другом. Игра становится совместной и главным становится не воспроизводство предметных действий взрослых, а имитация отношений, т е возникает ролевая игра. Они строго следят за соблюдением правил и стараются сами им следовать. Благодаря ролевым играм дети открывают для себя мир отношения и в этой игре они учатся следовать правилам. Старший дошкольный содержанием игры становится подчинение правилам взятым на себя ролям. Правила должны строго исполняться и они связаны с реальностью, а не придумываются. Появляется сюжет, что игра уже носит развёрнутый характер. Не ограничивается реализаций отдельных действий. Игра продолжительна( может прерываться на долгое время, но потом продолжатся). Ребёнок может уже справляться без взрослых, но взрослый может направлять ребёнка.
Сюжетно-ролевая игра имеет свою структуру: 1 роль(центр игры) 2 символизм игры ( замена реальных предметов на заместители) 3 игровые действия ( реализуются предметные отношения и соц отношения) 4 правила (обсуждаются и соблюдаются)
Значение игровой деятельности: влияет на формирование произвольности памяти и внимания, на развитие мышления(наглядно-образного), подченяясь правилам развиваются волевые каества, усваивает элементарные особенности учебной деятельности, оказывает игра большое влияние на развитие речи, развивается знаковая функция речи, рефлексия развивается и воображение (репродуктивное и творческое).