Развитие изобразительной деятельности и конструирования в дошкольном возрасте

Продуктивные виды деятельности дошкольники включают изобрази­тельную и конструктивную. Они, как и игра, имеют моделирующий харак­тер. В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми. Продук­тивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явле­нии, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструк­ции, объемном изображении.

Для изобразительной деятельности характерно художественно-образное начало. В отличие от образов восприятия и памяти, художественный образ максимально субъективен и несет в себе печать личности автора. Изобрази­тельную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация. Их взаимо­связь прослеживается в средствах выразительности, используемых для созда­ния продукта. К ним относятся форма, ритм линий и форм на плоскости, объем. Декоративное рисование, аппликация и лепка предполагают использование цветового строя и гармонии, а сюжетное - композиции.

В процессе конструирования решаются какие-либо технические задачи, предполагающие создание построек, приведение в определенное взаимное рас­положение предметов, их частей и элементов.

Замысел продуктивной деятельности воплощается с помощью разных изо­бразительных средств. Ребенок, осваивая эту деятельность, учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином ее виде. Таким образом, признаки и качества изображаемых предметов высту­пают опорными точками ребенка в познании действительности. У дошколь­ника складывается умение вариативно использовать выразительные средства и орудия, возникают обобщенные способы изображения объектов окружаю­щего мира (Д.Б.Элькошш).

Предпосылками продуктивных видов деятельности, так же как игры и труда, выступают потребность малыша в самостоя­тельности и активности, подражание взрослому, освоение пред­метных действий, формирование координации движений руки и глаза.

На втором году жизни у ребенка возникает интерес к ка­рандашу и действиям с ним. Он начинает подражать взросло­му, водя карандашом по бумаге. Совершая такие беспорядоч­ные движения, малыш не стремится что-либо изобразить. Он просто манипулирует с карандашом, осваивая его функцию, получая удовольствие от самого процесса. Проводя каранда­шом, ребенок делает важное «открытие» - карандаш оставляет след. Малыш замечает материальную проекцию собственных действий - то, что след получается разным в зависимости от характера движений руки. Перелом в становлении рисования наступает в связи с узна­ванием в каракулях предметов окружающего мира. Новый этап в становлении изобразительной деятельности связан с интенсивным развитием в начале дошкольного возрас­та знаковой функции сознания, причем не только в рисовании, но и в игре, бытовой деятельности, при освоении речи. Знаковая функция, представляющая собой одну из фундаментальных человеческих способностей, начинает осваиваться в раннем дет­стве, при непосредственном воздействии взрослого, который учит ребенка узнавать картинки в книжках, использовать в игре предметы-заместители, называть нарисованные каракули. Про­цесс рисования предполагает действие замещения. Ребенок дает предмету и изображению одно и то же название, устанавливая таким образом их соотношение. По ходу рисования речь позволяет дошкольнику преодолеть ограниченные возможности изобразительных материалов. Ре­бенок дает персонажам характеристики, которые трудно отразить на бумаге (например, нравственные качества). Опираясь на речь, ребенок преодолевает несовершенство собственной ручной умелости: неумение показать пропорции, перспективу, динамику события. Так, используя звукоподражание, он пере­дает полет самолета.

Развитие конструктивной деятельности в дошкольном возрасте

Детское конструирование означает процесс сооружения по­строек, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, а также способы их соединения.

Конструирование всегда предполагает решение определен­ной конструктивно-технической задачи, предусматривающей организацию пространства, установление взаимного располо­жения элементов и частей предметов в соответствии с опреде­ленной логикой. Важно, чтобы постройка соответствовала тре­бованиям реального сооружения и выполняла его назначение. Стул должен быть таким, чтобы на него можно было усадить матрешку, а мост таким, чтобы по нему могла проехать маши­на. Хотя постройка создается не для практического использо­вания, в ней воспроизводятся основные элементы и функции реального сооружения. Основополагающим моментом в конструировании высту­пает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объек­та и его частей, учесть логику их соединения. Так, башня, имею­щая слишком узкое основание, рушится.

На протяжении дошкольного возраста у детей развивается способность вносить изменения в способы конструирования для того, чтобы построй­ка подчинялась требованиям ситуации. У старших дошкольни­ков показателями творчества в конструктивной деятельности выступают новизна способов построения предмета, новизна самого предмета и новизна приемов для придания устойчивос­ти сооружаемой постройке.

Особенности конструктивной деятельности в дошкольном возрасте:

- дети осваивают способы обследования предметов и спосо­бы создания конструкций;

- дошкольники познают конструктивные свойства деталей и материалов;

- расширяется область творческих проявлений.


Наши рекомендации