Психологические особенности развития дошкольника. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

От3 до 7 лет. Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что конечно ему недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей моделирующая жизнь взрослых. Ролевая или как её иногда называют творческая игра появляется в дошкольном возрасте. Это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. В дошкольном возрасте аффект переносится с предмета на человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся для ребенка образцом не только объективно, но и субъективно. Около 3-х лет ребенок становится гораздо более самостоятельным и его совместная деятельность с близким взрослым начинает распадаться. В то же время игра социальна и по своему происхождению и по содержанию. Она не может развиваться без частого и полноценного общения со взрослыми и без тех разнообразных впечатлений от окружающего мира, которые ребенок также приобретает благодаря взрослым. Режиссерская и образно-ролевая игры становятся источниками сюжетно-ролевой игры, которая достигает своей развитой формы к середине дошкольного возраста. Также из неё выделяются игры с правилами. Следует отметить, что возникновение новых видов игры не отменяет полностью старых, уже освоенных – все сохраняются и продолжают совершенствоваться. В играх с правилами появляется соревновательный мотив, личный и командный выигрыш. В развитой ролевой игре с её замысловатыми и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм. Речь: по Штерну: в 1,5 года ребенок активно использует примерно 100 слов, а в 3 года –1000-1100 слов, в 6 лет-2500-3000 слов. Интенсивно растет словарный запас. Развивается грамматический строй речи. Благодаря чему он приобретает активный словарь, который помогает ему перейти к контекстной речи (он может пересказывать прочитанный рассказ или сказку, описать картину. Вообще в дошкольном возрасте ребенок обладает всеми формами речи, присущими взрослым. Память: дошкольное детство возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Особенности: непроизвольна. В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) начинает формироваться произвольная память. Кроме того, сама появляющаяся в дошкольном возрасте способность к рассуждению (ассоциациям, обобщениям, независимо от их правомерности) также связана с развитием памяти. Развитие памяти обуславливает новый уровень развития восприятия и других психологических функций. У дошкольника своя, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений. Это период первоначального становления личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально – потребностной сферы, наконец, появление первых сущных связей с миром и основ будущей структуры жизненного мира – вот главные особенности личностного развития дошкольника. Центральным новообразованием этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание. В дошкольном возрасте появляется сложность жизненного мира, определяемая соподчинением мотивов. Происходит дифференциация линий онтогенеза, ведущих к тому или иному типу жизненного мира; формируются устойчивые (надситуативные) мотивы и начинает складываться направленность личности. У большинства детей проявляется значимость сложности и трудности мира.

Одарённые дети: одарённость – это высокий уровень развития способностей реб-ка, сопровождающийся значительной позн активностью. Одар может быть общей (проявляется во многих видах деят-сти) и специальной. Одар детей характеризует неравномерность развития: опережение умств развития по сравнению с эмоц-личнотным. Это создаёт проблемы у реб-ка-повышенная восприимчивость, ранимость психики, критичность к себе приводит к заниженной самооценке, неуверенности. Такие дети часто нах-ся в сложных взаимоотношениях с др детьми. Им полезно сталкиваться с ситуациями, в которых он ещё не достиг вершин, следует дать понять реб-ку – что неудача-это нормально и случается со всеми. Выявление одар детей возможно различными путями: наблюдение, тестирование при помощи спец заданий, тестов. Тестирование проводится квалиф специалистами. Обучение одар детей можно проводить в обычных группах и в спец.



Наши рекомендации