Развитие у младенца восприятия.
Этот познавательный процесс заключается в целостном отражении предметов и явлений, способности ребенка получать много наглядных, звуковых, тактильных и вкусовых впечатлений. Малышам присуща большинство человеческих ощущений Они видят, слышат, чувствуют боль.
Дети не обязательно ждут от взрослых стимулов к моторной и перцептивной деятельности, они сами активно ищут информацию. Для младенцев, как и для взрослых, цвет является конкретной категорией. Разнообразие цветов видимого спектра - от красного до фиолетового - связано с разной длиной световой волны. Объекты с существенными физическими различиями ценностями, называются категорийность.
Итак, дети в период младенца уже способны ориентироваться в заданных параметрах внешней среды Контрасты, криволинейностьт.д
Распознавание младенцем информации
Дети учатся выявлять изменения в одинаковых явлениях, сопоставлять полученную информацию с приобретенными ранее знаниями. Согласно гипотезе ученых, у младенца с первых дней жизни возникает отображения полученных как абстрактное отражения внешних элементов представления и их взаимосвязей.
Выделение младенцем категорий
Умение выделять общие для различных впечатлений свойства (например, протяженность и прерывность), способность объединять сходные по свойствам предметы или явления свидетельствуют, что ребенок может выделять категории.
Категория - осознание впечатлений о свойства, характерные для подобных, но не идентичных предметов, явлений.
Большинство младенцев различают следующие категории предметов: мебель, животные, еда. Годовой ребенок даже может отнести изображение предмета к соответствующей категории.
Умственное развитие младенцев, живущих в однородной среде, без достаточного количества игрушек, предметов, значительно медленнее по сравнению с теми, которые растут в широком окружении, имея возможность в получать больше новых впечатлений.
Развитие у младенцев памяти
Дети способны помнить прошлый опыт, и чем они старше, тем больше помнят пережитое. Младенцы соотносят новые впечатления с существующими в них образами. Эту способность называютУзнавание - отождествлением объекта или события, воспринимается с одним из зафиксированных в памяти образов (эталонов).
Во втором полугодии жизни в развитии памяти младенца появляются две новые особенности Во-первых, возникает способность квоспроизведения - припоминание вида объекта даже при отсутствии рядом подобного. Уже 4-месячные дети могут отличить знакомое лицо от незнакомого. Способность к воссозданию образа в памяти без непосредственного восприятия развивается после 8 месяцев. Примерно в 8 месяцев у младенца начинает развиватьсярабочая (оперативная) память - вид памяти, охватывающая процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, прорабатывается в процессе выполнения конкретного действия и необходима только для достижения цели этого действия
Когда старшие дети или взрослые читают или говорят, младенец способен воспринять информацию и сопоставить ее с воспринятой ранее.
Развитие речи в младенчестве. Стадии доречевого этапа развития речи
С развитием речи изменяется восприятие ребенка.Ребенок первого года (доречевой период) воспринимает внешние качества предметов (цвет, форму), т.е. сенсорное восприятие, а затем предметное.
С возникновением речи происходят и изменения в памяти. У ребенка, не владеющего речью, воспоминания появляются лишь при наличии конкретной ситуации. У говорящего ребенка это воспоминание происходит на слова. Под влиянием речи и мышления очень меняется деятельность ребенка.
В начале третьего года жизни речь – средство познания. В раннем детстве развитие речи делится на два периода:
1. Подготовительный;
2. Овладение самостоятельной речью.
Особенности развития речи
В течение первых лет жизни в развитии речи ребенка происходят громадные сдвиги. Они определяются быстрыми темпами общего развития и усвоения различных сторон родного языка.
На первом годуразвиваются голосовые реакции, подражание и понимание, усваиваютсяпервые слова;
На втором году —понимание, подражание, активная речь. На третьем году —понимание, активная речь: словарь, грамматические формы, синтаксические конструкции (различные предложения).
Уже на первом году речь начинает выполнять функцию общения и становитсяорудиемразвивающегося мышления.
Дети второго года жизни проявляют ярко выраженный интерес к речи окружающихлюдей.
В этом возрасте быстро растёт пассивный словарь– количество понимаемых слов.
К двум годам ребёнок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие его предметы. К этому времени он начинает понимать и объяснения взрослого (инструкции) относительно совместных действий. Поскольку ребёнок активно познаёт мир вещей, манипулируя с предметами для него – наиболее значимая деятельность, а освоить новые действия с предметами он может только совместно с взрослым. Инструктивная речь, организующая действия ребёнка, понимается им достаточно рано.
Позже, в 2-3 года, возникает понимание и речи-рассказа.
Особенности развития речи в раннем возрасте:
· Развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов;
· Формируется активная речь, которая становится средством общения с взрослыми и сверстниками;
· Формируется регулирующая функция речи, когда ребёнок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования;
· Появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники;
· Возникает описательная речь;
· Ребёнок воздействует с помощью речи на себя и на взрослого;
· Речь отражает опыт взаимодействия ребёнка с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования, предложения, желания;
· Формируется слушание и понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребёнка и помогает усвоить социальный опыт.
Первая стадия – крик
Когда малыш рождается, попадая из одной среды в другую, ему нужно каким-то образом заявить о себе, о своем присутствии в этом мире. Пока ребенок находился в мамином животе, все его потребности удовлетворялись мгновенно. Теперь же он иногда чувствует какой-то дискомфорт – и кричит (пока еще на уровне безусловного рефлекса). Когда потребности малыша удовлетворяются, у ребенка формируется некоторый стереотип поведения, и крик становится сигналом о дискомфорте (мокро, хочется есть или спать, грустно, одиноко). Средство у ребенка только одно – крик. Постепенно с помощью крика младенец учится не только привлекать к себе внимание, но и общаться.
Примерно к третьему месяцу меняется и интонация криков. Крик присутствует у ребенка довольно долго, развиваясь параллельно с речью. И даже когда появляются настоящие, “взрослые” слова, крик продолжает играть в общении очень важную роль.
Вторая стадия – гуление
Гуление обычно возникает в возрасте одного-двух месяцев и сопровождает ребенка в первые полгода жизни. Обычно это различные вариации звуков: а-а-гу, гы-ы, гэ-э, а-гы и т.д.
Малыш в этом возрасте впервые пытается почувствовать звуки и слова. Пока для него важен не столько смысл слов, сколько различные интонации, ритмика речи, артикуляция различных звуков.
Третья стадия – лепет
По мере развития ребенка гуление затихает, и ему на смену приходит лепет. Обычно это происходит в возрасте 6-7 месяцев.
Гуление и лепет очень важны для дальнейшего развития речи. Если их нет у вашего малыша, постарайтесь их активизировать.
Первые лепетные слова-слоги пока не несут в себе содержательного смысла. Но именно благодаря маме, которая слышит в этих слогах слова, лепет наполняется смыслом.
Стадия четвертая – первые слова
Итак, из лепета рождается слово…
На этом этапе (обычно он начинается в 11-12 месяцев). Именно сейчас малыш начинает ассоциировать слова с объектами окружающей среды, слова для него наполняются смыслом.