Развитие восприятия. Условия адекватного восприятия окружающего мира

Известно, что ранний сенсорный опыт ребенка играет решающую роль в развитии восприятия: без такого опыта атрофия некоторых клеток в сенсорных системах может привести к необратимым повреждениям, что и отмечалось у слепых от рождения после того, как им восстанавливали зрение.

Острота зрения младенца достигает такого же уровня, как у взрослого человека, лишь к концу первого года жизни. Было показано, что он лучше всего воспринимает предметы, расположенные в 19 см от его лица. Возможно, это играет большую роль в узнавании материнского лица во время кормления. С четырехмесячного возраста ребенок способен различать цвета: синий (голубой), зеленый, желтый и красный, при этом он отдает предпочтение синему и красному.

Происходит формирование так называемых оперативных единиц восприятия - сенсорных этало­нов, идеальных образов, хранящихся в памяти, с которыми чело­век сравнивает то, что он воспринимает в данный момент. Такими эталонами могут быть контуры предметов, тон цветовой гаммы, градации громкости и высоты звука и другие признаки. Очень важно, чтобы они были адекватными особенностям объектов.

Общее направление развития собственно перцептивных действий в процессе опознания объектов состоит в переходе от сукцессивного восприятия (последовательного разглядывания) к симультанному (свернутому, одномоментному).

В целом наблюдаются три основные линии развития восприятия пространства и пространственного мышления:

1) переход от трехмерного пространства к двухмерному; 2) переход от наглядных изображений к условно-схематическим и обратно; 3) переход от фиксированной на себе системы отсчета при восприятии к свободно выбранной, произвольно заданной.

Восприятие - процесс активный. Восприятие развивается в оптимальных условиях: когда взаи­модействие со средой качественно разнообразно и количественно достаточно, тогда организуются полноценные способы анализа объекта и синтезируются системы признаков для построения адек­ватных образов внешней среды. Недостаточ­ность в раздражите­лях и тем более информативный голод не позволяют восприятию выполнять свои функции и обеспечивать правильную и надежную для нас ориентировку во внешней среде. Образ индивидуален, он принадлежит внутреннему миру дан­ного человека, поскольку избирательность восприятия, при фор­мировании конкретного образа, направляется его личными инте­ресами, потребностями, мотивами и установками, это и определя­ет уникальность и эмоциональную окраску образа. Формирующиеся в процессе восприятия образы обладают качествами, которые поз­воляют регулировать целесообразное поведение. При погружении внешних движений (интериоризации), с одной стороны, видоизме­няется структура внешних действий с объектом, уменьшаются и преобразуются двигательные компоненты, а с другой - проис­ходит формирование внутреннего образа объекта, с которым че­ловек взаимодействует.

7. Общая характеристика памяти. Виды памяти. Память как высшая психическая функция.

Память является важнейшей познавательной функцией, связывающей прошлое субъекта с его настоящим и будущим, и лежащие в основе развития и обучения. Память можно определить как процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Процессы памяти проявляются на всех уровнях жизни, поэтому память также называют “общеорганической функцией” (Э. Геринг, Р. Земон); она включает не только процессы сохранения индивидуального опыта, но и механиз­мы передачи наследственной информации. Формы памяти многообразны: запечатление может происходить в виде непреднамеренного запоминания, сознательного и преднамеренного запечатления, систематического заучивания. Воспроизведение может осуществляться как узнавание или как свободное припоминание. Воспроизведение может быть произвольным и непроизвольным. Припоминание является произвольным воспроизведением и представляет собой активный волевой процесс, который характеризуется наличием цели – вспомнить. Непроизвольное воспроизведение происходит как бы само собой, его основой являются ассоциации по смежности во времени или в пространстве.

Сохранение как отдельный процесс памяти не является всего лишь пассивным хранением информации, ее консервированием, но представляет собой динамический процесс, совершающийся на основе определенным образом организованного усвоения, переработки материала, его систематиза­ции. Сохранение может выражаться не только в забывании – в некоторых случаях последующие воспроизведения могут оказаться более полными и точными (явление реминисценции, см. раздел 3). Выделяют статическое и динамическое сохранение. Статическое сохранение имеет место в долговременной памяти, при этом материал подвергается реконструкции или переработке, некоторые детали исчезают, другие изменяются, обобщаются и т.д. Динамическое сохранение характерно для кратковременной памяти, когда материал изменяется мало. Основная цель этого типа сохранения – удержать материал в памяти для последующей переработки.

Единицей, или продуктом сложной деятельности запоминания, является образ памяти, или представление. Представление – это воспроизведенный образ предмета, основывающийся на прошлом опыте.* Образ памяти отличается от образа восприятия тем, что может воспроизводиться в отсутствие предмета, в то время как образ восприятия появляется только в результате непосредственного сенсорного воздействия на периферические рецепторы. Образы памяти обладают меньшей четкостью по сравнению с образами восприятия, однако имеют высокую степень обобщенности и по уровню абстракции являются как бы переходной ступенью между ними и единицей мышления – понятиями.

Представления воспроизводятся не изолированно, а в связи с другими представлениями. Эти связи могут быть 1) ассоциативными; 2) структурными, 3) смысловыми.

Существенным фактором, влияющим на запоминание, является установка, которая сказывается на продуктивности и длительности сохранения заученного. Установка на длительное запоминание приводит к лучшему сохранению материала по сравнению с установкой на краткосрочное запоминание. на запоминание влияют эмоциональные процессы: известно, что эффективно окрашенный материал запоминает лучше, чем эмоционально нейтральный.

В теоретическом отношении особенно важны данные исследований патологии памяти, так как они позволяют определить те структуры, которые участвуют в мнемической деятельности, и лучше понять особенности функционирования памяти. Типичным расстройством памяти является амнезия, т.е. нарушение памяти, возникающее при различных локальных поражениях головного мозга. Расстройства памяти могут быть частными и общими, в первом случае затрагивается только одна из подструктур памяти, например какая-либо категория воспоминаний; во втором – память поражается во всех своих проявлениях. Различают две основные формы амнезий – ретроградную (забываются события, предшествующие заболеванию) и антероградную (забываются события, происходившие после начала заболевания).

Наиболее грубые формы амнезии были впервые описаны русским ученым С.С. Корсаковым и получили название корсаковский синдром. Корсаков предположил, что память обусловливается двояко: 1) способностью сохранять следы впечатлений и 2) способностью эти следы воспроизводить. Очевидно, что у больных множественным невритом значительно страдала именно вторая способность, поскольку воспоминания все же появлялись по мере излечения.

Память теряется постепенно, начиная с неустойчивого и заканчивая стойким. При восстановлении изменения идут в обратном порядке, т.е. начиная с навыков и заканчивая недавними впечатлениями. Этот закон получил название закона регрессии – высшие, сложные и специальные функции памяти утрачиваются первыми, а низшие, общие и автоматические – последними. Физиологическое объяснение этому закону таково: сначала болезнь поражает некоторые области коры головного мозга, затем переходит на подкорковые структуры, и затем – на продолговатый и спинной мозг. В результате первыми поражаются высшие функции, затем сфера эмоций (подкорковые структуры) и затем сфера навыков и привычек

Наши рекомендации