Эпигенетическая теория развития личности э.г.эриксон
С позиций Эриксона, Эго составляет основу поведения и функционирования чел. и явл. автономной личност. структурой, осн. направлением развития которой можно назвать социальную адаптацию. Эго взаимодействует с реальностью при помощи восприятия, мышления, внимания и памяти, способствуя возрастанию компетентности чел. Развитие Эго неизбежно связано с социо-культурным контекстом и охватывает все жизн. постранство от рождения до смерти.
Человек в процессе жизни проходит восемь универсальных для всего человечества стадий, восемь возрастов. Эпигенетич. концепция развития (греч. "после рождения") базируется на представлении о том, что каждая стадия жизн. цикла наступает в определ. для нее время ("критический период"), а также о том, что полноценно функционирующая личн. формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий.
Каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни чел., возникающим как следствие достижения определ. уровня психол. зрелости. Любой кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий чел. к личностному росту и преодолению жизн. препятствий. На очередной фазе жизн. цикла личн. решает специфичную для данного этапа развития эволюционную задачу. Кризис содержит позитивный и негативный компоненты. Если на предыдущей стадии Эго обогатилось новыми положит, качествами и конфликт решен удовлетворительно, то теперь Эго вбирает в себя новый позитивный компонент, напр., базальное доверие и автономию, что гарантирует дальнейший личност. рост. Напротив, если конфликт остался неразрешенным, в Эго встраивается негативный компонент, такой как базальное недоверие, стыд, сомнения.
Первая стадия (1-й год жизни) носит название орально-сенсорной и предполагает формирование базального доверия или недоверия к миру. Вторая стадия (1-3 года) – мышечно-анальная – предполагает формирование автономии или стыда и сомнений. Третья стадия (3-6 лет) – локомоторно-генитальная – способствует формированию инициативности или вины. Четвертая стадия (6-12 лет) – латентная – предполагает развитие трудолюбия или чувства неполноценности. Пятая стадия (12-19 лет) – подростковая – закладывает основы Эго-идентичности или ролевого смешения, неопределенности. Шестая стадия (20-25 лет) – ранняя зрелость – направлена на формирование чувства интимности либо изоляции. Седьмая стадия (26-64 года) – средняя зрелость – связана с появлением чувства продуктивности или застоя. Восьмая стадия (65 лет-смерть) – поздняя зрелость – предполагает формирование Эго-интеграции или отчаяния.
Для наступления каждого кризиса существует приоритетное время, обусловленное генетич. последовательностью развития. Если первый кризис вовремя не разрешается (как и любой последующий), дилемма доверие-недоверие будет возникать снова и снова на каждой последующей стадии развития.
Обществу и человеку придается равное значение в формировании личн. на всем протяжении жизни. Результаты первых четырех стадий развития практически полностью детерминированы влиянием социума, а разрешение конфликтов на более поздних возрастных этапах становится все более зависимым от внутр. факторов.
Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона.
Эриксон разделял представления Фрейда о структуре личности (трехчастная структура), но отмечает недостаток в его теории в ограничении развития личности подростковым возрастом. Он предполагал, что личность развивается на протяжении всего личностного цикла. Эриксон постулировал, что сущность человека и плоха, и хороша одновременно. Он считал, что одно из дополнительных содержаний ОНО - познавательная мотивация.
Основной принцип его периодизации в развитии личности – понятие кризиса; особого момента человеческой жизни, момента выбора между прогрессом и регрессом, интеграции и отставания.
Фрейд говорит о психосекусальном развитии, Эриксон – о развитии психосоциальном, иными словами, Эриксон признает ведущую роль конфликта между личностью и ее социальным окружением, а не внутренний конфликт личности как у Фрейда. Ввел очень важное понятие идентичности.
№ | ВозрастВОЗРАСТ | Основная проблема развития личности |
0-1 Младенчество | Базовое доверие – базовое недоверие | |
1-3 Раннее детство | Автономия – стыд, сомнение | |
3-6 Дошкольный возраст | Инициатива-вина | |
6-12 Младший школьный возраст | Трудолюбие – чувство неполноценности. | |
12-19 подростковый, юношеский возраст | Идентичность – смещение ролей | |
20-25 ранний зрелый возраст | Близость – изоляция | |
26-64 Средняя зрелость | Генеративность – стагнация | |
поздняя зрелость | Целостность – отчаяние |
Эриксон выделяет 8 стадий развития личности или 8 стадий Я- человека.
На каждой стадии у человека впервые возникают возможности для обретения личностью человека определенных качеств, которые необходимы для ее нормального развития.
Человек на каждой стадии развития сталкивается с проблемой приобретения определенных качеств: