Системный мониторинг развития школы

Системный мониторинг развития школы

Содержание системного мониторинга

Мониторинг(от латинского «monitor» – предостерегающий) – в широком смысле – деятельность по наблюдению (слежению) за определенными объектами или явлениями.

Сегодня, когда говорят о мониторинге качества школьного образования, то почти всегда имеют в виду отслеживание результатов единого государственного экзамена. То есть, под мониторингом обычно подразумевается периодический анализ уровня образовательных результатов учащихся, а если точнее – уровня их обученности, часто – просто «натасканности». О справедливости последнего, весьма нелицеприятного для школы тезиса, свидетельствует, в частности, практически единодушное мнение преподавателей высшей школы о катастрофически низком уровне базовых знаний абитуриентов, в том числе и тех, кто успешно сдал соответствующий ЕГЭ.

Вместе с тем, «мониторинг в образовании– это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных её элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития» (определение А.Н. Майорова, одного из наиболее компетентных специалистов в данной проблематике). Именно системный мониторинг, направленный не только на анализ динамики образовательных результатов, но и на весь комплекс образовательных условий и возможностей школы, позволяет руководителю осознанно и целенаправленно управлять её инновационным развитием.

Для обеспечения стабильного долгосрочного развития школы необходимо целенаправленно создатьв нейобразовательно-организационно-социальную систему, способную интегрировать и точно направлять профессиональные усилия и творческий потенциал педагогического коллектива. Под системой понимается объединение некого первоначального разнообразия в целое, представляющее собойединство четко разделенных, закономерно расположенных как по отношению к целому, так и друг к другу частей.Школа как система включает такие основные элементы,какее структурная организация, координационные механизмы,образовательная среда, содержание образования, образовательный процесс, корпоративная культура и т.д.Первым шагом к разработке такой системы является всестороннийанализ жизнедеятельности школы, на основе которого

  • разрабатывается системная модель, которая позволяет четко представить и осмыслить сущность и сложившиеся на данный момент взаимосвязи между миссией школы и её образовательной, организационной и социальной подсистемами;
  • констатируются явные и выявляются скрытые проблемы и противоречия;
  • вырабатываются стратегические приоритеты социального и организационного развития школы;
  • определяется необходимость введения соответствующих инноваций;
  • делается прогноз их «приживаемости» в школьном коллективе;
  • моделируется характер их влияния на различные элементы социальной и организационно-образовательной подсистем школы.

В результате системного анализа жизнедеятельности школы как образовательного учреждения становится понятной необходимость разработки концепции данной школы (реальной, а не формальной, как это часто встречается на практике) и стратегии ее развития. При этом, разработка этих основополагающих внутренних школьных документов, безусловно, требует глубокого профессионального осмысления и анализа школьного образования в самых разных плоскостях:

· в философско-педагогической – для выбора точного целеполагания и адекватной стратегии образовательной деятельности;

· в психолого-педагогической – для выбора наиболее перспективных подходов к раскрытию индивидуальности ребенка с целью формирования его личности;

· в области содержания образования – для максимально эффективной реализации определенных школой образовательных приоритетов;

· в организационно-методической – для выбора оптимальных технологий организации образовательной деятельности;

· в управленческой – для выбора наиболее подходящей организационной структуры школы;

· в социальной – для целенаправленного формирования определенного типа организационной культуры и благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе;

· в экспертно-диагностической – для выбора адекватных критериев эффективности образовательной деятельности и методов ее мониторинга;

· в плоскости кадровой политики школы – для выработки стратегии отбора и повышения профессиональной квалификации педагогов (специалистов).

Системный мониторинг развития школы - student2.ru Системный мониторинг развития школы - student2.ru

Системный мониторинг развития школы - student2.ru Системный мониторинг развития школы - student2.ru

               
    Системный мониторинг развития школы - student2.ru
 
  Системный мониторинг развития школы - student2.ru
 
    Системный мониторинг развития школы - student2.ru
  Системный мониторинг развития школы - student2.ru
   
ФУНКЦИОНАЛ И КВАЛИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГОВ
 
      Системный мониторинг развития школы - student2.ru
 
  Системный мониторинг развития школы - student2.ru
 
      Системный мониторинг развития школы - student2.ru
 
 

Системный мониторинг развития школы - student2.ru

Рис. 8.1. Модель системного мониторинга развития школы.

Итак, мониторинг качества школьного образования представляет собой процедуру периодического сбора и анализа различных структурированных данных с целью сопоставления получаемых образовательных результатов и текущего состояния основных элементов образовательной, управленческой и социальной подсистемы школы с заявленной миссией и образовательными целями. Модель такого мониторинга представлена на рис.8.1. и в табл. 8.1.

Табл. 8.1. Структура и содержание системного мониторинга развития школьной организации.

Направление мониторинга Раздел мониторинга Аналитический модуль Содержание анализа Методический арсенал
    Мониторинг результативности образовательной деятельности     Мониторинг образовательных результатов   Динамика личностного развития учащихся     Оценка сформированности самостоятельности, ответственности, воли, толерантности, креативности, трудолюбия учащихся, структуры их интересов и ценностей, умения адекватно вести себя и самовыражаться в социуме и т.п. в контексте развития лидерских свойств и качеств. Экспертно-педагогическая оценка, методика анализа терминальных ценностей (в модификации Д.А. Леонтьева), методика анализа личностных смыслов (Д.А. Леонтьев), дифференциально-диагностический опросник профессиональных предпочтений (Е.А.Климов), 16-факторный личностный опросник (Р.Кетелл) и др.
    Динамика развития познавательных функций учащихся     Оценка свойств и особенностей памяти, внимания, мышления и воображения на различных возрастных этапах, а также оценка соответствия уровня развития этих функций соответствующим требованиям образовательного процесса. Методики диагностики интеллекта (Д. Векслер, Р. Амтхауэр и др.), внимания (концентрации, распределения, устойчивости и т.п.), памяти (долговременной, кратковременной, оперативной, образной), мышления (логического, креативного, образного и т.п.), воображения.  
Динамика результатов промежуточных и итоговых аттестаций учащихся по учебным дисциплинам, предметных олимпиад и конкурсов   Устанавливается соответствие знаний учащихся нормативным требованиям в ходе контрольных проверок и экзаменов, а также их достижений по итогам конкурсов и олимпиад различного уровня.     Предметные тесты различного уровня.   Итоговые аттестации учащихся проводятся в присутствии представителей других образовательных учреждений, методистов органов управления образованием, родителей, представителей общественности.  
Динамика сформированности базовых компетентностей и функциональной грамотности в различных сферах культуры жизнедеятельности   Оценка способности к решению различных практических и социальных проблем в надпредметном, междисциплинарном плане, то есть не только на основе имеющихся знаний и умений, но и с учетом этического, ценностно-смыслового, коммуникативного, поведенческого и других аспектов, актуальных в данной ситуации.   Методы экспертно-педагогической оценки.  
Динамика отношения учащихся к своему здоровью и здоровому образу жизни   Психолого-педагогический контроль, позволяющий своевременно осуществлять ценностно-смысловую и поведенческую коррекцию в области отношения к здоровью.     Методика «Индекс отношения к здоровью» (В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо)*.  
    Мониторинг социальной результативности образовательной деятельности Динамика поступления выпускников в профессиональные учебные заведения       Социологические методы, на основе постоянных контактов с выпускниками, вузами и предприятиями.
Динамика поступления выпускников на работу и анализ их карьерного роста
    Мониторинг развития образовательных условий и развивающих возможностей   Мониторинг развития образовательной подсистемы школы   Модель формирования содержания образовательной программы школы   Анализ направленности образовательной программы школы на формирование ключевых компетентностей, а также на развитие функциональной грамотности учащихся во всех сферах культуры жизнедеятельности современного человека.     Методика психолого-социального моделирования развивающего потенциала содержания образовательной программы школы (В.А. Ясвин).
  Модель развития школьной образовательной среды Анализ развивающих возможностей для учащихся, содержащихся в их социальном, пространственно-предметном и организационно-технологическом окружении.   Методика векторного моделирования образовательной среды и методика психолого-педагогической экспертизы школьной среды (В.А. Ясвин)*.
  Модель развития образовательного процесса   Анализ целей и приоритетов образовательного процесса в школе, его структурно-содержательных характеристик, этапов, специфических особенностей организации и т.п.   Методика построения образовательных моделей школ (Л. де Калуве, Э.Маркс, М. Петри)* *.
    Мониторинг развития организационной подсистемы школы Модель структурной организации управления школой   Анализ системы управления школьной организацией, согласованности управления со спецификой образовательного процесса и миссией школы. Методика построения организационных моделей школ (Л. де Калуве, Э.Маркс, М. Петри) * *. Моделирование организационной структуры школы.
Функционал и профессиональная квалификация педагогов Анализ соответствия профессиональной квалификации сотрудников школы с требуемым от них педагогическим функционалом. Модель портфолио для педагогического персонала образовательных учреждений «Радуга педагогической компетентности» (В.А. Ясвин).
  Мониторинг развития социальной подсистемы школы   Модель развития организационной культуры педагогического коллектива   Анализ совокупности норм поведения, привычек, неписаных правил, запретов, ценностей, ожиданий, представлений о будущем и настоящем и т.п., сознательно или бессознательно разделяемых большинством сотрудников школы.       Методика анализа организационной культуры (К. Камерон, Р. Куинн), адаптированная В.А. Ясвиным для школьных организаций.
  Динамика отношения к школе учащихся, педагогов, родителей, общественности и руководителей города Оценка восприятия образовательного процесса в школе и её пространственно-предметной среды (помещение и оборудование), а также учащихся и педагогов. Рассматривается эмоциональный план отношения («нравится – не нравится»); интерес к школьной жизни; готовность и стремление к практической деятельности, связанной со школой.       Методика диагностики субъективного отношения к школе (В.А. Ясвин).  
Взаимная толерантность учащихся, педагогов, родителей   Анализ характера взаимопринятия друг друга всеми субъектами образовательного процесса, выявление «точек напряжённости» и причин проявления агрессивности.   Экспертная методика «Индекс толерантности» (В.А. Ясвин)  
  Развитие детско-взрослого сообщества   Оценка межличностных отношений в детских и детско-взрослых группах. Изучение феноменологии лидерства; определение социометрических характеристик; выявление мотивов межличностных выборов; выявление учащихся с деструктивным отношением к окружающим, оценка направленности и причин этих отношений; определение приоритетных групповых ценностей и т.п.   Социометрия, референтометрия, методика выявления мотивационного ядра межличностных выборов (А.В. Петровский); методика определения степени ценностно-ориентационного единства группы; методика «подставной» самооценки – выявление степени и направленности взаимовлияния членов группы (Е.Ю.Уварина); метод «репертуарных решеток» (Дж. Келли) и т.д.  
           

Системный мониторинг осуществляется в основном специалистами психологической службы в тесном сотрудничестве с педагогами. Индивидуальные данные отдельных учащихся хранятся в психологической службе и служат основой для коррекционно-развивающей работы, а также для консультаций педагогов и родителей. Ряд таких данных заносится в персональные портфолио учащихся. Мониторинг состояния организационно-образовательной и социальной подсистем проводится психологами под непосредственным руководством научного руководителя школы.

Результаты мониторинга выступают основой для проектирования развития школы и управления школьной организацией. Полученные данные обсуждаются на заседаниях школьных советов различного уровня; доводятся до сведения родителей и учащихся; ряд данных мониторинга, по усмотрению администрации, может публиковаться в соответствующих изданиях.

Общая информация о школе

2.1 История создания, статус, профиль и другие особенности школы

2.2 Персонал

2.3 Школьники и родители

2.4 Организационная структура школы

3 Организационно-образовательная модель

3.1 Метод моделирования

3.2 Описание основных моделей

3.3 Описание образовательной модели школы

3.4 Описание организационной модели школы

3.5 Диагностический анализ

3.6 Перспективы развития организационно-образовательной системы школы

Образовательная среда школы

4.1 Образовательная среда и метод ее исследования

4.2 Описание параметров образовательной среды

4.3 Описание восприятия школьной среды различными категориями субъектов образовательного процесса

4.3.1 Восприятие школьной среды учащимися разных классов

4.3.2 Общие закономерности восприятия школьной среды учащимися

4.3.3 Восприятие школьной среды родителями

4.3.4 Восприятие школьной среды выпускниками

4.3.5 Восприятие школьной среды педагогами и администрацией

4.4 Общие закономерности восприятия школьной среды различными категориями субъектов образовательного процесса

4.5 Экспертная оценка состояния школьной образовательной среды

4.6 Выбор стратегических приоритетов развития образовательной среды школы

Приложения

Рекомендуемая литература

Основная литература

  1. Экспертиза и мониторинг образовательных условий в современной школе / Под ред. В.А. Ясвина, С.А. Беловой. – М., 2009.
  2. Ясвин В.А. Экспертно-проектное управление развитием школы. – М.: Сентябрь, 2011. (Библиотека журнала «Директор школы» № 4, 2011).

Дополнительная литература

  1. Иванов Д.А. Экспертиза в сфере образования: цели, понятия, инструментарий // Серия: «Образование и экспертиза» / Под общ. ред. Курнешовой Л.Е. – М.: МЦКО, 2006.
  2. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании: Изд. 3-е, испр. и доп. Майоров А.Н. – М.: Интеллект-Центр, 2005.
  3. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. – М.: Пед. об-во России, 2000.
  4. Ясвин В.А., Рыбинская С.Н. Модель системной психолого-социальной экспертизы школы // Экспертиза в социальном мире: от знания к деятельности / Под ред. Г.В.Иванченко, Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2006. - С.401-419.

* Директор школы. 1999. № 2 (41). -С. 7-16.

* Директор школы. 1998. № 6. -С. 13-22.

Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды (методическое пособие). –М.: Сентябрь, 2000.

* * Уланов В.В. Логика организации школы. – М.: Сентябрь, 1998.

Системный мониторинг развития школы

Содержание системного мониторинга

Мониторинг(от латинского «monitor» – предостерегающий) – в широком смысле – деятельность по наблюдению (слежению) за определенными объектами или явлениями.

Сегодня, когда говорят о мониторинге качества школьного образования, то почти всегда имеют в виду отслеживание результатов единого государственного экзамена. То есть, под мониторингом обычно подразумевается периодический анализ уровня образовательных результатов учащихся, а если точнее – уровня их обученности, часто – просто «натасканности». О справедливости последнего, весьма нелицеприятного для школы тезиса, свидетельствует, в частности, практически единодушное мнение преподавателей высшей школы о катастрофически низком уровне базовых знаний абитуриентов, в том числе и тех, кто успешно сдал соответствующий ЕГЭ.

Вместе с тем, «мониторинг в образовании– это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных её элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития» (определение А.Н. Майорова, одного из наиболее компетентных специалистов в данной проблематике). Именно системный мониторинг, направленный не только на анализ динамики образовательных результатов, но и на весь комплекс образовательных условий и возможностей школы, позволяет руководителю осознанно и целенаправленно управлять её инновационным развитием.

Для обеспечения стабильного долгосрочного развития школы необходимо целенаправленно создатьв нейобразовательно-организационно-социальную систему, способную интегрировать и точно направлять профессиональные усилия и творческий потенциал педагогического коллектива. Под системой понимается объединение некого первоначального разнообразия в целое, представляющее собойединство четко разделенных, закономерно расположенных как по отношению к целому, так и друг к другу частей.Школа как система включает такие основные элементы,какее структурная организация, координационные механизмы,образовательная среда, содержание образования, образовательный процесс, корпоративная культура и т.д.Первым шагом к разработке такой системы является всестороннийанализ жизнедеятельности школы, на основе которого

  • разрабатывается системная модель, которая позволяет четко представить и осмыслить сущность и сложившиеся на данный момент взаимосвязи между миссией школы и её образовательной, организационной и социальной подсистемами;
  • констатируются явные и выявляются скрытые проблемы и противоречия;
  • вырабатываются стратегические приоритеты социального и организационного развития школы;
  • определяется необходимость введения соответствующих инноваций;
  • делается прогноз их «приживаемости» в школьном коллективе;
  • моделируется характер их влияния на различные элементы социальной и организационно-образовательной подсистем школы.

В результате системного анализа жизнедеятельности школы как образовательного учреждения становится понятной необходимость разработки концепции данной школы (реальной, а не формальной, как это часто встречается на практике) и стратегии ее развития. При этом, разработка этих основополагающих внутренних школьных документов, безусловно, требует глубокого профессионального осмысления и анализа школьного образования в самых разных плоскостях:

· в философско-педагогической – для выбора точного целеполагания и адекватной стратегии образовательной деятельности;

· в психолого-педагогической – для выбора наиболее перспективных подходов к раскрытию индивидуальности ребенка с целью формирования его личности;

· в области содержания образования – для максимально эффективной реализации определенных школой образовательных приоритетов;

· в организационно-методической – для выбора оптимальных технологий организации образовательной деятельности;

· в управленческой – для выбора наиболее подходящей организационной структуры школы;

· в социальной – для целенаправленного формирования определенного типа организационной культуры и благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе;

· в экспертно-диагностической – для выбора адекватных критериев эффективности образовательной деятельности и методов ее мониторинга;

· в плоскости кадровой политики школы – для выработки стратегии отбора и повышения профессиональной квалификации педагогов (специалистов).

Системный мониторинг развития школы - student2.ru Системный мониторинг развития школы - student2.ru

Системный мониторинг развития школы - student2.ru Системный мониторинг развития школы - student2.ru

               
    Системный мониторинг развития школы - student2.ru
 
  Системный мониторинг развития школы - student2.ru
 
    Системный мониторинг развития школы - student2.ru
  Системный мониторинг развития школы - student2.ru
   
ФУНКЦИОНАЛ И КВАЛИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГОВ
 
      Системный мониторинг развития школы - student2.ru
 
  Системный мониторинг развития школы - student2.ru
 
      Системный мониторинг развития школы - student2.ru
 
 

Системный мониторинг развития школы - student2.ru

Рис. 8.1. Модель системного мониторинга развития школы.

Итак, мониторинг качества школьного образования представляет собой процедуру периодического сбора и анализа различных структурированных данных с целью сопоставления получаемых образовательных результатов и текущего состояния основных элементов образовательной, управленческой и социальной подсистемы школы с заявленной миссией и образовательными целями. Модель такого мониторинга представлена на рис.8.1. и в табл. 8.1.

Табл. 8.1. Структура и содержание системного мониторинга развития школьной организации.

Направление мониторинга Раздел мониторинга Аналитический модуль Содержание анализа Методический арсенал
    Мониторинг результативности образовательной деятельности     Мониторинг образовательных результатов   Динамика личностного развития учащихся     Оценка сформированности самостоятельности, ответственности, воли, толерантности, креативности, трудолюбия учащихся, структуры их интересов и ценностей, умения адекватно вести себя и самовыражаться в социуме и т.п. в контексте развития лидерских свойств и качеств. Экспертно-педагогическая оценка, методика анализа терминальных ценностей (в модификации Д.А. Леонтьева), методика анализа личностных смыслов (Д.А. Леонтьев), дифференциально-диагностический опросник профессиональных предпочтений (Е.А.Климов), 16-факторный личностный опросник (Р.Кетелл) и др.
    Динамика развития познавательных функций учащихся     Оценка свойств и особенностей памяти, внимания, мышления и воображения на различных возрастных этапах, а также оценка соответствия уровня развития этих функций соответствующим требованиям образовательного процесса. Методики диагностики интеллекта (Д. Векслер, Р. Амтхауэр и др.), внимания (концентрации, распределения, устойчивости и т.п.), памяти (долговременной, кратковременной, оперативной, образной), мышления (логического, креативного, образного и т.п.), воображения.  
Динамика результатов промежуточных и итоговых аттестаций учащихся по учебным дисциплинам, предметных олимпиад и конкурсов   Устанавливается соответствие знаний учащихся нормативным требованиям в ходе контрольных проверок и экзаменов, а также их достижений по итогам конкурсов и олимпиад различного уровня.     Предметные тесты различного уровня.   Итоговые аттестации учащихся проводятся в присутствии представителей других образовательных учреждений, методистов органов управления образованием, родителей, представителей общественности.  
Динамика сформированности базовых компетентностей и функциональной грамотности в различных сферах культуры жизнедеятельности   Оценка способности к решению различных практических и социальных проблем в надпредметном, междисциплинарном плане, то есть не только на основе имеющихся знаний и умений, но и с учетом этического, ценностно-смыслового, коммуникативного, поведенческого и других аспектов, актуальных в данной ситуации.   Методы экспертно-педагогической оценки.  
Динамика отношения учащихся к своему здоровью и здоровому образу жизни   Психолого-педагогический контроль, позволяющий своевременно осуществлять ценностно-смысловую и поведенческую коррекцию в области отношения к здоровью.     Методика «Индекс отношения к здоровью» (В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо)*.  
    Мониторинг социальной результативности образовательной деятельности Динамика поступления выпускников в профессиональные учебные заведения       Социологические методы, на основе постоянных контактов с выпускниками, вузами и предприятиями.
Динамика поступления выпускников на работу и анализ их карьерного роста
    Мониторинг развития образовательных условий и развивающих возможностей   Мониторинг развития образовательной подсистемы школы   Модель формирования содержания образовательной программы школы   Анализ направленности образовательной программы школы на формирование ключевых компетентностей, а также на развитие функциональной грамотности учащихся во всех сферах культуры жизнедеятельности современного человека.     Методика психолого-социального моделирования развивающего потенциала содержания образовательной программы школы (В.А. Ясвин).
  Модель развития школьной образовательной среды Анализ развивающих возможностей для учащихся, содержащихся в их социальном, пространственно-предметном и организационно-технологическом окружении.   Методика векторного моделирования образовательной среды и методика психолого-педагогической экспертизы школьной среды (В.А. Ясвин)*.
  Модель развития образовательного процесса   Анализ целей и приоритетов образовательного процесса в школе, его структурно-содержательных характеристик, этапов, специфических особенностей организации и т.п.   Методика построения образовательных моделей школ (Л. де Калуве, Э.Маркс, М. Петри)* *.
    Мониторинг развития организационной подсистемы школы Модель структурной организации управления школой   Анализ системы управления школьной организацией, согласованности управления со спецификой образовательного процесса и миссией школы. Методика построения организационных моделей школ (Л. де Калуве, Э.Маркс, М. Петри) * *. Моделирование организационной структуры школы.
Функционал и профессиональная квалификация педагогов Анализ соответствия профессиональной квалификации сотрудников школы с требуемым от них педагогическим функционалом. Модель портфолио для педагогического персонала образовательных учреждений «Радуга педагогической компетентности» (В.А. Ясвин).
  Мониторинг развития социальной подсистемы школы   Модель развития организационной культуры педагогического коллектива   Анализ совокупности норм поведения, привычек, неписаных правил, запретов, ценностей, ожиданий, представлений о будущем и настоящем и т.п., сознательно или бессознательно разделяемых большинством сотрудников школы.       Методика анализа организационной культуры (К. Камерон, Р. Куинн), адаптированная В.А. Ясвиным для школьных организаций.
  Динамика отношения к школе учащихся, педагогов, родителей, общественности и руководителей города Оценка восприятия образовательного процесса в школе и её пространственно-предметной среды (помещение и оборудование), а также учащихся и педагогов. Рассматривается эмоциональный план отношения («нравится – не нравится»); интерес к школьной жизни; готовность и стремление к практической деятельности, связанной со школой.       Методика диагностики субъективного отношения к школе (В.А. Ясвин).  
Взаимная толерантность учащихся, педагогов, родителей   Анализ характера взаимопринятия друг друга всеми субъектами образовательного процесса, выявление «точек напряжённости» и причин проявления агрессивности.   Экспертная методика «Индекс толерантности» (В.А. Ясвин)  
  Развитие детско-взрослого сообщества   Оценка межличностных отношений в детских и детско-взрослых группах. Изучение феноменологии лидерства; определение социометрических характеристик; выявление мотивов межличностных выборов; выявление учащихся с деструктивным отношением к окружающим, оценка направленности и причин этих отношений; определение приоритетных групповых ценностей и т.п.   Социометрия, референтометрия, методика выявления мотивационного ядра межличностных выборов (А.В. Петровский); методика определения степени ценностно-ориентационного единства группы; методика «подставной» самооценки – выявление степени и направленности взаимовлияния членов группы (Е.Ю.Уварина); метод «репертуарных решеток» (Дж. Келли) и т.д.  
           

Системный мониторинг осуществляется в основном специалистами психологической службы в тесном сотрудничестве с педагогами. Индивидуальные данные отдельных учащихся хранятся в психологической службе и служат основой для коррекционно-развивающей работы, а также для консультаций педагогов и родителей. Ряд таких данных заносится в персональные портфолио учащихся. Мониторинг состояния организационно-образовательной и социальной подсистем проводится психологами под непосредственным руководством научного руководителя школы.

Результаты мониторинга выступают основой для проектирования развития школы и управления школьной организацией. Полученные данные обсуждаются на заседаниях школьных советов различного уровня; доводятся до сведения родителей и учащихся; ряд данных мониторинга, по усмотрению администрации, может публиковаться в соответствующих изданиях.


Наши рекомендации