Тема 12. Педагогическое мастерство интерпретации, апробации и внедрения результатов педагогических исследований
1. Что такое педагогическое мастерство исследователя.
2. Какие преимущества дает педагогическое мастерство и культура исследователя?
3. Назовите основные характеристики научной работы
4. Перечислите основные черты профессиограммы педагога-исследователя.
5. Какова роль научной добросовестности и этика исследователя в достижении научных результатов?
6. Охарактеризуйте основные черты искусства общения и культуры поведения педагога-исследователя.
6.2. Вопросы для подготовки к экзамену
1. Цель, задачи, содержание и формы работы по дисциплине «Методология и методы педагогических исследований», связь с другими дисциплинами (Тоценко Е.Н.).
2.Сущность и структура дисциплины «Методология и методы педагогических исследований».
3. Методологические основы педагогического исследования. Методология и основные закономерности курса, его связь с другими курсами.
4. Методология как наука о наиболее общих принципах познания и преобразования объективной действительности, путях и способах этого процесса.
5. Методология педагогики как концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях.
6. Компоненты психолого-педагогического исследования – проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза, совокупность исследовательских методов, средств и способов, необходимых для решения задач, научная новизна, теоретическая и практическая значимость для науки и практики, защищаемые положения (Трусова Т.А.).
7. Основные признаки и функции педагогики как науки. Уровни методологического знания (по Э.Г. Юдину): философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический.
8. Основные методологические принципы педагогического исследования: единства теории и практики, принцип творческого, конкретно-исторического подхода к исследуемой проблеме; объективности, всесторонности, единства исторического и логического, принцип системности.
9. Аппарат научного исследования, его содержание и характеристика. Научное исследование как особая форма познавательной деятельности в области педагогики. Основные признаки прикладных исследований: приближенность их к актуальным запросам практики, сравнительная ограниченность выборки исследования, оперативность в проведении и внедрении результатов.
10. Понятие «научного метода» как «целенаправленного подхода, посредством которого достигается поставленная цель, как комплекса различных познавательных подходов и практических операций, направленных на приобретение научных знаний». Характерные признаки научного метода (к какому бы типу он ни относился): объективность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность.
11. Методы научного познания. Классификации методов: методы духовной, идеальной (в том числе научной) и методы материальной (практической) деятельности. В зависимости от роли и места в процессе научного познания: методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и изложения и т. п.
12. Качественные и количественные методы, однозначно-детерминистские и вероятностные, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные и т. д.
13. Классификация методов (по В. П. Кохановскому): философские, общенаучные, частнонаучные, дисциплинарные, междисциплинарные. Общенаучные логические методы и приемы познания: анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование.
14.Эмпирические методы педагогического исследования. Метод изучения педагогической научной и методической литературы, архивных материалов. Использование метода как важное условие объективности и глубины психолого-педагогического исследования.
15. Наблюдение как метод сбора педагогической информации.Особенности наблюдения как научного метода: направленность к ясной, конкретной цели; планомерность и систематичность; объективность в восприятии изучаемого и его фиксация; сохранение естественного хода психолого-педагогических процессов.
16. Разновидности наблюдения: целенаправленное и случайное; сплошное и выборочное; непосредственное и опосредованное; длительное и кратковременное; открытое и скрытое «инкогнито»; констатирующее и оценивающее; неконтролируемое и контролируемое (регистрация наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); каузальное и экспериментальное; полевое (наблюдение в естественных условиях) и лабораторное (в экспериментальной ситуации) (Кадникова Е.В.).
17. Беседа как метод исследования. Формализованная и неформализованная беседа. Правила применения метода беседы. Опросные методы в структуре педагогического исследования. Преимущества и недостатки опросных методов. Разновидности опросных методов: анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос, социометрия, тестирование. Методы изучения продуктов деятельности и обобщения передового педагогического опыта: изучение педагогической документации, контент-анализ, изучение и обобщение передового педагогического опыта.
Метод эксперимента в педагогическом исследовании. Естественный и лабораторный эксперимент. Констатирующий и формирующий эксперимент. Зондирующий и проверочный эксперимент. Сравнительный и перекрёстный эксперимент. Классический и многофакторный эксперимент.Условия эффективности проведения педагогического эксперимента. Этапы проведения педагогического эксперимента (Трусова Т.А.).
19. Методы исследований основных тенденций развития мировой педагогической науки и школы: демократизации школьных систем; диверсификации и дифференциации образования; гуманистической направленности воспитания; форм и методов воспитания, повышающих активность, самодеятельность, самостоятельность учащихся; модернизации классно-урочной системы; опытно-экспериментальная деятельности; педагогизации новейших технических средств; интеграции школьного и внешкольного воспитания и образования.
20. Исследования основных направлений современной зарубежной педагогики: дидактические концепций: традиционная социопедагогическая парадигма (Ж. Капель, Ч. Е. Финн); рационалистическая модель (П. Блум, Б. Скиннер), феноменологическое направление (А. Маслоу, К. Роджерс). Концепции теории воспитания: социологизаторский подход (социальная педагогика), биопсихологический подход (экзистенциалистская педагогика, новое воспитание, гуманистическая психологическая школа).
21. Методы математической статистики в педагогических исследованиях. Основные понятия математической статистики: средняя арифметическая, медиана, мода, дисперсия, среднее квадратичное отклонение. Меры связи между переменными (корреляция). Статистическая проверка научной гипотезы. Оценки генеральных параметров.
22. Многомерные методы анализа данных (факторный анализ; кластерный анализ; дисперсионный анализ; регрессионный анализ; латентно-структурный анализ; многомерное шкалирование и другие). Статистическая обработка результатов психолого-педагогических исследований. Обеспечение массовости и представительности (репрезентативности) объектов изучения. Шкалирование. Виды группировок: типологическая, вариационная и аналитическая. Приёмы итогового обобщения данных: таблицы, диаграммы, графики.
Методика проведения психолого-педагогического исследования. Замысел, структура и логика проведения педагогического исследования. Этапы педагогического исследования. Формулировка цели, задач, гипотезы исследования. Структура методики психолого-педагогического исследования. Программа исследования. Обработка и интерпретация полученных результатов исследования. Систематизация результатов (Кадникова Е.В.).
24. Апробация исследования.Внедрение разработанных положений и идей в педагогическую практику. Оформление результатов научного труда. Основные требования к содержанию излагаемого исследовательского материала: концептуальная направленность, сущностной анализ и обобщение, аспектная определенность, сочетание широкого социального контекста рассмотрения с индивидуально-личностным, определенность и однозначность употребляемых понятий и терминов, четкое выделение нового и авторской позиции, мера в сочетании однозначности и вариативности, конструктивность рекомендаций.
25. Основные виды изложения результатов исследования: диссертация, научный отчёт, монография, курсовая работа, квалификационная работа, учебное пособие, тезисы научных докладов, научная статья, рецензия, методические рекомендации, депонированная научная разработка. Методы написания текста научной работы: конструктивно-синтетический и критико-аналитический.
Педагогическое мастерство и культура исследователя. Педагогическое мастерство исследователя. Научная работа как исключительно напряженный, творческий труд, требующий полной самоотдачи, упорства, терпения, самоотверженности. Профессиограмма педагога-исследователя. Научная добросовестность и этика исследователя. Искусство общения и культура поведения педагога-исследователя (Тоценко Е.Н.).
Примерные темы рефератов и методические указания к их выполнению
Реферат по дисциплине (модулю) «Инновационные технологии в науке и профессиональном образовании» является составной частью учебного процесса подготовки магистров в соответствии с требованиями ФГОС. Выполнение реферативной работы является одним из видов самостоятельной работы студентов, направленной на закрепление, углубление и обобщение знаний по изучаемой дисциплине, а также овладение методами научных исследований и формирование навыков работы с научной литературой.
При выполнении реферата студент должен:
· продумать и составить план раскрытия темы реферата;
· собрать и изучить необходимую научную литературу и нормативные правовые акты по выбранной теме;
· творчески и критически проанализировать полученные материалы;
· систематизировать и обобщить имеющуюся информацию;
· решить задачи, поставленные в начале исследования;
· логически обосновать и сформулировать выводы и предложения.
Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из предложенных в методических указаниях тем. Студент имеет право самостоятельно предложить тему исследования, обосновав целесообразность ее исследования и согласовав ее с преподавателем. Руководитель оказывает необходимую помощь студенту в работе над рефератом (например, в подборе литературы и других источников).
Требования к структуре реферата
Структура реферата включает в себя: титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение, список использованных источников и приложения.
Титульный лист содержит следующие сведения:
· полное наименование университета, факультета и кафедры;
· тему и название реферата;
· сведения об авторе (Ф.И.О. студента, номер академической группы);
· сведения о руководителе (Ф.И.О., ученая степень, звание, должность);
· наименование места и год выполнения.
Содержание отражает содержание и структуру работы с указанием номеров страниц, с которых начинается их расположение в тексте.
Введение характеризует актуальность выбранной темы, степень ее разработанности в отечественной и мировой теории и практике, цели и задачи, объект и предмет исследования, методы исследования, применяемые в работе, обоснование выбора использованных научных источников и другой литературы, а также описание структуры работы.
Основная часть реферата делится на главы, пункты и подпункты. Каждый элемент основной части представляет собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы. В структуре основной части должно быть выделено не менее двух глав, а в их составе не менее двух параграфов.
Обязательным структурным элементом основной части реферата является аналитический обзор разработанности темы. Он представляет собой результат аналитико-синтетической переработки совокупности документов по теме реферата, содержащий обобщенные и критически проанализированные сведения об истории, современном состоянии, тенденциях и перспективах развития предмета обзора.
В заключении раскрывается значимость рассмотренных вопросов для теории и практики, приводятся главные выводы и излагаются предложения. Заключение не должно содержать пересказа содержания исследования – в нем подводятся итоги разработки темы и отражается решение задач, поставленных во введении.
В списке использованных источников размещаются использованные литературные источники: монографии (отечественные и зарубежные), научные статьи, учебники и учебные пособия, справочные материалы, словари и энциклопедии и др. Данные источники должны соответствовать выбранной теме и указываться в алфавитном порядке.
Приложения помещают в конце реферативной работы. Они необходимы для пояснения отдельных составляющих работы и могут включать образцы документов, статистические данные, графики, схемы и т.п. Номер приложения размещают по центру над заголовком приложения после слова «Приложение». Приложения должны иметь общую с остальной частью курсовой работы сквозную нумерацию страниц.
Требования к содержанию реферата
Текст реферат должен соответствовать следующим требованиям:
· четкость структуры;
· точность приведенных сведений;
· логичность и последовательность изложения;
· соответствие изложения материала нормам литературного русского языка.
При написании реферата следует обратить особое внимание на используемый понятийный аппарат.
Главы и параграфы должны иметь заголовки, отражающие их содержание. Заголовки глав не должны повторять название работы, а заголовки пунктов – название глав. Каждая глава, но не пункт, начинается с новой страницы.
При изложении материала необходимо вести повествование в безличной форме, т.е. не использовать личные местоимения. Не следует писать, например, «я считаю…», «я установил…», «на мой взгляд…» и т.п. Личные формы необходимо заменять словами: представляется, думается и др.
6.3.3. Требования к оформлению реферата
Оформление рефератов является не менее важным элементом работы, чем содержание. Придание соответствующей формы тексту имеет принципиальное значение.
Реферат выполняется на одной стороне писчей бумаги формата А4 в текстовом редакторе MicrosoftWord (TimesNewRoman, 14 кегль, полуторный межстрочный интервал, поля по краям – 2 см., отступы с красной строки – 1,25 см., переносы по тексту не расставляются).Реферат может быть представлен в рукописном виде, но при этом он должен быть написан разборчивым почерком. В любом случае работа пишется строго научным языком и не должна иметь грамматических ошибок и опечаток.
Объем работы составляет 20-25страниц машинописного текста, где введение составляет до 4 страниц объема работы и заключение – 2-3 страницы. Приложения и список источников к работе не учитываются в объеме исследования.
Страницы текста нумеруются арабскими цифрами с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту (посередине внизу страницы). Титульный лист и содержание не нумеруются. Введение начинается с третьей страницы и далее до конца – 3, 4, 5 и т.д.
Заголовки структурных элементов текста следует располагать в середине строки заглавными буквами, без точки в конце и не подчеркивая. Не допускается использование красного, зеленого и других цветов.
Необходимо соблюдать правила оформления ссылок. Ссылки отделяют от основного текста прямой чертой, которая проводится на 2/3 размера ширины страницы ниже последней строки листа. Ссылки должны быть автоматические, выполненные в текстовом редакторе MicrosoftWord (TimesNewRoman, 12 кегль, одинарный межстрочный интервал).Ссылки нумеруются постранично(на каждой странице с «1»).
Первая ссылка на работу того или иного автора должна содержать все обязательные элементы описания, кроме издательства: фамилию и инициалы автора, название работы, место, год издания и страницу. При ссылке на статью нужно указать также источник публикации.
6.3.4. Примерные темы рефератов и эссе для подготовки к практическим занятиям. Примерные направления поиска проблем современного профессионального образования в процессе исследования системы профессиональной подготовки рабочих (специалистов)
1. Современные тенденции развития профессионального образования в России и за рубежом
2. Личностно-деятельностный подход в инновационном развитии профессионального образования
3. Высшее рабочее образование как путь реформирования системы профессионального образования
4. Инновационная деятельность и профессиональный рост педагога системы профессионального образования
5. Таксономия целей в профессиональном обучении
6. Диагностика общих компетенций выпускников профессиональной школы
7. Экономико-образовательные и социолого-образовательные основания интеграции образования и производства
8. Интеграция образования и производства как основа для формирования учебно-технологической среды профессионального обучения
9. Возможности и проблемы самоактуализации личности будущего рабочего (специалиста) в условиях профессионального обучения и воспитания
10. Организация и методика преодоления «сопротивления воспитанию» в системе профессиональной подготовки рабочего (специалиста)
11. Методика влияния и реализация субъект-субъектного взаимодействия в процессе профессионального обучения и воспитания.
12. Использование педагогического мониторинга для повышения эффективности воспитания в системе начального профессионального образования
13. Коучинг в профессиональной подготовке рабочего (специалиста)
14. Дидактический, личностно развивающий и кибернетический аспекты в теоретическом и практическом (производственном) обучении
15. Решение задач образования, воспитания и развития в формировании индивидуальной образовательной траектории рабочего (специалиста)
16. Деятельностное содержание образования в профессиональной подготовке рабочего (специалиста)
17. Противоречие между ускорением темпов развития общества и догоняющим характером многоуровневого профессионального образования современной России
18. Методы исследования профессиональной подготовки рабочих (специалистов)
19. Противоречия экономики современной России и требования работодателей к уровню подготовки рабочих (специалистов)
20. Индивидуализация и уровневая дифференциация программ и методик как фактор повышения качества профессионального образования
21. Развитие образовательной организации как предприятия в современных условияхтретьего поколения и стандартов второго поколения
22. Интеграция образования и производства как основа для формирования учебно-технологической среды профессионального обучения
23. Реализация принципа политехнизмав процессе профессиональной подготовки рабочих (специалистов)
24. Инновационные гуманитарные технологии в системе среднего профессионального образования
25. Влияние процессов гуманизации; гуманитаризации; дифференциации; индивидуализации; информатизации; компьютеризации; фундаментализации образования на развитие педагогических технологий
26. Концепция эвристического образования в начале XXI века
27. Педагогика сотрудничества в современной профессионально-педагогической практике: миф или реальность?
28. Коучинг в профессиональной подготовке рабочих (специалистов)
29. Использование педагогического мониторинга для повышения эффективности обучения и воспитания в системе среднего профессионального образования
30. Актуальные проблемы диагностики общих и профессиональных компетенций выпускников профессиональной школы и способы их разрешения
31. Проблемы и перспективы развития теории педагогических измерений
32. Средовой подход в методологии современных педагогических исследований
33. Синергетический подход в методологии современныхпедагогических исследований
34. Построение модели инновационного процесса как основа организации научного исследования в системе среднего профессионального образования
Содержание контрольной работы и методические указания к ее выполнению
Контрольная работа по дисциплине (модулю) «Методика и техника педагогических исследования» предназначена для студентов заочной формы обучения и рассчитана на самостоятельное освоение содержания учебного материала данной дисциплины с учетом требований ФГОС.
Требования к содержанию контрольной работы
Контрольная работа выполняется в полном соответствии с требованиями предложенных вариантов заданий. Выбор варианта контрольной работы осуществляется согласно последней цифре номера зачетной книжки.
Прежде, чем приступить к выполнению работы, внимательно ознакомьтесь с вопросами задания, прочитайте рекомендуемые разделы учебной литературы, проанализируйте информацию и сформулируйте свою точку зрения.
Варианты контрольной работы
Вариант 1
1. Разработка педагогических ситуаций, реализующие деятельностный, модульно-компетентностный подходы к процессу профессиональной подготовки рабочих (специалистов) по теме Вашего исследования.
2. Разработка методику оценки результативности и эффективности опытно-поискового этапа своей научно-исследовательской деятельности
3. Проверить положения гипотезы вашего исследования с помощью методов математической статистики.
Вариант 2
1. Проанализировать подходы к профессиональной подготовке рабочих и специалистов в соответствии с программами развития образовательных организаций СПО.
2. Разработать методику оценки результативности и эффективности опытно-поискового этапа своей научно-исследовательской деятельности
3. Проверить положения гипотезы вашего исследования с помощью методов математической статистики
Вариант 3 (Трусова Т.А.)
1. Осуществить анализ источников с целью демонстрации аналитических умений по теме Вашей магистерской диссертации.
2. Разработать методику оценки результативности и эффективности опытно-поискового этапа своей научно-исследовательской деятельности.
3. Проверить положения гипотезы вашего исследования с помощью методов математической статистики
Вариант 4
1. Осуществить анализ источников, отражающих структуру и содержание нормативно-правовой документации профессионального образования по теме Вашего исследования.
2. Разработать методику оценки результативности и эффективности опытно-поискового этапа своей научно-исследовательской деятельности.
3. Проверить положения гипотезы вашего исследования с помощью методов математической статистики.
Вариант 5
1. Сформулировать противоречия, составляющие основу вашего исследования.
2. Разработать методику оценки результативности и эффективности опытно-поискового этапа своей научно-исследовательской деятельности.
3. Проверить положения гипотезы вашего исследования с помощью методов математической статистики
Вариант 6
1. Осуществить анализ источников с целью методологического обоснования темы исследования
2. Разработать методику оценки результативности и эффективности опытно-поискового этапа своей научно-исследовательской деятельности.
3. Проверить положения гипотезы вашего исследования с помощью методов математической статистики
Вариант 7
1. Осуществить анализ источников с целью методологического обоснования темы исследования.
2. Разработать методику оценки результативности и эффективности опытно-поискового этапа своей научно-исследовательской деятельности.
3. Проверить положения гипотезы вашего исследования с помощью методов математической статистики
Вариант 8
1. Осуществить анализ источников с целью методологического обоснования темы исследования
2. Разработать методику оценки результативности и эффективности опытно-поискового этапа своей научно-исследовательской деятельности.
3. Проверить положения гипотезы вашего исследования с помощью методов математической статистики.
Вариант 9
1. Осуществить анализ источников с целью обоснования соответствия темы исследования основным направлениям образовательной политики государства.
2. Разработать методику оценки результативности и эффективности опытно-поискового этапа своей научно-исследовательской деятельности.
3. Проверить положения гипотезы вашего исследования с помощью методов математической статистики
Вариант10
1. Выявить противоречия в учебно-производственном процессе профессиональной подготовки рабочих (специалистов) с целью обоснования темы своего исследования
2. Разработать методику оценки результативности и эффективности опытно-поискового этапа своей научно-исследовательской деятельности.
3. Проверить положения гипотезы вашего исследования с помощью методов математической статистики.
Вариант 11
1. Осуществить анализ источников с целью отслеживания инновационных процессов в образовании
2. Разработать методику оценки результативности и эффективности опытно-поискового этапа своей научно-исследовательской деятельности.
3. Проверить положения гипотезы вашего исследования с помощью методов математической статистики
Вариант 12
1. Осуществить анализ источников с целью оценки использования технологии профессиографии и конструирования функциональной карты профессиональной деятельности рабочих (специалистов) в соответствии с темой Вашего исследования.
2. Разработать методику оценки результативности и эффективности опытно-поискового этапа своей научно-исследовательской деятельности.
3. Проверить положения гипотезы вашего исследования с помощью методов математической статистики
Вариант 13 (Тоценко Е.Н.)
1. Осуществить анализ источников с целью установления соответствия уровня подготовки и востребованности рабочего (специалиста) данной квалификации.
2. Разработать методику оценки результативности и эффективности опытно-поискового этапа своей научно-исследовательской деятельности.
3. Проверить положения гипотезы вашего исследования с помощью методов математической статистики.
Вариант 14
1. Осуществить анализ источников с целью демонстрации аналитических умений по теме Вашей магистерской диссертации.
2. Разработать методику оценки результативности и эффективности опытно-поискового этапа своей научно-исследовательской деятельности.
3. Проверить положения гипотезы вашего исследования с помощью методов математической статистики
Вариант 15 (Кадникова Е.В.)
1. Осуществить анализ источников с целью обоснования соответствия темы исследования основным направлениям образовательной политики государства.
2. Разработать методику оценки результативности и эффективности опытно-поискового этапа своей научно-исследовательской деятельности.
3. Проверить положения гипотезы вашего исследования с помощью методов математической статистики
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (модуля)
Основная литература:
1. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие для вузов [Гриф УМО] / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 7-е изд., стер. - Москва: Академия, 2012. - 206, [1] с: ил., табл. - (Высшее профессиональное образование). - (Педагогическое образование). – с. 203-205
2. Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс [Текст] : учебное пособие для вузов [Гриф УМО] / В. П. Симонов. – Москва: Вузовский учебник, 2015. - 319, [1] с .
Дополнительная литература:
1. Глас Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. / Пер. с англ. под общ. ред. Ю.П. Адлера. М.: Прогресс, 1976. - 495 с.
2. Захаров В. П. Применение математических методов в социально-психологических исследованиях. Учебное пособие. Л.: ЛГУ, 1985. - 64 с.
3. Магистратура по направлению «Педагогика»: научно-исследовательская и научно-педагогические практики: Научно-методическое пособие для студентов и преподавателей педагогических университетов / Сост. Е. Н. Глубокова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009.– 89 с.
4. Организация самостоятельной деятельности в магистратуре: Методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических вузов/ Л. К. Боровик, Е. Н. Глубокова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009.– 139 с.
5. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / В.В. Богословский, Т.И. Бочкарёва, А.И. Великороднова и др.; Под редакцией А.И Щербакова. – М: Просвещение, 1979. С. 19-29.
6. Сидоренко Е. В. «Методы математической обработки в психологии». СПб: ООО «Речь», 2001. - 350 с.
7. Суходольский Г. В. Основы математической статистики для психологов. Л.: ЛГУ, 1972. - 428 с.
8. Кудаков О.Р., Хомочкина С.А. Формирование исследовательской компетенции у магистров первого года обучения / Вестник Казанского государственного энергетического университета, 2009, № 2, 113-123 с.
9. Пискунова Е.В. Исследовательская деятельность обучающихся: бакалавриат, магистратура, аспирантура / Педагогика 2010, № 7, 58- 65 с.
10. Федотова Г.А. Методология и методика психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов психолого-педагогических факультетов высших учебных заведений. – Великий Новгород: НовГУ, 2010.−114 с.
11. Федотова В.С. Праксиологическая модель организации исследовательской деятельности студентов/ Вестник Томского государственного педагогического университета / 2009, № 12, 36-40 с.