Тема 12. Педагогическое мастерство интерпретации, апробации и внедрения результатов педагогических исследований

1. Что такое педагогическое мастерство исследователя.

2. Какие преимущества дает педагогическое мастерство и культура исследователя?

3. Назовите основные характеристики научной работы

4. Перечислите основные черты профессиограммы педагога-исследователя.

5. Какова роль научной добросовестности и этика исследователя в достижении научных результатов?

6. Охарактеризуйте основные черты искусства общения и культуры поведения педагога-исследователя.

6.2. Вопросы для подготовки к экзамену

1. Цель, задачи, содержание и формы работы по дисциплине «Методология и методы педагогических исследований», связь с другими дисциплинами (Тоценко Е.Н.).

2.Сущность и структура дисциплины «Методология и методы педагогических исследований».

3. Методологические основы педагогического исследования. Методология и основные закономерности курса, его связь с другими курсами.

4. Методология как наука о наиболее общих принципах познания и преобразования объективной действительности, путях и способах этого процесса.

5. Методология педагогики как концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях.

6. Компоненты психолого-педагогического исследования – проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза, совокупность исследовательских методов, средств и способов, необходимых для решения задач, научная новизна, теоретическая и практическая значимость для науки и практики, защищаемые положения (Трусова Т.А.).

7. Основные признаки и функции педагогики как науки. Уровни методологического знания (по Э.Г. Юдину): философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический.

8. Основные методологические принципы педагогического исследования: единства теории и практики, принцип творческого, конкретно-исторического подхода к исследуемой проблеме; объективности, всесторонности, единства исторического и логического, принцип системности.

9. Аппарат научного исследования, его содержание и характеристика. Научное исследование как особая форма познавательной деятельности в области педагогики. Основные признаки прикладных исследований: приближенность их к актуальным запросам практики, сравнительная ограниченность выборки исследования, оперативность в проведении и внедрении результатов.

10. Понятие «научного метода» как «целенаправленного подхода, посредством которого достигается поставленная цель, как комплекса различных познавательных подходов и практических операций, направленных на приобретение научных знаний». Характерные признаки научного метода (к какому бы типу он ни относился): объективность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность.

11. Методы научного познания. Классификации методов: методы духовной, идеальной (в том числе научной) и методы материальной (практической) деятельности. В зависимости от роли и места в процессе научного познания: методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и изложения и т. п.

12. Качественные и количественные методы, однозначно-детерминистские и вероятностные, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные и т. д.

13. Классификация методов (по В. П. Кохановскому): философские, общенаучные, частнонаучные, дисциплинарные, междисциплинарные. Общенаучные логические методы и приемы познания: анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование.

14.Эмпирические методы педагогического исследования. Метод изучения педагогической научной и методической литературы, архивных материалов. Использование метода как важное условие объективности и глубины психолого-педагогического исследования.

15. Наблюдение как метод сбора педагогической информации.Особенности наблюдения как научного метода: направленность к ясной, конкретной цели; планомерность и систематичность; объективность в восприятии изучаемого и его фиксация; сохранение естественного хода психолого-педагогических процессов.

16. Разновидности наблюдения: целенаправленное и случайное; сплошное и выборочное; непосредственное и опосредованное; длительное и кратковременное; открытое и скрытое «инкогнито»; констатирующее и оценивающее; неконтролируемое и контролируемое (регистрация наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); каузальное и экспериментальное; полевое (наблюдение в естественных условиях) и лабораторное (в экспериментальной ситуации) (Кадникова Е.В.).

17. Беседа как метод исследования. Формализованная и неформализованная беседа. Правила применения метода беседы. Опросные методы в структуре педагогического исследования. Преимущества и недостатки опросных методов. Разновидности опросных методов: анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос, социометрия, тестирование. Методы изучения продуктов деятельности и обобщения передового педагогического опыта: изучение педагогической документации, контент-анализ, изучение и обобщение передового педагогического опыта.

Метод эксперимента в педагогическом исследовании. Естественный и лабораторный эксперимент. Констатирующий и формирующий эксперимент. Зондирующий и проверочный эксперимент. Сравнительный и перекрёстный эксперимент. Классический и многофакторный эксперимент.Условия эффективности проведения педагогического эксперимента. Этапы проведения педагогического эксперимента (Трусова Т.А.).

19. Методы исследований основных тенденций развития мировой педагогической науки и школы: демократизации школьных систем; диверсификации и дифференциации образования; гуманистической направленности воспитания; форм и методов воспитания, повышающих активность, самодеятельность, самостоятельность учащихся; модернизации классно-урочной системы; опытно-экспериментальная деятельности; педагогизации новейших технических средств; интеграции школьного и внешкольного воспитания и образования.

20. Исследования основных направлений современной зарубежной педагогики: дидактические концепций: традиционная социопедагогическая парадигма (Ж. Капель, Ч. Е. Финн); рационалистическая модель (П. Блум, Б. Скиннер), феноменологическое направление (А. Маслоу, К. Роджерс). Концепции теории воспитания: социологизаторский подход (социальная педагогика), биопсихологический подход (экзистенциалистская педагогика, новое воспитание, гуманистическая психологическая школа).

21. Методы математической статистики в педагогических исследованиях. Основные понятия математической статистики: средняя арифметическая, медиана, мода, дисперсия, среднее квадратичное отклонение. Меры связи между переменными (корреляция). Статистическая проверка научной гипотезы. Оценки генеральных параметров.

22. Многомерные методы анализа данных (факторный анализ; кластерный анализ; дисперсионный анализ; регрессионный анализ; латентно-структурный анализ; многомерное шкалирование и другие). Статистическая обработка результатов психолого-педагогических исследований. Обеспечение массовости и представительности (репрезентативности) объектов изучения. Шкалирование. Виды группировок: типологическая, вариационная и аналитическая. Приёмы итогового обобщения данных: таблицы, диаграммы, графики.

Методика проведения психолого-педагогического исследования. Замысел, структура и логика проведения педагогического исследования. Этапы педагогического исследования. Формулировка цели, задач, гипотезы исследования. Структура методики психолого-педагогического исследования. Программа исследования. Обработка и интерпретация полученных результатов исследования. Систематизация результатов (Кадникова Е.В.).

24. Апробация исследования.Внедрение разработанных положений и идей в педагогическую практику. Оформление результатов научного труда. Основные требования к содержанию излагаемого исследовательского материала: концептуальная направленность, сущностной анализ и обобщение, аспектная определенность, сочетание широкого социального контекста рассмотрения с индивидуально-личностным, определенность и однозначность употребляемых понятий и терминов, четкое выделение нового и авторской позиции, мера в сочетании однозначности и вариативности, конструктивность рекомендаций.

25. Основные виды изложения результатов исследования: диссертация, научный отчёт, монография, курсовая работа, квалификационная работа, учебное пособие, тезисы научных докладов, научная статья, рецензия, методические рекомендации, депонированная научная разработка. Методы написания текста научной работы: конструктивно-синтетический и критико-аналитический.

Педагогическое мастерство и культура исследователя. Педагогическое мастерство исследователя. Научная работа как исключительно напряженный, творческий труд, требующий полной самоотдачи, упорства, терпения, самоотверженности. Профессиограмма педагога-исследователя. Научная добросовестность и этика исследователя. Искусство общения и культура поведения педагога-исследователя (Тоценко Е.Н.).

Примерные темы рефератов и методические указания к их выполнению

Реферат по дисциплине (модулю) «Инновационные технологии в науке и профессиональном образовании» является составной частью учебного процесса подготовки магистров в соответствии с требованиями ФГОС. Выполнение реферативной работы является одним из видов самостоятельной работы студентов, направленной на закрепление, углубление и обобщение знаний по изучаемой дисциплине, а также овладение методами научных исследований и формирование навыков работы с научной литературой.

При выполнении реферата студент должен:

· продумать и составить план раскрытия темы реферата;

· собрать и изучить необходимую научную литературу и нормативные правовые акты по выбранной теме;

· творчески и критически проанализировать полученные материалы;

· систематизировать и обобщить имеющуюся информацию;

· решить задачи, поставленные в начале исследования;

· логически обосновать и сформулировать выводы и предложения.

Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из предложенных в методических указаниях тем. Студент имеет право самостоятельно предложить тему исследования, обосновав целесообразность ее исследования и согласовав ее с преподавателем. Руководитель оказывает необходимую помощь студенту в работе над рефератом (например, в подборе литературы и других источников).

Требования к структуре реферата

Структура реферата включает в себя: титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение, список использованных источников и приложения.

Титульный лист содержит следующие сведения:

· полное наименование университета, факультета и кафедры;

· тему и название реферата;

· сведения об авторе (Ф.И.О. студента, номер академической группы);

· сведения о руководителе (Ф.И.О., ученая степень, звание, должность);

· наименование места и год выполнения.

Содержание отражает содержание и структуру работы с указанием номе­ров страниц, с которых начинается их расположение в тексте.

Введение характеризует актуальность выбранной темы, степень ее разра­ботанности в отечественной и мировой теории и практике, цели и задачи, объ­ект и предмет исследования, методы исследования, применяемые в работе, обоснование выбора использованных научных источников и другой литературы, а также описание структуры работы.

Основная часть реферата делится на главы, пункты и подпункты. Каждый элемент основной части представляет собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы. В структуре основной части должно быть выделено не менее двух глав, а в их составе не менее двух параграфов.

Обязательным структурным элементом основной части реферата является аналитический обзор разработанности темы. Он представляет собой результат аналитико-синтетической переработки совокупности документов по теме реферата, содержащий обобщенные и критически проанализированные сведения об истории, современном состоянии, тенденциях и перспективах развития предмета обзора.

В заключении раскрывается значимость рассмотренных вопросов для теории и практики, приводятся главные выводы и излагаются предложения. Заключение не должно содержать пересказа содержания исследования – в нем подводятся итоги разработки темы и отражается решение задач, поставленных во введении.

В списке использованных источников размещаются использованные литературные источники: монографии (отечественные и зарубежные), научные статьи, учебники и учебные пособия, справочные материалы, словари и энциклопедии и др. Данные источники должны соответствовать выбранной теме и указываться в алфавитном порядке.

Приложения помещают в конце реферативной работы. Они необходимы для пояснения отдельных составляющих работы и могут включать образцы документов, статистические данные, графики, схемы и т.п. Номер приложения размещают по центру над заголовком приложения после слова «Приложение». Приложения должны иметь общую с остальной частью курсовой работы сквозную нумерацию страниц.

Требования к содержанию реферата

Текст реферат должен соответствовать следующим требованиям:

· четкость структуры;

· точность приведенных сведений;

· логичность и последовательность изложения;

· соответствие изложения материала нормам литературного русского языка.

При написании реферата следует обратить особое внимание на используемый понятийный аппарат.

Главы и параграфы должны иметь заголовки, отражающие их содержание. Заголовки глав не должны повторять название работы, а заголовки пунктов – название глав. Каждая глава, но не пункт, начинается с новой страницы.

При изложении материала необходимо вести повествование в безличной форме, т.е. не использовать личные местоимения. Не следует писать, например, «я считаю…», «я установил…», «на мой взгляд…» и т.п. Личные формы необходимо заменять словами: представляется, думается и др.

6.3.3. Требования к оформлению реферата

Оформление рефератов является не менее важным элементом работы, чем содержание. Придание соответствующей формы тексту имеет принципи­альное значение.

Реферат выполняется на одной стороне писчей бумаги формата А4 в тек­стовом редакторе MicrosoftWord (TimesNewRoman, 14 кегль, полуторный межстрочный интервал, поля по краям – 2 см., отступы с красной строки – 1,25 см., переносы по тексту не расставляются).Реферат может быть представлен в рукописном виде, но при этом он должен быть написан разборчивым почерком. В любом случае работа пишется строго научным языком и не должна иметь грамматических ошибок и опечаток.

Объем работы составляет 20-25страниц машинописного текста, где введение составляет до 4 страниц объема работы и заключение – 2-3 страницы. Приложе­ния и список источников к работе не учитываются в объеме исследования.

Страницы текста нумеруются арабскими цифрами с соблюдением сквозной ну­мерации по всему тексту (посередине внизу страницы). Титульный лист и содержание не нумеруются. Введение начинается с третьей страницы и далее до конца – 3, 4, 5 и т.д.

Заголовки структурных элементов текста следует располагать в середине строки заглавными буквами, без точки в конце и не подчеркивая. Не допускается использование красного, зеленого и других цветов.

Необходимо соблюдать правила оформления ссылок. Ссылки отделяют от основного текста прямой чертой, которая проводится на 2/3 размера ширины страницы ниже последней строки листа. Ссылки должны быть автоматические, выполненные в текстовом редакторе MicrosoftWord (TimesNewRoman, 12 кегль, одинарный межстрочный интервал).Ссылки нумеруются по­странично(на каждой странице с «1»).

Первая ссылка на работу того или иного автора должна содержать все обя­зательные элементы описания, кроме издательства: фамилию и инициалы автора, название работы, место, год издания и страницу. При ссылке на статью нужно указать также источник публикации.

6.3.4. Примерные темы рефератов и эссе для подготовки к практическим занятиям. Примерные направления поиска проблем современного профессионального образования в процессе исследования системы профессиональной подготовки рабочих (специалистов)

1. Современные тенденции развития профессионального образования в России и за рубежом

2. Личностно-деятельностный подход в инновационном развитии профессионального образования

3. Высшее рабочее образование как путь реформирования системы профессионального образования

4. Инновационная деятельность и профессиональный рост педагога системы профессионального образования

5. Таксономия целей в профессиональном обучении

6. Диагностика общих компетенций выпускников профессиональной школы

7. Экономико-образовательные и социолого-образовательные основания интеграции образования и производства

8. Интеграция образования и производства как основа для формирования учебно-технологической среды профессионального обучения

9. Возможности и проблемы самоактуализации личности будущего рабочего (специалиста) в условиях профессионального обучения и воспитания

10. Организация и методика преодоления «сопротивления воспитанию» в системе профессиональной подготовки рабочего (специалиста)

11. Методика влияния и реализация субъект-субъектного взаимодействия в процессе профессионального обучения и воспитания.

12. Использование педагогического мониторинга для повышения эффективности воспитания в системе начального профессионального образования

13. Коучинг в профессиональной подготовке рабочего (специалиста)

14. Дидактический, личностно развивающий и кибернетический аспекты в теоретическом и практическом (производственном) обучении

15. Решение задач образования, воспитания и развития в формировании индивидуальной образовательной траектории рабочего (специалиста)

16. Деятельностное содержание образования в профессиональной подготовке рабочего (специалиста)

17. Противоречие между ускорением темпов развития общества и догоняющим характером многоуровневого профессионального образования современной России

18. Методы исследования профессиональной подготовки рабочих (специалистов)

19. Противоречия экономики современной России и требования работодателей к уровню подготовки рабочих (специалистов)

20. Индивидуализация и уровневая дифференциация программ и методик как фактор повышения качества профессионального образования

21. Развитие образовательной организации как предприятия в современных условияхтретьего поколения и стандартов второго поколения

22. Интеграция образования и производства как основа для формирования учебно-технологической среды профессионального обучения

23. Реализация принципа политехнизмав процессе профессиональной подготовки рабочих (специалистов)

24. Инновационные гуманитарные технологии в системе среднего профессионального образования

25. Влияние процессов гуманизации; гуманитаризации; дифференциации; индивидуализации; информатизации; компьютеризации; фундаментализации образования на развитие педагогических технологий

26. Концепция эвристического образования в начале XXI века

27. Педагогика сотрудничества в современной профессионально-педагогической практике: миф или реальность?

28. Коучинг в профессиональной подготовке рабочих (специалистов)

29. Использование педагогического мониторинга для повышения эффективности обучения и воспитания в системе среднего профессионального образования

30. Актуальные проблемы диагностики общих и профессиональных компетенций выпускников профессиональной школы и способы их разрешения

31. Проблемы и перспективы развития теории педагогических измерений

32. Средовой подход в методологии современных педагогических исследований

33. Синергетический подход в методологии современныхпедагогических исследований

34. Построение модели инновационного процесса как основа организации научного исследования в системе среднего профессионального образования

Содержание контрольной работы и методические указания к ее выполнению

Контрольная работа по дисциплине (модулю) «Методика и техника педагогических исследования» предназначена для студентов заочной формы обучения и рассчитана на самостоятельное освоение содержания учебного материала данной дисциплины с учетом требований ФГОС.

Требования к содержанию контрольной работы

Контрольная работа выполняется в полном соответствии с требованиями предложенных вариантов заданий. Выбор варианта контрольной работы осуществляется согласно последней цифре номера зачетной книжки.

Прежде, чем приступить к выполнению работы, внимательно ознакомьтесь с вопросами задания, прочитайте рекомендуемые разделы учебной литературы, проанализируйте информацию и сформулируйте свою точку зрения.

Варианты контрольной работы

Вариант 1

1. Разработка педагогических ситуаций, реализующие деятельностный, модульно-компетентностный подходы к процессу профессиональной подготовки рабочих (специалистов) по теме Вашего исследования.

2. Разработка методику оценки результативности и эффективности опытно-поискового этапа своей научно-исследовательской деятельности

3. Проверить положения гипотезы вашего исследования с помощью методов математической статистики.

Вариант 2

1. Проанализировать подходы к профессиональной подготовке рабочих и специалистов в соответствии с программами развития образовательных организаций СПО.

2. Разработать методику оценки результативности и эффективности опытно-поискового этапа своей научно-исследовательской деятельности

3. Проверить положения гипотезы вашего исследования с помощью методов математической статистики

Вариант 3 (Трусова Т.А.)

1. Осуществить анализ источников с целью демонстрации аналитических умений по теме Вашей магистерской диссертации.

2. Разработать методику оценки результативности и эффективности опытно-поискового этапа своей научно-исследовательской деятельности.

3. Проверить положения гипотезы вашего исследования с помощью методов математической статистики

Вариант 4

1. Осуществить анализ источников, отражающих структуру и содержание нормативно-правовой документации профессионального образования по теме Вашего исследования.

2. Разработать методику оценки результативности и эффективности опытно-поискового этапа своей научно-исследовательской деятельности.

3. Проверить положения гипотезы вашего исследования с помощью методов математической статистики.

Вариант 5

1. Сформулировать противоречия, составляющие основу вашего исследования.

2. Разработать методику оценки результативности и эффективности опытно-поискового этапа своей научно-исследовательской деятельности.

3. Проверить положения гипотезы вашего исследования с помощью методов математической статистики

Вариант 6

1. Осуществить анализ источников с целью методологического обоснования темы исследования

2. Разработать методику оценки результативности и эффективности опытно-поискового этапа своей научно-исследовательской деятельности.

3. Проверить положения гипотезы вашего исследования с помощью методов математической статистики

Вариант 7

1. Осуществить анализ источников с целью методологического обоснования темы исследования.

2. Разработать методику оценки результативности и эффективности опытно-поискового этапа своей научно-исследовательской деятельности.

3. Проверить положения гипотезы вашего исследования с помощью методов математической статистики

Вариант 8

1. Осуществить анализ источников с целью методологического обоснования темы исследования

2. Разработать методику оценки результативности и эффективности опытно-поискового этапа своей научно-исследовательской деятельности.

3. Проверить положения гипотезы вашего исследования с помощью методов математической статистики.

Вариант 9

1. Осуществить анализ источников с целью обоснования соответствия темы исследования основным направлениям образовательной политики государства.

2. Разработать методику оценки результативности и эффективности опытно-поискового этапа своей научно-исследовательской деятельности.

3. Проверить положения гипотезы вашего исследования с помощью методов математической статистики

Вариант10

1. Выявить противоречия в учебно-производственном процессе профессиональной подготовки рабочих (специалистов) с целью обоснования темы своего исследования

2. Разработать методику оценки результативности и эффективности опытно-поискового этапа своей научно-исследовательской деятельности.

3. Проверить положения гипотезы вашего исследования с помощью методов математической статистики.

Вариант 11

1. Осуществить анализ источников с целью отслеживания инновационных процессов в образовании

2. Разработать методику оценки результативности и эффективности опытно-поискового этапа своей научно-исследовательской деятельности.

3. Проверить положения гипотезы вашего исследования с помощью методов математической статистики

Вариант 12

1. Осуществить анализ источников с целью оценки использования технологии профессиографии и конструирования функциональной карты профессиональной деятельности рабочих (специалистов) в соответствии с темой Вашего исследования.

2. Разработать методику оценки результативности и эффективности опытно-поискового этапа своей научно-исследовательской деятельности.

3. Проверить положения гипотезы вашего исследования с помощью методов математической статистики

Вариант 13 (Тоценко Е.Н.)

1. Осуществить анализ источников с целью установления соответствия уровня подготовки и востребованности рабочего (специалиста) данной квалификации.

2. Разработать методику оценки результативности и эффективности опытно-поискового этапа своей научно-исследовательской деятельности.

3. Проверить положения гипотезы вашего исследования с помощью методов математической статистики.

Вариант 14

1. Осуществить анализ источников с целью демонстрации аналитических умений по теме Вашей магистерской диссертации.

2. Разработать методику оценки результативности и эффективности опытно-поискового этапа своей научно-исследовательской деятельности.

3. Проверить положения гипотезы вашего исследования с помощью методов математической статистики

Вариант 15 (Кадникова Е.В.)

1. Осуществить анализ источников с целью обоснования соответствия темы исследования основным направлениям образовательной политики государства.

2. Разработать методику оценки результативности и эффективности опытно-поискового этапа своей научно-исследовательской деятельности.

3. Проверить положения гипотезы вашего исследования с помощью методов математической статистики

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (модуля)

Основная литература:

1. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие для вузов [Гриф УМО] / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 7-е изд., стер. - Москва: Академия, 2012. - 206, [1] с: ил., табл. - (Высшее профессиональное образование). - (Педагогическое образование). – с. 203-205

2. Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс [Текст] : учебное пособие для вузов [Гриф УМО] / В. П. Симонов. – Москва: Вузовский учебник, 2015. - 319, [1] с .

Дополнительная литература:

1. Глас Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. / Пер. с англ. под общ. ред. Ю.П. Адлера. М.: Прогресс, 1976. - 495 с.

2. Захаров В. П. Применение математических методов в социально-психологических исследованиях. Учебное пособие. Л.: ЛГУ, 1985. - 64 с.

3. Магистратура по направлению «Педагогика»: научно-исследовательская и научно-педагогические практики: Научно-методическое пособие для студентов и преподавателей педагогических университетов / Сост. Е. Н. Глубокова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009.– 89 с.

4. Организация самостоятельной деятельности в магистратуре: Методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических вузов/ Л. К. Боровик, Е. Н. Глубокова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009.– 139 с.

5. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / В.В. Богословский, Т.И. Бочкарёва, А.И. Великороднова и др.; Под редакцией А.И Щербакова. – М: Просвещение, 1979. С. 19-29.

6. Сидоренко Е. В. «Методы математической обработки в психологии». СПб: ООО «Речь», 2001. - 350 с.

7. Суходольский Г. В. Основы математической статистики для психологов. Л.: ЛГУ, 1972. - 428 с.

8. Кудаков О.Р., Хомочкина С.А. Формирование исследовательской компетенции у магистров первого года обучения / Вестник Казанского государственного энергетического университета, 2009, № 2, 113-123 с.

9. Пискунова Е.В. Исследовательская деятельность обучающихся: бакалавриат, магистратура, аспирантура / Педагогика 2010, № 7, 58- 65 с.

10. Федотова Г.А. Методология и методика психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов психолого-педагогических факультетов высших учебных заведений. – Великий Новгород: НовГУ, 2010.−114 с.

11. Федотова В.С. Праксиологическая модель организации исследовательской деятельности студентов/ Вестник Томского государственного педагогического университета / 2009, № 12, 36-40 с.

Наши рекомендации