Раздел 4. морфология русского языка
Таблица морфологических трудностей имени существительного в форме множественного числа
-ов, -ев | нулевое - |
Названия национальностей: | |
бедуинов, казахов, калмыков, киргизов, монголов, семитов, таджиков, тунгусов, узбеков, хорватов, якутов | армян, башкир, болгар, бурят, грузин |
Названия отдельных лиц: (пять) гардемаринов, гренадеров, гусаров, драгунов, кирасиров, уланов | Названия воинских соединений: (эскадрон) гусар, (отряд) гардемарин, гренадер, драгун, кирасир, улан |
Растительный мир: | |
абрикосов, ананасов, апельсинов, баклажанов, бананов, георгинов, гранатов, мандаринов, помидоров, томатов | яблок |
Единицы измерения: | |
байтов, гектаров, граммов, децибелов, каратов, килограммов, километров | ампер, аршин, бит, ватт, вольт, радиан, рентген |
Парные предметы: | |
боков, бронхов, джинсов, гольфов, клипсов, носков, рельсов | ботинок, валенок, плеч, погон, сапог, чулок, шорт |
Названия предметов и явлений: | |
браслетов, брелоков, габаритов, купонов, нервов, рельсов | погонь, мест, окон, стёкол |
Сущ. ср.р. на -це: | |
болотцев, деревцев, кружевцев, оконцев | блюдец, зеркалец, копытец, одеялец, полотенец, сердец |
-ей | нулевое |
Сущ. ж.р. и общ. р. : | Сущ. ж.р. и общ. р. : |
ведомостЕй, лопастЕй, скоростЕй, четвертЕй, мОщностей, Отраслей, рАспрей, скАтертей | вАфель, пЕтель, потЕрь, тУфель, барж, копЁн, кочерЁг, манжЕт, обОем (обойма), пелЁн, серЁг, сирОт |
Сущ. ж.р. на -ия, ья: | |
армий, аудиторий, бегуний, гостий, колдуний, оладий, пародий, плясуний, эскадрилий. ПолынЕй (полынья), статей, судей | |
Сущ. ср.р. на -ье: | |
гуляний, застолий, кушаний, надгробий, новоселий, ожерелий, раздумий, сидений, снАдобий, солений, ущелий | |
Сущ. ср.р. на -ьё : | |
ружей, питЕй, НО копий | |
Сущ. ж.р. на –ня: | |
богинь, погонь, тихонь, яблонь; басен, башен, боен, вишен, двоен (двойня), пашен, сотен, спален, сплетен, тамОжен, черешен; барышень, боярышень, деревень, кухонь |
Следует запомнить: солнце – солнц.
Родительный падеж множественного числа сущ., употребляющихся преимущественно во множественном числе
-ов | -ей | нулевое |
вЫборов, дебАтов,джИнсов, зАморозков, кулуАров, манЁвров, мУскулов, нАрдов, очИстков, сОтов, чИпсов | бУдней, дрОвней, кОзней, пельмЕней, Яслей | зраз, жабр, канИкул, лосИн, макарОн, невзгОд, окОв, сардИн, уз, шорт, шпрот |
Таблица трудных случаев образования форм И.П.
Образование степеней сравнения
Разряд прилагательных | сравнительная степень | превосходная степень | ||
простая | составная | простая | составная | |
качественные | -ее (-ей): сильнее -ше : раньше -е : реже | более…: более сильный менее…: менее сильный | -айш (ий): строжайший -ейш (ий): сильнейший | простая сравнит. степень + всего (всех): глубже всех наиболее (наименее) …: наиболее качественный самый глубокий |
относительные | Не образуется | |||
притяжательные | Не образуется |
НЕЛЬЗЯ смешивать простую и составную формы степеней сравнения.
Таблица трудных случаев образования форм И.Ч.
1. Склонение имён числительных
И.п. | Р.п. | Д.п. | В.п. | Т.п. | П.п. | ||||||||||||
неод. | одуш. | ||||||||||||||||
один | ед.ч. | м. р. | один | одного | одному | один | одного | одним | об одном | ||||||||
ср. р. | одно | одно | |||||||||||||||
ж.р. | одна | одной | одной | одну | одной | одной | |||||||||||
мн.ч. | одни | одних | одним | одни | одних | одними | одних | ||||||||||
два | м.р. ср.р | два | двух | двум | два | двух | двумя | двух | |||||||||
ж.р. | две | две | |||||||||||||||
оба | м.р. ср.р | оба | обоих | обоим | оба | обоих | обоими | обоих | |||||||||
ж.р. | обе | обеих | обеим | обе | обеих | обеими | обеих | ||||||||||
полтора (-ы) | м.р. ср.р | полтора | полутора | полутора | полтора | полутора | полутора | ||||||||||
ж.р. | полторы | полторы | |||||||||||||||
3, 4 | три | трех | трем | три | трех | тремя | трех | ||||||||||
5 – 20, 30 | пять | пяти | пяти | пять | пятью | пяти | |||||||||||
40, 90, 100 | сорок | сорока | сорока | сорок | сорока | сорока | |||||||||||
Сложные (состоят из двух корней; имеют два окончания при склонении) | |||||||||||||||||
2. Нормы сочетания числительных с существительными
Собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро) употребляются только в следующих случаях:
· с существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое друзей, трое братьев);
· с существительными дети, люди, а также с существительными, обозначающими названия детёнышей животных (четверо детей);
· с существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов (двое саней, четверо ворот, семеро суток).
Числительное оба (обоих, обоим, обоими) употребляется только с существительными мужского рода (оба брата, на обоих столах), а числительное обе (обеих, обеим, обеими) – только с существительными женского рода (обе сестры, по обеим сторонам).
Трудные случаи образования форм Мс.
Притяжательное местоимение их имеет только эту форму.
Трудные случаи образования форм Гл.
1.Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов
Инфинитив | Ед.ч. | Мн.ч. |
глядеть | гляди | глядите |
ехать | поезжай | поезжайте |
лазать | лазай | лазайте |
лезть | полезай, лезь | полезайте, лезьте |
лечь | ляг | лягте |
трогать | трогай | трогайте |
Упражнение 31. Укажите у каждой словоформы часть речи ( с разрядами).
Когда экипаж въехал на двор, господин был встречен трактирным слугою, или половым, как их называют в русских трактирах, живым и вертлявым до такой степени, что даже нельзя было рассмотреть, какое у него было лицо. Он выбежал проворно с салфеткой в руке, весь длинный и в длинном демикотонном сюртуке со спинкою чуть не на самом затылке, встряхнул волосами и повел проворно господина вверх по всей деревянной галдарее показывать ниспосланный ему богом покой.( Н.В.Гоголь)
Упражнение 32. Выполните полный морфологический разбор выделенных слов.
В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки. ( Н.В. Гоголь)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка________________________________
Подпись преподавателя _________________
Упражнение 33. Заполните кроссворд.
По горизонтали: | По вертикали: |
1.Его обозначает буква. 2.Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что? 3.Часть слова, которая служит для связи слов в предложении. 4.Выражает законченную мысль. 5.Звук, который можно тянуть, петь. 6.Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. 7.Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? 8.Часть слова, в которой обязательно должен быть гласный звук. | 1.Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. 2.Название текста. 3.Буква в слове, которая пишется по определенному правилу. 4.Выделение голосом части слова. 5.Обозначает звук. 6.Звук, при произнесении которого воздух встречает преграду. 7.Часть речи, которая служит для связи слов в предложении. 8.Текст, в котором рассказывается о каком-либо событии. 9.Буквы по порядку. 10.Главная часть слова, в которой заключен общий смысл всех однокоренных слов. 11.Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делать? |
Оценка________________________________
Подпись преподавателя _________________