Раздел 1. лексика русского языка

И.Ю. Сорокина

Рабочая тетрадь по русскому языку

с методическими указаниями

для выполнения аудиторных и домашних работ

для студентов 1 курса

специальности:_____________________________

группы___________________________________

ФИО____________________________________

Пенза 2014

Автор-составитель: И.Ю. Сорокина, преподаватель гуманитарных дисциплин ГАПОУ ПО «Пензенский многопрофильный колледж» отделения «Архитектура».

Рабочая тетрадь для выполнения аудиторных и домашних работ по дисциплине «Русский язык»:/Рабочая тетрадь/Авт.-сост. И.Ю. Сорокина; ГАПОУ ПО «Пензенский многопрофильный колледж» отделение «Архитектура». – Пенза: ГАПОУ ПО «Пензенский многопрофильный колледж» отделение «Архитектура», 2014. - 65 с.

Данная рабочая тетрадь предназначена для помощи студентам 1 курса для специальностей 250109.51 «Садово-парковое и ландшафтное строительство», 270802.51 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», 230701. 51 «Прикладная информатика» по дисциплине «Русский язык». В учебной рабочей тетради собраны упражнения по всем разделам русского языка (лексика, фонетика, морфемика и словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация, орфография).

Рекомендации подготовлены на основе учебников и методических пособий, рекомендованных рабочей программой по дисциплине «Русский язык».

Рабочая тетрадь одобрена и рекомендована ЦМК ГБОУ СПО ПО «Пензенский многопрофильный колледж» отделение «Архитектура» гуманитарных дисциплин для использования в учебном процессе.

ГАПОУ ПО «Пензенский многопрофильный колледж» отделение «Архитектура», 2014

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………..………………………………………..….5

РАЗДЕЛ 1. ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА…………………………….….7

Тема 1. Однозначные и многозначные лексемы русского языка………….…..7

Тема 2. Прямое и переносное значение лексем ……………………………….10

Тема 3. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы………………………….12

Тема 4. Лексика с точки зрения происхождения и употребления. Исконно русские и заимствованные слова в русском языке…………………………....16

Тема 5. Группы слов по употреблению в русском языке………………...…..21

Итоговый тест по разделу: «Лексика русского языка»……………………….25

РАЗДЕЛ 2. ФОНЕТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА…………………………….26

Тема 1. Нормы ударения в современном русском языке…………….……….26

Тема 2. Нормы произношения в современном русском языке……………….26

РАЗДЕЛ 3. МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА……………………………………………………….………………….31

Тема 1. Морфемика русского языка. Виды морфем………………………..…31

Тема 2. Способы словообразования русского языка………………………….32

Итоговый тест по разделу «Морфемика и словообразование русского языка»…………………………………………………………………………...34

РАЗДЕЛ 4. МОРФОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА………………………35

РАЗДЕЛ 5. СИНТАКСИС РУССКОГО ЯЗЫКА…………………………41

Тема 1. Словосочетание. Типы связи ………………………..……………….41

Тема 2. Простое предложение. Понятие о двусоставном и односоставном предложении. Виды односоставных предложений…………………..………43

Тест по теме «Односоставные предложения»……………………………………..45

Тема 3. Сложное предложение. Виды……………..……………………………….46

Тест по теме «Сложные предложения»…………………………………………….49

РАЗДЕЛ 6. ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА….….51

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ………………………………………………...………………61

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………65

ВВЕДЕНИЕ

Рабочая тетрадь с методическими рекомендациями по выполнению аудиторных и домашних работ выполнена для студентов 1 курса специальностей 250109.51 «Садово-парковое и ландшафтное строительство», 270802.51 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», 230701. 51 «Прикладная информатика» по дисциплине «Русский язык» в соответствии с рабочей программой по дисциплине. Методические рекомендации содержат разъяснения по методике самостоятельного выполнения работ по основным темам дисциплины «Русский язык», включают таблицы для заполнения, упражнения для выполнения и тестовые задания к темам и разделам дисциплины. Аудиторные и домашние задания способствуют закреплению теоретических знаний. Упражнения помогают студентам овладеть навыками самостоятельной работы со справочной и нормативной литературой.

Домашние упражнения по дисциплине «Русский язык» являются самостоятельной работой студента, охватывающей основные вопросы данной гуманитарной дисциплины Государственного образовательного стандарта в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся по специальностям: 250109.51 «Садово-парковое и ландшафтное строительство», 270802.51 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», 230701. 51 «Прикладная информатика»

Приступая к выполнению задания, студент должен:

а) иметь представление:

· об основных принципах работы с методическими пособиями подобного типа;

б) знать:

· связь языка и истории, культуры русского и других народов;

· основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

· лексические нормы современного

современного русского литературного языка;

· формы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

· фонетические и орфоэпические нормы русского языка.

· порядок морфемного и словообразовательного анализов;

· способы словообразования и их особенности.

· синтаксические единицы и категории;

· типы сложных предложений и их особенности;

· виды сочинительных и подчинительных союзов.

в) уметь:

· рассказывать, рассуждать в связи с изученной тематикой;

· делать сообщения;

· создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной сфере деятельности;

· осуществлять речевой самоконтроль;

· оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

· использовать нормы современной орфографии при написании всех видов письменных работ.

Таблица произношения русских гласных и их запись в транскрипции

Гласные после согласных:

Графема Фонема Варианты по отношению к позиции в слове
   
a | a| [ á] [^], также в начале и в конце слова [ъ]
o | o| [ ó] [^] [ъ]
я | 'a| [' á] ['и],['^] в конце слова ['ь]
e | 'э| ['э'] ['и] ['ь]
ё |' o| [' ó]
э |э| [э'] [ы] [ъ]
у |у| [ý] [у] [у]
ю |'у| ['ý] ['у] ['у]
и |и| [и] [и] [ и]
ы |ы| [ы] [ы] [ы]

«Я», «е», «ё», «ю», «и» после гласных, в начале слова или после мягкого и твердого знака:

Графема Фонема Варианты по отношению к позиции в слове
   
я |j|+|a| [já] [ṷи], [ṷ^] в конце слова [ṷь]
е |j|+|э| [jэ] [ṷи] [ṷь]
ё |j|+|о| [jо]
ю |j|+|у| [jу] [ṷу] [ṷу]
и |j|+|и| [jи] [ṷи] [ṷи]

Транскрипция некоторых согласных:

· твердые [т] – мягкие [т']

· щ = [ш']

· ч = [ч']

· й = ударное [j] ,безударное [ṷ]

· сс = [с ͞ ]

· -ться, -тся = [ц^]

Упражнение 21. Распределите данные слова в две группы: с твердым и мягким произношением согласного перед буквой -е.

Вариант №___

Вариант 1.

Ателье, адекватный, альтернатива, анемия, аннексировать, антенна, антисептика, атеист, ателье, аутсайдер, бассейн, берет, бутерброд, бизнес, бизнесмен, вундеркинд, гипотеза, гантели, генетика, гротеск, дебют, детектив, депо, дебаты, дебет, девальвация, декан, декада, декларация, демпинг, демилитаризация, демарш, демисезонный, депрессия, де-факто, диспансер, игротека, интеграция, идентичный, индекс, интервидение, интервью, интервал,

Вариант 2.

кодекс, кредо, критерий, компресс, консенсус, консервация, контекст, корректный, компьютер, контейнер, купе, лотерея, менеджер, мотель, музей, модель, отель, орхидея, патент, портмоне, проект, пресса, протеже, пюре, паштет, претензия, сессия, теннис, терапевт, термин, темп, тенденция, термин, тезис, тент, тире, термос, террор, трек, фанера, фланель, форель, шатен, шедевр, шинель, энергия, эстетика, экспресс юмореска.

Вариант №___

С твердым произношением С мягким произношением
     

Упражнение 22. Выпишите отдельно слова, в которых под ударением произносится звук [э], и слова, в которых под ударением произносится звук [о].

Вариант 1.

Афера, безнадежный, береста, блеклый, бытие, вышеприведенный, внаем, гренадер, грубошерстный, груженый, двоеженец, дареный, ерничать, желоб, житие, запеченный, забеленный, завороженный, зев, заем, иноплеменный, издевка, истекший год, истекший кровью, кричит как оглашенный, маневры,

Вариант 2.

Наемник, никчемный, новорожденный, одновременный, одноименный, опека, оседлый, осужденный, острие, отсеченный, отключенный, осведомленный, преемник, планер, побасенка, поименный, приглушенный, прирученный, платежеспособный, подключенный, современный, свекла, убеленный.

Вариант №___

слова, в которых под ударением произносится звук [э] слова, в которых под ударением произносится звук [о].
   

Упражнение 23. Распределите приведенные ниже слова на три группы: 1) возможно только произношение [ч'н] или [ч'н'] на месте орфографического «чн», 2) возможно только произношение [шн] или [шн'], 3) допускаются оба варианта произношения.

Вариант 1.

Беспечный, библиотечный, булочная, вечный, горчичник, двоечник, закадычный, конечно, конечный, копеечный, крошечный, Кузьминична, молочная каша, молочная кислота, нарочно, отличник, очечник, подвенечный,

Вариант 2.

Порочный, порядочный, пустячный, речник, скворечник, скучно, скучный, сливочный, стрелочный, табачный, троечник, убыточный, шапочное знакомство, яблочный, яичница.

возможно только произношение [ч'н] или [ч'н'] на месте орфографического «чн» возможно только произношение [шн] или [шн'] допускаются оба варианта произношения
     

Упражнение 24. Выполните транскрипцию данного стихотворения М.Ю. Лермонтова.

Парус
Белеет парус одинокой


В тумане моря голубом!..


Что ищет он в стране далекой?


Что кинул он в краю родном?..


Играют волны - ветер свищет,


И мачта гнется и скрыпит...


Увы! он счастия не ищет


И не от счастия бежит!


Под ним струя светлей лазури,


Над ним луч солнца золотой...


А он, мятежный, просит бури,


Как будто в бурях есть покой!

Оценка________________________________

Подпись преподавателя _________________

РАЗДЕЛ 3. МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

III. СЛОЖЕНИЕ

раздел 1. лексика русского языка - student2.ru

Упражнение 28. Из предложений 4–5 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

(4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?________________________

Упражнение 29. Из данного предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной обломилась земля и я оказался на краю бездонной пропасти. ___________________________

Упражнение 30. Распределите слова в соответствии со способом образования:

Подберезовик, законодатель, бумажник, малышка, самокритика, негромкий, безуспешный, безрезультатный, прибежать, межконтинентальный, паровозный.

Приставочный суффиксальный Приставочно-суффиксальный     сложение

Упражнение 4. Составьте словообразовательную цепочку к словам .

Подберезовик, издавание, оглушительно, дикорастущий, удивительно.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка________________________________

Подпись преподавателя _________________

Итоговый тест по разделу «Морфемика и словообразование русского языка»

1. Какое слово неправильно разбито на морфемы:
А) подо-жд-а-в,
Б) не-по-движ-ен-,
В) с-верк-а-вш-ий,
Г) (много) из-мен-ений.
2. Какое слово верно разбито на морфемы?
А) сер-ов-ат-ое, Б) на-столь-ный,
В) вы-воз-ит, Г) рассказ-чиц-а.
3. Какое слово состоит из пяти морфем?
А) подготовка, Б) превзошли,
В) стремится, Г) утомлен.
4. В каком слове есть суффикс -н-?
А) бессменный, Б) лиственный,
В) увеличен, Г) львиный.
5. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
А) перелистывая, Б) скудный,
В) раздробление, Г) пересыпавший.
6. Какое слово состоит из двух приставок, корня, одного суффикса и окончания?
А) водица, Б) напутствовать,
В) загордиться, Г) переоценка.
7. Какое слово состоит из приставки, корня и окончания
А) переулок, Б) огородный,
В) обнова, Г) освещение.
8. В каком слове нет суффикса?
А) огурец, Б) ребенок,
В) речка, Г) горошек.
9. Отметьте «лишнее» среди родственных.
А) пахать, Б) пахота,
В) пахнуть, Г) пахарь.
10. Какое слово не является родственным остальным?
А) дорожить, Б) придорожный,
В) дорога, Г) подорожник.
11. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
А) издалека, Б) насаженный,
В) прослушавший, Г) приготовлю.
12. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
А) посадка,
Б) заморгавший,
В) соловушка,
Г) складывая


13. В каком ряду все слова родственные?
А) пригорок, горестный, взгорье;
Б) годный, годовой, наводнение;
В) водный, заводить, наводнение;
Г) гордость, горделивый, загордиться.
14. Укажите слово с нулевым окончанием.
А) пятого, Б) ходить,
В) лисий, Г) зарумянились.
15. В каком слове правильно выделено окончание?
А) занижены-й,
Б) обещани-е,
В) обладае-шь,
Г) предчувств-ую.
16. В каком слове нет приставки?
А) примерка,
Б) прищепка,
В) принцесса,
Г) пришелец.
17. В каком слове верно выделена приставка?
А) подо-рожник,
Б) подо-зревать,
В) подо-блачный,
Г) по-дборщик.
18. В каком слове неправильно выделен суффикс?
А) сель-ск-ий,
Б) парашют-ист-к-а,
В) лепет-ал-и,
Г) заоблач-н-ый.

Оценка________________________

Подпись преподавателя _________


Таблица морфологических трудностей имени существительного в форме множественного числа

-ов, -ев нулевое -
Названия национальностей:  
бедуинов, казахов, калмыков, киргизов, монголов, семитов, таджиков, тунгусов, узбеков, хорватов, якутов армян, башкир, болгар, бурят, грузин
Названия отдельных лиц: (пять) гардемаринов, гренадеров, гусаров, драгунов, кирасиров, уланов Названия воинских соединений: (эскадрон) гусар, (отряд) гардемарин, гренадер, драгун, кирасир, улан
Растительный мир:  
абрикосов, ананасов, апельсинов, баклажанов, бананов, георгинов, гранатов, мандаринов, помидоров, томатов яблок
Единицы измерения:  
байтов, гектаров, граммов, децибелов, каратов, килограммов, километров ампер, аршин, бит, ватт, вольт, радиан, рентген
Парные предметы:  
боков, бронхов, джинсов, гольфов, клипсов, носков, рельсов ботинок, валенок, плеч, погон, сапог, чулок, шорт
Названия предметов и явлений:  
браслетов, брелоков, габаритов, купонов, нервов, рельсов погонь, мест, окон, стёкол
Сущ. ср.р. на -це:  
болотцев, деревцев, кружевцев, оконцев блюдец, зеркалец, копытец, одеялец, полотенец, сердец
-ей нулевое
Сущ. ж.р. и общ. р. : Сущ. ж.р. и общ. р. :
ведомостЕй, лопастЕй, скоростЕй, четвертЕй, мОщностей, Отраслей, рАспрей, скАтертей вАфель, пЕтель, потЕрь, тУфель, барж, копЁн, кочерЁг, манжЕт, обОем (обойма), пелЁн, серЁг, сирОт
  Сущ. ж.р. на -ия, ья:
  армий, аудиторий, бегуний, гостий, колдуний, оладий, пародий, плясуний, эскадрилий. ПолынЕй (полынья), статей, судей
  Сущ. ср.р. на -ье:
  гуляний, застолий, кушаний, надгробий, новоселий, ожерелий, раздумий, сидений, снАдобий, солений, ущелий
  Сущ. ср.р. на -ьё :
  ружей, питЕй, НО копий
  Сущ. ж.р. на –ня:
  богинь, погонь, тихонь, яблонь; басен, башен, боен, вишен, двоен (двойня), пашен, сотен, спален, сплетен, тамОжен, черешен; барышень, боярышень, деревень, кухонь

Следует запомнить: солнце – солнц.

Родительный падеж множественного числа сущ., употребляющихся преимущественно во множественном числе

-ов -ей нулевое
вЫборов, дебАтов,джИнсов, зАморозков, кулуАров, манЁвров, мУскулов, нАрдов, очИстков, сОтов, чИпсов бУдней, дрОвней, кОзней, пельмЕней, Яслей зраз, жабр, канИкул, лосИн, макарОн, невзгОд, окОв, сардИн, уз, шорт, шпрот

Таблица трудных случаев образования форм И.П.

Образование степеней сравнения

Разряд прилагательных сравнительная степень   превосходная степень  
  простая составная простая составная
качественные -ее (-ей): сильнее -ше : раньше -е : реже более…: более сильный менее…: менее сильный -айш (ий): строжайший -ейш (ий): сильнейший простая сравнит. степень + всего (всех): глубже всех наиболее (наименее) …: наиболее качественный самый глубокий
относительные Не образуется      
притяжательные Не образуется      

НЕЛЬЗЯ смешивать простую и составную формы степеней сравнения.

Таблица трудных случаев образования форм И.Ч.

1. Склонение имён числительных

      И.п.   Р.п.   Д.п.   В.п.         Т.п.   П.п.
                  неод.   одуш.          
один ед.ч. м. р. один   одного   одному   один   одного     одним   об одном
    ср. р. одно           одно              
    ж.р. одна   одной   одной   одну         одной   одной
  мн.ч.   одни   одних   одним   одни   одних     одними   одних
два   м.р. ср.р два   двух   двум   два   двух     двумя   двух
    ж.р. две           две              
оба   м.р. ср.р оба   обоих   обоим   оба   обоих     обоими   обоих
    ж.р. обе   обеих   обеим   обе   обеих     обеими   обеих
полтора (-ы)   м.р. ср.р полтора   полутора   полутора   полтора         полутора   полутора
    ж.р. полторы           полторы              
3, 4     три   трех   трем   три   трех     тремя   трех
5 – 20, 30     пять   пяти   пяти   пять         пятью   пяти
40, 90, 100     сорок   сорока   сорока   сорок         сорока   сорока
Сложные (состоят из двух корней; имеют два окончания при склонении)  
                                   

2. Нормы сочетания числительных с существительными

Собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро) употребляются только в следующих случаях:

· с существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое друзей, трое братьев);

· с существительными дети, люди, а также с существительными, обозначающими названия детёнышей животных (четверо детей);

· с существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов (двое саней, четверо ворот, семеро суток).

Числительное оба (обоих, обоим, обоими) употребляется только с существительными мужского рода (оба брата, на обоих столах), а числительное обе (обеих, обеим, обеими) – только с существительными женского рода (обе сестры, по обеим сторонам).

Трудные случаи образования форм Мс.

Притяжательное местоимение их имеет только эту форму.

Трудные случаи образования форм Гл.

1.Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов

Инфинитив Ед.ч. Мн.ч.
глядеть гляди глядите
ехать поезжай поезжайте
лазать лазай лазайте
лезть полезай, лезь полезайте, лезьте
лечь ляг лягте
трогать трогай трогайте

Упражнение 31. Укажите у каждой словоформы часть речи ( с разрядами).

Когда экипаж въехал на двор, господин был встречен трактирным слугою, или половым, как их называют в русских трактирах, живым и вертлявым до такой степени, что даже нельзя было рассмотреть, какое у него было лицо. Он выбежал проворно с салфеткой в руке, весь длинный и в длинном демикотонном сюртуке со спинкою чуть не на самом затылке, встряхнул волосами и повел проворно господина вверх по всей деревянной галдарее показывать ниспосланный ему богом покой.( Н.В.Гоголь)

Упражнение 32. Выполните полный морфологический разбор выделенных слов.

В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки. ( Н.В. Гоголь)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка________________________________

Подпись преподавателя _________________

Упражнение 33. Заполните кроссворд.

раздел 1. лексика русского языка - student2.ru

По горизонтали: По вертикали:
1.Его обозначает буква. 2.Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что? 3.Часть слова, которая служит для связи слов в предложении. 4.Выражает законченную мысль. 5.Звук, который можно тянуть, петь. 6.Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. 7.Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? 8.Часть слова, в которой обязательно должен быть гласный звук.     1.Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. 2.Название текста. 3.Буква в слове, которая пишется по определенному правилу. 4.Выделение голосом части слова. 5.Обозначает звук. 6.Звук, при произнесении которого воздух встречает преграду. 7.Часть речи, которая служит для связи слов в предложении. 8.Текст, в котором рассказывается о каком-либо событии. 9.Буквы по порядку. 10.Главная часть слова, в которой заключен общий смысл всех однокоренных слов. 11.Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делать?

Оценка________________________________

Подпись преподавателя _________________

Итоговый тест

1.В каком слове букв больше, чем звуков?

1)ямал 2) горизонт 3)олень 4)съезд

2. Укажите слово с ударением на втором слоге:

1)интернет 2)квартал 3) некролог 4)диспансер

3. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?

1. доверчивый 3) справа

2. расставаться 4)полюбовно

4. В написании какого слова допущена орфографическая ошибка?

1. бетонный 3)гигантский

2. рецензия 4) режисёр

5. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1)и..расходовать, во..хвалять 3) ро..пись, ра..бежаться

2) ни..падать, во..главить 4) ..делать, ра..писка

6. В каком слове пишется буква И?

1. пр..творить (воплотить в каком-нибудь виде)

2. пр..ступиьт (самовольно нарушить, не посчитаться с чем-либо)

3. пр..клоняться (низко нагибаться)

4. пр..клоняться (относиться с глубоким уважением)

7. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1. с..грать, вз..мать 3) дез..нформация, из..скатель

2. без..мянный, под..тожить 4)пред..стория, меж..нститутский

А8. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1. заг..реть, м..кать 3)тв..рить, выр..сти

2. прот..рать, соч..тание 4)к..снуться, распол..жение

А9. В каком слове пишется непроизносимая согласная?

1. опас..ный 2) счас..ливый 3) гнус..ный 4) чудес..ный

А10. В каком ряду в обоих словах пишется буква Ё?

1. ш..рты, дириж..р 3)чащ..ба, ш..лковая

2. туш..нка, обж..ра 4) печ..т, пч..лка

А11. В каком случае во всех словах ряда на месте пропуска пишется Н?

1. обобщё..ый, первозда..ый, маринова..ый

2. обыде..ый, реферат написа.., искре..ий

3. баналь..ый, решение продума..о, серебря..ый

4. сви..ой, купле..ый, обобщё..ый

А12. В каком случае НЕ со словом пишется раздельно?

1. (не)стерпимая жара 3) (не)навидя

2. (не)прочитанная газета 4) (не)торопясь

А13. В каком случае в написании выделенного слова допущена орфографическая ошибка?

1. В течении всего года он усердно занимался.

2. Декабристы находились в заключении в Петропавловской крепости.

3. Несмотря на дождь. Мы отправились в поход.

4. Вследствие дождей дорогу размыло.

А14. Какой фразеологический оборот имеет значение «слишком много, в избытке»?

1. хоть бы что 3) хоть отбавляй

2. хоть глаз выколи 4) хоть шаром покати

А15. В каком предложении есть составное именное сказуемое?

1)А 2)Б 3) В 4)Г

А16. Укажите сложноподчинённое предложение.

1. А 2) Б 3) В 4) Г

А17. В каком предложении есть причастие?

1. А 2) Б 3) В 4) Г

А18. В каком словосочетании вид связи – управление?

1. заслуженная слава 3) прекрасные творения

2. восхищает фресками 4) русские зодчие

А19. В каком предложении есть приложение?

1. А 2) Б 3) В 4) Г

А20. В каком предложении грамматическая основа определена неверно?

1. Учиться на совесть – обязанность каждого школьника.

2. Врачпосоветовал Павлу поехать на курорт.

3. Чтение приключенческой литературы – его страсть.

4. Мы готовимся сдавать экзамен по русскому языку.

А21. Укажите неправильный вариант ответа (выделение членов предложения).

1. Ребятапопросилипартизанарассказатьо партизанах.

2. Он пришёл рассказать новости.

3. Явзялсебя в руки и осталсяна месте.

4. Скоровсёзазеленеет: степи, рощи и леса.

А22. Какое утверждение неверно?

1. Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух простых предложений.

2. Тезисы – это кратко сформулированные основные положения текста-источника, которые читатель записывает в виде цитат или в собственной формулировке.

3. В сложноподчинённом предложении выделяются главное и придаточное предложения.

4. Придаточные определительные прикрепляются к определяемым словам союзными словами который, что, куда, где и др.

А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)

1. Огромные льдины словно потревоженное стадо оленей толкаясь и громоздясь друг на друга шумно двигались по Оби сплошным торосистым полем.

2. Полярная ночь убывала стремительно и под ослепляющим солнцем неожиданно быстро стали выступать серые вершины тундровых сопок.

3. Мороз усилился и снег под полозьями нарт скрипел так звонко будто кто-то острым гвоздём проводил по полотну стальной пилы.

4. Ненцы-оленеводы веками бродили с оленьими стадами по берегам Северного Ледовитого океана переставляли по тундру свои чумы крытые оленьими шкурами.

А24. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

Снег сошёл ( ) и старые мхи у оврага набухли.

1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

2. Сложносочинённое предложение, перед союзом И не нужна запятая.

3. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

4. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Зима (1) как белопёрая (2) полярная куропатка (3) прилетела на своих метельных крыльях в тундру (4) покрыв всё вокруг мягким (5) будто мех песца (6) снегом. (И.Истомин)

1. 1,2,3,5 2) 1,3,4,5,6 3) 1,2,3,4,6 4)2,4.5,6

А26. Найдите сложносочинённое предложение.

1. Страна многим обязана героической работе газовиков, нефтяников, строителей Западной Сибири.

2. Я там чуть не умер с голода, да ещё меня хотели утопить.

3. Утренний ветер, поднимавшийся с моря, нёс гарь.

4. Первые месторождения природного газа на Ямале открыты примерно в том же районе, где стояла Мангазея.

А27. В каком примере вид придаточного определён неверно?

1. Кто ищет, тот всегда найдет. (местоимённо-определительное)

2. Недаром говорится, что дело мастера боится. (изъяснительное)

3. Когда в небо взвилась ракета, началась переправа чрез реку. (места)

4. Жить легко, если есть хорошие друзья. (условия)

Оценка________________________________

Подпись преподавателя ________________

Основной

Власенков, А.И., Рыбченкова, Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. / А. Власенков– М., 2005.

Дополнительный

1. Александрова Л.П. и др. Словарь синонимов русского языка. М., 2001.

2. Гольцова, Н.Г., Шамшин, И.В. Русский язык. 10-11 кл./ Н.Г. Гольцова. – М., 2005.

3. Скворцов, Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.

4. Скорлуповская ,Е.В., Снетова, Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002.

5. Толковый словарь русского языка. Т.1-4 / Под ред. Д.Н. Ушакова. М., 2000.

6. Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование./ Н. Штрекер. – М., 2005.

И.Ю. Сорокина

Рабочая тетрадь по русскому языку

с методическими указаниями

для выполнения аудиторных и домашних работ

для студентов 1 курса

специальности:_____________________________

группы___________________________________

ФИО____________________________________

Пенза 2014

Автор-составитель: И.Ю. Сорокина, преподаватель гуманитарных дисциплин ГАПОУ ПО «Пензенский многопрофильный колледж» отделения «Архитектура».

Рабочая тетрадь для выполнения аудиторных и домашних работ по дисциплине «Русский язык»:/Рабочая тетрадь/Авт.-сост. И.Ю. Сорокина; ГАПОУ ПО «Пензенский многопрофильный колледж» отделение «Архитектура». – Пенза: ГАПОУ ПО «Пензенский многопрофильный колледж» отделение «Архитектура», 2014. - 65 с.

Данная рабочая тетрадь предназначена для помощи студентам 1 курса для специальностей 250109.51 «Садово-парковое и ландшафтное строительство», 270802.51 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», 230701. 51 «Прикладн

Наши рекомендации