Учебно-программное обеспечение интегрированного обучения и воспитания
Для учащихся с ОПФР разработаны учебные программы, учебники и учебные пособия, имеются средства обучения и учебное оборудование для специальных общеобразовательных и вспомогательных школ.
Ежегодно в «Зборнiках нарматыуных дакументау Мiнiстэрства адукацыi Рэспублiкi Беларусь» публикуется Перечень учебников и учебных пособий, пригодных для использования в библиотечных фондах специальных учреждений образования в текущем учебном году.
С целью повышения качества специального образования разработан Перечень средств обучения, учебного оборудования для специальных учреждений образования, утверждённый постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26 февраля 2008 г. № 16, который необходимо использовать в образовательном процессе для детей с ОПФР.
На основании указанных Перечней администрация общеобразовательного учреждения обеспечивает педагогов класса учебными программами и учебными пособиями, средствами обучения, учебным оборудованием для организации обучения детей с ОПФР по учебным планам соответствующего вида специальной общеобразовательной или вспомогательной школы.
Учебные планы специальных общеобразовательных школ предусматривают два срока обучения на I ступени общего среднего образования. Учебные программы, учебные и дидактические пособия для специальных общеобразовательных школ, утверждённые Министерством образования Республики Беларусь, разработаны для организации образовательного процесса с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования.
Изучение учебных предметов «Русский язык» в школах с белорусским языком обучения, «Беларуская мова» в школах с русским языком обучения и «Иностранный язык» на I ступени общего среднего образования с пятилетним сроком обучения осуществляется по учебным программам и учебникам общеобразовательного учреждения. Изучение учебных предметов «Музыка», «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение», «Физическая культура и здоровье» осуществляется по учебным программам и учебникам общеобразовательного учреждения с условием их адаптации для пятилетнего срока обучения.
При организации образовательного процесса для учащихся с ОПФР с четырёхлетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования обучение осуществляется по учебным планам соответствующего вида специальной общеобразовательной школы и учебным программам общеобразовательного учреждения. Изучение учебных предметов на I ступени общего среднего образования может осуществляться по учебникам общеобразовательного учреждения и (или) учебным пособиям специальных общеобразовательных школ при условии адаптации последних для четырёхлетнего срока обучения.
С переходом на II и III ступени общего среднего образования учащиеся с ОПФР специальных и интегрированных классов обучаются в основном по программам и учебникам общеобразовательного учреждения и учебным планам соответствующего вида специальной общеобразовательной школы. Для обучения детей с тяжёлыми нарушениями речи и детей с нарушением слуха (2-е отделение) по отдельным учебным предметам разработаны учебные программы и учебные пособия с учётом возможностей освоения их содержания названными группами учащихся.
При организации интегрированного обучения следует учитывать и то, что обучение учащихся с тяжёлыми нарушениями речи и учащихся с трудностями в обучении в соответствии с учебными планами специального образования осуществляется только на I и II ступенях общего среднего образования. Учащиеся с трудностями в обучении или тяжёлыми нарушениями речи, получившие общее базовое образование по учебным планам специального образования, могут продолжить обучение в учреждениях образования на основании учебно-программной документации общего среднего, профессионально-технического или среднего специального образования.
Обучение учащихся с интеллектуальной недостаточностью в специальных и интегрированных классах осуществляется в соответствии с учебным планом, учебными программами и учебными пособиями для 1-го отделения вспомогательной школы.
9. Организация образовательного