Воспитательная работа с коллективом детей
Лекция № 5
Воспитательная работа с коллективом детей
Детский коллектив - объединение детей, сплоченных общей полезной деятельностью (обучением, работой, спортом, общественной работой)
В школе действуют следующие типы коллективов:
а) учебные - классный (первичный или контактный), общешкольный, предметных кружков,
б) самодеятельные организации - коллективы художественной самодеятельности (хор, ансамбли, кружки)
в) общества - спортивное, книголюбов и др.
г) объединения по интересам
д) временные объединения для выполнения определенных видов работы.
Все они связаны между собой общей целью учебно-воспитательной деятельности школы, обеспечивающих привлечение учащихся к разнообразной деятельности.Важнейшим по своей деятельностью является коллектив класса. В нем длительные отношения между индивидами и между педагогами и коллективом.
Между структурными единицами общешкольного коллектива существуют определенные связи и взаимозависимости Особенно важны для воспитательной работы связи между первичными коллективами (классами), общешкольного коллектива с ученическими коллективами других школ, детскими и юношескими организациями Они способствуют развитию широких социальных контактов, интереса к жизни и деятельности других коллективов, заимствованию опыта.
Коллектив осуществляет организаторскую (управляет своей деятельностью), воспитательную (является носителем моральных убеждений), стимулирующую (способствует формированию морально ценных стимулов, регулирует поведение, взаимоотношения) функции.
А.С. Макаренко считал важным для коллектива стиль и тон его жизни и деятельности, которые, на его взгляд, являются существенными и важными элементами коллективного воспитания. Стиль - внутренняя духовная сила коллектива, предполагает чувство собственного достоинства, что является следствием представления о ценности своего коллектива, гордости за него. Он проявляется в тоне жизни коллектива - общей духовно-эмоциональнойокраске деятельности коллектива (мажорность, уверенная спокойная деятельность, бодрость, оптимизм).
Жизнь и деятельность ученического коллектива выстраиваются на таких принципах:
а) единство и целостность. Первичные коллективы и объединения не должны организовывать свою деятельность изолированно, а должны направлять ее на достижение общей цели воспитания всесторонне развитой личности;
б) постоянное движение вперед. А.С. Макаренко основным законом коллектива считал движение как форму его жизни, а его остановки - формой его смерти. Реализация этого принципа требует последовательной постановки задач, привлечения воспитанников к их решению, проявления с их стороны активности, переживание радости от успешного их выполнения;
в) организация разнообразной деятельности.С учетом этого учеников кроме учебной деятельности привлекают к труду. Благодаря этому обогащается духовная жизнь коллектива и каждого учащегося;
г) формирование чувства чести. Оно является индикатором отношения ученика к коллективу. Чувство чести связано с чувствами долга и ответственности;
г) преемственность поколений, сохранение коллективных традиций. Школьный коллектив ежегодно обновляется, вследствие чего существует возможность передавать от поколения к поколению достояние, традиции школы особое внимание следует уделить сохранению и приумножению школьных традиций как неписаных законов, делающих жизнь коллектива содержательной, целенаправленной.
Коллективное творческое дело (КТД)
Понятие «Коллективное Творческое Дело» было введено в обиход Игорем Петровичем Ивановым, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового творческого продукта. При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. В процессе КТД учащиеся приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно: формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника.
Виды КТД
Трудовые КТД (пример:«Трудовой десант»)
Интеллектуальные КТД (пример:«Брейн-ринг»)
Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)
Спортивные КТД (пример:«Спартакиада»)
Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы).
Лекция № 6
ИННОВАЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Под инновациями в образовании мы понимаем процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения.
Инновация в образовании – нововведение, предназначенное для разрешения актуальной проблемной ситуации (с целью обеспечения оптимизации учебного процесса, повышения качества образования или организации благоприятных условий усвоения материала), существенные изменения в одном или нескольких пунктах: содержании образования, методах преподавания, формах контроля качества обучения.
В настоящее время информационные технологии занимают важное место в профессиональной деятельности учителя. Необходимость применения средств ИКТ в работе учителей начальных классов диктуется возрастными особенностями учащихся, а именно потребностью в наглядной демонстрации учебного материала, процессов и явлений. Основными направлениями нашей работы при использования ИКТ являются:
- мультимедиа-уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ: «Уроки русского языка», «Уроки математики», «Уроки окружающего мира» для 1-4 классов;
- дистанционные олимпиады и конкурсы;
- телекоммуникационные проекты;
- уроки на основе авторских компьютерных презентаций.
Практика использования ИКТ учителями позволяет сделать следующий вывод: использование ИКТ на уроках имеетследующие преимущества по сравнению с традиционным обучением:
1. Современность и актуальность учебного материала.
2. Наличие дополнительного и сопутствующего материала.
3. Эстетичность и наглядность.
4. Возможность распечатки материала для последующей индивидуальной работы.
5. Возможность блочного обозрения темы, опережения знаний.
6. Обучение через игровую или практическую деятельность.
7. Повышение интереса учащихся к учёбе.
8. Более чёткая организация деятельности учителя.
Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении практической и теоретическойпроблемы. Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результата.
Использование в обучении элементов исследовательской деятельности позволяет нам не столько обучать детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность. С большим интересом ученики участвуют в самых разных видах исследовательской работы. Метод проектов позволяет организовать подлинно исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность в течение учебного времени, отводимого на изучение предмета. Он предполагает отход от авторитарных методов обучения и предусматривает продуманное и концептуально обоснованное сочетание с многообразиемметодов, форм из компонентов системы образования. Проектный подход применён к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен, когда ученики открывают для себя новые факты, а не получают их от учителя в готовом виде.
Лекция № 5
Воспитательная работа с коллективом детей
Детский коллектив - объединение детей, сплоченных общей полезной деятельностью (обучением, работой, спортом, общественной работой)
В школе действуют следующие типы коллективов:
а) учебные - классный (первичный или контактный), общешкольный, предметных кружков,
б) самодеятельные организации - коллективы художественной самодеятельности (хор, ансамбли, кружки)
в) общества - спортивное, книголюбов и др.
г) объединения по интересам
д) временные объединения для выполнения определенных видов работы.
Все они связаны между собой общей целью учебно-воспитательной деятельности школы, обеспечивающих привлечение учащихся к разнообразной деятельности.Важнейшим по своей деятельностью является коллектив класса. В нем длительные отношения между индивидами и между педагогами и коллективом.
Между структурными единицами общешкольного коллектива существуют определенные связи и взаимозависимости Особенно важны для воспитательной работы связи между первичными коллективами (классами), общешкольного коллектива с ученическими коллективами других школ, детскими и юношескими организациями Они способствуют развитию широких социальных контактов, интереса к жизни и деятельности других коллективов, заимствованию опыта.
Коллектив осуществляет организаторскую (управляет своей деятельностью), воспитательную (является носителем моральных убеждений), стимулирующую (способствует формированию морально ценных стимулов, регулирует поведение, взаимоотношения) функции.
А.С. Макаренко считал важным для коллектива стиль и тон его жизни и деятельности, которые, на его взгляд, являются существенными и важными элементами коллективного воспитания. Стиль - внутренняя духовная сила коллектива, предполагает чувство собственного достоинства, что является следствием представления о ценности своего коллектива, гордости за него. Он проявляется в тоне жизни коллектива - общей духовно-эмоциональнойокраске деятельности коллектива (мажорность, уверенная спокойная деятельность, бодрость, оптимизм).
Жизнь и деятельность ученического коллектива выстраиваются на таких принципах:
а) единство и целостность. Первичные коллективы и объединения не должны организовывать свою деятельность изолированно, а должны направлять ее на достижение общей цели воспитания всесторонне развитой личности;
б) постоянное движение вперед. А.С. Макаренко основным законом коллектива считал движение как форму его жизни, а его остановки - формой его смерти. Реализация этого принципа требует последовательной постановки задач, привлечения воспитанников к их решению, проявления с их стороны активности, переживание радости от успешного их выполнения;
в) организация разнообразной деятельности.С учетом этого учеников кроме учебной деятельности привлекают к труду. Благодаря этому обогащается духовная жизнь коллектива и каждого учащегося;
г) формирование чувства чести. Оно является индикатором отношения ученика к коллективу. Чувство чести связано с чувствами долга и ответственности;
г) преемственность поколений, сохранение коллективных традиций. Школьный коллектив ежегодно обновляется, вследствие чего существует возможность передавать от поколения к поколению достояние, традиции школы особое внимание следует уделить сохранению и приумножению школьных традиций как неписаных законов, делающих жизнь коллектива содержательной, целенаправленной.