Монтаж аккумуляторных батарей
7.1. При изъятии аккумуляторов из упаковки следует проверить комплектность поставки и состояние сосудов, крышек и выводов элементов и моноблоков. Межэлементные перемычки и концевые клеммные наконечники входят в комплект поставки. Для аккумуляторов с резьбовым соединением выводов в комплект поставки входят также болты, шайбы и защитные колпачки на выводы аккумуляторов. Сухозаряженные аккумуляторы (без электролита) проверяют на отсутствие короткого замыкания электродов с помощью мегомметра. У аккумуляторов, поставляемых с залитым электролитом, а также у герметизированных аккумуляторов проверяют величину напряжения при разомкнутой внешней цепи. Если напряжение разомкнутой цепи аккумулятора менее 2 В, он подлежит замене. Поставляемые аккумуляторы, как правило, неремонтнопригодны. Поврежденные аккумуляторы (моноблоки) подлежат замене поставщиком, если повреждения являются заводским браком или вызваны нарушением правил транспортирования, выполняемых поставщиком.
7.2. Монтаж и сборку аккумуляторов в батарею проводят в соответствии с инструкцией изготовителя и проектной документацией для данного объекта. Чтобы исключить повреждения батареи при послемонтажных строительных работах, к монтажу следует приступать только после того, когда будет полностью подготовлено аккумуляторное помещение или полностью смонтирован и установлен батарейный шкаф (отсек). При монтаже стеллажей и шкафов (отсеков) под размещение аккумуляторов должны быть приняты меры по обеспечению требуемого сопротивления изоляции батареи на протяжении всего срока ее службы установкой требуемых изоляторов, изолирующих поддонов и т.д. (аккумуляторы должны быть изолированы от стеллажей или полок, а стеллажи - от пола посредством изолирующих подкладок, стойких против воздействия электролита и его паров). Стеллажи для аккумуляторных батарей напряжением не выше 48 В могут устанавливаться без изолирующих подкладок.
7.3. Аккумуляторы размещают на стеллажах (в отсеках) с зазором, указанным в инструкции изготовителя и, как правило, определяемым длиной межэлементных соединителей. Нивелировку монтируемого ряда элементов необходимо начинать с середины ряда, чтобы была возможность сгладить набегающие допуски в обе стороны.
7.4. Соединение аккумуляторов в батарею осуществляют с помощью межэлементных соединителей, входящих в комплект поставки. Максимальное сечение и количество концевых кабелей (шин) для подключения батареи к электропитающей установке не должны превышать значений, указанных производителем аккумуляторов, чтобы не превысить допустимую механическую нагрузку на выводы аккумуляторов. Для аккумуляторов с резьбовым соединением подтяжку болтов следует производить с усилием, не превышающим указанного в инструкции производителя. Такие соединения для герметизированных аккумуляторов, как правило, в смазке не нуждаются. Однако, если эти аккумуляторы размещаются в аккумуляторном помещении вместе с аккумуляторами открытого типа, места соединения должны быть смазаны вазелином и периодически (не реже раза в год) контролироваться.
7.5. Соединение аккумуляторов под сварку осуществляют пламенем газовой горелки в атмосфере водорода. Для предохранения крышек элементов от капель расплавленного свинца и от пламени газовой горелки необходимо использовать двойные асбестовые прокладки под выводы элементов. Сварка должна производиться только сварочным свинцом, который, как правило, должен входить в комплект поставки. Использование при сварке флюсов не допускается. После установки перемычки на вывод элемента с соблюдением соосности отверстия и вывода пламенем газовой горелки оплавляют вывод и перемычку, а затем сварочным свинцом заполняют отверстие в перемычке до верхней кромки. После остывания места сварки снимают термоизолирующую прокладку и очищают его щеткой из мягкой латунной проволоки.
7.6. Элементы (моноблоки) батареи должны быть пронумерованы с помощью этикеток, входящих в комплект поставки батареи, или нанесением цифр на лицевую поверхность баков аккумуляторов кислотостойкой краской. Первым номером должен обозначаться аккумулятор, подключаемый к отрицательному выводу батареи.
7.7. После монтажа батареи сухозаряженных аккумуляторов осуществляют заливку элементов электролитом с плотностью, требуемой для данного типа аккумуляторов. Непосредственно перед заливкой измеряют температуру электролита. Запрещается заливка электролита с температурой ниже 5 °С или выше 35 °С. После снятия транспортировочных пробок электролит заливается в элементы до уровня на 5 - 10 мм ниже маркировочной метки максимального уровня. Через 30 мин после заливки электролита необходимо проверить его температуру в каждом аккумуляторе, а через час - плотность электролита и зафиксировать измеренные значения в аккумуляторном журнале, поскольку по этим величинам можно определить величину потерянной емкости аккумуляторов и принять решение о требуемом режиме заряда батареи при ее вводе в эксплуатацию. Время простоя аккумуляторов между заливкой электролита и началом заряда должно находиться в пределах 2 - 15 часов.