Пояснение к выполнению заданий практики
Программа практики
по направлению «Педагогическое образование», направленность (профиль) «Дошкольное образование»
Курс
Цель:включение в работу учреждения, выполнение студентом профессиональных обязанностей педагога дошкольной образовательной организации и проведение дипломного исследования.
Задачи:
1. Включение интерна в профессиональную деятельность педагога дошкольной образовательной организации и овладение базовыми трудовыми действиями.
2. Формирование навыков научно-исследовательской работы по актуальной проблеме учреждения-базы интернатуры.
3. Оценка и анализ собственной профессиональной деятельности.
Сроки практики:
1 часть - 20.11.17 – 31.12.17 практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности;
2 часть - 12.02.2018 - 25.02.2018 преддипломная практика.
Перечень заданий и отчетная документация:
Часть
1. Разработка развивающего мероприятия с использованием современных образовательных технологий и его реализация.
2. Организация предметно-пространственной среды группы.
3. Разработка и проведение воспитательного мероприятия по запросу образовательной организации.
4. Разработка и представление совместного проекта воспитателя, детей и родителей.
5. Отчет о прохождении практики.
6. Характеристика.
Часть
1. Индивидуальный план реализации проекта выпускной квалификационной работы (утвержденный научным руководителем).
2. Отчет о выполнении проекта выпускной квалификационной работы.
3. Аттестационный лист о выполнении ВКР (подписанный научным руководителем).
4. Аналитико-рефлексивный отчет.
5. Характеристика.
Методические рекомендации к практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
В рамках практики студенты изучают 3 модуля. Модули неравномерны, зависят от учебного плана, по которому обучаются студенты, но по итогам каждого проводится промежуточный контроль. Работа по выполнению каждого задания включается в технологическую карту дисциплины и влияет на получение студентом итогового рейтинга.
Для успешного освоения практики необходимо:
– планировать прохождение практики, график работы в учреждении;
– своевременно выполнять задания практик;
– не затягивать оформление отчетной документации;
– не затягивать решение вопросов, связанных с получением положительной оценки на зачете;
– в случае возникновения проблем с оформлением отчетной документации обращаться к преподавателю на кафедру в дни консультаций;
– необходимо выделить время для написания отчета, подготовки доклада для выступления на итоговой конференции по практике.
Пояснение к выполнению заданий практики
Часть
Задание 1. Разработка развивающего мероприятия с использованием современных образовательных технологий и его реализация.
Разработать конспект НОД с использованием современных образовательных технологий и реализовать его.
Отчетная документация:
1. конспект НОД (приложение 1)
2. рефлексивный анализ (приложение 2)
3. фотоотчет
Задание 2. Организация предметно-пространственной среды группы.
Изучить условия, созданные в группе ДОО (ознакомиться с вариантами организации развивающей среды: «уголок природы», «уголок музыкального развития», «уголок творческого развития», «экологический уголок» и т.д.). Проанализируйте особенности среды группы и соотнесите с требованиями ФГОС ДО (приложение 3).
Опираясь на требования ФГОС ДО кпредметно-пространственной среде организуйте один из центров активности возрастной группы.
Отчетная документация:
1. Анализ предметно-пространственной среды (в свободной форме).
2. Методическая разработка центра активности в предметно-пространственной среде группы ДОО.
Задание 3. Разработка и проведение воспитательного мероприятия по запросу образовательной организации.
На основе плана работы организации и беседы с педагогом определить тему, форму и содержание воспитательного мероприятия с детьми одной (или нескольких) возрастной группы. Разработайте сценарий (конспект) мероприятия и реализуйте его с детьми. По итогам проведения мероприятия проанализируйте полученные результаты, заполните рефлексивный отчет
Отчетная документация:
1. Сценарий (конспект) воспитательного мероприятия.
2. Рефлексивный анализ воспитательного мероприятия (Приложение 4).
Задание 4. Разработка и представление совместного проекта воспитателя, детей и родителей.
Продемонстрировать умение разрабатывать совместные проекты воспитателя с детьми и их родителями.
Опираясь на типологию проектов детей дошкольного возраста, предложенную Вераксой Н.Е., определите возрастную группу, цели и задачи, тип проектной деятельности. Разработайте проект (или включитесь в уже имеющийся) для совместной деятельности воспитателя с детьми и их родителями по определенной теме, используя этапы, характерные для выбранного типа проекта.
Отчетная документация:
1. техническое задание на разработку и реализацию проекта (Приложение 5).
2. рефлексивный анализ о результатах проектной деятельности (Приложение 6).
Задание 5. Отчет о прохождении практики.
Напишите в виде отдельного текста отчет по практике, руководствуясь следующими положениями.
1. Описание собственных действий, затруднений при их реализации, способов решения возникающих проблем.
2. Что нового приобрели, чему научились в процессе учебно-воспитательной работы с детьми, с наставником практики, с родителями воспитанников, с администрацией?
3. Какие педагогические ситуации затруднения оказались самыми сложными для Вас? Как Вы их разрешили? Приведите конкретные примеры. Каковы причины затруднений? (Недостаток знаний, практических умений, свойств и качеств личности, недостаточная помощь группового руководителя и др.).
4. Были ли проблемы в установлении отношений на уровнях: дети-дети, практикант-дети, педагог-практикант. Если были, где они в большей степени проявлялись: в образовательной деятельности, во внеурочной деятельности, при обсуждении хода и результатов практики?
5. Изменила ли практика Ваше отношение к педагогической деятельности? Как?
6. Какие проблемы в организации образования в ДОУ вы видите? Какую исследовательскую проблему вы могли бы для себя поставить?
7. Недостатки практики. Ваши предложения по ее улучшению.
8. Какие новые проблемы, вопросы по содержанию педагогической деятельности возникли у меня в результате практики?
2 часть
Задание 1. Индивидуальный план реализации проекта выпускной квалификационной работы (утвержденный научным руководителем.)
Заполните индивидуальный план реализации проекта выпускной квалификационной работы (Приложение 7). Согласуйте с научным руководителем.
Задание 2. Отчет о выполнении проекта выпускной квалификационной работы.
Руководствуясь положениями, предложенными в Приложении 8, составьте текст отчета о выполнении проекта выпускной квалификационной работы.
Задание 3. Аттестационный лист о выполнении ВКР (подписанный научным руководителем).
Заполните аттестационный лист о выполнении ВКР (Приложение 9). Согласуйте с научным руководителем.
Задание 4. Аналитико-рефлексивный отчет о прохождении практики.
Напишите в виде отдельного текста аналитико-рефлексивныйотчет по практике, руководствуясь следующими положениями.
1. Учреждение, где проходила практика.
2. С какими категориями работал(а)?
3. Какие трудовые действия выполнялись на практике в качестве педагога дошкольной образовательной организации (посмотрите и соотнесите с профессиональным стандартом), оцените степень вашей самостоятельности при их выполнении.
4. Ваши впечатления о практике. Что для Вас было самым интересным? Что для Вас стало открытием во время практики?
5. Анализ собственной деятельности на практике.
6. Проанализируйте, какие профессиональные умения, компетенции, качества сформировались (развились) у Вас за время прохождения практики в большей степени. За счет чего произошли изменения?
7. Проанализируйте, какие профессиональные умения, компетенции, качества требуют особого внимания, т.к. сформированы (развиты) у Вас слабо. Какие факторы препятствовали формированию (развитию) у Вас данных умений, качеств, компетенций?
Приложение 1
Схема описания мероприятия для детей дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий
· Название мероприятия.
· Цель мероприятия.
· Задачи мероприятия:
- Дидактическая: расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
- Воспитывающая: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
- Развивающая: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
- Социализирующая: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
· Материалы и оборудование.
· Ход занятия.
· Ожидаемый результат.
Приложение 2
Рефлексивный анализ реализации мероприятия с использованием современных образовательных технологий
1. Опишите стратегию достижения поставленной цели.
2. Опишите ход реализации мероприятия.
3. Укажите свои успехи и неудачи, объясните их причины.
4. В чем, по-вашему, были преимущества и недостатки избранных направлений достижения цели?
5. Опишите, с какими трудностями вы столкнулись, реализуя данное решение?
6. Проанализируйте пути преодоления трудностей при выполнении работы.
7. Довольны ли вы полученным результатом?
8. Довольны ли вы своим участием в работе?
9. Что бы вы сделали по-другому, реализуя данное мероприятие в следующий раз?
Приложение 3
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) развивающая предметно-пространственная среда группы ДОО должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной:
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей. Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3) Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает: наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Приложение 4
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА РАЗРАБОТКУ И РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА
Запрос учреждения (актуальная проблема): __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Категория участников (возраст, краткая характеристика) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Количество мероприятий___________________________________________
Примерные темы (направленность) мероприятий проекта ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СОГЛАСОВАНО: _______________________________________________
ФИО, должность, подпись
Приложение 6
Аттестационный лист
(заполняется научным руководителем)
1.Студент ___________________________________________________________
Ф.И.О.
2. Тема выпускной квалификационной работы________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. График посещения консультаций научного руководителя:
Дата______________________ Подпись_____________________
Дата______________________ Подпись_____________________
Дата______________________ Подпись_____________________
Дата______________________ Подпись_____________________
Дата______________________ Подпись_____________________
4. Оценка готовности выпускной квалификационной работы:
А) степень разработанности 0 1 2 3 4 5
Б) степень реализованности 0 1 2 3 4 5
В) инновационность 0 1 2 3 4 5
Г) экспертиза первичных материалов 0 1 2 3 4 5
Д) степень самостоятельности в подготовке и реализации 0 1 2 3 4 5
5. Наличие оформленной практической части ВКР ________(выполнено/не выполнено)
Научный руководитель _______________
Приложение 10
Характеристика студента-практиканта
Ф.И.О.
института психолого-педагогического образования направление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» профиль «Дошкольное образование».
Практика проводилась в ________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Педагог ДОУ__________________________________________________________________
Мотивация деятельности
Творческая активность | С желанием | Безразличный |
Отношение к труду
Ищет дополнительную работу | Выполняет повседневные поручения | Нуждается в постоянном контроле |
Социальные отношения
Глубоко заинтересованный | Заинтересованный | Безразличный | Недружественный |
Надежность
Человек, которому можно доверять | Легко поддающийся искушениям | Ненадежный |
Ответственность
Всегда принимает ответственность на себя | Избегает ответственность | Никогда не принимает ответственность |
Понимание детей
Отличное | Хорошее | Среднее | Слабое | Плохое |
Понимание взрослых
Отличное | Хорошее | Среднее | Слабое | Плохое |
Способность наблюдать
Отличное | Хорошее | Среднее | Слабое | Плохое |
Программа практики
по направлению «Педагогическое образование», направленность (профиль) «Дошкольное образование»
Курс
Цель:включение в работу учреждения, выполнение студентом профессиональных обязанностей педагога дошкольной образовательной организации и проведение дипломного исследования.
Задачи:
1. Включение интерна в профессиональную деятельность педагога дошкольной образовательной организации и овладение базовыми трудовыми действиями.
2. Формирование навыков научно-исследовательской работы по актуальной проблеме учреждения-базы интернатуры.
3. Оценка и анализ собственной профессиональной деятельности.
Сроки практики:
1 часть - 20.11.17 – 31.12.17 практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности;
2 часть - 12.02.2018 - 25.02.2018 преддипломная практика.
Перечень заданий и отчетная документация:
Часть
1. Разработка развивающего мероприятия с использованием современных образовательных технологий и его реализация.
2. Организация предметно-пространственной среды группы.
3. Разработка и проведение воспитательного мероприятия по запросу образовательной организации.
4. Разработка и представление совместного проекта воспитателя, детей и родителей.
5. Отчет о прохождении практики.
6. Характеристика.
Часть
1. Индивидуальный план реализации проекта выпускной квалификационной работы (утвержденный научным руководителем).
2. Отчет о выполнении проекта выпускной квалификационной работы.
3. Аттестационный лист о выполнении ВКР (подписанный научным руководителем).
4. Аналитико-рефлексивный отчет.
5. Характеристика.
Методические рекомендации к практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
В рамках практики студенты изучают 3 модуля. Модули неравномерны, зависят от учебного плана, по которому обучаются студенты, но по итогам каждого проводится промежуточный контроль. Работа по выполнению каждого задания включается в технологическую карту дисциплины и влияет на получение студентом итогового рейтинга.
Для успешного освоения практики необходимо:
– планировать прохождение практики, график работы в учреждении;
– своевременно выполнять задания практик;
– не затягивать оформление отчетной документации;
– не затягивать решение вопросов, связанных с получением положительной оценки на зачете;
– в случае возникновения проблем с оформлением отчетной документации обращаться к преподавателю на кафедру в дни консультаций;
– необходимо выделить время для написания отчета, подготовки доклада для выступления на итоговой конференции по практике.
Пояснение к выполнению заданий практики
Часть
Задание 1. Разработка развивающего мероприятия с использованием современных образовательных технологий и его реализация.
Разработать конспект НОД с использованием современных образовательных технологий и реализовать его.
Отчетная документация:
1. конспект НОД (приложение 1)
2. рефлексивный анализ (приложение 2)
3. фотоотчет
Задание 2. Организация предметно-пространственной среды группы.
Изучить условия, созданные в группе ДОО (ознакомиться с вариантами организации развивающей среды: «уголок природы», «уголок музыкального развития», «уголок творческого развития», «экологический уголок» и т.д.). Проанализируйте особенности среды группы и соотнесите с требованиями ФГОС ДО (приложение 3).
Опираясь на требования ФГОС ДО кпредметно-пространственной среде организуйте один из центров активности возрастной группы.
Отчетная документация:
1. Анализ предметно-пространственной среды (в свободной форме).
2. Методическая разработка центра активности в предметно-пространственной среде группы ДОО.
Задание 3. Разработка и проведение воспитательного мероприятия по запросу образовательной организации.
На основе плана работы организации и беседы с педагогом определить тему, форму и содержание воспитательного мероприятия с детьми одной (или нескольких) возрастной группы. Разработайте сценарий (конспект) мероприятия и реализуйте его с детьми. По итогам проведения мероприятия проанализируйте полученные результаты, заполните рефлексивный отчет
Отчетная документация:
1. Сценарий (конспект) воспитательного мероприятия.
2. Рефлексивный анализ воспитательного мероприятия (Приложение 4).
Задание 4. Разработка и представление совместного проекта воспитателя, детей и родителей.
Продемонстрировать умение разрабатывать совместные проекты воспитателя с детьми и их родителями.
Опираясь на типологию проектов детей дошкольного возраста, предложенную Вераксой Н.Е., определите возрастную группу, цели и задачи, тип проектной деятельности. Разработайте проект (или включитесь в уже имеющийся) для совместной деятельности воспитателя с детьми и их родителями по определенной теме, используя этапы, характерные для выбранного типа проекта.
Отчетная документация:
1. техническое задание на разработку и реализацию проекта (Приложение 5).
2. рефлексивный анализ о результатах проектной деятельности (Приложение 6).
Задание 5. Отчет о прохождении практики.
Напишите в виде отдельного текста отчет по практике, руководствуясь следующими положениями.
1. Описание собственных действий, затруднений при их реализации, способов решения возникающих проблем.
2. Что нового приобрели, чему научились в процессе учебно-воспитательной работы с детьми, с наставником практики, с родителями воспитанников, с администрацией?
3. Какие педагогические ситуации затруднения оказались самыми сложными для Вас? Как Вы их разрешили? Приведите конкретные примеры. Каковы причины затруднений? (Недостаток знаний, практических умений, свойств и качеств личности, недостаточная помощь группового руководителя и др.).
4. Были ли проблемы в установлении отношений на уровнях: дети-дети, практикант-дети, педагог-практикант. Если были, где они в большей степени проявлялись: в образовательной деятельности, во внеурочной деятельности, при обсуждении хода и результатов практики?
5. Изменила ли практика Ваше отношение к педагогической деятельности? Как?
6. Какие проблемы в организации образования в ДОУ вы видите? Какую исследовательскую проблему вы могли бы для себя поставить?
7. Недостатки практики. Ваши предложения по ее улучшению.
8. Какие новые проблемы, вопросы по содержанию педагогической деятельности возникли у меня в результате практики?
2 часть
Задание 1. Индивидуальный план реализации проекта выпускной квалификационной работы (утвержденный научным руководителем.)
Заполните индивидуальный план реализации проекта выпускной квалификационной работы (Приложение 7). Согласуйте с научным руководителем.
Задание 2. Отчет о выполнении проекта выпускной квалификационной работы.
Руководствуясь положениями, предложенными в Приложении 8, составьте текст отчета о выполнении проекта выпускной квалификационной работы.
Задание 3. Аттестационный лист о выполнении ВКР (подписанный научным руководителем).
Заполните аттестационный лист о выполнении ВКР (Приложение 9). Согласуйте с научным руководителем.
Задание 4. Аналитико-рефлексивный отчет о прохождении практики.
Напишите в виде отдельного текста аналитико-рефлексивныйотчет по практике, руководствуясь следующими положениями.
1. Учреждение, где проходила практика.
2. С какими категориями работал(а)?
3. Какие трудовые действия выполнялись на практике в качестве педагога дошкольной образовательной организации (посмотрите и соотнесите с профессиональным стандартом), оцените степень вашей самостоятельности при их выполнении.
4. Ваши впечатления о практике. Что для Вас было самым интересным? Что для Вас стало открытием во время практики?
5. Анализ собственной деятельности на практике.
6. Проанализируйте, какие профессиональные умения, компетенции, качества сформировались (развились) у Вас за время прохождения практики в большей степени. За счет чего произошли изменения?
7. Проанализируйте, какие профессиональные умения, компетенции, качества требуют особого внимания, т.к. сформированы (развиты) у Вас слабо. Какие факторы препятствовали формированию (развитию) у Вас данных умений, качеств, компетенций?
Приложение 1
Схема описания мероприятия для детей дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий
· Название мероприятия.
· Цель мероприятия.
· Задачи мероприятия:
- Дидактическая: расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
- Воспитывающая: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
- Развивающая: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
- Социализирующая: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
· Материалы и оборудование.
· Ход занятия.
· Ожидаемый результат.
Приложение 2
Рефлексивный анализ реализации мероприятия с использованием современных образовательных технологий
1. Опишите стратегию достижения поставленной цели.
2. Опишите ход реализации мероприятия.
3. Укажите свои успехи и неудачи, объясните их причины.
4. В чем, по-вашему, были преимущества и недостатки избранных направлений достижения цели?
5. Опишите, с какими трудностями вы столкнулись, реализуя данное решение?
6. Проанализируйте пути преодоления трудностей при выполнении работы.
7. Довольны ли вы полученным результатом?
8. Довольны ли вы своим участием в работе?
9. Что бы вы сделали по-другому, реализуя данное мероприятие в следующий раз?
Приложение 3
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) развивающая предметно-пространственная среда группы ДОО должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной:
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей. Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3) Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает: наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Приложение 4