При решении сложных задач социальное возбуждение затрудняет умственные операции и приводит к неправильному решению
Эффект «синергии» - прибавочная интеллектуальная энергия, которая возникает при объединении людей в целостную группу и выражается в групповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов, то есть отвечает требованию 1 + 1 > 2.
При решении сложных задач «особо одаренные люди» могут превосходить среднегрупповые достижения.
Эффект социальной лени- по мере увеличения количества членов в группе происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в групповую работу. Коллективная работоспособность группы не превышает половины от суммы работоспособности ее членов, то есть члены группы фактически менее мотивированы и прилагают меньше усилий при выполнении совместных действий, чем при выполнении индивидуальных действий.
С = 100-7(К-1),
где С - средний индивидуальный вклад участников,
К - количество членов группы.
Эффект «пульсара» - изменение групповой активности в зависимости от различных стимулов. Групповая активность проходит цикл «оптимальная активность, необходимая для нормальной работы группы, - подъем активности - спад активности - возвращение к оптимальному уровню активности». Этот цикл может зависеть как от внешних стимулов, так и от внутренних субъективных побудителей деятельности.
Эффект заключается в резком повышении активности в начале процесса деятельности, затем, когда задача решена, наступает спад активности (отдых), возврат на оптимальный уровень, необходимый для нормального, слаженного функционирования группы.
Эффект «мы и они» - чувство принадлежности к определенной группе людей (эффект «мы») и соответственно чувство отстраненности от других, размежевания с другими группами (эффект «они»). Возникновение в группе чувства «мы» является субъективным источником группообразования и развития.
Эффект принадлежности к группе включает в себя два более частных эффекта: а) эффект сопричастности; б) эффект эмоциональной поддержки.
Эффект сопричастности выражается в том, что член группы ощущает себя сопричастным проблемам, делам, успехам и неудачам той группы, к которой он реально принадлежит или субъективно причисляет себя. На основе эффекта сопричастности формируется чувство ответственности за результаты деятельности группы.
Эффект эмоциональной поддержки проявляется в том, что член группы ожидает эмоциональной поддержки, сочувствия, сопереживания, помощи со стороны остальных членов группы. Он предполагает не только эмоциональную, но и реальную поддержку действиями других членов группы.
Эффект конформизма - изменение поведения или мнения человека в результате реального или воображаемого давления (влияния) группы.
В отношении к давлению группы выделяют четыре типа поведения:
а) внешний конформизм - мнения и нормы группы принимаются человеком лишь внешне, а внутренне, на уровне самосознания, он продолжает не соглашаться с группой, вслух этого не высказывает
б) внутренний конформизм - человек действительно усваивает мнение большинства и полностью согласен с этим мнением, что показывает высокий уровень внушаемости данного человека
в) негативизм - человек сопротивляется давлению группы, активно отстаивает свое мнение, показывает свою независимую позицию, стремится к тому, чтобы его индивидуальное мнение стало мнением всей группы
г) нонконформизм - независимость, самостоятельность норм, ценностей и суждений, неподверженность давлению группы
Эффект подражания- следование общим образцам поведения, примерам, эталонам, стереотипам, принятым в группе.
Подражание - один из основных механизмов групповой интеграции. В процессе группового взаимодействия члены группы вырабатывают общие стереотипы поведения, следование которым подчеркивает и укрепляет их членство в группе.
Эффект подражания лежит в основе любого научения и способствует адаптации людей друг к другу, согласованности их действий, подготовленности к решению групповой задачи.
БИЛЕТ № 25
1. Три варианта стиля жизни (по Адлеру).
2. Понятие измерения в психологии. Шкалы измерений в психодиагностике.
БИЛЕТ № 26
1. Основные цели нарушения поведения (по Адлеру).
2. Тесты и психологические методики.
БИЛЕТ № 27
1. Шаги или стадии семейного консультирования (по Адлеру).
2. Педагогическое взаимодействие "Учитель - ученик". Основные категории и его описание.
БИЛЕТ № 28
1. Три фазы структурной модели семейного консультирования.