Программно-методическое обеспечение курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Цель комплексного учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Целостность содержания преподавания курса ОРКСЭ обеспечивают:
1. общие понятия всех модулей курса ОРКСЭ – "человек", "культура", "традиция", "духовность", "нравственность", "смысл жизни" и другие мировоззренческие категории, создающие основу словаря (понятийного аппарата) всего курса;
2. общие содержательные линии всех модулей курса ОРКСЭ – "Культура и религия", "Добро и зло", "Золотое правило нравственности", "Нравственные заповеди", "Милосердие, взаимопомощь, сострадание", "Отношение к труду", "Отношение к природе", "Ценности семейной жизни", "Праздники", "Календарь", "Любовь и уважение к Отечеству";
3. общий для всех модулей первый тематический блок "Моя Родина – Россия", который реализуется в составе всего класса, без разделения учащихся на модули. Первый урок (уроки) задаёт общее направление в изучении всего курса и показывает, что связывает между собой модули по основам религиозных культур и светской этики;
4. жизненная, а не "книжная" направленность изучения религии и светской этики:
§ практико-ориентированный отбор содержания учебного материала;
§ формирование социокультурной идентичности обучающихся (я – россиянин, мы – тюменцы и т.п.);
§ приобретение требуемых социальных навыков не путём заучивания "сухих" правил жизни в обществе, а в результате их практической реализации;
5. формируемая на уроках ОРКСЭ поликультурная компетентность учащихся, под которой понимается:
а) система поликультурных знаний, интересов, потребностей, мотивов, ценностей;
б) освоение социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе;
в) способность выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур, национальностей, верований.
Единая воспитательная направленность курса ОРКСЭ реализуется через:
1. общие направления воспитания средствами образования – духовности, нравственности, гражданственности, патриотизма учащихся, преемственности поколений;
2. упор на общие для всех модулей традиции – почитание родителей, особенно матери, старших, забота о слабых – детях, стариках, больных людях, бережное отношение к природе, понимание её красоты и роли в жизни человека и общества и т.д.;
3. общие духовные и нравственные идеалы, составляющие основное содержание курса ОРКСЭ. Они показываются на примерах из священных и светских книг, дающих образцы служения идеалам добра, гуманизма, родине;
4. нравственный героический ряд, который выстраивается во всех модулях курса как педагогически организованная система примеров коллективного и индивидуального нравственного, духовного подвига во имя религиозных, общественных, семейных, патриотических идеалов. Через него раскрываются для младших подростков основополагающие ценности традиционных российских религий и светской этики;
5. доверительный диалог между педагогом, учащимися и их родителями, создающий атмосферу сотрудничества и взаимной поддержки в изучении нового учебного курса.
Методическая целостность курса ОРКСЭ создаётся общими для всех модулей методическими приёмами, такими как:
1. создание учебных ситуаций нравственного выбора;
2. нетрадиционные уроки – "погружение" в другую эпоху, заочные (виртуальные) экскурсии, уроки – путешествия, уроки-диалоги и т.п. Рекомендуются также "вкусные" уроки: знакомство с национальной кухней, обрядовой кулинарией – постной пищей в разных религиях, Пасхальной трапезой, угощением на Рождество и др.;
3. использование видео-и аудио ряда, иллюстраций;
4. игровые технологии;
5. опора на личный опыт обучающихся;
6. развитие речи и эмоциональной сферы обучающихся;
7. перекрестные" вопросы и задания "Узнайте у ваших одноклассников (изучающих другой модуль) …», "Спросите у ваших одноклассников (изучающих (другой модуль) …", "Расскажите своим товарищам (изучающих другой модуль) о том, как…" и т.п.
Ответы на такие вопросы позволяют обучающимся обмениваться информацией, знать, что изучают в других модулях их одноклассники.
Анализ содержания курса ОРКСЭ показывает, что все его модули имеют культурологическую направленность и отражают этическое содержание. На этих уроках речь идёт о воспитании высоконравственной личности в прошлом и настоящем. Этическая направленность курса ОРКСЭ делает этот предмет необычайно сложным. Здесь велика роль личности самого учителя, который сам должен быть носителем высоких нравственных ценностей.
БИЛЕТ № 14