Вопрос 2. Сущность понятия «педагогическая поддержка»
Билет № 2
Билет 3.
Вопрос 1. Внимание: определение, виды, свойства.
Внимание — это психический познавательный процесс избирательнойнаправленности сознания человека на определенные предметы или явления.
Виды внимания
Рассмотрим основные виды внимания. Таковыми является природное и социально обусловленное внимание, непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.
По активности человека в организации внимания различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
Непроизвольное внимание — это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенности как раздражителя.
Произвольное внимание — это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности. При произвольном внимании сосредоточение происходит не только на том, что эмоционально приятно, а в большей мере на том, что должно делать. Примерно через 20 минут человек утомляется, используя этот вид внимания.
Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Наконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание.
Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого. Но возможен и такой случай, когда произвольное внимание сохраняется, а усилий воли для его сохранения уже не требуется. Это бывает, если человек увлечен работой. Такое внимание называется послепроизвольным.
По своим психологическим характеристикам послепроизвольноевнимание имеет черты, сближающие его с непроизвольным вниманием, но между ними есть и существенное отличие. Послепроизвольное внимание возникает на основе интереса, но это не заинтересованность, стимулированная особенностями предмета, а проявление направленности личности. При послепроизвольном внимании сама деятельность переживается как потребность, а ее результат личностно значим. Послепроизвольное внимание может длиться часами.
Рассмотренные три вида внимания в практической деятельности человека тесно переплетены взаимными переходами и опираются один на другой.
Природное внимание дано человеку с самого его рождения, в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом.
Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.
Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направленно и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.
Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например, жестов, слов, указательных знаков, предметов.
Чувственное внимание по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств.
Интеллектуальное внимание связано с сосредоточенностью и направленностью мысли.
При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.
Свойства внимания
К основным свойствам внимания обычно относят следующие.
1. Концентрированность. Это способность человека сосредотачиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь от всего того, что в данный момент за пределами решаемой задачи.
2. Интенсивность внимания — это качество, определяющее эффективность восприятия, мышления, памяти и ясность сознания в целом. Чем больше интерес к деятельности (чем больше сознание ее значения) и чем труднее деятельность (чем она менее знакома человеку), чем больше влияние отвлекающих раздражителей, тем более интенсивным будет внимание.
3. Устойчивость. Способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания, задерживаться на восприятии данного объекта. Определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией (новизна, значимость потребности, личные интересы), а также внешними условиями деятельности человека. Устойчивость внимания поддерживается не только новизной поступающих стимулов, но и их повторением. Устойчивость внимания связана с динамическими характеристиками его: колебаниями и переключаемостью. Под колебаниями внимания понимают периодические кратковременные непроизвольные изменения степени интенсивности внимания. Колебания внимания проявляются во временном изменении интенсивности ощущений. Так, прислушиваясь к очень слабому, едва слышному звуку, например, тиканью часов, человек то замечает звук, то перестает его замечать. Такие колебания внимания могут осуществляться с разными периодами, от 2-3 до 12 секунд. Наиболее длительные колебания наблюдались при предъявлении звуковых раздражителей, затем при зрительных и наиболее короткие — при осязательных.
4. Объем— показатель количества объектов или их элементов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливостью (у взрослого человека от 4 до 6 объектов, у ребенка не более 2-3). Объем внимания зависит не только от генетических факторов и от возможностей кратковременной памяти индивида.
5. Переключение внимания понимается как намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Эффективность переключения зависит от особенностей выполнения предыдущей и последующей деятельности (показатели переключения значительно снижаются при переходе от легкой деятельности к трудной, а при обратном варианте они возрастают). Успех переключения связан с отношением человека к предыдущей деятельности, чем интереснее предшествующая деятельность и менее интересна последующая, тем труднее происходит переключение. Имеются значительные индивидуальные различия в переключаемости, что связано с такой особенностью нервной системы, как подвижность нервных процессов.
Многие современные профессии (ткачихи, механики, менеджеры, операторы и др.), где человек имеет дело с частыми и внезапными изменениями в объектах деятельности, предъявляют высокие требования к способности переключать внимание.
Большое значение имеет переключение внимания и в учебном процессе. Необходимость переключения внимания студентов, учащихся обусловлена особенностями самого процесса: сменой различных предметов в течение дня, последовательностью этапов изучения материала на занятиях, что предполагает смену видов и форм деятельности.
6. Распределение – это возможность иметь в сознании одновременно несколько разнородных объектов или выполнять сложную деятельность, состоящую из множества разных операций, то есть способность сосредоточивать внимание на нескольких объектах одновременно. При этом формируется как бы несколько фокусов (центров) внимания, что дает возможность совершать несколько действий или следить за несколькими процессами
В сложных современных видах труда деятельность может складываться из нескольких различных, но одновременно протекающих процессов (действий), каждый из которых отвечает различным задачам. Например, ткачиха, работающая на станке, должна осуществлять многочисленные операции контроля и управления. Это характерно и для деятельности швей, водителей, операторов и других профессий. Во всех таких деятельностях рабочему необходимо распределять внимание, т.е. одновременно сосредоточивать его на различных процессах (объектах). Исключительную роль играет способность к распределению внимания и в деятельности преподавателя. Так, например, объясняя материал на уроке, преподаватель должен одновременно следить за своей речью и логикой изложения и наблюдать за тем, как воспринимают материал студенты.
Уровень распределения внимания зависит от ряда условий: от характера совмещаемых видов деятельности (они могут быть однородными и различными), от их сложности (и в связи с этим от степени требуемого психического напряжения), от степени знакомства и привычности их (от уровня овладения основными приемами деятельности). Чем сложнее совмещаемые виды деятельности, тем труднее распределить внимание. При совмещении умственной и моторной деятельности продуктивность умственной деятельности может снижаться в большей степени, чем моторной.
Трудно совмещать два вида умственной деятельности. Распределение внимания возможно в том случае, если каждый из выполняемых видов деятельности знаком человеку, причем один — до некоторой степени привычен, автоматизирован (или может быть автоматизирован). Чем менее автоматизирован один из совмещаемых видов деятельности, тем слабее распределение внимания. Если один из видов деятельности полностью автоматизирован и для ее успешного выполнения требуется лишь периодический контроль сознания, отмечается сложная форма внимания — сочетание переключения и распределения.
одновременно, не теряя ни одного из них из поля внимания.
7. Отвлекаемость –следствие отсутствия волевого усилия и интереса к объекту или деятельности.
8. Избирательность –это сосредоточение на наиболее важных предметах.
Билет 4.
Вопрос 1Память: определение, виды, свойства.
Свойства памяти: точность, объём, скорость процессов запоминания, скорость процессов воспроизведения, скорость процессов забывания.
Память -совокупность процессов, обеспечивающих запечатление, сохранение и воспроизведение информации.
Память, наряду с вниманием, является психическим процессом, «пронизывающим» все когнитивные процессы и связывающим их в единую систему интеллекта.
Свойства памяти:
• Объем – количество сохраняемой информации.
• Быстрота – скорость запоминания материала.
• Точность – способность к качественному и полному сохранению информации.
• Длительность – время сохранения информации.
• Готовность – характеризует легкость воспроизведения.
Виды памяти:
По времени сохранения
Ø КП
Ø ДП
Ø ОП
По способу запоминания
Ø Механическая
Ø Логическая
БИЛЕТ № 5
Вопрос 1. Эмоции и чувства.
Эмоции и чувства – это то, без чего наша жизнь не была бы такой интересной и наполненной впечатлениями. Функции чувств в психологии весьма разнообразны, и чтобы разобраться в них более детально, можно обратиться к простым классификациям.
Эмоции и чувства в психологии
Эмоциями называют конкретные ощущения, которые человек переживает здесь и сейчас. Это ощущения связаны с положительным или отрицательным отношением человека к различным объектам. У эмоций есть свои основные функции:
1. Сигнальная. Мы испытываем эмоции в те моменты, когда у нас есть какая-либо потребность.
2. Регуляторная. Эмоции позволяют человеку вести себя сообразно ситуации, исходя из норм, свойственных для общества, в котором живет человек. Кроме этого, эмоции позволяют оценивать ситуации.
3. Мотивационная. Чтобы человек начал действовать, ему нужны эмоции. Все мы по сути своей склонны к тому, чтобы переживать как можно больше различных ощущений, и отрицательных, и положительных.
Несмотря на то, что эмоции играют очень важную роль в жизни человека, мало кто из нас умеет или хотя бы стремится научиться понимать чужие впечатления. Кроме того, даже своими собственными чувствами и эмоциями умеет управлять отнюдь не каждый человек.
Психология разграничивает эмоции, чувства и волю. И каждое из этих направлений получает массу своих отдельных видов и ответвлений. Например, существует несколько видов эмоций:
1. Возбуждение – успокоение.
2. Удовольствие – неудовольствие.
3. Напряжение – разрешение.
4. Стенические (активность) и астенические (уныние, бессилие).
Так постепенно мы подобрались к определению чувств в психологии, ведь это – ни что иное, как устойчивые эмоциональные реакции на объекты. Чувства могут расцениваться как свойство характера, и указывает на определенные пристрастия и антипатии.
Свойства чувств в психологии
Как и в случае с эмоциями, понятие чувства в психологии позволяет создать определенную классификацию. Они могут быть:
1. Интеллектуальные чувства. Они связаны с познанием и возникают в ходе научной или учебной работы - это удивление, уверенность, любопытство, неуверенность, сомнение, любознательность, недоумение.
2. Нравственные чувства. Они связаны с отношением человека к общественной морали. Сюда относят долг, совесть, уважение и презрение, симпатию и антипатию, патриотизм и прочее.
3. Эстетические чувства. Они связаны с эстетическими потребностями. Это чувства прекрасного, возвышенного, безобразного, низменного и т.д.
4. Чувства справедливости. Люди болезненно реагируют на любую несправедливость, и стремятся выглядеть достойно и независимо в любой, даже самой угнетающей ситуации.
Психология человека различает чувства по силе, скорости возникновения и продолжительности. Одни возникают быстро и также быстро улетучиваются, другие медленны и стабильны. В зависимости оттого, насколько сильны и продолжительны чувства, их можно отнести к разным видам эмоциональных состояний человека:
1. Эмоциональный тон. Это непосредственные переживания и ощущения, которые относятся к каждому объекту реальности.
2. Настроение. Это переживания слабой или средней силы и относительно устойчивые.
3. Страсть. Это устойчивое, длительное состояние. Оно связано с сильным накалом страстей. В позитивном смысле это отличный мотиватор, но страсть же и порождает зависимости.
4. Аффекты. Это чрезвычайно сильные, быстрые и бурные эмоциональные состояния, которые быстро проходят. Возникают в связи с внезапными шокирующими событиями.
5. Воодушевление. Это состояние большой устремлённости к определенной деятельности.
6. Амбивалентность. Это противоречивость переживаемых эмоций. 7. Апатия. Это последствие утомления или сильного переживания, которое протекает как безразличие к жизни.
8. Депрессия. Это подавленное состояние, в котором у человека нет желаний и все видится в мрачном свете.
9. Стресс. Это эмоциональное состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое нередко требует специальных восстановительных процедур.
10. Фрустрация. Это состояние дезорганизации сознания из-за серьезных препятствий на пути к цели.
Обладая такими знаниями о чувствах и эмоциях, становится проще понимать себя и окружающих.
Вопрос 2. Педагогическая поддержка: содержание тактики «Защита»
Кредо тактики "защита": «Ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств».
Педагог:
а) через позицию «педагогической адвокатуры» защищает ребёнка от негативных обстоятельств, блокирующих его активность и развитие;
б) через позицию «буфера» смягчает негативные обстоятельства;
в) развивает в ребёнке способности избавляться от страха перед обстоятельствами. «Защита» используется в ситуации, когда по тем или иным обстоятельствам ребёнок становится «белой вороной», «гадким утёнком», «не таким, как все», вызывающим раздражение окружающих. Она квалифицирует как недопустимое, недостойное действие попытку взрослых «клеить на ребёнка ярлык неуспешности» — поскольку это прямое и целенаправленное посягательство на его самооценку, которая способствует стойкому неверию в свои силы, в себя — могущего стать хорошим и достойным человеком, «не хуже всех».
Педагог, защищающий ребенка, занимает позицию «педагогической адвокатуры». Данная позиция состоит в том, что «адвокат» согласен с ребёнком, который в ситуации явной неуспешности заявляет: «Я не виновен. Я хочу быть в жизни успешным, и в этом я такой же Человек, как все!». Задача «адвоката» не разоблачать общественные пороки, а помочь конкретному человеку. Ему нужно «защищая — не нападать».
Умения и способности педагога, которые помогут в решении этой задачи:
- умение, разбираясь в функциональных конфликтах, не втягиваться в конфликты межличностные;
- умение занять организационную позицию по объединению вокруг себя людей, готовых так или иначе способствовать реализации прав ребёнка;
- готовность, оппонируя сложившейся в школе системе, демонстрировать свою добросовестность в её рамках, намерение связывать со школой свои дальнейшие планы, длительное время находиться вместе с проблемными детьми и т.д.;
- способность реально влиять на развитие системы, исподволь преобразовывая её;
- умение для реализации целей, связанных с педагогической поддержкой, использовать внешние ресурсы, находящиеся за пределами школы; выступать по отношению к коллегам не столько «ходячим обвинением», сколько источником новых возможностей.
БИЛЕТ № 6
БИЛЕТ № 7
Взаимодействие
Кредо тактики взаимодействия: «Договор — это испытание свободой и ответственностью».
Образовательный эффект тактики взаимодействия состоит прежде всего в том, что ребёнок обретает опыт проектирования совместной деятельности. Взрослый при этом может реально продемонстрировать ребёнку различные культурные способы, которые помогают ему и ребёнку становиться более эффективными и успешными в своей совместной деятельности. У педагога создается уникальная ситуация напрямую «вживлять» в естественную ткань развития ситуации культурные формы организации и управления ею.
Договор — это единственная страховка, которую может реально предложить ребёнку педагог на этом уровне разрешения ребёнком проблемной ситуации. Договор помогает педагогу самому не потерять необходимый уровень реализма и ответственности: ведь он ни при каких обстоятельствах педагог не должен опускаться ниже той черты реализма, за которой не сможет ребёнку гарантировать безопасность.
Через процедуры, связанные с договором, взрослый учит подростка не только овладевать своей свободой, но и учит понимать, какой страховкой они при этом пользуются. Показывает, как эта страховка делается. Затем, если увидит, что ребёнок вознамерился идти без страховки, обязательно будет принимать меры по восстановлению необходимого уровня безопасности. Но прежде чем вступать с ребёнком в договорные отношения, педагог «готовит», «тренирует» его через тактику «содействия» познавать «принципы» восхождения к своей проблеме и учится самостоятельно следовать им.
В тактике «содействия» ребёнок познает себя и свои способности обходиться без «буфера», без чужой помощи встречать свою проблему. А «в договорной связке» с педагогом может попробовать осилить то, что одному пока не под силу.
Эта тактика используется тогда, когда ребёнок готов решать свою проблему, и активно к этому стремится. При этом ребёнок обретает опыт проектирования совместной деятельности.
При этом используется четыре вида договора:
1) договор на условиях ребёнка;
2) договор на условиях педагога;
3) договор-компромисс;
4) договор-сотрудничество.
БИЛЕТ № 8
Кризис одного года
В этот период ребенок начинает активно воздействовать на взрослых. Может быть неадекватное поведение (крики, требования). Правильная реакция взрослых: не обращать внимания, не реагировать или переключать внимание ребенка.
Положительное развитие на время приостанавливается.
Кризис трех лет.
Основные черты (негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, деспотизм, ревность).
БИЛЕТ № 9
Кризис трех лет.
Основные черты:
· Нарушается психическое равновесие (настроение, контрастность поведения и т.д.)
· Потеря «детской непосредственности» (может начать копировать манеры, своеобразно одеваться и т.д.)
· Может спорить и отстаивать свою позицию
Важно:
· Иметь широкое общение
· Учебная мотивация
· Готовность к школе (цель: определение психологической и физической готовности для систематического обучения).
БИЛЕТ № 10
БИЛЕТ № 11
БИЛЕТ № 12
Юность (от 15 до 18-19 лет)
Закономерности развития:
1. Юность – период завершения физического созревания
2. Период самоопределения (профессиональное, личностное, семейные ценности).
Важно! Для родителей важно не распоряжаться детьми, а показывать им всю широту возможностей, потребностей и т.д.
Очень ценится в родителях чуткость, понимание и уважение личности и взрослости. Ценится, когда родители в курсе современных проблем молодежи.
Юношество — это период ощущения подростка, что «Я могу многое!». Появляется уверенность и стабильность.
В юности более глубокая духовная работа над собой.
Ведущая деятельность:
· Учебно-профессиональная
· Личностно-ориентированная
Задачи:
· Профессиональный выбор
· Определение себя
Социальная ситуация развития:
Социальное окружение (друзья, взрослые, образовательные учреждения)
Кризис юности
Слабодчиков: Кризис юности – становление авторства собственной жизни.
Особенности:
1. Человек психологически готов вступить в самостоятельную жизнь.
2. Следующий шаг «отделения» от семьи (некоторые, например, уезжают учиться или жить отдельно).
3. Экзистенциальный кризис (кризис смысла жизни, осознание цели своего существования).
4. Сравнение идеального «Я» с реальным.
В этом кризисе преодолеваются моменты:
· Преодолевается и устанавливается профессиональный выбор
· Выходя из этого кризиса человек принимает себя как человека, обладающего социальными ролями.
· Устанавливается достаточно прочный круг знакомств
БИЛЕТ № 13
БИЛЕТ № 14
БИЛЕТ № 15
Зрелость (44 – 60 лет)
Слободчиков:Зрелость – полнота реальной жизни
Особенности:
1. Картина мира и смысл жизни становится более глубоким, осознанным. В этот период рождается определенная мудрость.
Период зрелости считается периодом «акмэ».
АКМЭ –это вершина, высшая степень чего-либо, самое высокое развитие.
АКМЕОЛОГИЯ –это наука, изучающая это развитие.
2. В ходе зрелого возраста становится поколение, которое будет «вести дела». Как пример определение «Взрослый муж».
3. Зрелый возраст – это мост между поколениями, т.е. у человека есть еще пожилые родители, которые нуждаются в опеки и есть уже взрослые дети, которых важно «отпустить».
ВАЖНО!Дети должны видеть, на примере своих родителей, как надо заботиться и ухаживать за пожилыми и старыми.
В зрелом возрасте оказываются многие бабушками и дедушками.
4. Изменения, которые могут быть в семейной жизни:
· Имея уже взрослых детей, не имея забот о них, люди часто расстаются
ВАЖНО! После отделения детей найти личностные ценности в семейной жизни.
5. Реалистичность. (Адекватная самооценка, реалистичность стремлений)
6. Психофизиологические особенности. В биологическом отношении в этом возрасте идет уменьшение жизненных сил. Могут появляться хронические заболевания. В зрелом возрасте стоит задуматься о своем здоровье (о питании, чередовании труда и отдыха и т.д.)
7. Отношение в этом возрасте к полу: женщине и мужчине.
· Женщина:
У женщин появляется опустошенность. Важно обрести смысл жизни (что-то сделать то, что раньше не могла себе позволить: пойти учиться, уехать куда-то и т.д.). Появляется возможность подумать о себе.
БИЛЕТ № 16
БИЛЕТ № 17
БИЛЕТ № 18
БИЛЕТ № 19
По целям общение делится на
биологическое и социальное
Биологическое– это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.
Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.
В социальном общении выделяют:
§ Деловое общение
§ Личностное общение
§ Инструментальное общение
§ Целевое
Функции общения:
· информационно-коммуникативная -
o Обмен информацией.Специфика: во-первых, в том, что речь идет об отношении людей, каждый из которых является активным субъектом; во-вторых, обмен информацией между людьми обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров; в-третьих, партнеры должны обладать единой или сходной системой кодификации/декодификацией сообщений.
· аффективно-коммуникативная -регуляция эмоциональной сферы человека.
· регуляционно-коммуникативная -регуляции совместной деятельности людей.
Формы общения:
· Прямое
· Косвенное
· Непосредственное
· Опосредствованное
· Вербальное
· Невербальное
· Массовое
· Межличностное
БИЛЕТ № 20
БИЛЕТ № 21
БИЛЕТ № 22
КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУПП
По принадлежности человека к группе:
Условная группа– это произвольное объединение (группировка) людей по какому-либо общему признаку, например, по уровню образования, полу, возрасту, квалификации, стажу работы, семейному положению.
Реальные группы– образования, в которых люди объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности, общения или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства (в реальном процессе их жизнедеятельности), определенным образом осознают принадлежность к этому образованию (хотя мера осознания может быть различной).
По численности:
1) малая группа- немногочисленная общность людей, находящихся между собой в непосредственном личном контакте и взаимодействии
2) средняя группа -относительно многочисленная общность людей, находящихся в опосредованном функциональном взаимодействии
3) большая группа- многочисленная общность людей, находящихся в социально-структурной зависимости друг от друга
По времени существования:
БИЛЕТ № 23
БИЛЕТ № 24
БИЛЕТ № 28
1. Три фазы структурной модели семейного консультирования.
БИЛЕТ № 29
1. Типы реагирования на противоречивую коммуникацию (по В. Сатир).
Билет № 2
Вопрос 2. Сущность понятия «педагогическая поддержка»
Педагогическая поддержка - это особая технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия ребёнка и взрослого и предполагает самоопределение ребёнка в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы.
Педагогическая поддержка - это такая организация воспитания, которая полностью основывается на обращении к внутренним силам и способностям ребёнка (подростка) и его Самопроцессам, проявляемым в действии: Самопознание, Самонаблюдение, Самолюбие, Саморазвитие, Самопожертвование, Самокритика, Самопрогноз, Самоорганизация, Самоуправление, Самоактуализация и другие.
Педагог одновременно:
1) помогает:
а) обрести уверенность ребёнку
б) закрепить в себе положительные качества, проявления,
в) удержать от отрицательного, «подстраховать», чтоб не скатился вниз.
2) поддерживает:
а) субъектность (способность личности и развивает преобразующему отношению
в ребёнке к собственной деятельности),
б) индивидуальность (неповторимость, особенность, умение оставаться собой).
Суть поддержки:
1) помочь ребёнку преодолеть препятствия, трудности, опираясь на его собственные реальные и потенциальные возможности и способности, развивая при этом потребность в успешности самостоятельных действий,
2) поддержать и подкрепить то положительное, что начало проявляться, а от отрицательного – удержать, подстраховать, чтобы не скатился вниз.
Педагог страхует ученика, не подменяя и не снижая усилий самого Ребёнка, но поддерживая и стимулируя их (усилия)
Суть педагогической поддержки – в трёх понятиях:
-проблема – защита – самостоятельность.
Проблема-это индивидуальная характеристика, которая выражает доминирующее негативное состояние личности в данный момент, связанное с невозможностью устранить причину, вызывающую такое состояние.
Защита –предполагает обеспечение физической, психологической, моральной безопасности ребёнка, отстаивание его интересов и прав.
Самостоятельность-результат совместной деятельности взрослого и ребёнка, выражающийся в способности последнего без посторонней помощи и контроля решать собственные проблемы.
Условия успешности взаимодействия взрослого и ребёнка при педагогической поддержке:
1) согласие ребёнка на помощь и поддержку.
Он либо сам просит, либо не отвергает, когда её предлагают или оказывают.
Безусловное вмешательство взрослого – только когда что-либо (кто-либо) угрожает жизни и здоровью ребёнка, или в ситуациях асоциального поведения.
2) приоритет в решении собственных проблем принадлежит самому ребёнку.
Педагог лишь создаёт для этого условия, помогая осознать суть проблемы; предлагает свою помощь в поисках решения, или оказывает косвенное влияние на успешное решение собственной проблемы ребёнком.
3) совместность, сотрудничество, содействие.
Это касается как содержательной, так и технологической стороны взаимодействия.
4) соблюдение принципа конфиденциальности.
Особенно при проведении диагностических методик, при интимных беседах и пр. Только при полном доверии ко взрослому его помощь будет принята, и даже станет импульсом к активной внутренней работе.
5) доброжелательность и безоценочность.
Не сравнивать детей друг с другом, не оценивать (ведёт к закрытости). Важнее- понять, услышать ученика, его трудности, причины поведения.
6) защита прав и интересов ребёнка на всём пространстве его жизни.
Педагог-воспитатель, как адвокат, в любых обстоятельствах держит сторону ребёнка. Даже, когда тот нарушает общепринятые нормы, педагог осуждает поступок, а не личность; ищет возможность смягчить наказание, понимая, что ребёнок, более чем взрослый, имеет право на ошибку, т.к. он только учится жить в окружающем мире.
Педагог, осуществляющий поддержку, - это защитник интересов ребёнка. Педагогическая поддержка становится принципом и направлением его педагогической деятельности. И тогда педагог с позиции «борьбы с..» переходит на позицию: «я помогу тебе…».
Педагогическая поддержка отличается от индивидуального и дифференцированного подходов тем, что она ставит целью – развитие уникальности личности ребёнка, а не приведение личности в соответствие с определёнными требованиями, чтобы освоил тему, вжился в коллектив, соблюдал требования.
Билет 3.