Обучение детей с недостатками зрения в школе

Школы для слепых и слабовидящих являются составной частью единой государственной системы специального образования и функционируют на основе принципов, присущих этой системе обу­чения и воспитания детей с особыми образовательными потребно­стями. Обучение и воспитание в школах слепых и слабовидящих имеют ряд собственных принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недо­развитых функций, организацию дифференцированного обучения. Обосновывая основные положения обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей, тифлопедагогика исходит из учения о раз­ностороннем развитии личности, естественнонаучных основ ком­пенсации слепоты и слабовидения, концепции о единстве биологи­ческих и социальных факторов в развитии детей с отклонениями в развитии. Это единство, как отмечал Л.С.Выготский, представляет собой единство сложное, дифференцированное и изменчивое как по отношению к отдельным психическим функциям, так и к разным этапам возрастного развития детей.

В связи с этим школы для слепых и слабовидящих детей должны выполнять следующие функции: учебно-воспитательную, коррек-ционно-развивающую, санитарно-гигиеническую, лечебно-восста­новительную, социально-адаптационную и профориентационную. Это обеспечивает нормализацию развития детей с нарушенным зрением, восстановление нарушенных связей с окружающей их средой (социальной, природной и др.).

Психическое развитие слепых и слабовидящих детей, форми­рование у них компенсаторных процессов, активной жизненной позиции, осознания способов самореализации и овладение ими зависят прежде всего от социальных условий, в первую очередь от образовательных.

Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспи­тания предусматривает развитие процессов компенсации, исправ­ление и восстановление нарушенных функций, сглаживание недос­татков познавательной деятельности, поиск потенциальных воз­можностей в становлении личности слепых и слабовидящих детей (М.И.Земцова, Ю.А.Кулагин, А.Г.Литвак, Л.И.Солнцева и др.).

Специфика работы школ для слепых и слабовидящих детей проявляется в следующем:

учете общих закономерностей и специфических особенностей развития детей, в опоре на здоровые силы и сохранные возможности;

модификации учебных планов и программ, увеличении сроков обучения, перераспределении учебного материала и изменении темпа его прохождения;

дифференцированном подходе к детям, уменьшении наполняе­мости классов и воспитательных групп, применении специальных форм и методов работы, оригинальных учебников, наглядных по­собий, тифлотехники;

специальном оформлении учебных классов и кабинетов, созда­нии санитарно-гигиенических условий, организации лечебно-восстановительной работы;

усилении работы по социально-трудовой адаптации и само­реализации выпускников.

Для обучения и воспитания детей с нарушением зрения в стране имеется развитая сеть специальных школ. При некоторых массовых общеобразовательных школах имеются классы охраны зрения.

Школы для слепых и слабовидящих детей (специальные школы III и IV видов) состоят из трех ступеней: I ступень - начальная школа, II ступень - основная школа или неполная средняя школа, III ступень - средняя школа. Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития ребенка: детство, отрочество, юность.

Школа I ступени призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие ее потенциальных возможностей, лечение, гигиену и охрану зрения, формирование у школьников умения и желания учиться. В начальной школе проводятся заня­тия по развитию зрительного восприятия, слуха, осязания, по ло­гопедии, ЛФК, ритмике, социально-бытовой ориентировке, ори­ентировке в пространстве. Учащиеся начальной школы приобре­тают умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, пониманию изображений, овладевают элементами наглядно-образного и теоретического мышления, основами лич­ной гигиены, элементарными приемами и способами самообслу­живания, мобильности и ориентировки. Обучение ведется по спе­циальным планам, программам, учебникам.

Школа II ступени закладывает прочный фундамент общеобра­зовательной и трудовой подготовки, необходимый выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь общества. Продолжается работа по коррекции познава­тельной, личностной и двигательной сферы детей, гигиене и охра­не зрения, укреплению здоровья. Неполная средняя школа разви­вает потенциальные возможности ребенка, формирует научное мировоззрение и способности к социальному самоопределению, расширяет сферу познания и овладения различными видами тру­довой деятельности с учетом профессионального обучения и тру­доустройства.

Школа III ступени обеспечивает завершение общеобразова­тельной подготовки и курса профессионального обучения на ос­нове его дифференциации. Средняя школа создает условия для наиболее полного учета интересов учащихся, социально-психо­логической адаптации, активного включения их в жизнь совре­менного общества и общественно полезный труд. С этой целью в учебный план школы включены факультативные занятия по вы­бору самого учащегося.

Особенности обучения слепых и слабовидящих общеобразовательным предметам

Программы специальных классов общеобразовательных школ для слепых и слабовидящих детей по русскому языку, математике, ознакомлению с окружающим миром, природоведению соответст­вуют аналогичным программам общеобразовательной массовой школы по объему и содержанию изучаемого материала. При этом программы специального образования построены с учетом особен­ностей развития незрячих и слабовидящих детей. В них учтена не­обходимость коррекционно-компенсаторной работы, направлен­ной на развитие восприятия, конкретизацию представлений, со­вершенствование наглядно-образного мышления, формирование приемов и способов самоконтроля и регуляции движений с исполь­зованием специальных форм, приемов и способов. Поскольку вос­приятие учебного материала слепыми и слабовидящими по скоро­сти, полноте и точности уступает восприятию его нормально видя­щими людьми, а представления этих детей об окружающем их ре­альном мире бедны, фрагментарны, а в ряде случаев искажены, уве­личено время на выполнение измерительных действий, проведение наблюдений, опытов, экскурсий и предметных уроков.

Программами предусмотрено использование средств коррек­ции и компенсации значительно нарушенного и компенсации от­сутствующего зрения с помощью оптических приспособлений, тифлоприборов, рельефно-графических пособий (для слепых), плоскопечатных (для слабовидящих).

Особенностью программы по русскому (национальному) языку в начальных классах специальных школ для слепых и слабовидя­щих детей является то, что они предусматривают увеличение про­должительности подготовительного периода. Это связано с осо­бенностями познавательной деятельности этих детей и недоста­точной подготовкой их к школе по сравнению со зрячими сверст­никами. В школе слабовидящих курс русского (национального) языка начинается с работы по формированию представлений на основе обогащения зрительного опыта учащихся, установлению соответствия между словом и конкретным образом предмета, подготовке глаза и руки к письму. Эта работа продолжается и на последующих этапах обучения русскому (национальному) языку.

Своеобразие программы по языку в школах для слепых состоит в том, что в ней уделяется большое внимание обучению чтению и письму по системе Брайля на основе использования тактильно-двигательных ощущений. Программа предусматривает формирова­ние предметных представлений, уточняющих содержание слов, уме­ние работать с рельефными грамматическими схемами, сюжетными рисунками и другими специальными дидактическими материалами.

Программа по математике, так же как и программа по русско­му языку, предусматривает увеличение подготовительного перио­да. В содержание обучения по математике включен материал, на­правленный на обогащение опыта и овладение ориентировочны­ми навыками в микро- и макропространстве. Большое внимание уделяется формированию конкретных представлений о величине, форме, количестве, пространственном положении предметов и чертежно-измерительных действий.

В программах школ для слабовидящих «Ознакомление с окру­жающим миром и природоведение» увеличено количество пред­метных уроков, экскурсий и практических занятий, что позволяет обогатить зрительный опыт детей и сформировать у них пред­ставления об окружающей действительности. В тему «Организм человека и охрана его здоровья» введен материал об органе зре­ния и его охране, что способствует овладению навыками гигиены и охраны зрения. Введено изучение специальных приемов и спо­собов ориентирования и выполнения правил дорожного движения (знакомство с дорожным знаком «Осторожно, слепые», рельеф­ными схемами улиц и площадей, маршрутами движений, звуко­выми светофорами и локаторами). Предусмотрены специальные занятия по овладению правилами пользования тростью при дви­жении, переходе улицы, обнаружении препятствий.

При изучении природоведения в школе слепых особое внима­ние уделяется умениям выделить элементарные сигнальные при­знаки предметов и объектов живой и неживой природы при по­мощи осязания, слуха, обоняния, остаточного зрения. Увеличива­ется время на проведение опытов, наблюдений, предметных уро­ков и экскурсий для восполнения отсутствующей или недостаю­щей зрительной информации.

Особенности программ по изобразительному искусству для слепых и слабовидящих состоят прежде всего в подборе видов объ­ектов и средств изобразительной деятельности. Особое внимание обращено на обучение чтению и выполнению изображений, пла­стическому моделированию и декоративно-прикладной деятель­ности. Это способствует развитию восприятия и наглядно-образ­ного мышления, художественно-эстетическому воспитанию слепых и слабовидящих учащихся.

Обучение общеобразовательным предметам слепых и слабови­дящих учащихся в основном осуществляется по программам об­щеобразовательной массовой школы с учетом специфики их раз­вития. В связи с увеличением по сравнению с обычной школой срока обучения слепых и слабовидящих в этом звене на один год дается иное распределение программного материала по годам обучения. Обучение общеобразовательным предметам учащихся с нарушением зрения в средней школе также ведется по програм­мам массовой общеобразовательной школы с применением спе­циальных форм и методов работы, дидактических средств на­глядности и тифлотехнических устройств.

Дети с нарушениями зрения могут обучаться в общеобразова­тельной массовой школе, если для них созданы там специальные образовательные условия: специальная освещенность, наличие тиф­лотехнических средств, специальных учебников, психолого-педа­гогическое сопровождение детей специалистами - тифлопедаго­гами, тифлопсихологами; образовательный процесс должен иметь коррекционную направленность в той же мере, что и в специаль­ной школе. Для детей с нарушенным зрением должны быть орга­низованы специальные коррекционные занятия: ритмика, лечеб­ная физкультура, коррекция нарушений речи, занятия по соци­ально-бытовой и пространственной ориентировке, развитию зри­тельного восприятия.

Трудовая подготовка и профориентация в школе

Трудовое обучение в специальной школе имеет три ступени, учитывающие специфические и возрастные особенности развития детей с нарушениями зрения:

первоначальное трудовое обучение в I-IV классах;

трудовая подготовка, осуществляемая на общеобразователь­ной основе, имеющей политехническую направленность в V-X классах;

широкопрофильная трудовая подготовка с переходом в про­фессиональную с активным вовлечением учащихся в общественно полезный производительный труд в XI-XII классах.

Первоначальное трудовое обучение (I-IV классы) направлено на привитие любви к труду, ознакомление с элементами техниче­ского, сельскохозяйственного и обслуживающего труда. Дети по­лучают элементарные сведения об основных свойствах некоторых материалов (бумаги, картона, дерева, жести, проволоки, пласти­ческих масс, глины и др.), знакомятся с устройством, назначением и применением рабочих и измерительных инструментов (метра, масштабной линейки, угольника, рулетки, различных шаблонов), усваивают основные понятия мер длины, веса и объема. Большое внимание уделяется бытовому труду и самообслуживанию.

Трудовая подготовка на втором этапе (V-X классы) осуществ­ляется на общеобразовательной основе, имеет политехнический ха­рактер и предусматривает активное вовлечение школьников в общественно полезный труд. Трудовое обучение на этом этапе расширяет знания и умения учащихся в сфере технического, сель­скохозяйственного и обслуживающего труда. В сфере технического труда они изучают элементы электроники, машиноведения, специ­альной графики, овладевают приемами пользования инструмен­тами и способами обработки различных материалов (дерева, ме­талла, пластмасс и др.), выполнения механосборочных и электро­монтажных работ. В процессе выполнения сельскохозяйственных работ они получают знания и навыки выращивания ведущих для данной местности овощных, плодово-ягодных и цветочно-декора­тивных растений. Обслуживающий труд предусматривает занятия по кулинарии, ремонту бытовой техники, обработке тканей, уходу за одеждой. На этом этапе трудового обучения решаются не толь­ко учебно-воспитательные, но и профориентационные задачи, поскольку этот этап обучения связан с последующей профессио­нальной подготовкой учащихся.

На третьем этапе (XI-XII классы) осуществляется широкопро­фильная трудовая подготовка с переходом в профессиональную с активным вовлечением учащихся в общественно полезный произ­водительный труд. Обучение сочетается с производительным тру­дом в условиях школы и на предприятиях.

Воспитание учащихся

Образование детей и подростков с нарушениями зрения вклю­чает в себя процесс нравственного, физического, эстетического, трудового воспитания, социально-психологическое адаптирова­ние учащихся, формирование активной жизненной позиции.

Сохранность речи и мышления, достаточный уровень компен­саторного развития у большинства слепых и слабовидящих школь­ников позволяют овладеть высоким уровнем образования, отно­сительно легко усваивать основные нормы морали и правила по­ведения. Однако практическое овладение этими нормами для них осложнено, так как им трудно наблюдать за поведением людей в различных жизненных ситуациях и подражать их действиям.

На формирование личностных качеств у слепых и слабовидя­щих значительное влияние оказывает социально-психологический микроклимат (в семье, школе, ближайшем окружении), который часто характеризуется излишне сочувственным отношением, созданием щадящего режима, ограничением их деятельности и ак­тивности. Это приучает детей к пассивности, инертности, зависи­мости, неверию в свои силы, осознанию себя инвалидами. Следст­вием этого становятся неадекватная требовательность к обществу, школе, семье, иждивенческие настроения. Поэтому весь комплекс воспитательных мероприятий направляется на раскрытие широ­ких возможностей лиц с нарушением зрения, формирование у них активной жизненной позиции, предполагающей возможно более полное участие в социальной и культурной жизни, полноценный труд, независимую жизнь.

Особую заботу проявляет школа в решении проблемы эстети­ческого воспитания. Слепые и слабовидящие с различными спосо­бами восприятия окружающей действительности в разной мере способны к эстетической оценке предметов и объектов учебной, игровой и трудовой деятельности.

Познавательно-образное мышление, художественно-эстетиче­ское чувство материализуются в различных видах деятельности. Поэтому игру, учение, труд можно рассматривать как познаватель­но-оценочную, преобразующую деятельность, в которой отобра­жается взаимодействие с окружающей действительностью. В про­цессе обучения музыке, графике, скульптуре, художественному моделированию и конструированию, декоративно-прикладному искусству дети знакомятся с содержательными элементами эсте­тического (формой, ритмом, гармонией, симметрией, пластикой, цветосочетанием и др.), у них формируются эстетические потреб­ности, эмоциональная отзывчивость, предрасположенность к вос­приятию эстетических и художественных ценностей.

Важное внимание уделяется физическому воспитанию, которое имеет чрезвычайно важное значение для улучшения состояния здоровья и физического развития слепых и слабовидящих.

Для них проводятся специальные коррекционные занятия по физическому воспитанию, лечебной физкультуре, ритмике, вклю­чающие развитие силовых, пространственно-временных компонен­тов моторных действий, координации, точности, ловкости движе­ний. Тифлопедагоги строят образовательный процесс таким об­разом, чтобы обеспечить возможно большую двигательную ак­тивность учащихся за счет постановки всех видов физкультурно-оздоровительной работы: гимнастики до занятий, физкультурных минуток, подвижных перемен, ежедневных спортивных часов, ежемесячных дней здоровья и спорта и др.

В программах по физической культуре многие виды упражне­ний имеют специфическую коррекционную направленность, из­менены нормативы и качественные характеристики выполняемых движений с учетом показанных и противопоказанных факторов к физическим нагрузкам, формированию навыков пространствен­ной ориентировки и коррекции движений, обусловленных слабо-видением и слепотой.

Средства обучения слепых и слабовидящих

Для учащихся школ III вида выпускается весьма разнообразная литература, издаваемая по системе Брайля. Это учебники, учебные пособия, социально-экономическая, политическая, художественная, научно-популярная, музыкальная литература. Все выпускаемые учебники по Брайлю иллюстрируются рельефными рисунками, чертежами, схемами. Для слепых, имеющих остаточное зрение, выпускаются пособия, сочетающие рельефную и цветную печать.

В школах для слабовидящих широко используются специаль­ные учебники с укрупненным шрифтом и адаптированными цвет­ными иллюстрациями.

Для подбора, построения и реконструкции изображений для слепых и слабовидящих разработаны специальные методики, учи­тывающие зрительные и осязательные возможности детей (В.П.Ер­маков).

Понятие тифлотехника включает в себя как теоретическое обоснование технических устройств и методов помощи людям со зрительной недостаточностью, так и практическое приложение этих устройств и методов применительно к условиям деятельно­сти слепых и слабовидящих с учетом структуры нарушенных зри­тельных функций. Учебная тифлотехника совершенствует и раз­вивает учебную материально-техническую базу, обогащает со­держание и методы обучения, оптимизирует обучение учащихся с нарушениями зрения в общеобразовательных школах, высших и средних специальных учебных заведениях, а также в процессе по­литехнической и производственной подготовки.

В основе разработки тифлотехнических средств компенсации нарушенных функций зрительного анализатора лежит преобразо­вание (перекодирование) визуальной информации в сигналы, дос­тупные для восприятия посредством слуха и осязания (сохран­ными анализаторами). Функции приемника световых сигналов и их перекодирование выполняет тифлоприбор.

Коррекция неполноценного зрения с помощью тифлотехниче­ских средств ведется путем усиления (повышения уровня) полез­ного оптического сигнала над уровнем помех, обусловленных не­полноценностью зрительного анализатора. Это достигается уве­личением яркости, контрастности, угловых размеров изображе­ния наблюдаемого объекта на сетчатке глаза. В тех случаях, когда при пониженном зрении обычная коррекция аметропии неэффективна, используются специальные оптические, телевизионные, светотехнические средства.

К оптическим средствам коррекции относятся различного рода лупы (ручные, опорные, стационарные), очки (микроскопические, телескопические, гиперокулярные), монокуляры и бинокуляры, проекционные увеличивающие аппараты (эпи- и диапроекторы). Все эти средства могут быть использованы для зрительных работ на близком или далеком расстоянии. Лупы помимо этого устанав­ливаются над шкалами измерительных приборов, на станочном оборудовании. Очки для лиц с ослабленным зрением выпускаются унифокальные или бифокальные. Используются телевизионные увеличивающие устройства для слабовидящих, позволяющие по­лучить шестидесятикратное увеличение. В зависимости от характе­ра использования различают телевизионные устройства индивиду­ального или коллективного пользования. При обучении слабови­дящих используются специальные замкнутые телевизионные сис­темы, позволяющие осуществлять фронтальные методы обучения.

Для лиц, страдающих дефектом поля зрения (трубчатое зрение, гемианопсия), предназначены специальные оптические системы, изменяющие в необходимых пределах поле зрения.

В случаях, когда зрение ухудшается в условиях повышенной освещенности, используются светотехнические средства в виде светозащитных корригирующих линз из цветного стекла или бес­цветного стекла с покрытием.

Для незрячих разработаны различные по сложности техниче­ские устройства и приспособления: простые приспособления для вдевания нитки в иголку, трости для обеспечения возможности самостоятельного передвижения, грифели и приборы для ручного письма по системе Л. Брайля. Разработаны специальные пишущие машинки для незрячих программистов электронно-вычислитель­ных машин. Имеются специальные приборы для рельефного чер­чения и рисования.

Выпускаются «говорящие» книги, представляющие собой ти­ражированные на грампластинках, магнитных носителях записи книг, а также специальные устройства для их прослушивания.

В целях улучшения физической подготовки слепых и слабовидя­щих и развития их двигательной активности используются специ- _ альные виды тренажеров, звуковые мишени, звучащие мячи и т. п.

Специальные технические средства и приспособления, исполь- \ зуемые для трудового и профессионального обучения и на рабо- j чих местах производственных предприятий, позволяют осуществ-| лять слепым и слабовидящим сборку электротехнических и рз-1 диоэлектронных изделий, производить механическую обработку! различных материалов, холодную штамповку и другие операции.

Лечебно-профилактическая, санитарно-гигиеническая и восстановительная работа

Составной частью деятельности школ является организация лечебно-профилактической, санитарно-гигиенической и восста­новительной работы, которая осуществляется врачами-специа­листами (окулистом, педиатром, психоневрологом) и средним ме­дицинским персоналом. Лечебно-консультативная помощь врачей других специальностей при наличии показаний оказывается по­ликлиникой, в районе деятельности которой находится школа. Вся лечебная работа в школе направлена на максимальное вос­становление, улучшение и охрану зрения учащихся. С этой целью проводятся следующие мероприятия:

консервативное лечение глазных заболеваний (медикамен­тозная терапия, оксигенотерапия, физиотерапия и др.);

своевременное направление учащихся, нуждающихся в хирур­гическом лечении, в глазной стационар;

активное плеоптическое и плеоптоортоптическое лечение; назначение очковой коррекции;

создание офтальмогигиенических условий в процессе обучения. При проведении лечебно-восстановительной работы в зависи­мости от показаний ведется консультирование учащихся в спе­циализированных клинических центрах. Для получения консуль­тативной помощи и методического руководства школа закрепля­ется за соответствующим специализированным учреждением, ока­зывающим офтальмологическую помощь.

4.6. Профориентация, профессиональное образование и трудовая деятельность слепых и слабовидящих

Профориентация лиц с нарушенным зрением ведется с учетом медицинских показаний и противопоказаний, установленных НИИ глазных болезней им. Гельмгольца, и на основе принципов рацио­нального и качественного трудоустройства инвалидов по зрению, разработанных ЦИЭТИНом.

В специальной профориентационной карточке ведется систе­матическая регистрация данных медицинского и психолого-педа­гогического изучения школьников. Дети не всегда могут сами адекватно соотнести свои возможности с требованиями будущей профессии, поэтому наличие таких данных помогает в оказании правильной консультативной профориентационной помощи в выборе факультатива, кружка, видов работы по трудовому обу­чению, а после окончания школы - в выборе профессии.

Значительное число лиц с нарушенным зрением трудится на промышленных предприятиях. Одни из них работают за станками, другие - на конвейерах, третьи - на испытательных стендах. На промышленных предприятиях системы Всероссийского общества слепых распространены механосборочные, радио- и электромон­тажные работы. Процесс изготовления деталей и узлов разбит на простые операции.

Для освоения таких профессий уже в школе у учащихся разви­вают технические способности, конструктивное творческое вооб­ражение. В этих целях школьники изучают черчение, машинове­дение, электро- и радиотехнику, овладевают рабочими умениями и навыками, участвуют в кружковых и факультативных занятиях.

Среди незрячих много рационализаторов и изобретателей.

Достойное место занимают незрячие в мире науки, искусства, литературы. Значителен вклад в сокровищницу науки выдающих­ся незрячих философов Греции - Демокрита (V-IV в. до н.э.) и Диодота (I в. до н. э.). Известны имена выдающихся математиков -Дидима (Александрия, IV в. до н. э.), Н. Саундерсона (Шотландия, XVIII в.), Д. Гоффа (Англия, XVIII в.), историков - Ауфидия (Рим, II в. н.э.), О.Тьерри (Франция, XIX в.), В.Пресскота (США, XIX в.), энтомолога Ф. Губера (Швейцария, XVIII в.), тифлолога Л. Брайля (Франция, XIX в.), русского, советского профессора A.M.Щер­бины (1874-1934).

Среди русских и советских ученых много незрячих, которые являются гордостью отечественной науки, - свыше 40 докторов и более 200 кандидатов наук. Широко известны имена отечествен­ных математиков: академика Л. С. Понтрягина, д-ра физико-математических наук А.Г.Витушкина, д-ра физико-мате­матических наук В.И.Зубова и др. Свой вклад в специальную пе­дагогику, тифлопедагогику сделали незрячие ученые: д-р педа­гогических наук, профессор Б.И.Коваленко, д-р педагогических наук, профессор В.С.Сверлов. Люди с нарушенным зрением ус­пешно работают программистами, экономистами, историками, филологами, в области теоретической и прикладной математики. Много замечательных незрячих людей заняли достойное место в искусстве и литературе. Известны имена слепых писателей и по­этов Николая Николаева, Ивана Козлова, Всеволода Рязанцева, Александра Белорукова, Федора Шоева, Николая Островского и более молодых, принадлежащих другому поколению, - Эдуарда Асадова, Николая Силкова, Глеба Еремеева, Михаила Суворова, Николая Рыбалко, Анны Притчиной и других.

Среди слепых много замечательных композиторов и музыкан­тов. Многие незрячие получают музыкальное образование и ра­ботают по избранной специальности. Окончив консерваторию или музыкальное училище, они становятся солистами филармо­ний, музыкально-эстрадных объединений. Профессия настройщи­ка музыкальных инструментов уже давно широко распространена среди незрячих. Ученик Национального института для слепых де­тей в Париже К. Монталь, ослепший в шестилетнем возрасте, спе­циализировался в настройке и починке пианино и роялей. Он пользовался славой лучшего настройщика в^Париже, за что был удостоен ордена Почетного легиона. В Нью-Йорке на знаменитой фабрике «Стейнвэй», продукция которой высоко ценится среди профессионалов и любителей музыки, главным настройщиком му­зыкальных инструментов был слепой по фамилии Шотте. В Рос­сии среди незрячих также были знаменитые настройщики форте­пиано (П. Трекше, В. Чернов). В разные времена широко известны были имена слепых резчиков по дереву и скульпторов, таких, как Л.Видаль, Л.По, М.Р.Макаров. Л.По, будучи балериной, в 21 год потеряла зрение. Талант и целеустремленность позволили ей стать профессиональным скульптором, членом Союза художников СССР. Ее лучшие произведения выставлены в картинных галереях и музеях Москвы, С.-Петербурга, Перми, Киева.

Среди незрячих много преподавателей высших и средних спе­циальных учебных заведений, общественных деятелей, организа­торов производства.

Популярна среди незрячих профессия массажиста. В сельской местности живет и работает значительное число лиц с нарушенным зрением. Те, кто имеет остаточное зрение, ра­ботают лесоустроителями, пчеловодами, садоводами, агронома­ми. Около 30% выпускников школ-интернатов для слабовидящих стремятся поступить в сельскохозяйственные вузы и техникумы.

Подготовка специалистов из числа слепых и слабовидящих (инвалидов I и II групп по зрению) ведется в библиотечных техни­кумах, музыкальных училищах и училищах культуры, а также в специальном медицинском училище, выпускающем массажистов широкого профиля.

В вузах незрячие и слабовидящие могут обучаться по специ­альностям: правоведение, родной язык и литература, история, философия, экономика, математика, прикладная математика, на­родные инструменты, пение, фортепиано, композиция, музыкове­дение и др.

Глава 5

СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРИ АУТИЗМЕ И АУТИСТИЧЕСКИХ ЧЕРТАХ ЛИЧНОСТИ

Наши рекомендации