Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь

Важнейшей составляющей процесса медико-социально-педаго­гического патронажа являются ранняя диагностика и ранняя ком­плексная помощь,от эффективной организации которых в опре­деляющей степени зависят предупреждение инвалидности и (или) снижение степени ограничения жизнедеятельности и трудоспо­собности.

В Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г., определен комплексный по своему сущностному содержа­нию процесс предупреждения (профилактики) инвалидности.

Под предупреждением инвалидности понимается осуществление комплекса мер, направленных на профилактику возникновения физи­ческих, умственных, психических и сенсорных дефектов (профилак­тика первого уровня) или на предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение или инвалидность (профи­лактика второго уровня).

Предупреждение инвалидности может предусматривать не только осуществление мер медицинского характера, в частности, оказание первичной медико-санитарной помощи, предродовой и послеродовой уход, но и раннюю стимуляцию развития ребенкас целью профилактики возникновения вторичных отклонений в процессе становления психофизических функций.

Ранняя диагностика и ранняя педагогическая помощьявляются актуальными проблемами современной коррекционной педагоги­ки как в России, так и во всем мире. В настоящее время практиче­ски во всех странах мира имеются научно обоснованные и прак­тически апробированные программы ранней диагностики и ран­ней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.

Теоретическую базу для этих программ составляют основопола­гающие работы Л.С.Выготского о значимости практической дея­тельности для активации мыслительных процессов. Положения его теории о зонах ближайшего и актуального развития и о про­филактике вторичных дефектов - «социального вывиха» - оказы­вают сегодня значительное влияние на современные исследования в области специального образования детей с отклонениями в раз­витии и создание методического обеспечения для работы с ними.

Программы ранней помощи

Известные в мировой практике программы ранней помощи: Коннектикутский тест «Обследование развития новорожденных и детей до 3 лет», Каролинский учебный план для детей от рождения до 5 лет, Гавайский профиль раннего обучения, Мюнхенская функ­циональная диагностика, Программа ранней диагностики развития «Тандем» (Голландия), Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маккуэри» (Австралия) - харак­теризуют одно из успешно развивающихся направлений деятель­ности ученых и педагогов последней четверти нашего столетия.

В России также имеется ряд методических разработок отечест­венных ученых (Е.М.Мастюковой, Е.А.Стребелевой, К.Л.Печора, Г.В.Пантюхиной, Э.Л.Фрухт и др.), представляющих программы ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии и являющихся основой для практическо­го применения в психолого-медико-социальных центрах, психо­лого-медико-педагогических консультациях (ПМПК).

Но если в нашей стране система ранней диагностики и коррек­ции недостатков развития находится на этапе формирования, то за рубежом имеется достаточно богатый научно-практический опыт применения различных программ «раннего вмешательства», кото­рый позволяет сделать вывод об их высокой эффективности. Об этом свидетельствует прежде всего удивительный прогресс в из­менении уровня независимой жизни людей с различными физиче­скими и психическими ограничениями. Благодаря применению программ ранней помощи люди с интеллектуальными и физиче­скими нарушениями живут теперь в западных странах несравненно полноценнее, чем 20-30 лет назад. Сравнительные исследования зарубежных ученых показали, что систематическая ранняя педа­гогическая помощь ребенку в условиях семьи с вовлечением роди­телей в процесс коррекционной и педагогической работы не толь­ко позволяет вывести на новый качественный уровень сам про­цесс развития ребенка, но и в значительной мере определяет про­гресс интеграции в общество человека с особыми потребностями его как равноправного члена. Одним из следствий такого прогресса является то, что подавляющее большинство детей с инвалидно­стью в западных странах воспитываются в условиях семьи, а не в специальных учреждениях вне дома. Они могут так же, как их здо­ровые сверстники, учиться в школе, активно отдыхать и работать. В основе работы действующих в современной России служб ранней помощи лежат мультидисциплинарный подход к органи­зации практической деятельности и поэтапность формирования коррекционно-педагогической среды в условиях семьи.

Как отечественный, так и зарубежный опыт с убедительностью свидетельствуют о том, что оптимальной ситуацией для полноцен­ного развития ребенка является его пребывание в семье при усло­вии, что родители активно включаются в абилитационный про­цесс, организуемый специалистами службы ранней помощи. Ими ведутся не только стимуляция развития ребенка в ходе специаль­ных занятий в условиях семьи и отслеживание динамики развития, но и целенаправленное обучение родителей способам специфиче­ского взаимодействия с ребенком в повседневной жизни семьи.

В процессе регулярных визитов в семью специалисты службы проводят специальные занятия с ребенком и обучают родителей, фиксируют различные параметры развития ребенка, помогают создать в условиях семьи специальную развивающую среду, а в случае необходимости связывают родителей с соответствующими медицинскими, образовательными учреждениями, а также кор­ректируют систему семейных взаимоотношений. Подобный вид деятельности является инновационным для отечественной практики образования и предполагает иной тип организации коррекционно-педагогического процесса, основанный на привлечении параспе-циалистов (помощников педагогов и психологов) в лице родителей. Становление в нашей стране системы ранней диагностики на­рушений развития и ранней комплексной помощи происходит че­рез развитие системы медико-психолого-педагогического патро­нажа и осуществляется на базе действующих ПМС-центров и ПМП-консультаций и служб.

Действующие сегодня в России учреждения, осуществляющие программы по ранней диагностике и ранней помощи детям с от­клонениями в развитии, крайне немногочисленны, часто работа­ют как экспериментальные площадки, но реальные позитивные результаты их работы позволяют прогнозировать переход от ло­кальных очагов эксперимента к широкой социально-педагогиче­ской практике.

Делом недалекого будущего представляется и разработка все­российской программы развития системы ранней диагностики и ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии в условиях семьи, а также проектирование и осуществление новых программ подготовки и переподготовки кадров, создание единой информационной системы обеспечения деятельности образова­тельных учреждений, социальных служб, педагогов и родителей, воспитывающих детей с ограниченным потенциалом развития.

2.2. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями

Процесс становления государственной системы специального образования в нашей стране начался в 20-30-х гг.

К началу 70-х гг. была выстроена достаточно широкая, дифферен­цированная сеть дошкольных учреждений специального назначения:

ясли-сады;

детские сады;

дошкольные детские дома;

дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и детских домах общего назначения, а также при специальных школах и школах-интернатах.

В ходе становления и развития сети специальных дошкольных учреждений учеными и практиками были разработаны принципы, методы и приемы выявления, коррекции и профилактики откло­нений в развитии детей, заложены многие традиции коррекцион-ного обучения и воспитания дошкольников, на которых в целом строится система специального дошкольного образования и в на­стоящее время. Были заложены следующие организационные прин­ципы построения специального дошкольного образования.

Комплектование учреждений по принципу ведущего отклонения в развитии. Таким образом создавались дошкольные учреждения (группы) для детей:

с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих); с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, для детей с косоглазием и амблиопией);

с нарушениями речи (для детей с заиканием, общим недораз­витием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием); с нарушениями интеллекта (умственно отсталых); с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Меньшая по сравнению с массовыми детскими садами напол­няемость групп (до 15 воспитанников).

Введение в штат специальных дошкольных учреждений таких специалистов-дефектологов, как олигофренопедагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги, логопеды, а также дополнительных медицинских работников.

Образовательный процесс в специализированных дошкольных учреждениях осуществляется в соответствии со специальными ком­плексными программами обучения и воспитания, разработанными для каждой категории детей дошкольного возраста с отклонения­ми в развитии и утвержденными Министерством образования РФ.

Перераспределение видов занятий между воспитателями и де-фектологами. Так, занятия по развитию речи, формированию эле­ментарных математических представлений, конструированию, по развитию игровой деятельности в части специальных дошкольных учреждений проводятся не воспитателями, а учителями-дефекто-логами.

Организация специальных видов занятий, таких, как развитие слухового восприятия и коррекция звукопроизношения, развитие зрительного восприятия, лечебная физкультура и др. Подобные направления работы имеются и в обычных детских садах, где они включаются в содержание общеразвивающих занятий и, как пра­вило, не выделяются структурно в сетке занятий.

Бесплатность. Известно, что родители вносят некоторую пла­ту за пребывание детей в обычном детском саду. Для детей с от­клонениями в развитии сделано исключение - с их родителей не взимается никакой платы (см. письмо Министерства просвещения СССР от 04.06.74 № 58-М «О содержании за государственный счет детей с дефектами физического или психического развития»). Указанное право по сей день регламентируется этим документом.

Вся работа в специальных дошкольных учреждениях была под­чинена единой цели - помочь семьям в воспитании «проблемных» детей, максимально реализовав их потенциальные возможности.

Характерным признаком советской системы образования были довольно строгие правила приема детей с отклонениями в развитии в дошкольные учреждения. Во-первых, такие дети не принимались в массовые детские сады. Если же у воспитанника массового до­школьного учреждения отклонения в развитии выявлялись позже, в ходе обучения, то вопрос о его выводе из состава этого учреж­дения и переводе в специализированное учреждение или группу решался достаточно жестко. В результате специалисты, в том чис­ле и зарубежные наблюдатели, оценивающие советское образова­ние, отмечали чрезвычайную закрытость, изолированность учре­ждений для детей с отклонениями в развитии, искусственную от­чужденность воспитанников от нормально развивающихся свер­стников и от общества в целом.

Во-вторых, был установлен достаточно обширный перечень диагнозов, которые исключали возможность получения общест­венного дошкольного образования. Так, в специальные дошколь­ные учреждения не принимали детей с комбинированными, ком­плексными отклонениями в развитии. Например, в дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха не подлежали приему слепоглухие, умственно отсталые дети. В то же время в учрежде­ния для детей с нарушениями зрения и с нарушениями интеллекта не принимали глухих и слабослышащих. Помощь таким детям осуществлялась в единичных учреждениях образования и далеко не в каждом регионе России. Кроме того, не подлежали приему дети, страдающие эпилепсией, шизофренией, психопатоподобным поведением, дети с умственной отсталостью в степени имбециль-ности и идиотии, дети с нарушениями опорно-двигательного ап­парата, требующие индивидуального ухода. Семьи, воспитываю­щие таких детей, вынуждены были обходиться в отношении их образования своими силами и зачастую ограничивались медицин­скими мероприятиями.

Отметим также, что определить ребенка в ясли-сад можно было только с 2-летнего возраста, а в детский сад - с 3 лет. Дети раннего возраста являлись объектом внимания здравоохранения и прак­тически не имели психолого-педагогического сопровождения.

Таким образом, созданная сеть специализированных дошколь­ных учреждений внесла огромный положительный вклад в орга-< низацию системы всеобщего дошкольного образования, однако •, оказалась недостаточно гибкой в отношении большой группы детей со специальными потребностями, не подпадающими под нормы отбора и комплектования этих учреждений.

Принятые в 1992 г. Закон Российской Федерации «Об образо­вании» и в 1995 г. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» ввели новые государственные принципы организации образова­ния в России, новую типологию образовательных учреждений, произвели изменения и в ряде организационно-правовых аспектов специального образования.

Утвержденные в последующие годы соответствующие типовые положения для каждого как уже существующего, так и нового ти­па образовательных учреждений открыли новые возможности для функционирования широкой сети образовательных учреждений, в которых дети дошкольного возраста со специальными потребно­стями, а также их семьи получают необходимую психолого-педагогическую и медико-социальную помощь.

Прежде всего это дошкольные образовательные учреждения(далее -ДОУ).

Для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад - это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, пока родители находятся на работе, узнать что-то новое. Для семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, детский сад может оказаться практиче­ски единственным местом, где созданы условия, необходимые для полноценного развития таких детей.

В соответствии с Типовым положением о дошкольном образо­вательном учреждении, утвержденным постановлением Правитель­ства Российской Федерации от 01.07.95 № 677, ДОУ обеспечивает воспитание, обучение, уход и оздоровление детей в возрасте от

2 месяцев до 7 лет. Дети с отклонениями в развитии принимаются в
дошкольные образовательные учреждения любого вида при нали­
чии условий для коррекционной работы только с согласия родите­
лей (законных представителей) на основании заключения ПМПК.

Большинство детей с отклонениями в развитии воспитываются в детских садах компенсирующего eudat и в компенсирующих груп­пах детских садов комбинированного вида. Обучение и воспита­ние в этих дошкольных учреждениях осуществляются в соответст­вии со специальными коррекционно-развивающими программа­ми, разработанными для каждой категории детей с отклонениями в развитии.

Наполняемость групп устанавливается в зависимости от вида нарушений и возраста (две возрастные группы: до 3 лет и старше

3 лет) и составляет соответственно для детей:

с тяжелыми нарушениями речи -до 6 и 10 человек;

с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в воз­расте старше 3 лет - до 12 человек;

глухих -до 6 человек для обеих возрастных групп;

слабослышащих - до 6 и 8 человек;

слепых - до 6 человек для обеих возрастных групп;

слабовидящих, для детей с амблиопией, косоглазием - до 6 и 10 человек;

с нарушениями опорно-двигательного аппарата - до 6 и 8 че­ловек;

с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью) - до 6 и 10 человек;

с задержкой психического развития -до 6 и 10 человек;

с глубокой умственной отсталостью только в возрасте старше 3 лет - до 8 человек;

с туберкулезной интоксикацией -до 10 и 15 человек;

часто болеющих-до 10 и 15 человек;

со сложными (комплексными) дефектами - до 5 человек для обеих возрастных групп;

с иными отклонениями в развитии - до 10 и 15 человек.

Для детей с отклонениями в развитии, которые по разным причинам не могут посещать дошкольные учреждения в обычном режиме, в ДОУ организуются группы кратковременного пребы­вания. Задачами этих групп являются оказание своевременной психолого-педагогической помощи таким детям, консультативно-методическая поддержка их родителей (законных представителей) в организации воспитания и обучения ребенка, социальная адап­тация детей и формирование предпосылок учебной деятельности. В таких группах занятия проводятся преимущественно индивиду­ально или небольшими подгруппами (по 2-3 ребенка) в присутст­вии родителей в удобное для них время. Эта новая организацион­ная форма предполагает занятия с разными специалистами ДОУ, общая продолжительность которых ограничена пятью часами в неделю. (Основание: инструктивное письмо Минобразования Рос­сии от 29.06.99 № 129/23-16 «Об организации в дошкольных обра­зовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии».)

Указанные детские сады и группы подпадают под современное определение, использующееся в нормативных документах -; «Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для, обучающихся, воспитанников, с отклонениями в развитии».

Многие изменения в сфере отечественного образования проис­ходят под влиянием зарубежного опыта. Так, в развитых странах по отношению к детям со специальными потребностями широко применяются разные модели интеграции в среду нормально раз вивающихся детей. В условиях российского дошкольного образо­вания интегрированное обучение внедряется в практику медленно и осторожно, поскольку для его осуществления детские сады об-щеразвивающего вида должны иметь массу условий - специальное кадровое и материально-техническое обеспечение для проведения коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной рабо­ты с детьми. Наиболее реальным применение интегрированного обучения сейчас видится по отношению к детям, которые, не­смотря на наличие того или иного отклонения в развитии, имеют близкий к возрастной норме уровень психофизического развития и психологическую готовность к совместному обучению с нор­мально развивающимися сверстниками. Специалисты, распро­страняющие идеи интеграции, полагают, что в настоящее время такие условия легче создать: а) в общеразвивающих группах дет­ских садов комбинированного вида, где функционируют также и компенсирующие группы; б) в центрах развития ребенка, где осу­ществление коррекционной работы со всеми воспитанниками ДОУ изначально должно быть заложено в устав.

Дошкольники с отклонениями в развитии могут посещать об­разовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста.Основы функционирования таких учрежде­ний заложены в соответствующем Типовом положении, утвер­жденном постановлением Правительства РФ от 19.09.97 № 1204.

Образовательные учреждения общего типа создаются для детей с 3 до 10 лет. Основная цель учреждения - осуществление образо­вательного процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психи­ческого развития детей (см. схему 1).

Известно, что для каждого ребенка период перехода к школьно­му обучению является кризисным. Ребенок сталкивается не толь­ко с новым видом деятельности - с учебной деятельностью, но и должен привыкнуть и к новому коллективу детей и взрослых, и к новому режиму, и к новой обстановке. Для детей со специальными потребностями, испытывающими трудности в обучении, общении, социальной адаптации переживание такого кризиса особо тяжело. Эти дети особо нуждаются в щадящем подходе при переходе из детского сада в школу. Поэтому образовательное учреждение «на­чальная школа - детский сад» может рассматриваться как наибо­лее комфортная организационная форма для обучения и воспита­ния детей с отклонениями в развитии. Ребенок имеет возможность начинать школьную жизнь в знакомой, привычной обстановке, вместе с большинством тех детей, которые посещали одну дошко­льную группу. Кроме того, учителя начальных классов, как пра­вило, хорошо знакомы с воспитанниками подготовительных к школе групп и имеют возможность осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к каждому «проблемному» перво­класснику практически с первых дней школьного обучения.

Еще один тип образовательных учреждений, где организуется воспитание и обучение детей со специальными потребностями, -образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,типовое положе­ние о котором утверждено постановлением Правительства РФ от 31.07.98 №867.

Здесь речь идет о различных центрах: диагностики и консуль­тирования; психолого-медико-социального сопровождения; пси­холого-педагогической реабилитации и коррекции; лечебной пе­дагогики и дифференцированного обучения и др. Эти учреждения рассчитаны на детей с 3 до 18 лет. Контингент этих учреждений специфичен - это дети:

с высокой степенью педагогической запущенности, отказываю­щиеся посещать общеобразовательные учреждения;

с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

подвергшиеся различным формам психического и физического насилия;

вынужденные покинуть семью, в том числе по причине несо­вершеннолетия матери;

из семей беженцев, вынужденных переселенцев, а также постра­давшие от стихийных бедствий и техногенных катастроф и др.

Очевидно, что среди перечисленных групп детей встречается не­мало детей с отклонениями в психическом или физическом разви­тии. С ними работают педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, медицинский персонал.

Основные направления деятельности таких учреждений по от­ношению к детям дошкольного возраста:

диагностика уровня психофизического развития и отклонений в поведении детей;

образование детей в соответствии с их возрастными и индиви­дуальными особенностями, состоянием соматического и психиче­ского здоровья;

организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;

психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми;

проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий.

В нашей стране существуют также различные оздоровительные образовательные учреждения санаторного типадля детей, нуждаю­щихся в длительном лечении (санаторные школы-интернаты, са-наторно-лесные школы, санаторные детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Эти учреждения создаются в целях оказания помощи семье в воспитании и полу­чении образования, проведении реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни в обществе, социальной защите и разностороннем развитии детей, нуждаю­щихся в длительном лечении. В соответствии с Типовым положе­нием, утвержденным постановлением Правительства от 28.08.97 № 1117, в таких учреждениях могут открываться группы для детей дошкольного возраста.

Нередки случаи, когда дети с отклонениями в развитии до 5-6-летнего возраста не воспитывались в дошкольном учреждении. Для подготовки таких детей к обучению в школе предусматривает­ся ряд организационных форм. Для детей с выраженными откло­нениями в развитии создаются дошкольные отделения (группы) при специальных (коррекционных) школах и школах-интернатах.Образовательные программы в них рассчитаны на 1-2 года, в те­чение которых у ребенка формируют предпосылки учебной дея­тельности в необходимой коррекционно-развивающей среде. Контингент таких отделений (групп) составляют преимуществен­но дети, у которых поздно выявлено отклонение в развитии, или дети, не имевшие ранее возможности посещать специализирован­ное образовательное учреждение (например, при отсутствии дет­ского сада компенсирующего вида в месте проживания семьи).

Кроме того, согласно инструктивному письму Минобразова­ния России от 22.07.97 № 990/14-15 «О подготовке детей к школе» благоприятные условия для подготовки детей к школе могут быть созданы для детей 3-6 лет на базе ДОУ, а для детей 5-6 лет - на базе общеобразовательных учреждений (школ). Для проведения занятий могут комплектоваться группы, ориентированные на все стороннее развитие детей в соответствии с задачами дошкольного образования, консультативные группы для детей, которые могут посещать отдельные занятия с логопедом, психологом, дефектоло-гом. Количество занятий зависит от возраста ребенка.

Отбор детей с отклонениями в развитии во все типы и виды образовательных учреждений осуществляет психолого-медико-пе-дагогическая комиссия. Родители могут самостоятельно обратить­ся на прием в ПМПК. Но обычно они приходят сюда уже с на­правлением из лечебно-профилактического учреждения (поликли­ники, детской больницы, сурдологического центра и пр.). Комиссия дает заключение о состоянии психофизического развития ребенка и рекомендации о дальнейших формах обучения.

2.3. Школьная система специального образования

Дети школьного возраста, имеющие особые образовательные потребности, получают образование в соответствии со специаль­ными образовательными стандартами в различных образователь­ных учреждениях или на дому.

В течение XX в. складывалась система специальных (коррек-ционных) образовательных учреждений, которые являются преиму­щественно школами-интернатами и в которых в СССР и в России обучалось и обучается подавляющее большинство детей школь­ного возраста с особыми образовательными потребностями.

В настоящее время существует восемь основных видов специ­альных школ для детей с различными нарушениями развития. Чтобы исключить вынесение диагнозных характеристик в рекви­зиты этих школ (как это было раньше: школа для умственно от­сталых, школа для глухих и т. п.), в нормативно-правовых и офи­циальных документах эти школы называются по их видовому по­рядковому номеру:

специальное (коррекционное) образовательное учреждение

I вида (школа-интернат для глухих детей);

специальное (коррекционное) образовательное учреждение

II вида (школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших
детей);

специальное (коррекционное) образовательное учреждение

III вида (школа-интернат для незрячих детей);

специальное (коррекционное) образовательное учреждение

IV вида (школа-интернат для слабовидящих детей);
специальное (коррекционное) образовательное учреждение

V вида (школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи);

специальное (коррекционное) образовательное учреждение

VI вида (школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двига­
тельного аппарата);

специальное (коррекционное) образовательное учреждение

VII вида (школа или школа-интернат для детей с трудностями в
обучении - задержкой психического развития);

специальное (коррекционное) образовательное учреждение

VIII вида (школа или школа-интернат для детей с умственной от­
сталостью).

Деятельность таких учреждений регламентируется постановле­нием Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997г. № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», а также письмом Министерства образования РФ «О специфике деятельности спе циальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов».

В соответствии с этими документами во всех специальных (коррекционных) образовательных учреждениях реализуются спе­циальные образовательные стандарты.

Образовательное учреждение самостоятельно, на основе спе­циального образовательного стандарта, разрабатывает и реализу­ет учебный план и образовательные программы, исходя из осо­бенностей психофизического развития и индивидуальных воз­можностей детей. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение может быть учреждено федеральными органами ис­полнительной власти (Министерством образования РФ), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (управ­лением, комитетом, министерством) образования области, края, республики) и органами местного (муниципального) самоуправ­ления. Специальное (коррекционное) образовательное учрежде­ние может быть негосударственным.

В последние годы создаются специальные образовательные уч­реждения и для других категорий детей с ограниченными возмож­ностями здоровья и жизнедеятельности: с аутистическими чертами личности, с синдромом Дауна. Имеются также санаторные (лесные) школы для хронически болеющих и ослабленных детей.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения финансируются соответствующим учредителем.

Каждое такое образовательное учреждение несет ответствен­ность за жизнь воспитанника и обеспечение его конституционного права на получение бесплатного образования в пределах специ­ального образовательного стандарта. Всем детям обеспечиваются условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адапта­ции и интеграции в общество.

Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений (за исключением школы VIII вида) получают цензовое образование(т. е. соответствующее уровням образования массовой общеобразовательной школы: например, основное общее образо­вание, общее среднее образование). Им выдается документ госу­дарственного образца, подтверждающий полученный уровень об­разования или свидетельство об окончании специального (коррек-ционного) образовательного учреждения.

В специальную школу ребенка направляют органы управле­ния образованием только с согласия родителей и по заключению (рекомендации) психолого-медико-педагогической комиссии. Также с согласия родителей и на основании заключения ПМПК ребенок может быть переведен внутри специальной школы в класс для детей i с умственной отсталостью только после первого года обучения в ней.

В специальной школе может быть создан класс (или группа) для детей со сложной структурой дефекта по мере выявления та­ких детей в ходе психолого-медико-педагогического наблюдения в условиях образовательного процесса.

Помимо этого в специальной школе любого вида могут быть открыты классы для детей с выраженными нарушениями в умст­венном развитии и сопутствующими им другими нарушениями. Решение об открытии такого класса принимает педагогический совет специальной школы при наличии необходимых условий, специально подготовленных кадров. Главные задачи таких клас­сов - обеспечение элементарного начального образования, созда­ние максимально благоприятных условий для развития личности ребенка, получения им допрофессиональной или элементарной трудовой и социально-бытовой подготовки с учетом его индиви­дуальных возможностей.

Ученик специальной школы может быть переведен для обуче­ния в обычную общеобразовательную школу органами управле­ния образованием с согласия родителей (или лиц, их заменяющих) и на основании заключения ПМПК, а также в случае, если в об­щеобразовательной школе имеются необходимые условия для ин­тегрированного обучения.

Помимо образования специальная школа обеспечивает детям с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности медицинское и психологическое сопровождение, для чего в штате специальной школы имеются соответствующие специалисты. Они работают в тесном взаимодействии с педагогическим персоналом, осуществляя диагностическую деятельность, психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия, поддерживая в специаль­ной школе охранительный режим,участвуя в профконсультирова-нии. При необходимости дети получают медикаментозное и фи­зиотерапевтическое лечение, массаж, закаливающие процедуры, посещают занятия лечебной физкультурой.

Процесс социального адаптирования, социальной интеграции помогает осуществлять социальный педагог. Его роль особенно возрастает на этапе выбора профессии, окончания выпускниками школы и перехода в послешкольный период.

Каждая специальная школа уделяет значительное внимание тру-Довой, предпрофессиональной подготовке своих воспитанников. Содержание и формы подготовки зависят от местных особенно­стей: территориальных, этнонациональных и культурных, от по­требностей местного рынка труда, возможностей воспитанников, их интересов. Сугубо индивидуально выбирается профиль труда, включающий в себя подготовку к индивидуальной трудовой дея­тельности.

Специальная школа I вида,где обучаются глухие дети, ведет образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразо­вательных программ трех ступеней общего образования:

1-я ступень - начальное общее образование (в течение 5-6 лет или 6-7 лет - в случае обучения в подготовительном классе);

2-я ступень - основное общее образование (в течение 5-6 лет);

3-я ступень - полное среднее общее образование (2 года, как правило, в структуре вечерней школы).

Для детей, не получивших полной дошкольной подготовки, организуется подготовительный класс. В первый класс принима­ются дети с 7 лет.

Вся учебная деятельность пронизана работой по формированию и развитию словесной устной и письменной речи, общения, умения воспринимать и понимать речь окружающих на слухозрительной основе. Дети учатся использовать остатки слуха для восприятия речи на слух и слухозрительно с использованием звукоусиливаю­щей аппаратуры.

С этой целью регулярно проводятся групповые и индивидуаль­ные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны устной речи.

В школах, работающих на билингвистической основе, осу­ществляется равноправное обучение языку словесной и языку жестовой речи, но учебный процесс ведется на языке жестовой речи.

В составе специальной школы I вида организуются классы для глухих детей со сложной структурой дефекта (умственной отста­лостью, трудностями в обучении, слабовидящих и др.).

Количество детей в классе (группе) не более 6 человек, в клас­сах для детей со сложной структурой дефекта до 5 человек.

Специальная школа II вида,где обучаются слабослышащие (имеющие частичную потерю слуха и различную степень недораз­вития речи) и позднооглохшие дети (оглохшие в дошкольном или школьном возрасте, но сохранившие самостоятельную речь), име­ет два отделения:

первое отделение - для детей с легким недоразвитием речи, свя­занным с нарушением слуха;

второе отделение - для детей с глубоким недоразвитием речи, причиной которого является нарушение слуха.

Если в процессе обучения возникает необходимость перевода; ребенка из одного отделения в другое (ребенку трудно в первом,,; отделении или, наоборот, ребенок во втором отделении достигает| такого уровня общего и речевого развития, которое позволяет! ему учиться в первом отделении), то с согласия родителей и по| рекомендации ПМПК происходит такой переход.

В первый класс в любое из отделений принимаются дети, дос­тигшие семилетнего возраста, если они посещали детский сад. Для детей, которые по какой-либо причине не имеют соответствующей дошкольной подготовки, во втором отделении организуется под­готовительный класс.

Наполняемость класса (группы) в первом отделении до 10 че­ловек, во втором отделении до 8 человек.

В специальной школе II вида образовательный процесс осуще­ствляется в соответствии с уровнями общеобразовательных про­грамм трех ступеней общего образования:

1-я ступень - начальное общее образование (в первом отделе­нии 4-5 лет, во втором отделении 5-6 или 6-7 лет);

2-я ступень - основное общее образование (6 лет в первом и во втором отделениях);

3-я ступень - среднее

Наши рекомендации