Медико-социально-педагогический патронаж

Под патронажем понимается особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным обуче­нием и воспитанием, социализацией, со становлением подрас­тающего человека как личности.

Медико-социально-педагогический патронаж предполагает широкий спектр долгосрочных мер комплексной реабилитацион­ной помощи, ориентированных на семью ребенка с отклонениями в развитии и осуществляемых в процессе согласованной («команд­ной») работы специалистов разного профиля.

Он представляет собой единство диагностики, информацион­ного поиска и помощи в выборе образовательного маршрута, проектирования индивидуальных реабилитационных программ, первичной помощи в реализации планов.

Комплексный медико-социально-педагогический (МСП) па­тронаж осуществляется психолого-педагогическими медико-со­циальными учреждениями и службами, создаваемыми как в струк­туре государственной системы образования и социальной защи­ты, так и вне их с привлечением возможностей учреждений него­сударственного сектора: общественных объединений, ассоциаций, благотворительных фондов. Дополняя работу государственных структур, они инициируют новые подходы к организации соци­ального пространства помощи дет^м с отклонениями в развитии, которое ориентировано на создание долгосрочных мер социаль­ного обслуживания их семей на междисциплинарной основе.

Базовой основой МСП-патронажа являются психолого-медико-педагогические комиссии (консультации), психолого-медико-со-Циальные центры, диагностические и реабилитационные центры, логопедические пункты, службы раннего и надомного обучения.

Система МСП-патронажа формируется как часть системы спе­циального образования, призванная влиять на улучшение условий для развития детей с ограниченным потенциалом возможностей, а также детей, чье развитие обусловлено действием множественных факторов риска.

Комплексный медико-социально-педагогический патронаж предполагает координацию своей деятельности с научно-методи­ческими учреждениями и другими образовательными структурами, а также с учреждениями систем здравоохранения и социальной защиты населения.

Система МСП-патронажа реализует собственную деятельность по следующим направлениям:

помощь в выборе индивидуального образовательного мар­шрута с привлечением возможностей всех действующих образова­тельных структур как государственной, так и негосударственной систем образования;

разработка и реализация коррекционно-развивающих про­грамм в работе с детьми, находящимися за рамками образова­тельного пространства;

реализация специальных программ для обучения родителей и включения их в коррекционно-педагогический процесс;

обеспечение целостного мультидисциплинарного подхода к обучению и социализации ребенка на основе взаимосвязи между отдельными аспектами помощи (медицинским, психологическим, социально-бытовым, педагогическим), составляющими единый комплекс и вместе с тем являющимися самостоятельными компо­нентами;

содействие развитию образовательных систем в рамках совме­стных проектов, направленных на создание вариативных иннова­ционных форм обучения и социализации детей;

реализация современных педагогических технологий в сфере учреждений системы специального образования;

поддержка общественно-педагогических инициатив, направ­ленных на совершенствование правовых гарантий для свободного развития ребенка в соответствии с его возможностями;

привлечение средств массовой информации для освещения ин­новационных подходов в области специального образования, со­действующих повышению статуса человека с ограниченными возможностями в структуре современного общества.

Становление в нашей стране системы медико-социально-пе­дагогического патронажа является сегодня одним из признаков развития системы специального образования, формирования новой модели комплексной поддержки ребенка с отклонениями в развитии в условиях семьи, предполагающей активное (субъ­ект-субъектное) участие всех членов семьи в реабилитационном процессе.

Основными критериями эффективной деятельности учрежде­ний системы МСП-патронажа являются следующие:

рост востребованности услуг служб патронажа со стороны ро­дителей, педагогов, детей;

увеличение перечня проблем, в отношении которых может ока­зываться квалифицированная помощь;

качественный рост показателей развития ребенка независимо от степени ограничения жизнедеятельности (инвалидности);

нормализация внутрисемейных отношений;

качественный рост компетентности не только педагогов и дру­гих специалистов в области решения проблем современного дет­ства, но и родителей.

Наши рекомендации