Ребенок с отклонениями в развитии и поведении – объект и субъект коррекционно-педагогической деятельности.
Модуль 1.
ЦЕЛЬЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ЯВЛЯЕТСЯ:
обеспечение профессионального овладения студентами теоретическими и методическими принципами в организации социально-педагогической работы в коррекционно-развивающем обучении. Сформировать гуманистически ориентированное профессиональное мировоззрение социального педагога, понимающего и принимающего проблемы детей с ограниченными возможностями и содействующего решению этих проблем
В результате освоения дисциплины студенты должны знать:
Знать:
-технологии организации различных видов деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья разного типа;
Уметь:
- проводить психологическое обследование детей с сенсорными, речевыми и двигательными нарушениями разного возраста с использованием отобранного инструментария,
- проводить учебные, игровые, продуктивные коррекционно-развивающие занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- создавать благоприятные условия для развития творческих возможностей детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями;
- оказывать помощь школьникам в процессе профессиональной ориентации и профессионального самоопределения.
Содержание разделов дисциплины
1. Особенности организации коррекционно-развивающего образовательного процесса
Психолого-педагогическая сущность социально-педагогической работы в коррекционных учреждениях. Нормативно-правовая база социально-педагогической работы в коррекционных учреждениях. Профессиональная деятельность и личность социального педагога в системе коррекционных учреждений.
Ребенок с отклонениями в развитии и поведении – объект и субъект коррекционно-педагогической деятельности.
Норма и отклонение в физическом, психологическом, интеллектуальном и моторном развитии человека. Возрастные и индивидуальные особенности детей с отклонениями в развитии и поведении. Представление о социальной норме, возрастной норме, индивидуальной норме. Дети с ЗПР. Дети «группы риска». Девиантное поведение детей как психолого-педагогическая проблема.
3. Направления и особенности социально-педагогической работы в коррекционных учреждениях
Профилактика, диагностика, коррекция недостатков личностного развития детей. Специфика коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития и с детьми с девиантным поведением. Нарушение социализации. Прямые и косвенные десоциализирующие влияния. Общая дифференциация и типология детско-подростковой дезадаптации. Система консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической, реабилитационной работы.
Модуль 2
Основная учебная литература
1. Гилленбрандт К. Коррекционная педагогика: Обучение трудных школьников: учебное пособие для вузов : пер. с нем. Н.А.Горловой / К. Гилленбрандт. - 3-е изд., стер. - Москва: ИЦ "Академия", 2008. - 237 с.
Модуль 3
Методические рекомендации по дисциплине
Тема 1. Профессиональная деятельность и личность социального педагога в системе коррекционных учреждений
Вопросы и задания
1. Дайте определения следующим понятиям, пользуясь педагогическими, психологическими и дефектологическими словарями: «коррекция», «компенсация», «адаптация», «реабилитация», «дефект», «депривация», «девиация».
2. Разведите понятия норма и отклонение в физическом, психологическом, интеллектуальном и моторном развитии человека.
3. Раскройте возрастные и индивидуальные особенности детей с отклонениями в развитии и поведении.
4. Сформулируйте основные направления коррекционно-педагогической деятельности.
5. Обоснуйте требования к профессионально-педагогической подготовке социального педагога и его готовности к коррекционно-педагогической деятельности.
Модуль 4.
Средства контроля качества обучения
Вопросы к зачету
1. Проблемы эмоционального развития в детском возрасте.
2. Характерологические и поведенческие отклонения в развитии детей и подростков.
3. Психологическая характеристика детей обучающихся в коррекционных учреждениях.
4. Психологические подходы к объяснению механизмов агрессивности детей и подростков.
5. Коррекция агрессивности у детей и подростков.
6. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации
7. Психолого-педагогическая характеристика девиаций в поведении не-совершеннолетних.
8. Сущность социально-профилактической работы с несовершеннолетними
9. Методы воспитания детей с особыми нуждами
10. Проблемы социально трудовой реабилитации детей с проблемами в поведении.
11.Содержание деятельности социального педагога в коррекционном образовательном учреждении (школа, интернат, реабилитационный центр и т.д.)
12. Специализации в работе социального педагога в специальном образовательном учреждении.
Модуль 5
Дополнительная литература
1. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
2. Варфоломеева З.С., Легостаева Л.А. Педагогическая помощь младшим школьникам с трудностями в обучении. – Череповец, 2000.
3. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учебн. пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений/ А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева; Под. ред. В.А. Сластенина.- М., 2002
4. Нормативно-правовое обеспечение системы специального образования в Вологодской области / Сост. А.П. Коновалова, Т.М. Карпова, С.В. Копытова. – Вологда: ВИРО, 2004
5. Специальная педагогика: Уч. пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений/ Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой.- М., 2001
Модуль 6 .
Перечень мультимедийного и программного обеспечения дисциплины.
1. Лекции-визуализации с применением мультимедийных ресурсов
2. Лицензионное программное обеспечение
- ADOBE Acrobat Professional 9 Windows Russian AOO License;
- CoralDRAW Graphils Suite X5 EdicatiLicense;
- ESET NOD32 Secure Enterprise;
- IBM Lotus Notes with Collaboration Authorized User SW;
- Microsoft Office Pro Plus 2007 RUS OLP NL Acdmc;
- Microsoft Office Professional Plus 2013 Academic;
- Microsoft Windows Pro 7 RUS Upgrd OLP NL Acdmc;
-Microsoft Windows Professional 8 Russian;
- Photoshop Extended CS4 11 Windows Russian AOO License;
- ИБС "Библиотех"
Модуль 1.
ЦЕЛЬЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ЯВЛЯЕТСЯ:
обеспечение профессионального овладения студентами теоретическими и методическими принципами в организации социально-педагогической работы в коррекционно-развивающем обучении. Сформировать гуманистически ориентированное профессиональное мировоззрение социального педагога, понимающего и принимающего проблемы детей с ограниченными возможностями и содействующего решению этих проблем
В результате освоения дисциплины студенты должны знать:
Знать:
-технологии организации различных видов деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья разного типа;
Уметь:
- проводить психологическое обследование детей с сенсорными, речевыми и двигательными нарушениями разного возраста с использованием отобранного инструментария,
- проводить учебные, игровые, продуктивные коррекционно-развивающие занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- создавать благоприятные условия для развития творческих возможностей детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями;
- оказывать помощь школьникам в процессе профессиональной ориентации и профессионального самоопределения.
Содержание разделов дисциплины
1. Особенности организации коррекционно-развивающего образовательного процесса
Психолого-педагогическая сущность социально-педагогической работы в коррекционных учреждениях. Нормативно-правовая база социально-педагогической работы в коррекционных учреждениях. Профессиональная деятельность и личность социального педагога в системе коррекционных учреждений.
Ребенок с отклонениями в развитии и поведении – объект и субъект коррекционно-педагогической деятельности.
Норма и отклонение в физическом, психологическом, интеллектуальном и моторном развитии человека. Возрастные и индивидуальные особенности детей с отклонениями в развитии и поведении. Представление о социальной норме, возрастной норме, индивидуальной норме. Дети с ЗПР. Дети «группы риска». Девиантное поведение детей как психолого-педагогическая проблема.
3. Направления и особенности социально-педагогической работы в коррекционных учреждениях
Профилактика, диагностика, коррекция недостатков личностного развития детей. Специфика коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития и с детьми с девиантным поведением. Нарушение социализации. Прямые и косвенные десоциализирующие влияния. Общая дифференциация и типология детско-подростковой дезадаптации. Система консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической, реабилитационной работы.
Модуль 2
Основная учебная литература
1. Гилленбрандт К. Коррекционная педагогика: Обучение трудных школьников: учебное пособие для вузов : пер. с нем. Н.А.Горловой / К. Гилленбрандт. - 3-е изд., стер. - Москва: ИЦ "Академия", 2008. - 237 с.
Модуль 3
Методические рекомендации по дисциплине
Тема 1. Профессиональная деятельность и личность социального педагога в системе коррекционных учреждений
Вопросы и задания
1. Дайте определения следующим понятиям, пользуясь педагогическими, психологическими и дефектологическими словарями: «коррекция», «компенсация», «адаптация», «реабилитация», «дефект», «депривация», «девиация».
2. Разведите понятия норма и отклонение в физическом, психологическом, интеллектуальном и моторном развитии человека.
3. Раскройте возрастные и индивидуальные особенности детей с отклонениями в развитии и поведении.
4. Сформулируйте основные направления коррекционно-педагогической деятельности.
5. Обоснуйте требования к профессионально-педагогической подготовке социального педагога и его готовности к коррекционно-педагогической деятельности.