Глава 9. Отклоняющееся поведение
Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. В качестве нежелательных почти в равной степени оказывались гении и злодеи, очень ленивые и сверхтрудолюбивые, нищие и богачи. Резкие отклонения от средней нормы как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества, которая всегда ценилась превыше всего.
Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным (от лат. deviatio - уклонение). Этот термин, широко распространенный в европейской научной литературе, употребляется в социологии в двух значениях - широком и узком. В широком смысле термин <девиантность> подразумевает любое отклонение от принятых в обществе социальных норм, начиная с самых незначительных, например, нарушения пропускного режима в учреждении, и кончая самыми серьезными типа убийства. Традиция расширительного употребления берет начало из зарубежной социологии. Когда американские социологи пишут о том, что девиантное поведение принимает такие формы, как криминал (crime), делинквентность (правонарушение), героические поступки, самоубийство, бунт, гениальность, растрата чужих денег, сексуальные приставания, наркомания, воодушевляющее лидерство и т.д.1, то они, по существу, говорят о девиантности в широком смысле.
В узком значении девиантность обозначает незначительные проступки, те, что не подпадают под статью уголовного кодекса. Для более серьезных форм нарушения специалисты применяют другие термины, а именно делинквентность и преступность (криминальное поведение). В дальнейшем девиантность в широком смысле будет обозначена русским словом <отклоняющееся поведение>, а узкое значение этого термина будет сохранено для обозначения незначительных отклонений, т.е. собственно девиации. Можно видеть, что использование русского понятия <отклоняющееся поведение> в качестве общей категории, а трех иностранных терминов - в качестве ее конкретизации, дает нам определенные терминологические преимущества. Исчезает необходимость одним и тем же понятием <девиация> обозначать разные явления.
Итак, всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется отклоняющимся. Это чрезвычайно широкий класс явлений - от безбилетного проезда до вандализма. При такой постановке проблемы следует говорить о формах и размерах отклонения. К основным формам девиантного поведения в широком смысле Я.И. Гилинский и В.С. Афанасьев относят: 1) пьянство и алкоголизм; 2) наркоманию; 3) преступность; 4) самоубийство; 5) проституцию; 6) гомосексуализм1. Иногда к ним добавляют азартные игры, психические расстройства, а также уголовные преступления. Все многообразие форм отклоняющегося поведения можно подразделить на три группы: собственно девиантное, делинквентное и криминальное (преступное).
В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, иначе говоря, не являются противоправными. Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название - делинквентное поведение. Термин в обоих значениях - широком и узком - одинаково употребляется в социологии.
Таким образом, отклоняющееся поведение - собирательный термин, охватывающий три формы - девиантное, делинквентное и криминальное поведение, представляющие собой, по нарастающей, три степени нарушения социальных норм. В итоге образуется некоторый континуум или шкала отклоняющегося поведения (схема 9.1).
На схеме представлены две проекции континуума. Первая (А) изображает нарастание строгости санкций от самых мягких, следуемых за нарушение девиантного поведения, до самых жестких, применяемых к преступникам. Вторая (Б) обозначает объемы понятий, причем самым широким понятием выступает девиантность, охватывающая самый широкий круг явлений, поскольку всевозможные мелкие нарушения в быту и на работе совершают большинство граждан (70-90%). Самым узким сектором надо признать криминальную сферу. Число учтенных преступлений на 100 тыс. населения в 90-е годы составило в США (с учетом всех преступлений) около 15 тыс., в Швеции - 14, в Дании - 10,5, в Англии и Уэльсе - 9, в Германии - 8,3, во Франции - 6,7, в Австрии - 6,3 тыс. Этот список может быть продолжен1. В США 2 млн заключенных, т.е. 25% от числа заключенных во всем мире, хотя население этой страны составляет 5% всего населения Земли. Это абсолютный рекорд. Иными словами, уровень регистрируемой преступности в упомянутых странах колеблется от 6,3 до 15%.
В России на этом фоне данный показатель выглядит относительно благополучным, хотя его количественные оценки у разных специалистов расходятся. В одном случае реальная преступность (учтенная + латентная) в 2000 г. приблизилась к 6-8-тысячному уровню в расчете на 100 тыс. населения, или 6-8%, а регистрируемая - к 3 тыс.2, в другом случае она составляет около 6-6,5 тыс. преступлений на 100 тыс. населения, или 6-6,5%3. Критическим же в мировой практике считается уровень преступности, равный 6 тыс. преступлений на 100 тыс. населения, или 6%.
Таким образом, наблюдается парадоксальная ситуация: в стабильных и процветающих странах уровень преступности выше, чем в экономически отсталых, в так называемых обществах переходного типа, где неэффективно функционируют правоохранительные органы, а граждане не доверяют властям. Специалисты теряются в догадках, стараясь объяснить коварную статистику. Но цифры говорят сами за себя. Основными причинами могут служить два обстоятельства. Первое связано с особенностями регистрации преступлений и нарушений. Советская, а сегодня российская милиция, как и другие правоохранительные органы, регистрируют только то, что они в состоянии как-то расследовать. Сохраняется давняя традиция доказывать начальству (а не народу) свою способность бороться с преступностью фальсифицированным путем, т.е. путем выборочной регистрации преступлений1. Вторая причина состоит в том, что в советское время преступность в стране действительно была намного ниже, чем в западных странах. Тоталитарные и закрытые общества отличаются консерватизмом, неподвижностью социальных процессов, в том числе и криминальных. В Китае или Ираке, которые остаются все еще закрытыми традиционными обществами, несмотря на высокие темпы индустриализации, особенно значительные в Китае в последнее время, уровень преступности еще ниже. Однако в связи с началом первичного накопления капитала РФ динамика преступности резко подскочила. Общественное сознание, не привыкшее к подобным явлениям, восприняло ее почти как катастрофу.
Как уже было сказано, самым слабым и самым массовым видом нарушения выступает девиантное поведение. Его содержание не сводится к различным нарушениям общественного и административного порядка. Помимо негативного смысла, у термина <девиантность> существует и позитивный смысл. Отклоняться от среднего стандартного поведения можно как в отрицательную, так и в положительную стороны.
Девиантное поведение подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам. В некоторых обществах малейшие отступления от традиций, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все находилось под контролем: длина волос, форма одежды, манера поведения.
В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую - одобряются. В зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиаций можно расположить на некотором континууме.
· На одном его полюсе разместится группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение: революционеры, террористы, политические эмигранты, предатели, атеисты, преступники, вандалы, циники, бродяги, дистрофики.
· На другом полюсе расположится группа с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, художники, политические лидеры, миссионеры, передовики труда, очень здоровые и красивые люди.
Если мы проведем статистический подсчет, то окажется, что в нормально развивающихся обществах и в обычных условиях на каждую из этих групп придется примерно по 10-15% общей численности населения. Напротив, 70% населения составляют <твердые середняки> - люди с несущественными отклонениями.
На схеме 9.2 изображено нормальное распределение случайно появляющихся или наблюдаемых признаков в обществе. Выдающиеся позитивные качества (смелость, гениальность, милосердие и др.) встречаются среди людей так же редко, как выдающиеся негативные качества. Поскольку их носители привлекают внимание больше, чем средние люди, то создается впечатление, что их достаточно много. То же самое происходит и с носителями отрицательных качеств. Преступников-злодеев, если общество развивается в нормальных условиях, не более 5%, людей, совершивших тяжкие преступления непредумышленно и готовых встать на путь исправления, не должно быть более 15%. Если эта цифра выше, то можно говорить о том, что общество находится в патологическом, больном состоянии.
Политический радикализм, порождающий революционеров, имеет своей питательной средой массовое недовольство населения существующим режимом. Если он достигает высокой отметки, в обществе может произойти революция. Точных экспертных расчетов не существует, но, вероятно, уровень недовольных политическим режимом должен намного превысить 50%. населения Если такая отметка не достигнута, то недовольство выражается в различных формах нереволюционного действия, в частности протестном движении.
По мнению специалистов, в большинстве стран доля граждан, радикально отвергающих существующую политическую систему, обычно невелика и составляет 15-20%. Более высокий уровень, а в России он достигал 40%, ставил легитимность политического режима под сомнение. Уровень доверия населения к деятельности центральных органов власти, как правило, не опускается ниже 25%. В противном случае, считается, что власть потеряла доверие населения. Величина этого показателя связана с экстраполяцией необходимого уровня поддержки кандидата его избирателями на выборах1.
Поставив целью изучить многообразие форм проявления девиантного поведения, Р.Кевен построила теоретическую модель, описывающую взаимодействие индивида и общества. Она предложила континуум типов поведения от крайней девиации при <недоконформизме>1, или низшем уровне конформизма (underconformity), через промежуточные формы правильного поведения до крайней девиации при сверхконформизме, или максимальном конформизме (overconformity). Схема Р.Кевен представляет собой кривую Гаусса на горизонтальной прямой, разбитой на 7 равных сегментов2.
Поведение, которое полностью одобряется и вознаграждается обществом, попадает в зоны C, D, E. Им соответствуют сознательные, или законопослушные, граждане, так называемые типичные американцы. Поведение в зоне D, находящейся в середине континуума, вполне регулируется и управляется существующими социальными институтами, которые задают официальные нормы и официальные средства контроля. Поведение подавляющего большинства людей в обществе группируется вокруг этой центральной зоны, т.е. является конформным.
Индивиды, чье поведение попадает в зоны B и F, называются маргинальными. Это <недоконформисты>. Они вечно спорят, конфликтуют и даже враждуют с родителями, учителями и полицией. Но это не значит, что они должны покинуть общество или быть изолированными от него. Последнее предупреждает их и делает все возможное, чтобы исправить неправильный образ жизни. Сверхконформная молодежь в зоне F расположена вдоль наружной границы приемлемого поведения и рискует быть исключенной из нормальной социальной деятельности. Взрослые пытаются убедить их в необходимости быть более непринужденными, веселыми, непосредственными. Молодых людей из зоны B и F окружающие люди либо с удовольствием принимают в свой круг, либо отталкивают вовсе. Если индивиды из зоны В ощущают отчуждение, они проявляют враждебность, агрессивность, вандализм. Напротив, индивиды из зоны F начинают заниматься самокопанием и критикой. Р. Кевен писала: <Формальные стандарты, доминирующие в зоне D, это социальные нормы. Они связаны, но не тождественны ценностям. Ценности - суть идеалы или конечные цели, которые остаются недостижимыми. Это абстракции. Социальные нормы - это специальные формулы, помогающие перевести ценности в практически достижимую форму. Вместе они конституируют ожидания общества и часто утверждаются в таких терминах, которые подразумевают, что не достичь согласия с нормами в повседневном поведении просто невозможно. Однако можно выявить еще и третий уровень - рабочие планы, или модальное поведение большинства людей.
Чтобы общество нормально функционировало, необходим баланс между жесткими социальными нормами и более мягким модальным поведением. Абсолютное согласие (конформизм) с социальными нормами, проявляющееся у всех и всегда, требуется редко. Надо делать уступку человеческой природе - трудно постоянно концентрироваться на том, чтобы следить за исполнением каждой нормы в своих действиях. Определенная уступка институционализирована в известном ритме смены священного и карнавального. Так, после религиозных ритуалов, связанных с Рождеством, мы отмечаем светский Новый год... Делаются и другие уступки, особенно самым молодым и самым старым. Поведение в зоне D, таким образом, нельзя считать жестко конформным. Ему делаются некоторые уступки в отклонении от нормы. Зона D - это область гибкого и толерантного поведения, но лишь до определенных границ, переход за которые угрожает социальной стабильности и порядку>1.
Самые экстремальные зоны, А и G, это больше, чем только отклонение от принятых норм. Здесь концентрируется область отчужденного и противостоящего поведения. Молодежи с таким поведением не так много, она всегда в меньшинстве, но она образует контркультуру со своими ценностями, иерархией отношений, методами контроля, механизмами распределения ролей. В этих меньшинствах есть <твердое ядро>, включающее наиболее последовательных противников ценностей официальной культуры. Представители подростковой контркультуры со временем пополняют ряды взрослой криминальной контркультуры.
Так делинквентная контркультура перерастает в криминальную контркультуру. Мальчиков из зоны G обзывают <очкариками>, <бананами>, <любимчиками учителей>, <тюхтями> и т.п. Мальчиков из зоны А обзывают иначе: <трудновоспитуемые>, <хулиганы> и т.п. На полюсах А и G сосредоточены те, кто нарушают рутинное течение жизни, но по-разному это делают.
Такова в общих чертах концепция Р. Кевен. Ей удалось связать степени отклонения от среднего стандарта с социальным положением девиантов. Так, поведение, которое низший класс оценивает как попадающее в зону D, средний класс может поместить в зону С либо в зону В. К примеру, беспорядочные сексуальные отношения подростков из низшего класса считаются нормальными представителями этого класса, но они же выглядят как делинквентные с точки зрения представителей среднего класса, учителей и полицейских.
Можно сказать, что оценки одних и тех же поступков представителями разных классов редко совпадают. Вот почему схематически континуумы среднего и низшего классов будут смещены относительно друг друга (если шкалы расположить друг над другом - низшего класса наверху, а среднего внизу, то зона А среднего класса окажется под зоной В низшего, В под С и т.п., т.е. все будут смещены на одно деление вправо). Исследование показало, что проступки мальчиков и девочек из школ-интернатов более серьезные и частые, чем у мальчиков и девочек того же возраста, посещающих гимназии и лицеи. Кражи более чем на 50 долл. встречаются у 90% первых и лишь у 5% вторых1.
Когда Р. Мертон писал о конформизме и девиантности, он указывал два вида последней: заблуждение (aberrant behavior) и нонконформизм. Первое можно расположить на левом полюсе шкалы Р. Кевен. Заблуждающийся знает и принимает норму, но ради выгоды способен их нарушать. Он ведет себя безответственно по отношению к обществу. Напротив, нонконформист расположится на крайнем правом фланге шкалы. Он знаком с общественными нормами, но считает их несправедливыми и открыто попирает их, призывая других к изменению существующего строя. Нонконформист ищет новую мораль и действует вполне ответственно, хотя и отклоняется от существующих норм. Это социальный реформатор, намного опередивший свое время. Подобную форму девиации, с точки зрения долговременной перспективы, следует назвать конструктивной. А вот заблуждение как форму девиации надо признать деструктивной2.
Характерная черта девиантного поведения-культурный релятивизм. Это означает, что социальная норма, принятая либо обществом, либо законодательством, - явление сугубо относительное. Один и тот же поступок может считаться в одном обществе положительным, в другом - рассматриваться как социальная патология. Много примеров тому можно было бы привести из семейного права и семейных традиций, обычаев у разных народов. Осложнения возникают даже в одном государстве, где действует единое законодательство, но проживают народы, следующие в быту разным традициям, особенно если эти традиции поддерживаются и религиозными нормами. Таков, например, конфликт между требованием единобрачия по российскому гражданскому праву и традицией многоженства, признаваемой исламом. В первобытное время каннибализм, геронтоцид (убийство стариков), кровосмешение и инфантицид (убийство детей) считались нормальным явлением, вызванным экономическими причинами (дефицит продуктов питания) либо социальным устройством (разрешение брака между родственниками), но в современном обществе это считается девиантным, а в некоторых случаях и криминальным поведением.
Культурный релятивизм может быть сравнительной характеристикой не только двух разных обществ или эпох, но также двух или нескольких больших социальных групп внутри одного общества. Пример таких групп - политические партии, правительство, социальный класс или слой, верующие, молодежь, женщины, пенсионеры, национальные меньшинства. Так, непосещение церковной службы - девиация с позиций верующего человека, но норма с позиций неверующего. Этикет дворянского сословия требовал обращения по имени-отчеству, норма обращения, в низших слоях (Колька или Никитка и т.п.), считалось у первого девиацией. И сегодня мы обращаемся к любому человеку, кому стремимся выказать максимальное уважение, по имени и отчеству, а в быту, в дружеской компании обращаемся по имени. Уменьшительные имена в официальном общении большинство россиян воспринимает как оскорбительное обращение (если они не произнесены в шутливом контексте).
Убийство противника на войне разрешается и даже вознаграждается, но в мирное время наказывается как преступление. В Париже проституция легальна (узаконена) и не осуждается, в других странах она считается девиантной (узаконенной, но общественным мнением неодобряемой), в третьих - незаконной (преступной) и неодобряемой (девиантной) формой поведения. Отсюда следует, что критерии девиантности связаны с данной культурой и не могут рассматриваться в отрыве от нее.
Кроме того, критерии девиантности меняются во времени даже в рамках одной и той же культуры. После Второй мировой войны курение получило в США широкое распространение и снискало социальное одобрение. Курить в квартире или в офисе считалось нормальным поведением. Но в 1957 г. ученые доказали, что курение - причина многих серьезных заболеваниий, в том числе рака легких. Постепенно широкая общественность начала компанию против курения. И сегодня в США курильщики превратились в объект всеобщего осуждения. В СССР в 60-е годы <стиляги>, носившие узкие брюки, подражавшие <западному образу жизни> считались девиантами, их появление свидетельствовало о нравственном растлении. В конце 90-х годов общество изменилось, и длинные волосы у юноши превратились из отклонения в норму.
Сделаем вывод: девиация относительна а) исторической эпохе, б) культуре общества. Относительность в науке принято называть релятивизмом.
Хотя большинство людей большую часть времени ведет себя в согласии с законами, таких людей нельзя считать абсолютно законопослушными, т. е. социальными конформистами. Так, при обследовании жителей Нью-Йорка 99% опрошенных признались в том, что они совершили один и более незаконных поступков, например воровали в магазине, обманывали налогового инспектора или постового, не говоря уже о более невинных шалостях - опоздании на работу, переходе улицы или курении в неположенных местах. Полную картину девиантного поведения в конкретном обществе составить весьма трудно, поскольку полицейская статистика регистрирует незначительную часть происшествий.
Девиантным может оказаться самый невинный на первый взгляд поступок, связанный с нарушением традиционного распределения ролей. Скажем, более высокая зарплата жены окружающим может показаться ненормальным явлением, так как муж испокон веку считался главным источником семейных доходов. В традиционном обществе подобное распределение ролей в принципе не могло возникнуть.
Борьба с девиациями часто перерождалась в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков. Обычно она оказывается нерезультативной: через какое-то время отклонения возрождаются, и в еще более яркой форме. В конце 80-х годов советская молодежь подражала западным моделям поведения настолько откровенно, что бороться с этим государство было не в силах. Снятие социальных и идеологических запретов в конце 80-х годов обогатило общественную жизнь творчеством и разнообразием.
Юдит Блэйк и Кингслей Дэвис разработали четырехчленную модель девиации, понимая девиантность в широком смысле. Они утверждают, что возможны как минимум четыре вида отношений между мотивами и поступками людей. Мотивы и поступки могут согласовываться или отклоняться от ожидаемых стандартов (см. табл. 9.1).
Таблица 9.1