С развитием других сторон языка и форм речи
По самой своей сути механизм грамматического структурирования высказывания взаимосвязан с другими сторонами речевой деятельности. Соответственно и процесс обучения строится во взаимосвязи грамматической работы с лексической и фонетической, с формированием связной речи (диалогической и монологической), а также во взаимосвязи с познавательным развитием.
Развитие синтаксической стороны языка ребенка, как уже отмечалось, начинается с самого раннего возраста, когда малыш общается с взрослым при помощи жестов, когда он занят продуктивной деятельностью — конструированием, лепкой, рисованием и т.д. Особое значение имеют дидактические игры и занятия по обучению родному языку и развитию речи. Задачи формирования структуры предложений, способов словоизменения и словообразования можно решать как попутно, так и с помощью специальной игры. (Например, рассматривая на занятии в средней группе картинку Веретенниковой «Куры», задавая детям вопросы: «Кто это?», «Что делают куры?», «Что делает петух?». «Что делают цыплята?», «Кто больше нравится вам — петух или куры?», «О ком хотите рассказать — о петухе, курах или цыплятах?» — воспитатель учит строить диалоги, простые предложения разной структуры. Ведь в самом вопросе уже заложена структура ответного высказывания. Если же возникают затруднения, воспитатель подсказывает начало предложения либо завершает начатое ребенком высказывание, распространяя его, уточняя.)
Формирование грамматического строя тесно взаимосвязано с работой над звуковой культурой речи. Развитый фонематический строй — основа освоения звукового состава грамматических элементов языка. Поскольку фонемы служат различению слов, соединение этой работы с грамматической позволяет на одном я то же лексическом материале одновременно решать обе задачи. Так, в задание отобрать из группы предметов те, в которых есть звук «ц», можно включить такие, как хлебница, сахарница, салфетница. Это поможет детям подметить в одноструктурных словах общую часть -ниц-. При подборе слов со звуком «с» воспитатель перечисляет однокоренные слова, я это также облегчает решение задач как формирования фонематического восприятия, так и способов словообразования (слон — слоненок, слониха, слоновый; лиса — лис, лисонька, лиска; соль — солонка, посолить, соленый; лес — лесок, лесник, лесной, лесовичок и т. д.). Методические приемы: либо произнесение слова, либо его начала, либо описание значения (Кто ухаживает за лесом? Как называют этого человека? Как называется сказочный человечек?).
Умение ориентироваться в смысловой стороне производных слов воспитывается в ходе словарной работы. Словарные упражнения и игры, всевозможные проблемные вопросы помогут детям подметить общий смысл в одно-структурных и однокоренных словах, фиксированный в словообразовательных суффиксах и приставках. (В процессе беседы по русской народной сказке «Лиса и рак» можно дать такое задание: охарактеризовать лису и рака. Рак — хитрый, хитрый-прехитрый, хитрющий, умный, умный-преумный. Лиса — простоватая, недогадливая, глупая.) Есть такие формы речевой работы, я которых одновременно решаются как задачи формирования связной речи, так и словарной и грамматической работы. Это сюжетно-дидактические игры, игры-драматизации, литературные викторины, вечера загадок, ведение альбомов детского творчества. В зависимости от используемых предметов (картинок) игра приобретает новый смысл. Так, если для игры «Магазин игрушек» отбираются мячи, матрешки, пирамидки, флажки, это будет типичная игра для развития описательной речи. Если же взять другие — пешехода, балалаечника, охотника, хоккеиста, вышивальщицу,— тогда это будет игра на образование наименовании людей по роду деятельности. Те предметы можно аналогично использовать в новых сюжетах («Музей посуды», «Музей игрушек», «Магазин сувениров», «Выставка», «Почтальон принес посылку», «Заводные игрушки» и т. д.).
Систематическая работа по развитию речи в единстве всех ее сторон, прежде всего связной речи, рассказывания, позволяет решать задачи формирования грамматического строя языка ребенка (морфологии, словообразования, синтаксиса), затрачивая на всю специально организованную речевую работу (по звуковой культуре речи, словарю, грамматике, связной речи) от 15 мин. в неделю в младших группах до 30—35 в старших.