Основные этапы педагогической экспертизы

Метод экспертных оценок имеет логически взаимосвязанные этапы, которые являются основными этапами педагогической экс­пертизы.

Начальный этап (организация экспертизы) включает:

• определение цели и задач экспертизы, постановку проблемы;

• определение меры ответственности, прав и полномочий рабо­
чей группы экспертов;

• установление сроков проведения экспертизы;

• подбор экспертов, формирование экспертных групп (при не­
обходимости определение их компетентности).

Основной этап экспертизы связан со сбором данных, про­ведением исследовательской работы и экспертной оценкой, ана­лизом имеющегося материала. Технология экспертизы, использо­вание совокупности методов и критериев оценки зависят от ха­рактера экспертизы, области ее применения.

Для педагогической экспертизы чаще всего требуется разработ­ка анкет, опросников, тестов, контрольно-диагностических зада­ний. Экспертная оценка является результатом аналитической дея­тельности, основана на умении видеть и разрешать противоречия, прогнозировать, предвидеть и находить нестандартные способы решения.

Завершающий этап экспертизы — опрос экспертов (ин­дивидуальный или групповой; личный, очный или заочный; устный или письменный), оформление документа (отчет, справка, рецен­зия и пр.), принятие экспертного заключения — основы для компе­тентного управленческого решения, которое принимает менеджер.

«Экспертное заключение» и «экспертная оценка» — понятия близкие, но не тождественные.

Экспертное заключение— это документ, оформленный в соот­ветствии с установленными требованиями и содержащий мотивиро­ванную экспертную оценку, т. е. мнение, суждение эксперта о пред­мете экспертизы.

В зависимости от области применения экспертных методов в педагогике возможны индивидуальные, групповые и коллективные эк­спертные оценки. Для принятия важных экспертных заключений о перспективах и концепциях развития системы образования, госу­дарственных стандартах образования, новых образовательных про­граммах используется метод коллективных экспертных оценок. Чет­ко регламентирован количественный состав членов экспертной группы при проведении аттестации образовательных учреждений.

Методы коллективной работы экспертов — совещания, дискус­сии, «мозговая атака», а также деловые игры.

Смысл коллективных методов работы экспертов состоит в ак­тивизации коллективного поиска решения проблемы путем сбора идей и предложений, возникающих в процессе дискуссии.

Так, метод «мозговой атаки» может быть рекомендован для на­хождения нетрадиционного, оригинального решения в предельно сжатые сроки. Возможны разные способы организации «мозговой атаки». Например, после определения проблемы и задач для поиска решения, знакомства с правилами «мозговой атаки», форми­рования рабочих групп (3 — 5 человек) дают сигнал к «мозговому штурму», и начинается генерирование идей, которые фиксируют­ся без обсуждения и критических замечаний (возможны только уточняющие вопросы). После завершения «мозгового штурма» все высказанные идеи анализируют на основе ранее определенных кри­териев и подвергают экспертной оценке.

Для получения обобщенного суждения экспертов относительно прост и удобен метод ранговых оценок. Он заключается в том, что любую изучаемую информацию располагают в порядке возраста­ния или убывания величины признака. Каждому признаку припи­сывают число, обозначающее его ранг. Полученные результаты лег­ко поддаются математической обработке. Проверку согласованно­сти ранжировок определяют вычислением коэффициента ранго­вой корреляции Спирмена или коэффициента конкордации.

Индивидуальные экспертные оценки могут быть получены путем анкетирования, интервью, свободной беседы.

Для проведения педагогической экспертизы целесообразно ис­пользовать уже разработанные, апробированные, доказавшие свою валидность и объективность методики: они, как правило, являют­ся результатом психолого-педагогических исследований. Если же таких методик нет, их приходится разрабатывать самим экспер­там.

Требует разработки и определение критериев экспертной оцен­ки. Алгоритм разработки:

• определяется номенклатура уровней (высокий, средний, низ­
кий или оптимальный, допустимый, недопустимый и т.д.);

• отрабатывается набор показателей, которые в совокупности
характеризуют уровень развития оцениваемого качества, парамет­
ра, результата.

При разработке показателей исходят из того, что каждый из критериев оценки, например материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей в дошкольном образова­тельном учреждении, может быть представлен как совокупность подкритериев более низкого уровня (предметная развивающая сре­да, безопасность ребенка, охрана здоровья), а они, в свою оче­редь, — в виде совокупности подкритериев еще более низкого уровня и т.д. Этот процесс повторяют до тех пор, пока не появля­ется возможность определить для каждого из критериев и подкри­териев один или несколько показателей оценки (наличие обору­дования, игрушек и пособий, показатели заболеваемости и трав­матизма, санитарное состояние помещений и территории детско­го сада, сформированность культурно-гигиенических навыков, уровень самотического, психофизического здоровья детей и т.д.), значение которых определяют с помощью измерительных методик или экспертной оценки.

50«Музыка»

Содержание образовательной области направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности воспринимать музыку.

Музыка как часть культуры, искусство, отражающее окружающую действительность в звуковых художественных образах, является одним из средств социализации детей дошкольного возраста.

Основные задачи психолого-педагогической работы:

- развитие музыкально-художественной деятельности;

- приобщение к музыкальному искусству.

Основными видами музыкально-художественной деятельности при реализации Программы являются: восприятие музыки (слушание), исполнение музыки (пение, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование), элементарное музыкальное творчество.

При организации музыкально-художественной деятельности детей необходимо учитывать следующее:

- время, отведенное для слушания музыки, сопровождающей проведение режимных моментов не учитывается в общем объеме образовательной нагрузки.

Задачи психолого-педагогической работы:

Года

Общие:

развивать любознательность, активность, интерес к звуку, музыкальному звуку, манипулированию с музыкальными и немузыкальными звуками (Социализация, Познание);

развивать эмоциональную отзывчивость на простые музыкальные образы, выраженные контрастными средствами (Социализация, Художественное творчество, Чтение);

формировать первичные представления о свойствах музыкального звука, простейших средствах музыкальной выразительности, характере музыки (Познание);

стимулировать развитие способностей решать интеллектуальные и личностные задачи, связанные с самостоятельным экспериментированием с музыкальными звуками, звукоизвлечением, созданием элементарных образов-звукоподражаний (Познание, Чтение);

способствовать овладению средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками в элементарной совместной музыкальной деятельности (подвижные музыкальные игры) (Коммуникация);

учить соблюдать элементарные правила поведения в коллективной деятельности, не отвлекаться во время музыкальных занятий (Социализация, Коммуникация);

Слушание:

развитие и обогащение слушательского опыта, слуховой сосредоточенности, умения различать элементарный характер музыки, понимать простейшие музыкальные образы в процессе слушания соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки, экспериментирования со звуками, музыкально-дидактических игр;

Исполнительство:

развитие и обогащение звукового сенсорного опыта, опыта манипулирования с предметами, звукоизвлечения, умений сравнивать разные по звучанию предметы, двигательно-активных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений и игры на шумовых музыкальных инструментах; элементарных вокальных певческих умений в процессе подпевания взрослому, экспериментирования со звуками, музыкально-дидактических игр, игры в шумовом оркестре, разучивания музыкальных игр и танцев, совместного пения:

Творчество:

развитие и обогащение умений импровизировать простейшие музыкально-художественные образы в музыкальных играх и танцах в процессе совместной деятельности педагога и детей

Наши рекомендации