Поставьте существительное в нужном падеже, добавив предлог.
1) рецензия … (фильм);
2) поправиться … (заботы родственников);
3) лишиться доходов … (падение цен на нефть);
4) испытывать потребность … (новые знания);
5) видеть различия … (старое и новое).
11. Вставьте в словосочетание нужный предлог, делая выбор между предлогами в и на.
1) поехать … Крым;
2) жить … Кавказе;
3) добраться до города … автобусе;
4) работать … предприятии нефтяной промышленности;
5) трудиться … учреждении здравоохранения.
Отметьте случаи ошибочного употребления предложно-падежных конструкций вместо беспредложных.
1) В школе проходит конкурс на шаржи и карикатуры.
2) Больной не потерял надежды на выздоровление.
3) Это наши обязательства, которые мы дали перед москвичами.
4) Депутат заявил, что за ним положено место в Государственной Думе.
5) Было принято решение о проведении научно-практической конференции.
Отметьте предложения, в которых есть ошибки в употреблении однородных членов предложения.
1) Этот город был и остается центром России.
2) В России сейчас совершаются новые для нашей страны преступления: борьба группировок, оружие, коррупция, рэкет.
3) Маникюр, педикюр, американское мелирование и другие виды парикмахерских услуг.
4) Любая тема, мысль, случай, предмет вызывают у него поток ассоциаций.
5) Любящие свою работу и стремясь ее хорошо выполнить, строители добились высоких производственных показателей.
14. Выберите грамматически правильное продолжение предложения Возвращаясь домой,
1) мне нездоровилось.
2) на улице было темно.
3) мне встретился друг.
4) я встретился с другом.
5) был потерян телефон.
Отметьте предложения, в которых есть ошибки в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов.
1) Серьезное общение, стоя за высоким столиком, вряд ли возможно.
2) Заняв первое место в отборочном турнире, юный спортсмен был приглашен на главный турнир.
3) Надевая пальто, он продолжал давать указания.
4) Увидев близких мне людей живыми и здоровыми, я почувствовал облегчение.
5) Посещая музей, мне было очень интересно.
Отметьте предложения, в которых есть ошибки в употреблении причастий и причастных оборотов.
1) Оставлять несостоявшего руководителя во главе коллектива нельзя.
2) Там учатся дети Чумаковой, ранее носившей фамилию мужа.
3) Мать ворошила забытые подробности, объяснившие бы жестокость сына.
4) Дома, виднеющиеся вдалеке, казались маленькими.
5) Руководствуемый личными интересами, Берг покупает жене шифоньерку.
Укажите предложения, в которых нарушены синтаксические нормы.
1) Гуляя по улице, мне было грустно.
2) Родители тревожились за ребенка.
3) Аэрофлот приобрел двадцать два новых самолета.
4) В своем выступлении он дал дипломатичный ответ.
5) Им руководила жажда в деятельности.
Определите характер ошибок, допущенных в сложных предложениях.
А. Объединение в однородный ряд различных синтаксических элементов предложения.
Б. Перегруженность придаточными предложениями.
В. Неправильное употребление союзов и союзных слов.
Г. Отсутствие необходимого в письменной речи местоимения в главном предложении.
Д. Смешение прямой и косвенной речи.
1) В селе Первомай произошел случай, когда вывезли из села священника и требовали, чтобы он написал заявление на Кулова, что якобы последний давал ему деньги на то, чтобы тот проголосовал за него.
2) Даже его противники отдают отчет, что он очень талантлив.
3) Журналист, который сообщил эти данные и оказавшийся нашим сторонником, был подвергнут гонениям.
4) Каскадер работал на съемках российско-американской картины «Империя орлов», где и разбился.
5) Он говорил о себе, что я не могу так поступить.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по теме «Синтаксические нормы русского языка»
Вариант 1
Теоретический вопрос.
Понятие о синтаксической норме. Особенности управления в современном русском языке.
Задание.
Найдите ошибки, объясните, в чем они заключаются. Исправьте предложения.
1. Кто из учеников не сделали домашнее задание. 2. Мать жалела и переживала за сына. 3. Рассматривая в музее предметы народного быта, мне вспомнились русские сказки. 4. Он ушел, выполнив домашнее задание и когда закончил свои личные дела. 5. Его сопровождали два близкие человека.
Вариант 2
Теоретический вопрос.
Согласование главных членов предложения.
Задание.
Найдите ошибки, объясните, в чем они заключаются. Исправьте предложения.
1. Согласно приказа директора необходимо выполнить работу в течение месяца. 2. Натянуть и выстрелить из лука непросто. 3. Найдется немало людей, пожелавших бы выехать на базу отдыха в воскресенье. 4. Соблюдая режим питания, ваше самочувствие намного улучшится. 5. О себе он говорил, что я много знаю.
Вариант 3
Теоретический вопрос.
Согласование определений и приложений.
Задание.
Найдите ошибки, объясните, в чем они заключаются. Исправьте предложения.
1. Следует строго спросить с нарушителей. 2. При входе на эскалатор не ставьте вещи, чемоданы и сумки на ступени. 3. Четыре наших лыжницы, принимающие участие в гонке, заняли призовые места. 4. Замок-молния вшита небрежно. 5. В справках, которые выдаются по личным заявлениям, должны указываться учреждения, которым они предназначаются.
Вариант 4
Теоретический вопрос.
Нормы употребления однородных членов предложения.
Задание.
Найдите ошибки, объясните, в чем они заключаются. Исправьте предложения.
1. Читаемая книга произвела на меня глубокое впечатление. 2. Этот человек пытается доказать о том, о чем уже доказано. 3. Следует уделять большее внимание на орфографию. 4. Опоздав к началу спектакля, нам все-таки удалось понять содержание пьесы. 5. Жители района поддерживают и голосуют за представителей городского молодежного объединения.
Вариант 5
Теоретический вопрос.
Употребление причастных оборотов.
Задание.
Найдите ошибки, объясните, в чем они заключаются. Исправьте предложения.
1. Уже появилась рецензия о новой книге. 2. Для повышения требования устранения отставания производства деталей намечены конкретные мероприятия. 3. На выставке женщины примеряли с удовольствием юбки, шапки и сумочки. 4. Изложенные факты в письме грубости со стороны П.И.Зверкова подтвердились. 5. Все, кто приближается к дворцу искусств, еще издали видит фонтан.
Вариант 6
Теоретический вопрос.
Употребление деепричастных оборотов.
Задание.
Найдите ошибки, объясните, в чем они заключаются. Исправьте предложения.
1. От воинской повинности все стараются избежать. 2. На появляющиеся в многотиражке заметки, указывающие на непорядки, царящие в сварочном цехе, руководящие работники не обращают внимания. 3. Изучая проблемы генетики, учеными были получены интересные результаты. 4. Он спросил, что долго ли художник работал над картиной и о чем в них хотел сказать. 5. Струи фонтана, которые искрились на солнце и бившие, казалось в самое небо, освежали воздух.
Вариант 7
Теоретический вопрос.
Особенности употребления сложных предложений, прямой и косвенной речи.
Задание.
Найдите ошибки, объясните, в чем они заключаются. Исправьте предложения.
1. Сочинение надо было написать на тему, которую каждый учащийся мог выбрать из списка, который предложил учитель. 2. Приведенные факты в докладе свидетельствуют о значительных успехах в области современной медицины. 3. Мать тревожилась о ребенке. 4. Алеша спросил, что сплю ли я или хочу ли слушать его рассказ. 5. Дом, который заканчивали строить, выросший на улице за несколько месяце, скоро будет заселяться.
Глава 3