Раскройте скобки, поставив существительное в нужном падеже. Используйте, где это необходимо, предлог

Задания к контрольной работе

По дисциплине «Русский язык и культура речи»

ВАРИАНТ 1

ЗАДАНИЕ 1.

Расставьте ударения. Если есть варианты, отметьте особенности их употребления. Объясните значение подчеркнутых слов.

Алкоголь, бронировать, валовой, доклеить, жалюзи, каталог, кладовая, мизерный, мусоропровод, новорожденный, норовистый, обеспечение, облегчить, свекольный, страховщик, толика, украинский, факсимиле, ходатайствовать, цыган; банты, тортов, граблей; заключат, отнялся, принята.

ЗАДАНИЕ 2.

Выпишите слова, в которых на месте подчеркнутой буквы произносится звук [о]

Афера, блеклый, дареный, желчь, многоженец, никчемный, оседлый, острие, прикрепленный, шофер, одновременный, маневр.

ЗАДАНИЕ 3.

Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. К подчеркнутым иноязычным словам подберите русские синонимы.

Ад…птация, аген(?)ство, ак(?)редитив, вагоно(часы), идти (ва)банк, д…п…ртамент, д…ф…цит, инц…дент, к…м(?)ентатор, ком(?)уникабельный, к…нсалтинг, кор(?)ектный, лег…тимный, н(?)юанс, (прес?)конференция, пр…це(?)дент, пр…в…легия, пр…ор…тет, (тон(?)ель)мост.

ЗАДАНИЕ 4.

Найдите и исправьте ошибки, связанные с нарушением лексических норм.

Третий день вернисажа; в августе месяце; роспись преподавателя в ведомости; свободная вакансия; дешевые цены; имеет большую роль; закончить среднее образование; вернуться к своим пенатам; командировочных расположили в гостинице; одел шляпу и плащ.

ЗАДАНИЕ 5.

Определите род имен существительных. Допишите окончания имен прилагательных, согласовывая их с существительными.

Ароматн… какао, черн… кофе, военн… атташе, красив… фамилия, опытн… экономист, стальн… рельс(а), бел… тюль, обаятельн… леди, широк… авеню, вкусн… иваси, понятлив… шимпанзе, справедлив… рефери, юн… протеже, солнечн… Сочи, городск… АТС, больш… кафе-бар.

ЗАДАНИЕ 6.

Поставьте имена существительные:

А. в именительном падеже множественного числа;

Б. в родительном падеже множественного числа.

Отметьте наличие вариантов и определите различия в их значении и/или употреблении.

А. Адрес, бухгалтер, договор, лектор, рапорт, слесарь, том, год, дно, кондуктор, корпус.

Б. Апельсины, ботинки, вафли, граммы, комментарии, носки, сумерки, рельсы, свечи, англичане, казахи.

ЗАДАНИЕ 7.

Исправьте ошибки в употреблении: А. прилагательных; Б. местоимений.

А. 1. Твой ответ двусмысленен. 2. Он был горяч, полный жизни. 3. Цифры – самое убедительнейшее доказательство снижения инфляции.

Б. 1. Я моложе нее на три года. 2. Он появился со своим другом. У него был прекрасный вид. 3. Я нашел этот справочник у меня в кабинете.

ЗАДАНИЕ 8.

Раскройте скобки, цифры запишите словами. Обратите внимание на правильность образования падежных форм числительных и согласующихся с ними существительных.

1. Железнодорожники перевезли по назначению более (11800; тонна) грузов. 2. Несмотря на сложные погодные условия, мы собрали по (45,9; центнер) зерна с гектара. 3. За день было продано (33; брюки). 4. В работе кружка принимало участие около (1,5; десяток) студентов. 5. Меня просили позвонить по (оба/обе; номер). 6. Наша академия готовится отметить (35-летие) со дня основания. 7. К (11; ноябрь) отчет должен быть готов.

ЗАДАНИЕ 9.

А. От данных глаголов образуйте:

А) форму 1 лица единственного числа настоящего и будущего (простого) времени (если возможно).

Убедить, бродить.

Б) личные формы будущего времени.

Выздороветь.

в) форму 3 лица единственного числа настоящего времени. При наличии вариантов объясните различия в их употреблении.

Полоскать, брызгать.

Г) форму повелительного наклонения.

Напоить, выбросить.

Б. Определите книжный и разговорно-просторечный вариант.

Сосредоточивать – сосредотачивать; кладет – ложит.

ЗАДАНИЕ 10.

Выберите правильный вариант, обращая внимание на согласование подлежащего и сказуемого.

1. Те, кто не (прошел/прошли) медкомиссию, не будут допущены к работе. 2. Большинство студентов нашей группы успешно (защитили/ защитило) курсовой проект. 3. (Засеяны/ засеяно) сто двадцать гектаров.

4. Администрация, особенно замдиректора и главный инженер, много времени (уделяют/уделяет) решению социальных проблем. 5. Абсолютное большинство хорошо (подготовлены/подготовлено) к сдаче экзамена.

ЗАДАНИЕ 11.

Исправьте синтаксические ошибки в предложениях с причастными оборотами.

1. Жителям района, которые пострадавшие от землетрясения, была оказана материальная помощь. 2. Студенты первого курса, не сдавших экзамены, были предупреждены о возможном отчислении. 3. Проявленная инициатива студентами была принята во внимание ректором. 4. Он оглянулся и увидел напряженное лицо сына, внимательно прислушивающееся к разговору. 5. Только спустя год родители узнали об инциденте из письма своего сына, произошедшего еще осенью.

ЗАДАНИЕ 12.

Проанализируйте употребление деепричастных оборотов. Исправьте синтаксические ошибки в следующих предложениях.

1.Путешествуя на велосипеде, требуется немалая выносливость. 2. Услышав длинный гудок, набирается номер абонента. 3. Прогуливаясь по вечернему городу, площадь произвела на меня неизгладимое впечатление. 4. Начав заниматься музыкой, у меня появилось много интересных знакомых. 5. Возвращаясь из командировки, мной овладела тревога.

ЗАДАНИЕ 13.

Раскройте скобки, поставив существительное в нужном падеже. Используйте, где это необходимо, предлог.

Платить (проезд), удивиться (результат), контроль (выполнение), согласно (тариф), наперекор (судьба).

ЗАДАНИЕ 14.

Наши рекомендации