Кто и за что может быть отчислен?

Студент может быть отчислен из Академии по собственному желанию, в том числе в связи с переводом в другое учебное за­ ведение, по состоянию здоровья и т. п., а также по инициативе администрации:

- за академическую неуспеваемость по истечении уста­новленного ректором срока ликвидации академических задолженностей;

- за академическую неуспеваемость (неудовлетворитель­ные оценки по трем дисциплинам или трижды не сданный экзамен);

- за грубые или неоднократные нарушения Устава акаде­мии, Правил внутреннего трудового распорядка (напри­мер, за пропуски занятий по неуважительной причине);

- за нарушение условий договора с Академией (для студен­тов платного обучения).

Отчисленные из академии по собственному желанию в те­чение 5 лет имеют право на восстановление в число студентов и могут быть восстановлены по решению ректора на платной основе. Студенты, отчисленные по неуважительной причине, при восстановлении сдают вступительное испытание по дисциплине «Теория государства и права». Восстановление производится приказом ректора, в котором устанавливаются сроки ликвидации разницы в учебных планах

Рекомендации по проведению занятий в интерактивной форме
по теме 2

Выполните задания, рекомендованные по теме, которые позволяют оценить ваши интеллектуальные ресурсы. Обсудите на семинарском занятия достоинства и недостатки тестов, измеряющих «коэффициент интеллекта». Сформулируйте свое мнение, развивается ли на лекциях и семинарских занятиях интеллект (какие качества интеллекта и при каких условиях).

По теме 3

Выясните, кто и за что может быть отчислен из академии. Предварительно изучите Поло­жение «О рейтинговой системе оценки успеваемости сту­дентов», утвержденное приказом ректора ГОУ ВПО «Россий­ская академия правосудия» № 23 от 12 ноября 2008 г. Обсудите на семинарском занятии (используя содержание лекционного материала по данной теме), какие рекомендации позволяют студентам готовиться к занятиям своевременно и успешно сдавать сессию.

По теме 4

Изучите два документа: «Моральный кодекс студента РАП» (утвержден приказом ректора ГОУ ВПО «Россий­ская академия правосудия» № 18 от 22 декабря 2009 г.) и «Кодекс судейской этики» (утвержден VI Всероссийским съездом судей 2.12.2004г) (см. в приложении к настоящему УМК). Сравните их. Какова роль этих документов в учебной деятельности студента и профессиональной деятельности судьи? Сформулируйте свое мнение, используйте правила конструктивной дискуссии на семинарском занятии (см. тему 3).

По теме 5

Изучите Кодекс судейской этики (или Кодекс профессиональной этики). Выпишите перечень профессионально важных качеств, которыми должен обладать кандидат на должность судьи (или будущий адвокат). Обратите внимание на перечень качеств обязательных и т.н. факультативных. Дополнительно используйте материал Приказа Судебного департамента при Верховном суде РФ № 18 от 21.02.2006 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих аппарата судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ» (см.: СПС «КонсультантПлюс»). Какими из названных качеств вы уже обладаете, какие необходимо формировать с помощью преподавателя, наставника или самостоятельно? Обсудите составленный перечень на семинарском занятии.

Примерная тематика рефератов по факультативу

1. Психологические факторы успеваемости.

2. Планирование личного времени.

3. Индивидуальные особенности памяти, внимания, интеллекта и их роль в учебной работе.

4. Методы и условия развития памяти в ходе подготовки к учебным занятиям.

5. Профессионально важные качества личности юриста и их формирование в учебной работе.

6. Мотивация обучения: понятие, характеристика, условия осознания и роль в повышении эффективности учебной работы.

7. Учебный коллектив и межличностные отношения в учебной группе.

8. Актуальные проблемы профессиональной подготовки будущих специалистов для судебной системы.

9. ФЗ «О высшем образовании». Нормативно-правовые акты, регулирующие высшее образование. Педагогические критерии оценки успеваемости студента.

10. Психологические средства развития памяти, внимания, креативного мышления.

11. Индивидуальный стиль учебной работы.

12. Стресс в учебной работе и средства профилактики негативных последствий стресса.

13. Этика студента.

14. Моральный кодекс студента РАП и Кодекс судейской этики.

15. Рейтинговая система обучения (ее плюсы и минусы).

Литература

Нормативные правовые акты

☼[6]Указ президента РФ от 26 мая 2009г. № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в РФ».

☼Кодекс судейской этики (утв. VI Всероссийским съездом судей 2.12.2004г.).

☼Кодекс профессиональной этики адвоката (Принят первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 года (с изменениями и дополнениями, утвержденными II Всероссийским съездом адвокатов 08.04.2005; III Всероссийским съездом адвокатов 05.04.2007г.).

☼Поло­жение «О рейтинговой системе оценки успеваемости сту­дентов» (утверждено приказом ректора ГОУ ВПО «Россий­ская академия правосудия» № 20 от 22 декабря 2011 г.).

☼ Поло­жение «Моральный кодекс студента РАП» (утверждено приказом ректора ГОУ ВПО «Россий­ская академия правосудия» № 18 от 22 декабря 2009 г.).

Основная

☼Афанасьева О.В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста / О.В. Афанасьева. А.В. Пищелко.– М., 2004. – С. 52–63, 81-96.

☼Волкова А.И. Психология общения для студентов колледжа. – Ростов н/Д, 2006.

☼Иванова Л.Н. Обучение учению. Введение в специальность: Учебное пособие.– Н. Новгород, 2008☼.

☼Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности. – М., 2007. – С. 195–217.

☼ Практикум по возрастной и педагогической психологии / Авт.-сост. Е.Е. Да­ни­ло­ва. – М., 1999.

☼ Рамендик Д.М.Тренинг личностного роста. – М., 2007.

Дополнительная

Аминов И.И. Занимательная психология для юристов.– М., 2001.

Андреас К. Измените свое мышление – и вос­­­поль­зуйтесь результатами / К. Андреас, С. Андреас.– СПб., 1994.

Введение в специальность / Л.И. Рувимский, В.А. Кан-Ка­­лик и др.– М., 1988.

☼Волков Б.С. Психология юности и молодости. – М., 2006.

☼Волкова А.И. Психология общения для студентов колледжа. – Ростов н/Д, 2006.

Гецов Г.Г. Рациональные приемы работы с книгой.– М., 1991.

Гильбух Ю.3. Как учиться и работать эффективно.– Минск, 1995.

Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психоги­гиене общения.– М., 1987.

Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М., 2006.

Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать влия­ние на людей.– М., 1989.

☼Колдин В.Я. Концепция профессиональной подготовки юриста широкого профиля // СПС КонсультантПлюс.

Кон И.С. В поисках себя.– М., 1984.

Кузнецов О.А. Быстрое чтение / О.А. Кузнецов, Л.Н. Хромов.– М., 1990.

Леви В. Искусство быть собой. Индивидуальная пси­хо­тех­ника.– М., 1992.

Лорейн Г. Как развить мощную память.– Новосибирск, 1989.

Лезер Ф. Рациональ­ное чте­ние.– М., 1980.

Лезер Ф. Тренировка памяти.– М., 1979.

Лапп Д. Развиваем память в любом возрасте.– М., 1993.

Макдональд М. Научи свой мозг работать. Как использовать мозг на 100%.– М., 2010.

Мелибруда Е. Я – Ты – Мы. Психологические возмож­но­сти улуч­шения общения.– М., 1986.

Носков В.А. Психотехника обучения учению: Учебное пособие / В.А. Нос­ков, Л.Н. Ива­но­ва.– Н. Новгород, 1997.

☼Носков В.А. Психотехника лич­ностного профессиональ­ного роста / В.А. Нос­ков, Л.Н. Ива­но­ва.– Н. Новгород, 1997.

Петров В.Е. Психологическое обеспечение в образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие.– М., 2005.

Павлова В.П. Обучение конспектированию.– М., 1989.

☼Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе. Развитие и реализация новых возможностей.– СПб., 2006.

Учимся учиться.– Л., 1990.

9. Вопросы для подготовки к зачету

1. Специфика обучения в вузе. Виды учебных занятий. Понятие эффективных при­емов учебной работы.

2. Рейтинговая система обучения.

3. Отработка задолженностей по учебной работе.

4. Психологические особенности обучения в академии. Основные виды учебных занятий.

5. Типичные психологические трудности первокурсника.

6. Моральный кодекс студента РАП.

7. Основные правила обучения учению. Психологические факторы успеваемости.

8. Учебная работа на лекции. Эффективные приемы и нерациональные привычки работы на лекции.

9. Эффективные приемы самостоятельной работы при подготовке к учебным занятиям.

10. Эффективные приемы подготовки и работы на семинарском занятии.

11. План ответа на вопрос семинарского занятия и экзамена.

12. Правила конструктивной дискуссии на семинарском занятии.

13. Эффективные приемы конспектирования лекции и оформления лекционных конспектов.

14. Конспектирование литературных источников (учебной и научной литературы). Правила оформления конспекта в тетради.

15. Подготовка реферата, правила его оформления.

16. Эффективные приемы подготовки к зачету и экзамену.

17. Роль памяти, внимания, мышления в учебной работе.

18. Понятие и виды памяти. Законы памяти и их учет в учебной работе.

19. Психологические приемы развития памяти.

20. Мнемотехника. Эффективные приемы запоминания информации.

21. Приемы запоминания последовательностей слов и чисел. Приемы запоминания дат событий.

22. Приемы запоминания больших текстов.

23. Понятие опосредованного запоминания, его роль в конспектировании лекций и литературных источников.

24. Диагностика качеств интеллекта. Учет интеллектуальных возможностей при подготовке к учебным занятиям.

25. Понятие, виды внимания. Свойства внимания и рекомендации по их развитию.

26. Тренировка памяти и внимания. Их роль в повышении продуктивности учебной работы.

27. Виды чтения.

28. Техника быстрого чтения. Основные помехи быстрого чтения.

29. Алгоритм чтения.

30. Приемы овладения техникой быстрого чтения.

31. Правила оформления письменных работ.

32. Психологическая характеристика условий профессиональной деятельности юриста.

33. Психологические требования к личности судьи. Кодекс судейской этики.

34. Профессионально важные качества личности юриста и средства их формирования.

35. Понятие и характеристика творческой личности.

36. Правила формирования реализуемых личных целей.

37. Понятие и условия профессиональной карьеры юриста.

38. Индивидуальная программа личной карьеры: характеристика основных этапов, особенности ее реализации в период обучения.

Приложения

Приложение 1

Моральные кодекс студента Российской академии правосудия[7]

Мы, члены студенческого Сообщества Российской академии правосудия, осоз­навая свою роль в реализации целей и задач Академии по подготовке высоко­квалифицированных и высоконравственных специалистов, считая своим долгом сохранение статуса Академии как одного из ведущих государственных образо­вательных учреждений высшего профессионального образования в области юриспруденции, стремясь к поддержанию и развитию корпоративной культуры академического Сообщества, исходя из общепризнанных нравственных ценно­стей, принимаем МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС СТУДЕНТА РОССИЙСКОЙ АКА­ДЕМИИ ПРАВОСУДИЯ и обязуемся следовать его положениям.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1.Целью настоящего Кодекса является формирование в коллективе студентов Академии морального климата, способствующего поддержанию и воспитанию у студентов высоких нравственных качеств.

Статья 2.Положения настоящего Кодекса распространяются в равной степени на каждого студента Академии, независимо от формы и курса обучения.

Статья 3.Студент обязан выполнять требования и стремиться к осуществлению ре­комендаций настоящего Кодекса, а также соблюдать общепризнанные правила поведения.

Раздел II. ТРЕБОВАНИЯ К ПОВЕДЕНИЮ СТУДЕНТОВ
ВО ВРЕМЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Статья 4.Студент обязан приобретать теоретические знания и практические навыки по выбранной специальности, не допуская небрежность и недобросовестность в процессе обучения.

Статья 5.Студент обязан чтить и преумножать традиции Академии, заботиться о пе­редаче опыта младшему поколению, помогать адаптироваться новым студен­там, своими действиями и поступками способствовать укреплению статуса и престижа Академии.

Статья 6.При написании научных (в том числе курсовых и дипломных) и иных ра­бот, а также в устных выступлениях студент обязан проявлять творчество и са­мостоятельность. Запрещается плагиат и компиляция, то есть использование чужих идей в выступлении на научных мероприятиях и учебных занятиях в ка­честве собственных, предоставление преподавателю на проверку чужой пись­менной работы, а равно её части, в качестве собственной.

Статья 7.

1. Студент должен стремиться к созданию в коллективе доброжелательной атмосферы, основанной на взаимоуважении и толерантности, не допускать про­явлений дискриминации по социальному, расовому, национальному, половому или религиозному признаку.

2. При общении друг с другом студентам следует проявлять вежливость. Использование студентом ненормативной лексики в речи является абсолютно недопустимым.

3. Наличие интимных отношений между студентами не должно становить­ся предметом демонстрации с их стороны.

4. При возникновении конфликтов каждый студент, являющийся стороной в конфликте, обязан стремиться к разрешению конфликта цивилизованными методами, одним из которых является диалог.

5. Студент обязан быть вежливым, тактичным и уважительным по отноше­нию к преподавателям и другим работникам Академии.

Статья 8.Студент обязан не пропускать занятия или опаздывать на них без уважи­тельных причин.

Статья 9.Каждый студент во время занятий обязан не допускать действий, которые могут препятствовать преподавателям проводить занятия, а также вправе требо­вать аналогичного поведения от других студентов, участвующих в учебном процессе.

К числу подобных действий относятся:

1) опоздание на занятия без уважительной причины;

2) диалог во время занятий;

3) использование на занятиях средств мобильной связи;

4) иные действия, препятствующие преподавателю проводить занятия.

Статья 10.

1. Запрещается курение на балконах и в здании Академии.

2. На территории Академии запрещаются азартные игры, распитие спирт­ных напитков, употребление и распространение наркотических веществ.

Статья 11.

1. Студентам рекомендуется придерживаться делового стиля одежды. До­пускается повседневный стиль, приближенный к деловому.

2. Студентам не следует находиться в помещениях Академии в верхней одежде.

Статья 12.

1. Студенты обязаны проявлять особо бережное отношение к материалам, полученным из фонда библиотеки Академии, не допускать их повреждение или утрату.

2. При пользовании библиотекой Академии настоятельно не рекомендуется:

1) находиться в верхней одежде;

2) употреблять продукты питания;

3) пользоваться средствами мобильной связи;

4) громко разговаривать и иным образом мешать другим читателям.

Статья 13.При использовании столовой студенты обязаны:

1) строго соблюдать порядок очередности при пользовании столовой и бу­фетом;

2) убирать за собой использованную посуду и мусор, оставшийся после употребления продуктов питания;

3) не употреблять продукты питания вне помещений столовой и буфета;

4) не находиться в помещениях столовой и буфета в верхней одежде.

Статья 14.Студенты обязаны бережно и аккуратно относиться к учебным и служеб­ным помещениям, оборудованию и иному имуществу Академии.

Раздел III. ТРЕБОВАНИЯ К ПОВЕДЕНИЮ СТУДЕНТОВ
В ИХ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 15.Студент является представителем Академии, что возлагает на него обязан­ность не допускать совершения любых действий, способных умалить ее статус и престиж. Внеучебная деятельность студента не должна вызывать сомнений в его честности и порядочности.

Статья 16.Студентам следует стремиться к повышению уровня общей культуры, нравственному и физическому самосовершенствованию.

Статья 17.Студент имеет право участвовать в любом виде деятельности, а также в деятельности политических, религиозных, общественных и иных организаций в случае, если данная деятельность не наносит ущерб статусу и престижу Акаде­мии.

Статья 18.Поощряется любая социально полезная деятельность студентов.

Раздел IV. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ НАСТОЯЩЕГО КО­ДЕКСА И КОНТРОЛЬ НАД ИХ ИСПОЛНЕНИЕМ

Статья 19.С целью распространения положений настоящего Кодекса рекомендуется:

1) опубликовать полный текст Кодекса в студенческом печатном издании Академии;

2) разместить в учебных аудиториях Академии оформленные в виде стен­дов полные тексты Кодекса.

Статья 20.Право контроля над выполнением положений настоящего Кодекса имеет каждый студент, голосовавший за его принятие. В случае если студент по ува­жительной причине не участвовал в процедуре принятия данного Кодекса, он имеет право контроля над выполнением положений Кодекса только при совпа­дении его нравственных убеждений с положениями Кодекса.

Раздел V. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ КОДЕКСА, ВНЕСЕНИЯ В НЕГО
ИЗ­МЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

Статья 21.Голосование по принятию настоящего Кодекса осуществляется на Общем собрании студентов 1, 2, 3 и 4 курсов Академии. Настоящий Кодекс принимается простым большинством голосов от общего числа присутствовавших членов Общего собрания студентов 1, 2, 3 и 4 курсов Академии.

Статья 22.Изменение настоящего Кодекса осуществляется посредством внесения со­ответствующей инициативы на рассмотрение Координационным советом Ака­демии и её последующего внесения на рассмотрение Общим собранием студен­тов Академии, которое простым большинством голосов принимает решение о принятии или отклонении инициативы соответствующего изменения или до­полнения Кодекса.

Статья 23.Настоящий Кодекс вступает в силу с момента его принятия.

Приложение 2

КОДЕКС СУДЕЙСКОЙ ЭТИКИ[8]

Правосудие не может существовать без честного и независимого судейского корпуса. Для обеспечения его честности и независимости судья обязан принимать участие в формировании, поддержании высоких норм судейской этики и лично соблюдать эти нормы.

Глава 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПОВЕДЕНИЮ СУДЬИ

Ст. 1. Обязанность судьи соблюдать правила этического поведения

В своей проф. деятельности и вне службы судья обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, руководствоваться Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и другими нормативно-правовыми актами, правилами поведения, установленными настоящим Кодексом, общепринятыми нормами морали, способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда.

Ст. 2. Приоритет в проф. деятельности судьи

Исполнение обязанностей по осуществлению правосудия является основной задачей судьи и имеет приоритетное значение в его деятельности.

Ст. 3. Требования, предъявляемые к званию судьи

Судья в любой ситуации должен сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, причинить ущерб репутации судьи и поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществлении правосудия.

Наши рекомендации