Профориентационная игра «Перспектива»

Время игры — 1 час 40 минут.

Игра может проводиться в аудитории или актовом зале.

Возможности игры

Игра «Перспектива» может являться одним из этапов профориентационной работы образовательного учреждения, но вполне может про­водиться и как самостоятельная акция. Основная цель игры — помочь старшеклассникам, определяющимся в выборе профессионального обучения, более осознанно подойти к своему будущему, осознать вза­имосвязь различных жизненных этапов и событий.

Игра наглядно демонстрирует причинно-следственные связи меж­ду осуществляемым выбором, принимаемыми решениями и их по­следствиями, а следовательно, убеждает участников ответственно отнестись к выбору жизненной стратегии, показывает возможность и необходимость планирования своего будущего.

Эта игра — для учащихся десятых классов (она вполне может про­водиться для учеников одной параллели, не являющихся одноклас­сниками). Необходимо участие классного руководителя и психолога. Должно быть не менее двух ведущих: два психолога или психолог и классный руководитель.

Сценарий игры

Тематическая разминка и погружение в игровую ситуацию проводятся ве­дущими в отдельном помещении (желательно, чтобы это место нра­вилось участникам).

Ведущий. Ребята, сегодня нам предстоит необычная игра. У вас будет воз­можность представить свое будущее, спланировать его, может быть, что-то изменить в нем или в отношении к нему, о чем-то задуматься. Возмож­но, в процессе игры у вас появятся какие-то вопросы, желание что-либо обсудить с ведущими. Вы сможете это сделать на консультации с психо­логом или на классном часе. Игра состоит из нескольких этапов, каждый из которых будет зафиксирован в вашем «зачетном листе». А сейчас я про­шу всех пройти за мной.

Ведущие уводят старшеклассников в холл перед актовым залом, где уже звучит музыка «Школьные годы чудесные...». Раздаются «за­четные листы», ребята по одному заходят в актовый зал, дверь за ними громко захлопывается и закрывается на замок. Музыка обрывается.

В зале все присутствующие садятся в круг на стулья.

Первый ведущий. Представьте себе, что вы расстаетесь со школой: выпуск­ной бал закончился, вы разъехались по домам. 11 школьных лет позади... Какие чувства испытывает сейчас каждый выпускник? Поделитесь, пожа­луйста.

Первый ведущий обсуждает с участниками их чувства. В конце обсуждения второй ведущий кладет в центр круга маркеры, фломас­теры.

Первый ведущий. Теперь я прошу вас выбрать цвет своего чувства и обо­значить его в «зачетном листе».

Отметив цвет чувства, участники возвращаются в круг, ведущие раздают каждому по половинке листа А4.

Первый ведущий. Напишите каждый на своем листочке основные фак­торы, принципы и убеждения, влияющие на выбор будущей профессии. После того как закончите, поверните листок к группе и держите его так, чтобы другие могли прочитать.

Второй ведущий помогает участникам скорректировать формули­ровки. Если среди игроков оказываются дети, в чьи планы не входит дальнейшее продолжение образования, второй ведущий предлагает им объяснить свою позицию.

Первый ведущий. Теперь подойдите и положите руку на плечо тому че­ловеку, чьи взгляды вам близки или интересны.

Ребята объединяются в группы.

Первый ведущий. Теперь в группах составьте список аргументов в защи­ту вашего принципа выбора профессии: почему именно он кажется вам основополагающим или почему для вас он так важен.

Группы представляют списки своих аргументов. Второй ведущий организовывает дискуссию с обсуждением принципиальных мировоз­зренческих позиций: что, важнее — обеспечить достаток семье или реализовать себя, нравственно ли приносить пользу чужим людям в ущерб своим детям и т.д. Если среди участников оказываются дети, в чьи планы не входит дальнейшее продолжение образования, веду­щий предлагает им аргументировать свою позицию.

Первый ведущий. Еще раз подумайте о принципе, следуя которому, вы выбираете профессию. Решите, остаетесь ли вы в своей группе или хотели бы перейти в другую, чьи взгляды оказались вам ближе? Участники пере­ходят.

Первый ведущий. Запишите свой принцип выбора профессии В «зачет­ный лист».

Второй ведущий раздает каждому участнику лист с текстом теста. Участники, не желающие продолжать дальнейшее профессиональное обучение, самостоятельно обдумывают и записывают значимые для них жизненные цели на ближайшие 5 лет после окончания школы.

Первый ведущий. Я зачитываю вслух текст теста, а вы выбираете вариан­ты ответов, Которые отражают вашу точку зрения. В каждом вопросе мож­но выбрать только один ответ. После выбора ответа отметьте в «зачетном листе» цвет, соответствующий пометке напротив выбранного ответа в те­сте. При завершении теста у вас должно быть отмечено 4 цвета. Пока один ведущий работает с тестом, второй развешивает на стен­дах или стенах большие листы (А4) цветной бумаги.

Первый ведущий.Теперь посмотрите на цвета выбранных вами ответов. Какой цвет преобладает? Подойдите к большому квадрату этого цвета. Если вы набрали поровну разных цветов, то останьтесь на месте и послу­шайте, что означает каждый цвет.

Один ведущий называет цели студенчества и расшифровывает их, другой Прикрепляет под цветной бумагой таблички с названиями этих целей: желтый — превращение в профессионала, красный — возмож­ность работать по профессии с помощью диплома и первичных зна­ний, зеленый — активная студенческая жизнь, синий — устройство личной жизни, коричневый — карьерные устремления. Важным мо­ментом на данном этапе является разграничение для учеников двух похожих на первый взгляд целей — превращение в профессионала и возможность работать по профессии с помощью диплома и первич­ных знаний. Ведущий может объяснить ребятам, что стать професси­оналом за 5 лет учебы в институте — это очень трудная задача, пред­полагающая совмещение серьезной учебы со стажировкой и т. д. Чаще становление профессионала происходит уже после окончания инсти­тута в процессе получения опыта. Но это, как правило, предполагает в течение какого-то времени после окончания института работу в не самых престижных и хорошо оплачиваемых местах, прежде чем начи­нающий специалист станет конкурентоспособным в профессиональ­ной среде.

Первый ведущий. Теперь те, у кого было поровну разных цветов, выбери­те цель студенчества, которая вам ближе, назовите нам ее и подойдите к соответствующему ей цвету. Все участники могут решить, остаться ли им в своей группе или перейти в другую, чья цель кажется более верной. {Уча­стники переходят.) Занесите, пожалуйста, ваши цели в «зачетные листы».

Дети объединяются в группы по выбранным целям студенчества, заполняют «зачетные листы», самостоятельно работающие участни­ки представляют и записывают свои цели.

Первый ведущий.Сейчас вы будете работать в группах, объединенных одной целью студенчества. Мы дадим каждой группе плакат со всевозмож­ными видами деятельности студента. Ваша задача — выбрать из перечня дела и занятия студента, который учится в институте с той же целью, что и вы.

Ведущие раздают группам по плакату, дети составляют список дел сту­дента. Ведущие в шутливой форме корректируют работу групп. Участники, не желающие продолжать дальнейшее профессиональное обучение, составляют и записывают перечень дел и занятий, необхо­димых для достижения поставленных целей.

Первый ведущий. Теперь составьте режим жизни студента в течение од­ной недели, предполагающий осуществление всех выбранных вами дел.

Ребята составляют и зачитывают другим группам режим недели. Участники, в чьи планы не входит продолжать дальнейшее професси­ональное обучение, составляют и записывают свой режим.

Второй ведущий. Представьте, что вы 5 лет живете в том графике, кото­рый вы только что нам прочитали. Что вы чувствуете?

Первый ведущий организовывает обсуждение, в конце которого участникам, не удовлетворенным составленным режимом, предлага­ется перейти в другую группу.

Второй ведущий. Запишите в «зачетных листах», с каким багажом зна­ний, умений, навыков, с какими новыми личностными качествами вы вый­дете из вуза через 5 лет прожитой по вашему плану жизни. Зачитайте вслух свой «багаж».

Ребята зачитывают свой «багаж», обсуждают, затем все участники садятся в общий круг.

Первый ведущий. У каждого человека есть какие-то жизненные цели — то, чего хотелось бы достичь, то, ради чего имеет смысл жить. Они могут быть очень разными: для кого-то важнее всего — счастливая семья, для кого-то — успешная карьера или жизнь, наполненная сильными впечатле­ниями.

Второй ведущий раздает каждому участнику листочек с перечнем различных жизненных целей.

Первый ведущий. Некоторые из этих целей легко сочетаются с другими, некоторые противоречат друг другу — например, трудно совмещать серь­езную карьеру с созданием счастливой семьи. Часто приходится чем-то жертвовать ради самой важной, самой Значимой жизненной цели. Сейчас я прошу подумать, какая из перечисленных целей (или, возможно, ее нет в списке) является для вас самой главной.

В зале задернут сценический занавес, за ним ведущими были зара­нее развешаны листы ватмана с написанными жизненными целями (на каждом листе — одна цель).

Ведущий стоит около занавеса и по одно­му впускает за него участников, определившихся с выбором цели жиз­ни. Участники проходят за занавес и встают около листов.

Первый ведущий. Сейчас каждый может назвать значимую для него жиз­ненную цель и обосновать свой выбор, какой личностный смысл он вкла­дывает в эту цель, что под ней понимает, почему именно она представля­ется наиболее важной?

Участники озвучивают и комментируют свой выбор, ведущие орга­низовывают обсуждение.

Первый ведущий. Запишите выбранную вами жизненную цель в «зачет­ный лист».

Второй ведущий. А теперь посмотрите в свои «зачетные листы». Как со­относятся ваши записи? Быть может, есть какие-то несогласования?

Ребята делятся полученными результатами.

Этот этап — некая кульминация игры. Ребята получают наглядный результат своей работы: у кого-то проявляется четкая согласованность жизненных устремлений, а у кого-то — несоответствие различных жизненных этапов. Например, целью жизни девушки является счаст­ливая семейная жизнь, а она 5 лет посвятила серьезнейшему профес­сиональному становлению; у молодого человека цель — блестящая карьера, а он в институте вел «активную студенческую жизнь». Бе­зусловно, все подобные случаи нуждаются в акцентировании на игре, ведущему следует быть готовым к оказанию эмоциональной поддер­жки, к предложению индивидуальной консультации.

Второй ведущий. Большое спасибо всем за работу, я прошу сдать мне «за­четные листы», встречаемся через 10 минут в кабинете для обсуждения игры.

Ребята расходятся, ведущие готовятся<к обсуждению, для которо­го желательно организовать другое помещение (это помогает ребятам быстрее выйти из игровой ситуации).

Первый ведущий. Наша игра окончена. Какими мыслями, чувствами, со­стоянием хочется поделиться? Может быть, кто-то хочет задать вопросы ведущим или друг другу? Спасибо всем за работу!

Комментарии:

Эта игра позволяет увидеть, какие у старшеклассников возникают трудности в связи с профессиональным самоопределением и согласо­ванностью жизненных устремлений. Она дает психологу и классному руководителю диагностический материал для дальнейшей индивиду­альной или групповой профессиональной ориентации учащихся.

Игра очень четкая, структурированная и «живая»: в зависимости от готовности детей могут подниматься и обсуждаться самые слож­ные мировоззренческие позиции. Многим подросткам приятно чув­ствовать себя в роли взрослых, принимающих серьезные ответствен­ные решения, отстаивающих принципиальные позиции. Игра крайне насыщена эмоционально и интеллектуально. Игра формирует ценно­сти и создает мотивации для дальнейшей серьезной учебы: десяти­классников увлекает возможность попробовать себя в роли студентов, они вдохновенно работают над выстраиванием учебной стратегии, поражаются объему труда, который надо вложить в свое профессио­нальное становление.

Одной из центральных задач игры является формирование пози­тивного отношения ребят к своему будущему, для чего ведущими и дается возможность его изменять на каждом этапе действия.

Роль ведущих в этой игре крайне важна: необходимо направлять работу всех групп, быть готовыми к серьезному обсуждению принци­пиальных вопросов, но при этом не подавлять детскую самостоятель­ность и демонстрировать уважительное отношение к самым различ­ным — и иногда совершенно неожиданным — взглядам подрастающего поколения.

Наши рекомендации