Современный урок русского языка на основе системно-деятельностного подхода.
Й вопрос
1.Новые тенденции в преподавании русского языка и литературного чтенияпоФГОС НОО.
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Миссия школы – воспитание высоконравственного, успешного гражданина России, сознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.
В новом стандарте четко обозначены требования к его результатам:
- личностным (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки личностной позиции обучающихся, социальные компетенции и т. п.);
- метапредметным (умение учиться);
- предметным умениям.
В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебныхдействий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Прежде всего, в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни, и разрабатывался новый образовательный стандарт.
Основные идеи ФГОС в предмете «Русский язык»
Достижение результатов освоения курса русского языка на личностном, предметном и метапредметном уровне.
Реализация системно-деятельностного и компетентностного подходов в процессе обучения русскому языку.
Актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».
Преподавание русского языка на уровне современных требований – это реализация когнитивно-коммуникативного аспекта – выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку, в связи с чем:
целесообразно шире использовать работу с текстом;
отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой;
обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка;
учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров;
регулярно проводить многоаспектный анализ текста.
Стратегии смыслового чтения, сформулированные ФГОС
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Работа с текстом: оценка информации
Для методики современного урока русского языка актуальными являются:
практическая ориентированность;
достижение результатов на предметном и метапредметном уровне;
направленность на формирование различных способов деятельности;
формирование функциональной грамотности;
компетентностный подход (коммуникативная, лингвистическая, культуроведческая).
Лингво-методический анализ УМК по обучению грамоте (на выбор).
Лингво – методический анализ УМК по обучению грамоте
«Школа 2100»
Состав УМК («ШКОЛА 2100»):
1. «Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина
2. Тетрадь для печатания к учебнику «Букварь»
3. Прописи (авт. Пронина О.В.) «Мои волшебные пальчики» № 1,2,3,4,5
4. Методические рекомендации к Букварю и прописям.
Иллюстрирование прочитанного (словесное, графическое)
Ещё одним способом развития читательской самостоятельности учащихся начальных классов, по мнению Е.Никоновича, может стать творческая деятельность детей, направленная на использование и подбор рифмы, а также собственное сочинение сказок и историй.
Русск.яз
Для успешной организации самостоятельной работы в классе используются различные методические рекомендации и памятки. При выполнении различных заданий дети обращаются к памяткам, алгоритмам, на основе которых происходит анализ выполненных заданий. Внимание учащихся на памятки, рекомендации, алгоритмы. Это помогает им быстрее овладеть необходимыми умениями, усвоить определенный порядок действий и некоторые общие способы организации самостоятельной деятельности. Главный принцип — ориентирование учебного материала, способов его представления, методов обучения на включение обучающихся в учебную деятельность под конкретный результат:
• Постановка учебной задачи на каждом уроке (тема-вопрос - проблемная ситуация);
• Задания и вопросы, инициирующие детское действие;
• Задания для работы в парах и/или группах;
• Задания по поиску информации;
• Задания, раскрывающие связи учебного материала с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования УУД;
Способность видеть орфограммы – это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил. Вопрос заключается в том, как это сделать. Имеющийся уже опыт позволяет говорить о наличии двух основных путей решения проблемы:
Самый высокий уровень. Материал — слова, записанные на доске и произнесенные учителем: дома, цветы, грачи, мячи, лиса. Задание: догадаться, на какое правило правописания эти слова, сформулировать и записать его на листе № 1.
Средний уровень. В каждой паре слов: дома—дом, цветы—цвет, грачи—грач, лиса—лис выделить одинаковую часть, а в ней — букву, которая обозначает ударный гласный звук, эту букву подчеркнуть; сформулировать правило и записать его на листе № 3.
Низкий уровень. Записать те же слова, сравнить буквы, которые обозначают звуки в ударном и безударном положении в корне; ответить на вопрос: одинаковой ли буквой обозначается звуки в ударном и безударном положении? Правильный ответ на этот вопрос и является правилом, которое надо было открыть. Записать его на листе № 5.
Примеры заданий по развитию творческих способностей учащихся средствами учебного предмета «русский язык».
«Укрась слово»
Кто удачнее напишет коллективный рассказ за определенное время (работа в группах). Каждый участник имеет право добавить только одно-два предложения к уже написанному. Тему рассказа определяет учитель. Цель игры – активизировать спонтанную речь детей.Добиться творческого подъема в классе способствуют разнообразные виды творческих работ. К ним относятся: творческое списывание, творческий диктант, свободный диктант, творческое изложение, творческое сочинение.
Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства.
Чтение включает творческий акт, а именно: субъективное, индивидуальное восприятие читаемого и осознание через него себя как личности. Как и любое творчество, чтение – эмоциональная деятельность, основывающаяся на личностном восприятии и воссоздании образов художественного произведения в своём воображении.
Й вопрос
1.Новые тенденции в преподавании русского языка и литературного чтенияпоФГОС НОО.
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Миссия школы – воспитание высоконравственного, успешного гражданина России, сознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.
В новом стандарте четко обозначены требования к его результатам:
- личностным (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки личностной позиции обучающихся, социальные компетенции и т. п.);
- метапредметным (умение учиться);
- предметным умениям.
В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебныхдействий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Прежде всего, в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни, и разрабатывался новый образовательный стандарт.
Основные идеи ФГОС в предмете «Русский язык»
Достижение результатов освоения курса русского языка на личностном, предметном и метапредметном уровне.
Реализация системно-деятельностного и компетентностного подходов в процессе обучения русскому языку.
Актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».
Преподавание русского языка на уровне современных требований – это реализация когнитивно-коммуникативного аспекта – выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку, в связи с чем:
целесообразно шире использовать работу с текстом;
отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой;
обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка;
учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров;
регулярно проводить многоаспектный анализ текста.
Стратегии смыслового чтения, сформулированные ФГОС
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Работа с текстом: оценка информации
Для методики современного урока русского языка актуальными являются:
практическая ориентированность;
достижение результатов на предметном и метапредметном уровне;
направленность на формирование различных способов деятельности;
формирование функциональной грамотности;
компетентностный подход (коммуникативная, лингвистическая, культуроведческая).
Современный урок русского языка на основе системно-деятельностного подхода.
Системно - деятельностный подход-Организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Системно-деятельностный подход предполагаетучёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Личностные результаты изучения русского языка в начальной школе:
осознание языка как основного средства человеческого общения;
восприятие русского языка как явления национальной культуры;
понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты изучения русского языка в начальной школе:
умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
умение задавать вопросы.
Предметные результаты изучения русского языка в начальной школе:
овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
умение проверять написанное;
умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Требования к деятельности ученика на уроке
Мобилизующий этап
1) Выполняя предложенные учителем задания частично поискового характера, ученик определяет тему урока;
2) пользуясь опорной схемой, формулирует цели урока, создаёт установку на их реализацию;
3) актуализирует имеющиеся знания, применяя их в практической деятельности.
Этап овладения новыми знаниями
1) Формулирует задания к упражнениям;
2) выполняет упражнения, комментируя и поясняя свои действия;
3) формулирует новое правило на основе анализа предложенного учителем материала.
Рефлексия
1) Вспоминает ход урока;
2) анализирует свою деятельность (деятельность одноклассников);
3) формулирует свои впечатления.
Требования к деятельности учителя на уроке
1) Чётко и точно формулирует задания.
2) Не даёт новые знания ученикам в готовом виде.
3) Не повторяет задание 2 раза.
4) Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам.
5) Не повторяет то, что уже сказали ученики.
6) Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза.
7) Подбирает задания комплексного характера.