Современный урок русского языка на основе системно-деятельностного подхода.

Й вопрос

1.Новые тенденции в преподавании русского языка и литературного чтенияпоФГОС НОО.

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Миссия школы – воспитание высоконравственного, успешного гражданина России, сознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.

В новом стандарте четко обозначены требования к его результатам:

- личностным (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки личностной позиции обучающихся, социальные компетенции и т. п.);

- метапредметным (умение учиться);

- предметным умениям.

В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебныхдействий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Прежде всего, в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни, и разрабатывался новый образовательный стандарт.

Основные идеи ФГОС в предмете «Русский язык»

Достижение результатов освоения курса русского языка на личностном, предметном и метапредметном уровне.

Реализация системно-деятельностного и компетентностного подходов в процессе обучения русскому языку.

Актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».

Преподавание русского языка на уровне современных требований – это реализация когнитивно-коммуникативного аспекта – выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку, в связи с чем:

целесообразно шире использовать работу с текстом;

отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой;

обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка;

учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров;

регулярно проводить многоаспектный анализ текста.

Стратегии смыслового чтения, сформулированные ФГОС

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Работа с текстом: оценка информации

Для методики современного урока русского языка актуальными являются:

практическая ориентированность;

достижение результатов на предметном и метапредметном уровне;

направленность на формирование различных способов деятельности;

формирование функциональной грамотности;

компетентностный подход (коммуникативная, лингвистическая, культуроведческая).

Лингво-методический анализ УМК по обучению грамоте (на выбор).

Лингво – методический анализ УМК по обучению грамоте

«Школа 2100»

Состав УМК («ШКОЛА 2100»):

1. «Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина

2. Тетрадь для печатания к учебнику «Букварь»

3. Прописи (авт. Пронина О.В.) «Мои волшебные пальчики» № 1,2,3,4,5

4. Методические рекомендации к Букварю и прописям.

Иллюстрирование прочитанного (словесное, графическое)

Ещё одним способом развития читательской самостоятельности учащихся начальных классов, по мнению Е.Никоновича, может стать творческая деятельность детей, направленная на использование и подбор рифмы, а также собственное сочинение сказок и историй.

Русск.яз

Для успешной организации самостоятельной работы в классе используются различные методические рекомендации и памятки. При выполнении различных заданий дети обращаются к памяткам, алгоритмам, на основе которых происходит анализ выполненных заданий. Внимание учащихся на памятки, рекомендации, алгоритмы. Это помогает им быстрее овладеть необходимыми умениями, усвоить определенный порядок действий и некоторые общие способы организации самостоятельной деятельности. Главный принцип — ориентирование учебного материала, способов его представления, методов обучения на включение обучающихся в учебную деятельность под конкретный результат:

• Постановка учебной задачи на каждом уроке (тема-вопрос - проблемная ситуация);

• Задания и вопросы, инициирующие детское действие;

• Задания для работы в парах и/или группах;

• Задания по поиску информации;

• Задания, раскрывающие связи учебного материала с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования УУД;

Способность видеть орфограммы – это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил. Вопрос заключается в том, как это сделать. Имеющийся уже опыт позволяет говорить о наличии двух основных путей решения проблемы:

Самый высокий уровень. Материал — слова, записанные на доске и произнесенные учителем: дома, цветы, грачи, мячи, лиса. Задание: догадаться, на какое правило правописания эти слова, сформулировать и записать его на листе № 1.

Средний уровень. В каждой паре слов: дома—дом, цветы—цвет, грачи—грач, лиса—лис выделить одинаковую часть, а в ней — букву, которая обозначает ударный гласный звук, эту букву подчеркнуть; сформулировать правило и записать его на листе № 3.

Низкий уровень. Записать те же слова, сравнить буквы, которые обозначают звуки в ударном и безударном положении в корне; ответить на вопрос: одинаковой ли буквой обозначается звуки в ударном и безударном положении? Правильный ответ на этот вопрос и является правилом, которое надо было открыть. Записать его на листе № 5.

Примеры заданий по развитию творческих способностей учащихся средствами учебного предмета «русский язык».

«Укрась слово»

Кто удачнее напишет коллективный рассказ за определенное время (работа в группах). Каждый участник имеет право добавить только одно-два предложения к уже написанному. Тему рассказа определяет учитель. Цель игры – активизировать спонтанную речь детей.Добиться творческого подъема в классе способствуют разнообразные виды творческих работ. К ним относятся: творческое списывание, творческий диктант, свободный диктант, творческое изложение, творческое сочинение.

Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства.

Чтение включает творческий акт, а именно: субъективное, индивидуальное восприятие читаемого и осознание через него себя как личности. Как и любое творчество, чтение – эмоциональная деятельность, основывающаяся на личностном восприятии и воссоздании образов художественного произведения в своём воображении.

Й вопрос

1.Новые тенденции в преподавании русского языка и литературного чтенияпоФГОС НОО.

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Миссия школы – воспитание высоконравственного, успешного гражданина России, сознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.

В новом стандарте четко обозначены требования к его результатам:

- личностным (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки личностной позиции обучающихся, социальные компетенции и т. п.);

- метапредметным (умение учиться);

- предметным умениям.

В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебныхдействий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Прежде всего, в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни, и разрабатывался новый образовательный стандарт.

Основные идеи ФГОС в предмете «Русский язык»

Достижение результатов освоения курса русского языка на личностном, предметном и метапредметном уровне.

Реализация системно-деятельностного и компетентностного подходов в процессе обучения русскому языку.

Актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».

Преподавание русского языка на уровне современных требований – это реализация когнитивно-коммуникативного аспекта – выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку, в связи с чем:

целесообразно шире использовать работу с текстом;

отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой;

обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка;

учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров;

регулярно проводить многоаспектный анализ текста.

Стратегии смыслового чтения, сформулированные ФГОС

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Работа с текстом: оценка информации

Для методики современного урока русского языка актуальными являются:

практическая ориентированность;

достижение результатов на предметном и метапредметном уровне;

направленность на формирование различных способов деятельности;

формирование функциональной грамотности;

компетентностный подход (коммуникативная, лингвистическая, культуроведческая).

Современный урок русского языка на основе системно-деятельностного подхода.

Системно - деятельностный подход-Организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Системно-деятельностный подход предполагаетучёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Личностные результаты изучения русского языка в начальной школе:

осознание языка как основного средства человеческого общения;

восприятие русского языка как явления национальной культуры;

понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;

способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты изучения русского языка в начальной школе:

умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

умение задавать вопросы.

Предметные результаты изучения русского языка в начальной школе:

овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;

умение проверять написанное;

умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Требования к деятельности ученика на уроке

Мобилизующий этап

1) Выполняя предложенные учителем задания частично поискового характера, ученик определяет тему урока;

2) пользуясь опорной схемой, формулирует цели урока, создаёт установку на их реализацию;

3) актуализирует имеющиеся знания, применяя их в практической деятельности.

Этап овладения новыми знаниями

1) Формулирует задания к упражнениям;

2) выполняет упражнения, комментируя и поясняя свои действия;

3) формулирует новое правило на основе анализа предложенного учителем материала.

Рефлексия

1) Вспоминает ход урока;

2) анализирует свою деятельность (деятельность одноклассников);

3) формулирует свои впечатления.

Требования к деятельности учителя на уроке

1) Чётко и точно формулирует задания.

2) Не даёт новые знания ученикам в готовом виде.

3) Не повторяет задание 2 раза.

4) Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам.

5) Не повторяет то, что уже сказали ученики.

6) Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза.

7) Подбирает задания комплексного характера.

Наши рекомендации