Современный урок русского языка

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1. Основные требования к уроку русского языка

1. Целенаправленность, чёткость и содержательная логика урока

Цели, сформулированные учителем при подготовке к уроку, должны соответствовать теме урока и требованиям учебной программы.

Цели, поставленные учителем перед учащимися на уроке, должны быть сформулированы конкретно, корректно и в сфере деятельности учащихся.

Все выполняемые на уроке упражнения должны соответствовать теме урока и способствовать достижению поставленной цели, каждое новое упражнение должно опираться на предыдущее и делать шаг вперёд.

Методы и формы организации учебной деятельности должны быть адекватны теме, цели и содержанию урока.

Конечный результат должен соответствовать поставленной цели и достигаться наиболее оптимальным способом.

Реализация коммуникативно-деятельностного подхода

Ведущее требование — правильно организованная речевая направленность урока, развитие речи учащихся и навыков свободного владения языком в различных ситуациях общения.

Основные направления работы:

·связная речь (работа над текстом, пересказы, обучающие устные и письменные изложения и сочинения);

·развитие синтаксического строя речи (работа над предложением и словосочетанием);

·словарно-лексическая и словообразовательная работа (работа по обогащению словарного запаса учащихся);

·работа над звуковой культурой речи (артикуляция, правильное произношение).

Требования к речи учащихся: содержательность, логичность, точность, выразительность, чистота, ясность и правильность речи.

Организация сопутствующего повторения.

Проведение на каждом уроке орфографических тренингов-пятиминуток (орфографические минутки; пятиминутки грамотности и др.) в структуре урока любого типа — как отдельный этап урока; как дополнительный орфографический разбор 1-2 предложений из текста упражнения; предварительный орфографический анализ домашнего задания и т.д.

Целенаправленная работа по формированию практических умений в выполнении различных видов разбора

На каждом уроке необходимо находить возможность обращаться к одну из видов разбора: звуко-буквенный (полный или частичный) — только устная форма', по составу слова (морфемный) — устная и письменная форма; слово как часть речи (морфологический) — только устная форма; предложения — графически выделяем только главные члены предложения, устно устанавливаем связь слов в предложении (находим словосочетания с обязательной постановкой вопросов).

Проведение в конце урока мини-проверочной работы как диагностики к следующему уроку

Самый объективный способ узнать качество своей (учительской!) работы — проведение в конце урока мини-проверочной работы (продиктовать 2-3 слова или 1 предложение со словами на то правило, которое отрабатывалось на уроке). Результаты работы покажут учителю, на что следует обратить внимание при разработке содержания следующего урока.

12. Выполнение общедидактических требований:

·лингвистическая грамотность урока;

·рациональное распределение времени на уроке;

·наличие обратной связи (фронтальный устный опрос; учебный диалог; оперативные проверочные работы; использование перфокарт, карточек для индивидуальной Работы, средств обратной связи — веера гласных и согласных, цветовые сигнальные карточки и др.);

·индивидуальный и дифференцированный подходы;

·формирование общеучебных умений и навыков;

·учёт и использование межпредметных связей;

·перспективность и преемственность в работе;

·эффективное использование наглядности и технических (электронных) средств обучения.

Орфографические упражнения

В начальных классах

К орфографическим упражнениямотносятся следующие виды работ:

•списывание;

·диктант;

·орфографический разбор;

·свободное (самостоятельное) письмо — подбор собственных примеров, изложение, сочинение и др.;

• корректура текста (исправление ошибок).

2.1.СПИСЫВАНИЕ— передача в письменной форме зрительно воспринимаемого слова, предложения, текста. Используется при обучении технике письма и каллиграфии, а также орфографии и грамматике (как правило, с дополнительными заданиями). Различают следующие виды списывания:

·списывание с готового образца — для списывания предлагаются слова, предложения или текст без пропуска букв и дополнительных заданий; цель — списать правильно, без ошибок и искажений;

·списывание с дополнительными заданиями — списывание чаще всего сочетается с выполнением заданий орфографического, грамматического, лексического или словообразовательного характера — разделить слова на слоги; выделить корень; обозначить части слова; обозначить части речи; указать род, число, падеж, склонение, спряжение; подчеркнуть главные члены предложений; подчеркнуть безударные гласные в корнях, приставках, суффиксах, окончаниях; вставить пропущенные буквы и др.;

·творческое списывание — восстановление деформированных предложений или текста; изменение грамматической формы записываемых слов;

·выборочное списывание — списать только слова определённой части речи, определённого спряжения; выписать словосочетания и т.п.

• списывание с группировкой — запись слов в два, три столбика с учётом содержащихся в словах орфограмм; запись слов в определённой последовательности: сначала записываются слова с безударной гласной в корне слова, затем — в приставке, далее — в суффиксе и т.д.

К сожалению, школа упорно игнорирует методику обучения списыванию, и в результате наши ученики даже в IV классе списывать не умеют. Списывание практически подменяется копированием, «срисовыванием» в лучшем случае по слогам, в худшем — по буквам. Ни о каком влиянии такого «списывания» на формирование орфографического навыка говорить не приходится.

Памятка 2

Запись под диктовку текста.

Учитель читает текст :

1)весь текст — для общего восприятия (1);

2)каждое предложение с паузами — для записи (2);

·Послушайте первое предложение.

·Повторите его.

·Диктуйте себе по слогам.

·Проверьте предложение (прочитать ещё раз).

3) весь текст — для проверки.

Выбор вида диктанта обусловлен этапом работы над формированием орфографического навыка и целью урока.

3. Ф. Ульченко предложена следующая система использования различных видов диктантов:

Этап работы над орфограммой Рекомендуемый вид диктанта
Опознавание орфограммы на уровне знакомства с нею Выборочный диктант
Устное объяснение орфо­граммы до записи текста Предупредительный диктант
Объяснение орфограммы в процессе письма Комментированный диктант
Объяснение орфограммы после записи текста Объяснительный диктант
Включение орфограммы в новые связи Выборочно-объясни­тельный диктант
Возвращение на более высоком уровне к этапу осознания орфограммы Диктант «Проверяю себя»
Объединение усвоенных частных действий в одну сложную деятельность в условиях полной самостоя­тельности учащихся Контрольный диктант

2.2.1. Слуховой диктант — орфографическое упражне­ние, в процессе которого пишущий соотносит звуковой и буквенный составы слов, словосочетаний, предложе­ний, текста.

2.2.2. Предупредительный диктант — вид слухового диктанта. Цель — предупреждение ошибок путём объ­яснения орфограмм до записи текста, слова. Приме­няется на первичных этапах изучения темы. По мере освоения способа проверки и усвоения материала за­меняется объяснительным диктантом. Учитель диктует предложение (словосочетание, слово). Перед записью проводится орфографический анализ — учащиеся объ­ясняют, как напишут слово и почему.

2.2.3. «Безошибочный» диктант — разновидность пре­дупредительного диктанта. Перед учащимися ставится задача — полностью разобраться в орфографической стороне текста и написать диктант без ошибок. Прослушав текст, учащиеся ставят вопросы в отношении написания тех или иных слов. На эти вопросы отвечают ученики, уверенные в правописании данного слова. При затруднении к объяснению орфограмм подключается учитель.

2.2.4 Предупредительно-контрольный диктант -разновидность предупредительного диктанта. Перед диктантом в течение 8-10 минут повторяются те пра­вила правописания, которые отражены в его тексте. В качестве примеров рассматриваются слова из текста диктанта, специально отобранные учителем.

2.2.5 Подготовленный диктант — разновидность пре­дупредительного диктанта с элементами объяснитель­ного. Текст сначала разбирается, потом записывается и проверяется.

2.2.6 Объяснительный диктант — вид слухового дик­танта. После записи предложения или текста в целом учащиеся объясняют написание орфограмм. Это своего рода коллективная проверка написанного, развивающая внимание учащихся к орфограммам. Проводится при закреплении темы. В процессе записи текста учащиеся подчёркивают орфограммы, требующие проверки, по­сле записи — контролируют правильность выполнения работы.

2.2.7. Объяснительный диктант с предварительной подготовкой. До записи текста учитель выделяет время на повторение изученных правил правописания и спо­собов проверки необходимых орфограмм. После орфо­графической подготовки и своеобразной «настройки» учащихся на определённый вид орфограмм проводится диктант. После записи учащиеся доказывают правиль­ность написания слов с изученными орфограммами, исправляют допущенные ошибки.

2.2.8. Диктант «Проверяю себя» (введён А. И. Кобызевым) — вид слухового диктанта, характеризующийся высоким уровнем самоконтроля. Способствует развитию орфографической зоркости, критического отношения к собственному тексту, осмыслению орфограмм на до­статочно высоком уровне, вырабатывает навыки само­проверки. Во время записи текста ученику разрешается спрашивать учителя, как пишется та или иная орфограм­ма, пользоваться словарём, справочниками и пр. Вы­звавшую сомнение орфограмму ученик подчёркивает (это важно использовать учителю для анализа). Если делается исправление подчёркнутой орфограммы, оно за ошибку не считается. В то же время допущенные ошибки на изученные правила учитываются более строго, так как ученик не увидел орфографически опасных мест.

2.2.9. Письмо с пропуском букв (диктант с пропущен­ными орфограммами) — разновидность диктанта «Проверяю себя». В процессе записи текста учащиеся пропускают буквы (орфограммы), если не знают или сомневаются в написании. На месте пропуска букв ста­вится прочерк— по нижней линейке проводится черта. Запись в тетради выглядит следующим образом: Вл_су слышна звонк_я трель с_л_вья. После записи осущест­вляется орфографический анализ слов с пропущенными буквами. Пропуски заполняются. Такой приём предупре­ждает появление ошибок и большого количества исправ­лений, является одним из самых эффективных приёмов развития орфографической зоркости. Учащиеся должны уяснить: если не знаешь, как проверить, лучше пропу­стить букву, но писать наугад нельзя!

2.2.10. Комментированный диктант (комментированное письмо, грамматико-орфографическое комментирование) — вид орфографического упражнения – вид орфографического упражнения, разновидность слухового диктанта в сочетании с орфографическим разбором. Орфографический анализ текста производится не до записи или после неё, а совмещается с письмом текста.

Один учащийся в процессе и в темпе письма вслух комментирует все орфограммы, указывает их типы, называет правило проверки, кратко называет шаги алгоритма орфографического действия, подбирает проверочные слова, делает вывод. При этом форма объяснения написания должна быть краткой, иначе теряется связь между словами. Например: «Пишу зелёный с безударной гласной е. Проверочное слово — зелень» или «Зелёный. Проверяю безударную гласную — ставлю под ударение — зелень. Пишу зелёный с буквой е». Обязательное условие — к комментированию поочерёдно привлекаются все учащиеся класса, не только сильные. При систематическом применении вырабатывается орфографическая зоркость. Комментированный диктант обеспечивает овладение учащимися алгоритмом действия, направлен на отработку приёмов применения правила в процессе письма.

2.2.11. Комбинированный диктант —вид слухового диктанта, обладающий признаками предупредительного, объяснительного и контрольного диктантов. Используется преимущественно на уроках обобщения, а также в работе с отстающими. Вначале проводится предварительное объяснение орфограмм (2-3 предложения), в последующих предложениях орфограммы объясняются одновременно с письмом или после записи предложения, затем несколько предложений записываются без объяснений, по методике контрольного диктанта.

2.2.12. Выборочный диктант— вид слухового или зрительного диктанта. Предполагает запись не всего текста, а лишь тех слов, словосочетаний, предложений, в которых есть орфограммы (пунктограммы, грамматические формы) на изучаемое правило. Может сопровождаться дополнительным заданием. Выборочный диктант развивает орфографическую зоркость, внимание, умение обнаруживать изучаемые языковые явления, приучает школьников к анализу текста до его записи.

2.2.13. Выборочно-распределительный диктант —разновидность выборочного диктанта. Предполагает выбор из текста и запись слов с определёнными орфограммами и одновременной их группировкой по каким-либо признакам, например слова с проверяемыми безударными гласными выписываются в левый столбик, с непроверяемыми — в правый.

2.2.14. Морфемный диктант— разновидность выборочного диктанта. Учитель диктует слова, словосочетания или предложения, ученики записывают только указанные учителем значимые части того или иного слова с нужной орфограммой. Данный вид диктанта способствует запоминанию графического облика морфем, развивает орфографическую зоркость, совмещает грамматический и орфографический анализы слов.

2.2.15. Творческий диктант— по заданию учителя в диктуемый текст учащиеся вставляют определённые слова или изменяют грамматическую форму диктуемых слов. Например, в ходе изучения имени прилагательного учитель предлагает дополнить предложения подходящими по смыслу именами прилагательными; при изучении множественного числа имени существительного — заменить форму единственного числа на множественное и др. Вырабатывается навык применения орфографического правила в условиях, когда необходимо думать о содержании предложения и его грамматическом оформлении.

2.2.16. Свободный диктант— в процессе записи текста учащиеся могут заменить отдельные слова, изменить структуру предложения. Текст диктуется вначале целиком, затем по частям (3-4 предложения); каждая часть записывается после повторного её прочтения. Учащиеся записывают каждую часть текста по памяти, как запомнили. Тренируется память. Дополнительная цель — развитие речи учащихся. В методике рассматривается как вид работы, подготавливающий учащихся к написанию изложений.

2.2.17. Зрительный диктант— вид орфографического упражнения, развивающий орфографическую зоркость, зрительную память и внимание. Записанный на доске текст (слова, предложения) прочитывается учащимися, анализируется, затем стирается. Школьники пишут его по памяти. После записи осуществляется проверка.

Зрительные диктанты по методике профессора И. Т. Федоренко— система специально подобранных наборов предложений, обеспечивающая развитие оперативной памяти. В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений. Каждое последующее предложение постепенно, по одной-две букве, наращивается по длине. Первое предложение набора № 1 состоит из двух слов и содержит всего 8 букв, последнее предложение набора № 18 состоит из 10 слов и содержит 46 букв. Если предложения не соответствуют содержанию урока, их можно заменить равноценными с тем же количеством букв.

Время работы со всеми наборами занимает 2-3 месяца. Для записи шести предложений на уроке уходит от 5 до 8 минут. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно (тренировку оперативной памяти можно осуществлять на уроках как русского, так и белорусского языка, подбирая предложения на русском и белорусском языках соответственно). Письмо через день эффективного результата не даёт!

Методика проведения

1.На доске учитель заранее записывает 6 предложений одного набора и закрывает листом бумаги (можно заготовить каждое предложение на отдельной полоске бумаги, напечатав его крупным шрифтом, или для демонстрации предложений использовать мультимедийные средства обучения).

2.Открывается первое предложение (лист бумаги сдвигают вниз). Учащиеся в течение определённого времени (от 4 до 8 секунд в зависимости от набора предложений) читают предложение «про себя» и стараются
его запомнить.

3.По истечении времени учитель стирает предложение и предлагает записать его в тетрадях по памяти.

Если ученик не успел запомнить предложение, ему разрешается посмотреть у соседа. Если многие ученики класса не успевают запомнить предложение и обращаются к соседям по парте, работу с данным набором предложений повторяют на следующий день. И так до тех пор, пока практически все ученики смогут записать предложения по памяти самостоятельно. Только после этого можно переходить к следующему набору.

4. Открывается второе предложение. Учащиеся читают, стараются запомнить. Предложение стирается, ученики записывают его по памяти.

5-8. Чтение, запоминание и запись по памяти следующих предложений набора (работа организуется аналогичным образом).

2.2.18. Письмо по памяти или самодиктант —самостоятельная запись выученного наизусть текста, который воспринимается учащимися зрительно или на слух. По окончании работы текст открывается для осуществления самопроверки.

2.2.19. Разученный диктант (подготовленный диктант) —разновидность письма по памяти, можно практиковать в IV классе. Предварительная подготовка к написанию текста осуществляется учениками самостоятельно, возможно — дома. Текст заучивается наизусть. На следующий день в классе ученики пишут заученный текст по памяти или под диктовку учителя.

2.2.20. Картинный диктант (беззвучный диктант) -учитель молча демонстрирует предметную картинку, учащиеся записывают название изображённого предмета.

2.2. 21. Предметный диктант (беззвучный диктант) -учитель молча демонстрирует предмет, учащиеся записывают название предмета.

2.2. 22. Диктант-игра «Кто больше запомнит?»(введён Л. П. Федоренко) — разновидность слухового или зрительного диктанта с установкой на точное воспроизведение по памяти услышанных или зрительно воспринятых слов, направлен на тренировку памяти.

Методика проведения

1.Учитель произносит один раз цепочку, например из 3 слов, или демонстрирует её на доске или экране в течение 9-15 секунд (примерно по 3-5 секунд на одно слово) и больше не повторяет.

2.Учащиеся записывают то, что запомнили.

3.Учитель читает или демонстрирует новую цепочку из 3 слов и делает паузу, достаточную для того, чтобы учащиеся успели записать по памяти слова.

4.Самопроверка или взаимопроверка. Учащиеся подсчитывают друг у друга или каждый у себя количество слов. За каждое правильно записанное слово начисляется по одному очку. За пропущенное или заменённое слово и за каждую орфографическую ошибку — по штрафному очку.

5.Учитель на доске или экране демонстрирует правильно записанные слова. Учащиеся проверяют точность своих подсчётов. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество очков.

6. Тетрадь кандидата в победители проверяет учитель.

Количество слов для диктанта:

II класс — 4-6-8 слов (цепочки из 2 слов); 6-9 слов (цепочки из 3 слов);

IIIкласс — 8-10 слов (цепочки из 2 слов); 9-12 слов (цепочки из 3 слов);

4 класс—10-12-14слов (цепочки из 2 слов); 12-15 слов (цепочки из 3 слов).

Самыми лёгкими для запоминания являются цепочки слов, принадлежащих к одной части речи и одной тематической группе, например: капуста, картофель, помидоры. Трудными,но наиболее эффективными для тренировки памяти (развивать память можно только нагружая её) оказываются цепочки слов, относящиеся к разным частям речи и тематическим группам, например: кровать, решать, горячий.

Диктант «Будь точным» (введён Л. П. Федоренко) — разновидность диктанта «Кто больше запомнит?», но для записи предлагаются не отдельные слова, а предложения. Название диктанта указывает, что применительно к предложению важно точное его воспроизведение, а не количество записанных слов. Учитель читает каждое предложение только один раз. Учащиеся записывают так, как запомнили. Первое предложение не повторяется! Дальше учитель читает один раз второе предложение и т.д.

2.2.23. Контрольный, или проверочный, диктант — видслухового диктанта, представляет собой грамматико-орфографическое аналитико-синтетическое упражнение и проводится как полностью самостоятельная работа: учащиеся должны понять содержание текста и записать его без искажения смысла, понять каждое слово и грамматическую форму, обнаружить орфограммы и пунктограммы, проверить их, написать без ошибок. Цель — выяснить уровень владения учащимися изученными правилами и умением применять их на практике.

Текст контрольного диктанта должен включать основные орфограммы и пунктограммы, изученные на момент проверки. По возможности орфограммы должны быть равномерно распределены в разных частях текста. Объясняется это тем, что наибольшее количество ошибок, исправлений, пропусков букв, слогов и даже целых слов допускается учащимися в начале и в конце текста: в начале текста при прочих равных условиях учащиеся ещё не успели сосредоточиться, втянуться в работу, в конце диктанта — на фоне общей утомляемости ослабевает внимание. Количество слов с неизученными орфограммами не должно превышать трёх.Если текст содержит более трёх таких слов, он для диктанта не используется.

Контрольный диктант может сопровождаться дополнительными грамматическими заданиями,содержание которых должно соответствовать учебной программе. Количество заданий не должно превышать трех.Для каждого варианта подбираются однотипные грамматические задания.

Работа над ошибками

Работа над ошибками — неотъемлемая часть системы обучения русскому языку, пронизывающая собой все её организационные формы: уроки, домаш­ние задания и пр. Как отмечается в психологической литературе, это актуализация цепи правильных знаний и затормаживание неверных. Цель такой работы, с одной стороны, объяснение орфограмм, на которые допущены ошибки, с другой — закрепление навыка правописания и тем самым предупреждение возможности повторно­го появления ошибок. Существуют следующие виды работы над ошибками:

·предупреждение возможных ошибок при изучении различных тем курса русского языка на основе прогнозирования, знания типичных ошибок и трудностей;

·обнаружение и исправление ошибок самими учащимися в обучающих и контрольных письменных работах на основе самопроверки, редактирования;

·исправление, учёт, классификация ошибок учителем с последующим обобщением и использованием данных как для общей диагностики и прогнозирования
в классе, так и для организации конкретной коллективной, групповой и индивидуальной работы учащихся над ошибками;

·организация и проведение специальных уроков работы над ошибками, фрагментов работы над ошибками на разных, обычных уроках, использование «касс ошибок», словариков и пр.

Бесспорно, важнее всего ошибки предупреждать. Кропотливая, профессионально организованная эффективная работа с детьми по сознательному овладению орфографией (формированию способности обнару­живать в слове проблемные для написания элементы, соотносить их с определённым правилом и затем писать в соответствии с ним) — это и есть та деятельность, кото­рая сведёт к минимуму появление ошибок в письменных работах учащихся.

Но на уроках русского языка должна проводиться специальная систематическая работа по предупре­ждению ошибок. Она обеспечивается выполнением таких орфографических упражнений, как предупре­дительный диктант, комментированное письмо, письмо под диктовку с пропуском «сомнительных» букв, орфографический разбор.

Учитель должен понимать, что каждый ответ ученика во время урока, каждая его письменная работа дают ему информацию, на основании которой можно судить о степени усвоения учебного материала по русскому языку, о трудностях, испытываемых при изучении той или иной темы, о пробелах в знаниях, умениях и на­выках. Педагогу всегда важно знать, как продвигается каждый его ученик в области грамматики и правопи­сания. В этом ему окажет неоценимую помощь такой вид работы, как учёт ошибок, допускаемых учащимися класса в письменных работах. Данный вид работы реа­лизуется через ведение учителем учётного журнала (тетради), в котором для каждого школьника отведена страница или две для регулярного внесения ошибок. Такие записи обеспечивают педагогу возможность, во-первых, следить за орфографическим развитием всех учеников, дифференцированно помогать им, предлагать индивидуальные задания по работе над ошибками; во-вторых, классифицировать типичные ошибки и строить коллективную работу по коррекции знаний и умений того программного материала, который был не в полной мере усвоен детьми; в-третьих, составлять целостную картину успеваемости всего класса и каждого ученика в отдельности за тот или иной период обучения.

На основании наблюдений и данных, полученных в процессе повседневных занятий в школе, при проверке выполнения домашних заданий, учитель сможет выяс­нять причины ошибок учащихся и строить соответствую­щую работу по их предупреждению и устранению.

Не только учитель ведёт учёт ошибок, но и каждый ученик должен следить за своими успехами и недо­чётами, контролировать своё учение. Чтобы выполнить работу над ошибками, ученик должен знать, как это надо делать, т.е. отчётливо представлять себе ту систе­му действий, с помощью которых её можно осуществить. С первых дней пребывания детей в школе учитель приучает их к самостоятельности в работе, учит ана­лизировать свою деятельность и показывает образцы работы по исправлению ошибок. Ученики в свою очередь приобретают навыки самоконтроля и самопроверки. Так, получив рабочую тетрадь с проверенными учителем домашними или классными заданиями, проанализиро­вав имеющиеся в них ошибки, ученик самостоятельно приступает к выполнению работы над ними в этой же тетради: повторяет правила, закрепляет правописание, предупреждает появление новых ошибок.

Разбор ошибок, допущенных в контрольных заданиях, — ещё одна форма практического обучения орфографии. Эта работа выполняется коллективно и самостоятельно в контрольных тетрадях только в классе под руководством учителя.

Для её организации и проведения требуется специальный урок (или часть), тема которого так и записывается в классный журнал: «Работа над ошибками».

Структура таких уроков зависит от характера пись­менной работы, а их эффективность — от времени, прошедшего с момента проведения контрольной работы до её анализа. Первая часть урока посвящается рабо­те над типичными ошибками. Объявив тему и задачи урока, дав общую характеристику выполнению работы, учитель раздаёт учащимся контрольные тетради. Идёт индивидуальный их просмотр. Далее учитель обращает внимание детей на типичные ошибки, которые при­сутствуют в большинстве работ. Для этого он заранее выписывает на доску слова и предложения, в которых учащихся допустили ошибки. Они сгруппированы по типам, например: слова с ошибками на правописание сочетаний жи - ши, ча - ща, чу - щу; слова с ошибками на правописание безударной гласной в корне слов и т. д. Важно, чтобы для одного урока было отобрано не более 4-5 типичных ошибок. Выясняется, какими знаниями и умениями не воспользовались дети во время записи под диктовку и поэтому совершили ошибки; вспоминается и воспроизводится теоретический материал.

Затем ведётся коррекционная коллективная рабо­та по той или иной группе ошибок. Чтобы избежать в дальнейшем их появления в словах, к доске поочередно вызываются ученики (допустившие данные ошибки), которые выполняют с комментированием соответствую­щую работу:

• ставят в слове ударение, подчеркивают орфограм­му (или орфограммы), определяют её (их) тип;

·называют правило правописания (для проверяемых написаний) или сообщают, что орфограмма не проверяется, её написание нужно запомнить;

·устанавливают, как следует писать слово и почему, подбирают проверочное слово;

·приводят пример написания однокоренного слова.

В это время весь класс осуществляет аналогичную работу в контрольных тетрадях.

Вторая часть урока посвящается анализу индивиду­альных ошибок, которые не были проработаны коллек­тивно. Учащимся, выполнившим контрольную работу без ошибок, учитель раздаёт персональные карточки с заданиями по профилактике возможных недочётов. Остальным детям предлагается найти в своих тетра­дях все слова, исправленные учителем, выписать их в тетради, провести надлежащую работу над ошибками, используя «Памятку». На этом этапе урока учитель вы­ступает в роли консультанта, а при необходимости в процессе работы оказывает детям помощь.

В конце урока контрольные тетради собираются и проверяются с выставлением отметки за работу над ошибками.

Практика показывает, что в образовательных учреж­дениях учителями начальных классов составляются различные классификации орфографических ошибок. Вопрос о количестве и названии ошибок в этих класси­фикациях пока остаётся открытым. Неопределённость связана с расхождением в количестве и названии ор­фограмм, предназначенных для изучения в начальной школе. «Памятка по работе над ошибками» может выглядеть, например, так:

№п/п Ошибки в написании Работа над ошибками  
1 Пропуск, перестановка, замена буквы в слове («графические» ошибки) Новый, но -вый  
2 Заглавная буква в начале предложения Дети ждали приезда отца.  
3 Заглавная буква в именах собственных Дима, Маша  
4 Переносы слов Осина, оси-на  
5 Непроверяемые гласные и согласные в словах Воробей, ворона, дорога  
6 Буквы и, а, у после шипящих согласных Мыши, мышиный Чашка, чашечка  
7 Сочетаний чн, чк Дочка, дочки, дочкой Восточный, восточного, восточному  
8 Безударные гласные в корнях слов Стена — 'стены  
9 Звонкие и глухие согласные в корнях слов Столб — 'столбы  
10 Непроизносимые согласные (проверяемые) в корне слов солнце — 'солнечный, 'солнышко  
11 Разделительные ь и ъ знаки 'Вьюга, вьюжный Объезд, объездной; о&уёзд^ной  
12 Безударные падежные окончания имён существительных Жил на опушке — сущ,, ж. р., 1-е скл., в П. п.; на стене  
13 Безударные падежные окончания имён прилагательных На небе (каком?) ясн|ом|— прил., в ср. р., в П. п.  
14 Безударные личные окончания глаголов Ученик пишет, — глаг., писать, наст, вр, 1 спр., З л., ед. ч.  
15 Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имен существительных Дочь — сущ., ж. р., 3-е скл. Врач — сущ., м. р., 2-е скл.  
16 Мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов 2-го лица ед. ч. Пишешь— гл., н. в., 2-е л., ед. ч.  
17 Мягкий знак (ь) после шипящих в неопределённой форме глагола (что делать?) беречь — гл., н.ф.  
18 Не с глаголами Не_пришёл — гл.  
19 Глаголы на -тся и -ться (что делать?) смеяться — гл., н.ф. (что делает?) смеется — гл., н. вр., 3-е л., ед.ч.
20 Предлоги (раздельное) Иду по дороге иду по пыльной дороге
21 Приставки (слитное) Написал
22 Безударные гласные в приставке Доехали
23 Звонкие и глухие согласные в приставке Сбежал Подпрыгнул
         

Обозначенные в таблице ошибки могут группироваться в соответствии с изучаемым учебным материалом по русскому языку с разделением по годам обучения. В обобщенном виде они включаются в пособие «Памятка по работе над ошибками» и рекомендуются учащимся для использования в работе

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1. Основные требования к уроку русского языка

1. Целенаправленность, чёткость и содержательная логика урока

Цели, сформулированные учителем при подготовке к уроку, должны соответствовать теме урока и требованиям учебной программы.

Цели, поставленные учителем перед учащимися на уроке, должны быть сформулированы конкретно, корректно и в сфере деятельности учащихся.

Все выполняемые на уроке упражнения должны соответствовать теме урока и способствовать достижению поставленной цели, каждое новое упражнение должно опираться на предыдущее и делать шаг вперёд.

Методы и формы организации учебной деятельности должны быть адекватны теме, цели и содержанию урока.

Конечный результат должен соответствовать поставленной цели и достигаться наиболее оптимальным способом.

Наши рекомендации