Система управления реализации Стратегии социально-экономического развития Октябрьского района до 2030 года
Управление реализации Стратегии находится во введении главы Октябрьского района.
Для успешной реализации Стратегии, в силу ее сложности и комплексности, необходимо сформировать систему управления ее реализации на основании следующих принципов:
- планирование должно быть построено таким образом, чтобы текущая деятельность была подчинена достижению долгосрочных целей;
- организационное построение должно соответствовать целям и задачам Стратегии;
- механизмы мотивации должны строиться на основе устойчивых партнерских связей между участниками реализации Стратегии и содействовать интеграции их интересов;
- система контроля должна обеспечивать контроль за достижением как тактических, так и долгосрочных целей.
Система управления реализации Стратегии социально-экономического развития Октябрьского района до 2030 года должна включать следующие элементы:
1. Организация взаимодействия участников реализации Стратегии.
Реализация Стратегии предполагает участие населения Октябрьского района, органов местного самоуправления, предприятий и организаций, общественных объединений, бизнес-структур, а также органов исполнительной власти ХМАО-Югры, других заинтересованных участников (далее - участники реализации Стратегии).
Органы местного самоуправления Октябрьского района организуют и обеспечивают процесс муниципального управления развитием Октябрьского района в соответствии со Стратегией. Другие участники реализации Стратегии принимают решение об участии в реализации мероприятий Стратегии, в том числе программ и проектов, на основе соглашений и договоров.
Периодичность и порядок проведения социологических исследований и опросов населения определяется администрацией Октябрьского района.
Органы местного самоуправления Октябрьского района принимают действия по привлечению участников реализации Стратегии к осуществлению мероприятий Стратегии, обеспечивают доступность информации о ходе реализации Стратегии и документов планирования реализации Стратегии, обеспечивают участие Октябрьского района в федеральных и региональных программах, проектах и мероприятиях, направленных на решение задач Стратегии.
2. Организационная структура управления реализацией Стратегии.
Организационная структура управления реализацией Стратегии определяет состав органов управления реализацией Стратегии, их функции по управлению реализацией Стратегии.
В состав органов управления реализацией Стратегии должны входить глава Октябрьского района и администрация Октябрьского района.
Органы управления реализацией Стратегии выполняют следующие функции:
Глава Октябрьского района:
- утверждает Стратегию и контролирует ее реализацию;
- рассматривает и утверждает изменения и дополнения в Стратегию;
- реализует в установленном порядке законодательные инициативы, способствующие и обеспечивающие реализацию Стратегии и ее координацию с федеральными стратегическими документами и стратегическими документами ХМАО – Югры;
- утверждает сформированные целевые показатели социально-экономического развития Октябрьского района;
- контролирует их достижение, рассматривает отчеты администрации Октябрьского района о реализации Стратегии.
Администрация Октябрьского района:
- обеспечивает реализацию Стратегии, достижение целевых показателей реализации Стратегии и выполняет следующие функции:
- распределяет с учетом положений Стратегии функции по управлению реализацией Стратегии между структурными подразделениями администрации Октябрьского района по целевыми блокам Стратегии;
- организует разработку и принятие необходимых для реализации Стратегии муниципальных правовых актов, обеспечивает и контролирует их исполнение;
- организует планирование реализации Стратегии, в том числе разработку программ, проектов и других мероприятий Стратегии, а также обеспечивает их реализацию;
- организует проведение мониторинга и оценки реализации Стратегии;
- организует информационное сопровождение реализации Стратегии,
- обеспечивает обратную связь и взаимодействие участников реализации Стратегии.
3. Ресурсное, в том числе бюджетное, обеспечение реализации Стратегии. Ресурсное обеспечение реализации Стратегии должно осуществляться путем координации документов планирования реализации Стратегии, документов планирования деятельности участников реализации мероприятий Стратегии, а также документов бюджетного планирования.
Ресурсное обеспечение должно происходить за счет средств бюджета Октябрьского района, за счет привлечения на согласованных условиях средств федерального бюджета и бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в рамках реализации государственных программ, государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, проектов, а также за счет внебюджетных источников (средств частных инвесторов, кредиторов, населения). Планирование и выделение средств на финансирование мероприятий Стратегии за счет бюджета Октябрьского района должно производиться в форме финансирования муниципальных программ, а также отдельных проектов, в том числе инвестиционных.
Объем ресурсов планируется администрацией Октябрьского района в процессе бюджетного планирования путем расчета затрат на реализацию программ, проектов и других мероприятий Стратегии, распределения их по источникам финансирования, а также на основе заключенных соглашений, договоров и контрактов с участниками реализации Стратегии.
4. Мониторинг изменений во внешней и внутренней среде и контроль реализации Стратегии. Мониторинг должен проводиться администрацией Октябрьского района. Основной целью проведения мониторинга является анализ степени достижения стратегических целей, а также продвижения Октябрьского района по стратегическим направлениям развития.
На основе данных мониторинга должны осуществляться:
- корректировка Стратегии с учетом новых перспектив и угроз развития Октябрьского района (значение показателей, инструменты реализации задач и т.д.);
- инициирование разработки и реализации новых программ и проектов по реализации Стратегии;
- корректировка компонентов Стратегии и их целей;
- информирование населения о ходе реализации Стратегии через СМИ, Интернет, встречи руководителей Октябрьского района с населением;
- перераспределение ресурсов по компонентам Стратегии.
На основе мониторинга могут разрабатываться рекомендации по совершенствованию системы муниципального управления или управления реализацией Стратегии.
Источниками информации для мониторинга и оценки Стратегии могут являться:
- статистическая информация о развитии Октябрьского района;
- нормативная база и тенденции ее изменения;
- отчеты структурных подразделений о ходе реализации компонентов Стратегии;
- анализ общественного мнения, в том числе:
· социологические исследования;
· телефонные горячие линии, интернет-форумы;
· проведение круглых столов и семинаров по проблемам развития Октябрьского района;
Организация контроля должна включать:
- управление проблемами и целями. В стратегическом управлении предполагается, что всякая цель может быть достигнута только через ориентированные на нее изменения, и планируемые во времени результаты должны обеспечивать проведение этих изменений;
- координацию программ и проектов. Особое внимание следует уделять тем структурным органам власти, где имеется пересечение полномочий, зависимость от последовательности получения результатов или просто соперничество. Выполнение всех проектов должно зависеть от достижения целей по отдельным программам;
- контроль за структурными изменениями, организационными и правовыми нововведениями.
5. Информационное сопровождение реализации Стратегии. Администрация Октябрьского района должна организовывать и обеспечивать открытость информации о процессе реализации Стратегии, результатах мониторинга и оценке ее реализации, а также должна формировать механизмы обратной связи с участниками реализации Стратегии. Информационное сопровождение реализации Стратегии должно осуществляться с использованием ресурсов сети Интернет, а также средств массовой информации. Администрация Октябрьского района ежегодно готовит отчет о реализации Стратегии. Отчет должен размещаться на официальном сайте администрации Октябрьского района. В ежегодном отчете должны найти отражение:
- оценка достижения задач Стратегии;
- характеристика выполнения стратегических программ и проектов;
- оценка результативности бюджетных расходов, мероприятий по привлечению денежных средств из бюджетных и внебюджетных источников;
- проблемы реализации Стратегии;
- предложения по корректировке Стратегии;
- цели, задачи и планы действий администрации по реализации Стратегии на очередной год.
6. Корректировка Стратегии. Изменения и дополнения в Стратегию должны утверждаться в установленном порядке решением Думы Октябрьского района, в том числе по представлению администрации Октябрьского района. Стратегия подлежит корректировке в случаях существенных изменений внутренних и внешних условий:
- делающих невозможным или нецелесообразным реализацию отдельных приоритетных направлений, отдельных задач Стратегии, достижение целевых показателей Стратегии, в том числе в установленные сроки;
- требующих формирования новых приоритетов развития Октябрьского района, постановки новых задач, в том числе в случае досрочного достижения отдельных целевых показателей Стратегии.