Формирование системы целевых индикаторов

Необходимым условием эффективного и качественного социально-экономического развития муниципального образования является применение элементов индикативного планирования и управления.

Целью введения системы индикативного управления является обеспечение согласованных действий органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и населения, направленных на формирование устойчивого экономического роста и повышение уровня жизни жителей Октябрьского района.

С теоретической точки зрения, индикативное планирование развития той или иной территории - это форма управления, включающая организацию деятельности по индикативному планированию, прогнозированию, реализации индикативного плана и контроля за его выполнением. При этом под индикативным планом понимается перечень прогнозно-ориентированных индикаторов с установленными на определенный срок пороговыми значениями, являющимися руководством к действию для управленческих структур администрации города и ориентиром для хозяйствующих субъектов.

Целевой индикатор (показатель) является количественно-качественной характеристикой социально-экономических явлений и процессов, происходящих в муниципальном образовании, где качественная сторона отражает сущность явлений или процессов социально-экономического развития в определенный момент времени, а количественная - его размер, абсолютную или относительную величину.

Эффективность индикативного планирования серьезным образом зависит от своевременного мониторинга хода социально-экономических процессов и корректировки запланированных целей и задач. Негативным фактором достижения такой эффективности является то, что сам процесс индикативного планирования носит рекомендательный характер для некоторых участников социально-экономического развития. Так, для предприятий и организаций рыночного сектора индикативные показатели не имеют обязательного значения, поэтому органы местного самоуправления должны принимать специальные меры, чтобы побуждать хозяйствующие субъекты к их достижению или участию в их корректировке.

Успешное осуществление управления социально-экономическими процессами на основе системы целевых индикаторов на муниципальном уровне также зависит от внутренних возможностей местного самоуправления.

В основе системы индикативного планирования социально-экономического развития Октябрьского района 2035 г. лежит система стратегических целей и задач. Показатели для индикативного анализа и прогноза социально-экономического развития городского округа на долгосрочную перспективу выбраны в соответствии с долгосрочными приоритетами развития. Система целевых индикаторов отображает ожидаемые результаты решения всех стратегических задач в комплексе.

Мониторинг достижения целевых значений выбранных показателей является одним из инструментов управления социально-экономическим развитием территории. На его основе должна производиться комплексная актуализация системы мероприятий по реализации целевых ориентиров развития.

Также целевые индикаторы являются основой для формирования пространственной проекции стратегических приоритетов развития муниципального образования в документах территориального планирования. Целевые показатели развития территории, формируемые в стратегии, составляют важную часть исходных данных, используемых при внесении изменений в документы территориального планирования. Это обеспечивает своевременную гармонизацию приоритетов и целевых показателей социально-экономического развития муниципального образования, определенных в стратегии, с решениями документа территориального планирования

Перечень целевых индикаторов долгосрочного социально-экономического развития Октябрьского района представлен в таблице 16.

.

Таблица 16

Целевые индикаторы социально-экономического развития Октябрьского муниципального района до 2030 г.

№ п/п Целевой индикатор Единица измерения Факт Прогноз
1. Цель 1. Инфраструктурное развитие
1.1 Доля электрических сетей с высоким эксплуатационным износом % от протяженности
1.2 Обеспеченность централизованной системой электроснабжения % от общей площади 93,65 93,65 93,65 95,3 98,3 98,5
1.3 Обеспеченность централизованным теплоснабжением в пределах радиусов эффективного теплоснабжения источников тепла % от общей площади
1.4 Процент тепловых сетей, нуждающихся в замене % от общей протяженности тепловых сетей 56,4 41,7 31,2 23,4 5,2 2,4 1,1
1.5 Износ водопроводной сети %
1.6 Доля объектов жилищного фонда, обеспеченных централизованным водоснабжением % от общей площади
1.7 Износ канализационной сети %
1.8 Доля объектов жилищного фонда, обеспеченных централизованным водоотведением % от общей площади
1.9 Обеспеченность централизованной системой газоснабжения за пределами радиусов эффективного теплоснабжения источников тепла %
1.10 Количество абонентов телефонной сети общего пользования номеров на 1000 человек
1.11 Протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием муниципального района км 17780,8 17780,8 17780,8 17780,8
1.12 Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения %
1.13 Количество индивидуальных легковых автомобилей ед. на 1000 чел. населения
1.14 Доля новых индивидуальных легковых автомобилей, возраст которых не превышает 7 лет %
1.15 Доля образовательных организаций, обеспечивающих условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения % в общем числе муниципальных образовательных организаций 37,8 46,7 51,1 55,6 80,0 100,0 100,0
1.16 Доля объектов физкультуры и спорта, обеспечивающих условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения % в общем числе муниципальных спортивных сооружений 66,7 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
1.17 Доля объектов культуры, обеспечивающих условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения % в общем числе муниципальных учреждений культуры 31,7 34,1 36,6 39,0 56,4 78,2 100,0
2. Цель 2. Повышение эффективности и конкурентоспособности экономики
2.1 Индекс промышленного производства % к предыдущему периоду 109,8 102,5 103,9 104,3 110,0 112,0 115,0
2.2 Объем инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования млн. рублей 8 733,2 9650,5 10615,6 11677,1 16348,0 22887,2 32042,0
2.3 Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых млн. тонн 11,3 11,7 12,6 13,6 15,5 17,5 17,5
2.4 Доля обрабатывающей промышленности в структуре экономики % 0,59 0,70 0,70 0,60 0,73 0,80 0,89
2.5 Объем производства продукции сельского хозяйства млн. рублей 419,87 424,91 430,01 435,17 456,43 484,48 514,26
2.6 Доля расходов бюджета на национальную экономику % 4,52 4,62 2,78 2,55 6,15 9,28 13,64
2.7 Объем платных услуг населению млн. рублей 943,73 974,87 1007,04 1040,28 1184,54 1327,17 1415,71
2.8 Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения единиц 333,90 357,30 370,30 382,00 429,94 504,26 597,74
2.9 Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций % 6,80 7,00 7,30 7,50 8,63 10,40 12,54
2.10 Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории муниципального района % 55,3 56,41 57,12 57,83 60,66 64,38 68,34
3. Цель 3. Развитие человеческого капитала
3.1 Численность постоянного населения на конец года тыс. чел. 30,0 30,2 30,4 30,6 31,3 32,5 33,7
3.2 Численность детей школьного возраста (от 7 лет до 18 лет) тыс. чел. 4,2 4,3 4,4 4,5 4,9 5,3 5,8
3.3 Численность детей дошкольного возраста (от 3 лет до 7 лет) тыс. чел. 2,3 2,3 2,3 2,4 2,5 2,7 3,0
3.4 Численность населения трудоспособного возраста тыс. чел. 18,6 18,4 18,1 17,9 17,2 16,8 16,8
3.5 Численность населения старше трудоспособного возраста тыс. чел. 4,6 4,9 5,2 5,5 6,5 7,3 7,8
3.6 Коэффициент рождаемости число родившихся на 1000 чел. населения 15,9 16,2 16,4 17,1 18,3 19,3
3.7 Коэффициент смертности число умерших на 1000 чел. населения 9,9 10,1 10,2 10,3 10,6 11,5 12,5
3.8 Коэффициент миграционного прироста (убыли), на 1000 человек населения на 1000 чел. населения -31,5 -15 -10 1,1 2,0
3.9 Уровень официально зарегистрированной безработицы % 1,8 1,8 1,7 1,7 1,5 1,3 1,0
3.10 Численность экономически активного населения тыс. чел. 21,5 21,6 21,8 21,9 22,5 23,1 24,5
3.11 Численность трудовых ресурсов тыс. чел. 22,9 22,0 22,5 23,0 24,8 24,9 25,0
3.12 Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций тыс. руб. 51,94 54,61 57,60 59,76 66,78 73,73 81,40
3.13 Доля детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу % в общей численности детей данной возрастной группы 73,6 80,1 94,2 100,0 100,0 100,0 100,0
3.14 Доля образовательных организаций, обеспечивающих условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения % в общем числе муниципальных образовательных организаций 37,8 46,7 51,1 55,6 80,0 100,0 100,0
3.15 Доля объектов физкультуры и спорта, обеспечивающих условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения % в общем числе муниципальных спортивных сооружений 66,7 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
3.16 Доля объектов культуры, обеспечивающих условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения % в общем числе муниципальных учреждений культуры 31,7 34,1 36,6 39,0 56,4 78,2 100,0
3.17 Доля муниципальных общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения % в общем количестве муниципальных общеобразовательных организаций 26,0 36,0 46,0 56,0 100,0 100,0 100,0
3.17 Доля детей в возрасте от 5 до18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности* % в общей численности детей данной возрастной группы 53,5 56,0 58,0 60,0 67,0 70.0 70,0
3.18 Число воспитанников в расчете на 1 педагогического работника воспитанников 8,29 8,29 9,0 9,0 12,5 12,5 12,5
3.19 Численность учащихся по программам общего образования в расчете на 1 учителя учащихся 9,1 9,5 9,8 10,0 13,0 13,0 13,0
3.20 Численность обучающихся на 1 педагогического работника организаций дополнительного образования обучающихся 21,0 21,2 22,8 25,2 28,0 28,5 30,0
3.21 Доля расходов муниципального бюджета на образование % 43,66 63,19 65,75 63,10 60,31 55,92 51,85
3.22 Число коек в медицинских организациях на 1 тыс. человек 8,00 8,70 8,75 8,80 10,1 11,8 13,5
3.23 Число посещений в смену в медицинских организациях посещений на 1 тыс. человек 33,8 36,8 37,10 37,4 38,7 40,4 42,0
3.24 Численность врачей в медицинских организациях сотрудников на 1 тыс. человек 3,0 3,1 3,3 3,4 3,6 3,9 4,1
3.25 Численность среднего медицинского персонала, приходящаяся на 1 врача человек 2,7 2,8 2,8 2,9 3,0 3,0 3,0
3.26 Доля населения, посещающего культурно – массовые мероприятия всех видов % от общей численности населения в год 20,0 30,0 30,0 40,0 50,0 50,0 50,0
3.27 Библиотечный фонд экземпляров на 1 жителя 6,9 7,1 7,3 7,5 9,0 10,0 10,5
3.28 Доля библиотечных фондов общедоступных библиотек, отраженных в электронных каталогах, % % 40,0 70,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
3.29 Посещаемость музеев посещение на 1 жителя в год 0,25 0,3 0,35 0,4 0,5 0,7 0,9
3.30 Обеспеченность единовременной пропускной способностью (ЕПС) спортивных сооружений % 21,3 21,9 22,5 22,4 24,5 26,8 30,0
3.31 Удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом % в общей численности населения 24,7 26,9 29,1 31,3 40,0 50,0 60,0
3.32 Численность тренерско-преподавательского состава сотрудников на 1 тыс. человек 55,0 57,0 59,0 61,0 68,0 78,0 88,0
3.33 Общая площадь жилых помещений, приходящаяся на 1 человека кв. м 24,9 25,1 25,1 25,1 25,1 26,5 28,3
3.34 Удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда % от общего объема жилищного фонда 29,0 26,6 24,3 22,0 13,3 6,1 1,0
3.35 Количество семей, проживающих в приспособленных жилых помещениях единиц
3.36 Количество семей, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий единиц
3.37 Среднегодовые темпы жилищного строительства кв. м площади жилых помещений на человека 0,9 0,8 0,8 0,8 0,8 0,8 0,7
3.38 Коэффициент доступности жилья   2,6 2,5 2,5 2,4 1,8 1,9 1,6
3.39 Площадь земельных участков, предоставленных для строительства (в том числе для жилищного строительства, индивидуального строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства) га 61,8 56,5 56,5 57,0 45,2 54,4 45,4
3.40 Доля расходов на благоустройства в суммарных расходах на ЖКХ % 0,90 7,60 13,00 5,99 8,15 10,40 11,37
4. Цель 4. Развитие муниципального управления
4.1 Доля расходов муниципального бюджета по муниципальным программам % 6,80 87,80 87,30 86,00 100,00 100,00 100,00
4.2 Доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов муниципального образования (без учета субвенций) % 26,30 28,70 38,80 40,90 49,71 57,63 66,81
                             



Наши рекомендации