Уровень развития жилищной сферы и социальной инфраструктуры
Уровень развития жилищной сферы
Жилищная сфера всегда имела и имеет огромную значимость в жизни людей, в которой соприкасаются интересы разных сторон – государства, населения и бизнеса. Одним из важнейших направлений социально-экономических преобразований в муниципальном образовании является развитие жилищной сферы, создающей необходимые условия для проживания и жизнедеятельности человека.
В результате проведенного анализа уровня развития жилищной сферы Октябрьского района можно выделить несколько ключевых сильных и слабых сторон развития территории, а также ряд потенциальных возможностей и угроз.
Сильные стороны
1. Достаточно высокий уровень средней жилищной обеспеченности
Общая площадь жилищного фонда Октябрьского района на начало 2014 г. составила 747,4 тыс. кв. метров, в том числе 338,2 тыс. кв. м площади жилых помещений муниципального жилищного фонда (или 46%).
Обеспеченность населения жильем в районе на начало 2014 г. составила порядка 24,9 кв. м площади жилых помещений на человека, что на 27% выше среднего показателя по ХМАО – Югре (19,6 кв. м на человека).
2. Сравнительно высокие темпы жилищного строительства
Площадь введенных жилых помещений за 2013 год в целом по району составила 27,6 тыс. кв. м или 0,9 кв. м на человека. При этом за последние годы наблюдается положительная динамика темпов ввода жилья. Динамика ввода жилья за 2010-2013 годы и по оценке за 2014 год представлена ниже (рис. 15).
Рис.15. Динамика темпов ввода жилья, кв. м на человека, на конец года
При этом, по состоянию на начало 2013 г. Октябрьский район по показателю ввода жилья в среднем на 1 жителя по сравнению с другими муниципальными образованиями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры занимал 4 место (после Советского района, г. Ханты-Мансийска, г. Югорска).
Слабые стороны
1. Высокая доля ветхого и аварийного жилищного фонда
Площадь ветхого и аварийного жилого фонда на конец 2013 г. составила 217,1 тыс. кв. м или 29% от общей площади жилых помещений муниципального района, что в 4,2 раза выше, чем в среднем по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (6,8%). Доля населения, проживающего в ветхих и аварийных жилых домах, составила порядка 26% от общей численности населения муниципального района.
Высокая доля ветхого и аварийного жилья объясняется наличием на территории муниципального района большого количества жилых домов в деревянном исполнении (порядка 61% от общего объема жилищного фонда муниципального района).
2. Наличие приспособленных для проживания строений, а также жилых помещений, находящихся в зоне подтопления и (или) в зоне береговой линии, подверженной абразии
На территории Октябрьского района расположены 95 приспособленных для проживания строений, в которых проживают 210 человек. Территориально можно выделить 10 мест сосредоточения таких строений – это территории, расположенные на значительном удалении от жилой застройки, а также от объектов социальной инфраструктуры населенных пунктов (школы, детские сады, больницы и т.п.). В связи с чем, возникают проблемы с обеспечением жителей общественным транспортом, а также предоставлением социально-бытовых услуг.
Часть населенных пунктов муниципального образования Октябрьский район, расположены вдоль реки Обь. На территории муниципального образования расположена две зоны подтопления в весенне-паводковый период (пгт. Приобье, п. Сергино) и три зоны подверженной абразии (пгт. Октябрьское, пгт. Приобье, д. Чемаши).
3. Низкий уровень доступности жилья для молодежи
Проблема обеспечения населения жильем продолжает оставаться в числе первостепенных для Октябрьского района, как и для большинства районов автономного округа (прежде всего для молодых семей и для молодых учителей).
На начало 2014 года нуждающимися в улучшении жилищных условий на территории Октябрьского муниципального района признаны 17 молодых семей. Молодых учителей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий не зарегистрировано.
Основными факторами, сдерживающими использование молодыми семьями и молодыми учителями заемных денежных средств для приобретения или строительства жилья, являются отсутствие у значительного количества молодых семей и молодых учителей необходимых собственных средств для уплаты первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту или займу, а также высокая стоимость квадратного метра и завышенная процентная ставка за использование ипотечного жилищного кредита или займа.
Коэффициент доступности жилья в Октябрьском районе на начало 2013 г. составлял 2,6, что выше среднего значения по Ханты-Мансийскому автономному округу на 18%. На начало 2014 г. норматив средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения в капитальном исполнении в Октябрьском районе составлял 47228 рублей, что выше чем в г. Радужном, Березовском и Сургутском муниципальных районах.
4. Наличие ограничений в развитии жилищного строительства
Реализация мероприятий по развитию жилищного строительства влечет за собой рост потребности в территориальных ресурсах, при этом в Октябрьском районе наблюдается их дефицит. Значительная доля земельных участков, предназначенных для комплексного развития территории, не обустроена в части коммунальной инфраструктуры.
Также в вопросе строительства жилых домов на территории района существует проблема привлечения строительных организаций, готовых качественно и в сроки выполнить строительные работы. Данная проблема обусловлена сложной транспортной схемой сообщения с поселениями на территории района (в большинство поселений района добраться возможно только водным или воздушным транспортом, по временным автодорогам в зимний период).
Имеющиеся ограничения в развитии жилищного строительства на территории района обуславливают низкие темпы изменения числа семей, получивших жилье и улучшивших жилищные условия из числа состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Несмотря на усилия органов исполнительной власти муниципального района проблема обеспечения жильем очередников остается нерешенной. На начало 2014 г. количество человек, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в форме предоставления жилого помещения по договору социального найма, составило более 3 тыс. человек (количество человек определено исходя из коэффициента семейственности 2,5), а в форме предоставления земельного участка для строительства индивидуальных жилищных домов – порядка 165 человек (66 семей).
О низких темпах изменения числа семей, получивших жилье и улучшивших жилищные условия, из числа состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях свидетельствует ряд статистически показателей. В 2010 г. не было обеспечено жилыми помещениями ни одной семьи, в 2011 г. на условиях социального найма – 23 семьи (72 человека), в 2012 г. – 20 семей (66 человек). Переселено из ветхих, аварийных, а также признанных непригодными для проживания жилых помещений в 2010 г. – 59 семей (из них по договору социального найма 38 семей, по договору мены 21 семья), в 2011 г. – 108 семей (из них по договору социального найма 79 семей, по договору мены 29 семей), в 2012 г. – 91 семья (из них по договору социального найма 49 семей, по договору мены 42 семьи).
5. Проблема капитального ремонта жилых домов
Многолетнее недофинансирование мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, отсутствие необходимых инвестиций и работ по капитальному ремонту многоквартирных домов привело к повышенному уровню износа многоквартирных домов, аварийности, низким потребительским свойствам жилищного фонда.
Для создания безопасных условий населению, проживающему в таком фонде, необходимо проведение ремонта жилых домов. За последние год доля общей площади многоквартирных домов, в которых проведен комплексный капитальный ремонт, в общей площади многоквартирных домов, с физическим износом от 31 % до 70 % составил всего 3,6%, к 2016 году планируется увеличить данный показатель до 11,5%.
Поправками, внесёнными Федеральным законом от 25.12.2012 №271 в Жилищный кодекс Российской Федерации, обязанность по финансированию проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов возложена на собственников помещений в таких домах.
Учитывая текущее социально – экономическое положение населения района и низкий уровень объёмов взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов от собственников помещений, прогнозируется недостаточность накоплений на своевременное производство капитального ремонта многоквартирных домов и, как следствие, ухудшение их физического состояния, а значит необходимо предусматривать иные источники финансирования этих работ.
6. Низкий уровень благоустройства жилищного фонда
Удельный вес общей площади жилищного фонда, оборудованной всеми видами благоустройства составляет лишь 31,6 % , что значительно ниже среднего показателя в целом по региону (ХМАО – Югра – 80%), в том числе:
- водопроводом – 72,7%;
- водоотведением – 69,7%;
- отоплением – 78,6%;
- ваннами (душем) – 65,1%;
- горячим водоснабжением – 33,5%;
- напольными электроплитами – 17,4%;
- газом – 70,9%.
7. Проблема тарифного регулирования в сфере ЖКХ
Существующая проблема тарифного регулирования без учета всего объема затрат предприятий жилищно-коммунального комплекса создает реальную угрозу нормальному рабочему состоянию систем жизнеобеспечения.Зачастую утверждённые тарифы на услуги не полностью покрывают затраты предприятий, данная ситуация приводит к экономической неустойчивости этих организаций, снижению затрат на поддержание инфраструктуры в исправном состоянии, капитальный ремонт, затрат на приобретение запасных частей материалов, расходов на подготовку к зиме.
Можно отметить высокую долю задолженности населения в общем объеме дебиторской задолженности ЖКК – 67,3% за 2013 год (рис. 16).
Рис. 16. Динамика общей дебиторской задолженности ЖКК и доли задолженности населения в общем объеме дебиторской задолженности ЖКК
Возможности
- активизация потребительского спроса на жилье и увеличение объемов жилищного строительства вследствие роста реальной заработной платы и реальных денежных доходов населения, снижения темпов инфляции;
- развитие производства строительных материалов и расширение потенциальных возможностей строительного комплекса;
- внедрение новых подходов в сфере жилищного строительства, отвечающих требованиям энергоэффективности и экологичности;
- обеспечение прироста инвестиций в строительство частных компаний и физических лиц;
- улучшение жилищных условий населения, в том числе путем дальнейшего развития системы ипотечного кредитования и создания условий для развития инвестиционного и индивидуального жилищного строительства;
- повышение эффективности управления и содержания общего имущества многоквартирных домов.
Угрозы
- снижение темпов жилищного строительства ввиду сложной транспортной схемы сообщения с поселениями на территории района, а также ввиду проблемы ограниченной возможности обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой;
- существенное сокращение объема финансовых средств, направленных на реализацию действующих программ в жилищной сфере, ввиду растущей нестабильности и неопределенности в мировой экономике, замедление темпов роста экономики района;
- замедление динамики в обеспечении жильем семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вследствие снижения объемов строительства жилья;
- ухудшение внешнего облика и благоустройства населенных пунктов, сдерживание развития инженерной и социальной инфраструктур, снижение инвестиционной привлекательности муниципального района в случае нерешения проблемы по ликвидации непригодных, приспособленных для проживания жилых помещений;
- возникновение чрезвычайных ситуаций в случае нерешения проблемы расселения граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде;
- затопление жилого фонда, объектов социальной инфраструктуры, возникновение чрезвычайных ситуаций, несущих угрозу экологической обстановке территории, жизни и здоровью людей в случае возникновения периодических затоплений прибрежной территории при прохождении паводков;
- возникновение административных рисков, связанные с неэффективным управлением жилищной сферой со стороны органов местного самоуправления;
- возникновение аварий, оказание услуг низкого качества, значительное сокращение убыточности предприятий ввиду низкого уровня собираемости платежей за ЖКУ;
- рост тарифов на услуги ЖКК для населения;
- повышение уровня износа многоквартирных жилых домов, аварийности, снижение потребительских свойств жилищного фонда;
- ухудшение демографической обстановки в случае отсутствия комплекса мероприятий по решению проблем жилищной сферы: снижение уровня рождаемости; рост числа разводов; повышения уровня миграционной убыли населения, повышение дефицита кадров в основных отраслях экономики и социальной сферы.