Сравнительная характеристика проектов
Курс
ФИО
Вводный модуль | |||||||||||||||
задание | дата представления | самооценка | оценка | ||||||||||||
базовый модуль 2 Образовательные системы в разные эпох и в России и за рубежом практические занятия | |||||||||||||||
УЭ 1. - словарь терминов - информационный лист, схема развития педагогической мысли в указанный исторический период - таблица (+, -, интеерсно) -кластер - Анализ исторических источников « Поучение» Владимира Мономаха и Домострой (заполните таблицу-синтез) - | 1 -5 б. | ||||||||||||||
УЭ2. - теоретический монолог: «Школа и педагогическая мысль XVII века» - сравнительная таблица «Идеи Возрождения»; «Содержание образования в Московской славяно-греко-латинской академии, в других школах конца XVII века.» - Эссе-размышление: «Чем отличалось развитие образования в Русском государстве от развития школы в Западной Европе?» - таблица вопросов Анализ источников педагогической мысли: 1.И.Т. Посошков «Отеческого завещания сыну» (1705) 2.«Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов» (см. схему, аннотации) -Подготовка и представление обзора художественной и мемуарной литературы по избранной теме. Предполагает работу в библиотеке для составления списка литературы по избранной теме и написание обзора на основании 3-7 источников | 1 -5 б. | ||||||||||||||
УЭ.3 Просвещение в эпоху Петра I и его преемников. - понятийно-терминологическая карта - Сущность педагогики в эпоху Просвещения (кластерный анализ) - выступление с сообщением по теме: «Просветительная педагогика России 18в.»(мультимедийные презентации или аннотация на монографию, личность педагогического деятеля – индивидуальный выбор: М.В. Ломоносов, Ф.И. Янкович, И.И. Бецкой, В.Н. Татищев М) | 1 -5 б. | ||||||||||||||
УЭ 4.Просвещение в екатерининскую эпоху. (XVIII в.) - глоссарий -рабочий лист основных идей и фактов - проект шпаргалки по теме: «Система воспитания 2-й половины XVIII века» (Содержание: охарактеризуйте основные направления педагогической мысли 2-й половины XVIII века. Каковы характерные черты церковной педагогики этого времени) -кейс аргументов к теме: «Дитя как сосуд – чем его сразу наполнить, «то и будет источать» Анализ источников педагогической мысли: (Св. Тихон Задонский, Н.И. Новиков) + аннотация - таблица (сравнение видов школ эпохи) | 1 -5 б.. | ||||||||||||||
УЭ 5. Школа и педагогическая мысль в XIX веке - словарь терминов по теме -кластерный анализ ключевых проблем эпохи: 1. Развитие православной традиции в церковной педагогике и трудах русских славянофилов в первой половине XIX века. Философско-историческое обоснование школы славянофилами 2. Школа и педагогическая мысль в XIX веке. Педагогическая деятельность Н.И. Пирогова 3. Развитие школьной системы в 80-е годы XIX века. Педагогика традиционалистского направления конца XIX - начала XX века. Мультимедийные презентации или аннотация на монографию - Сравнительная таблица: «Взгляд на народную школу»
| 1 -5 б. | ||||||||||||||
УЭ 6.Развитие школы на рубеже XIX – XX веков.Педагогические концепции представителей либерального и реформаторского направлений - словарь терминов -информационный лист ключевых идей - Темы альманахов (презентация) 1. Развитие педагогической теории русскими религиозными философами в конце XIX – первой трети XX века. В.В. Розанов о задачах русской школы. 2. Представители русского зарубежья о воспитании и обучении. Прот. В. Зеньковский (1881-1962) 3. Анализ педагогического труда В.В. Зеньковского – «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии»; «Церковь и школа». 4. Музыка «поющего сердца» в педагогических взглядах И.А. Ильина. Охарактеризуйте принцип культуросообразности воспитания в трудах И.А. Ильина. 5. Педагогические воззрения Н.А. Бердяева и С.И. Гессена - информационная справка для энциклопедии по теме: «Интеграция национальных, авторских систем образования» - промежуточный контроль по модулю (тест) - Сравнительная таблица (взгляды на систему обучения, методы и средства воспитания, послушания, роль семьи в воспитании)
| 1 -5 б. | ||||||||||||||
УЭ 7.Советская школа и педагогика до великой отечественной войны (1917-1941) - глоссарий (основных понятий и идей) -информационный лист по развитию педагогической мысли в советской школе - Альманах или выступление по монографии: «Эпоха в лицах» (Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко) Тема альманаха или эссе-размышления: В.А. Сухомлинский – «Павлышевский романтик». - Сравнительная таблица гуманистическая педагогика эпохи и ориентированная на материалистическое, марксистско-ленинское мировоззрение | 2-6б. | ||||||||||||||
итого: | 12 – 36 б. | ||||||||||||||
Дополнительный модуль | |||||||||||||||
1.Анализ источника (монографии, статьи) и подготовка сообщения по ключевым идеям работы автора (с краткой биографической справкой) | 6,5-17 б. | ||||||||||||||
или | |||||||||||||||
2. Итоговый тест по всему курсу или устный зачет по вопросам | 6,5-17 б. |
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Занятие 1. Педагогическое учениеЯ.А. Коменского.
Задания:
1. Причины появления и становления модели традиционного обучения. (Гессен С.И. Основы педагогики. М., 95. с.132, абз. 2)
2. Биография Коменского, социокультурные предпосылки его педагогического учения, философские взгляды (сообщение студента – 8 мин.)
3. Человек в концепции Коменского. (8 мин.)
4. Дидактика Коменского. «Золотое правило дидактики».
5. Проблемы изучения языков в наследии Коменского. (для студентов фак-та ин. яз., см. ж-л «Иностранные языки в школе» № 3, 4 - 1992, с. 35-38).
6. Заполнить таблицу:
Нравственное воспитание.
1. Цель.
2. 6 практических способов нравственного воспитания.(уч-к Константинов с. 84; уч-к Джуринского с. 238, абз. 3)
- о наказании, за что наказывать;
- виды наказаний.
3. Педагогические идеи Гербарта и современность. Значение, выводы.
3. Задание на осмысление изученного материала:
Вы изучили пед идеи И.Ф. Гербарта, вам предлагается 3 цитаты из педагогической классики. На ваш взгляд, какая из них принадлежит Гербарту и почему? Какая категория педагогики обсуждается? Что общего, что особенное?
Контрольные понятия:
1. Воспитывающее обучение.
2. Формальные ступени.
3. Классическое образование.
4. Управление.
Литература:
1. История педагогики. Под ред. Константинова Н.А., с. 75-85.
2. История педагогики. Джуринский А.Н. М., 2002. С. 236-239.
3. История педагогики. Д.И. Латышина. М., 2002. С. 63-67.
4. «Школьные технологии», № 5-98, с. 5.
5. «Школьные технологии», № 5-98, с. 5.
Предлагаемые цитаты
1. «Добродетель развивается посредством дел, а не посредством болтовни…»
2. «Надо отличать воспитание от обучения, и оценивать воспитание важнее, чем обучение. Читать, писать, обучать наукам необходимо, но не главное дело. Я думаю, что вы сочтете совершенным глупцом того, кто добродетельного или мудрого человека не поставит бесконечно выше большого Ученого…»
3. «…из мысли вытекают чувствования, а из них принципы и поступки».
Дидактика И.Г. Песталоцци.
- учебники – под ред. Васильевой, с. 147, абз. 4-6; 148.
Константинова, с. 71-74.
Цель обучения…
Задачи обучения…
С чего начинается процесс познания…(с. 71, уч. под ред. Константинова)
Средства обучения…(с. 71-74, там же)
Принципы обучения…(с. 147, абз. 4-6; с. 148, уч. под ред. Васильевой)
Отношение к вербальному обучению, что предполагается вместо него?
Роль учителя в процессе обучения…
Назовите педагогические произведения, в которых отражены вопросы дидактики.
Задания на обобщение:
1. Найдите в тексте слова, высеченные на памятнике Песталоцци, заполните пропуски:
«Спаситель……в…….,
………………..в…….,
…………………в…….,
в…………-…. . Все …. , …. для себя.
Обоснуйте смыслы: почему так назван Песталоцци?
Контрольные задания:
1. Трудовая школа
Развивающее обучение.
Элементарное образование.
2. Прочтите цитату: «С утра до вечера я был один среди них. Всё хорошее для их тела и духа шло к ним из моих рук… моя рука лежала в их руке, мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли вместе с их слезами и моя улыбка следовала за их улыбкой... у меня ничего не было, ни дома, ни друзей … были только они».
- Кому принадлежит?
- Какой период отражает?
- Какие идеи педагогики в ней заложены? Какие из них актуальны?
Литература:
1. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России/ под ред. Васильевой З.И. М., 2001, с. 138-151.
2. История педагогики/Под ред. Константинова и др. М., 1982, с. 64-75.
3. Латышина Д.И. История педагогики. 2002, с. 57-63.
4. Словарь педагогического обихода. Псков, 2003, с. 59.
Контрольные задания по курсу «История образования и педагогической мысли»
Вариант 1
Задание 1.Установите соответствие между методологическими принципами педагогики и педагогами, обосновавшими их:
1.антропологический; 2.культурологический ; 3. прагматический . Задание 2. Перечислите теоретиков и практиков идеи свободного воспитания: 1)…. 2)…. 3)….. 4)…5)… Задание3. Назовите известный парадокс, которым начинает Ж.Ж. Руссо своё педагогическое сочинение. Дайте ему объяснение. | а)К.Д. Ушинский; б)Я.А. Коменский; в)И.Ф. Гербарт; г)А. Дистервег; д)Дж. Дьюи Задание 4.Л.Н. Толстой под образованием понимал –…_______________________ Воспитание по Л.Н. Толстому – это …… __________________________________________________ |
Задание 5. Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания. Установите соответствие между древними философами и вкладом, который они внесли в развитие просвещения:
1. Сократ; 2. Платон; 3. Цицерон; 4. Конфуций;
а) создал первую школу в Китае; б) создал на базе одного из афинских гимнасиев Академию; в) разработал методику диалога с учеником как способ нахождения истины; г).разработал систему подготовки оратора;
Задание 6. Расположите в хронологической последовательности произведения, оказавшие значительное влияние на развитие средневекового просвещения. Укажите порядковый номер для всех вариантов ответов: «Сумма теологии»; «Гаргантюа и Пантагрюэль»; «Дидаскаликон»
Задание 7. Укажите не менее двух вариантов ответа. Существенный вклад в развитие российского образования в XVII веке внесли … 1.братья Лихуды; 2.Н. Ф. Бунаков; 3. Владимир Мономах; 4.Симеон Полоцкий
Задание 8.Установите соответствие между образовательными учреждениями и древними государствами, в которых они существовали. 1. Эдуббы; 2. Дидаскалейон; 3. Агеллы; 4. Дворцовые школы
А) Афины ; б) Междуречье ; в) Египет г) Спарта д) Индия
Задание 9. Расположите в хронологической последовательности этапы научно-педагогической деятельности И. Г. Песталоцци. 1.руководство приютом для сирот в г. Станце; 2.научно-педагогическая деятельность, написание романа «Лингард и Гертруда»; 3.руководство учительскими институтами в Бургдорфе и Ивердоне; 4.социально-педагогический эксперимент в «Учреждении для бедных» на ферме Нейгоф
Задание10. Классно-урочная система, сформулированная Я.А. Коменским, считала необходимым….. 1.разделение учащихся на классы, 2.чёткое планирование обучения, 3. дифференциацию классов по направлению обучения, 4. фронтальность работы на уроке, 5. чтобы численный состав класса не превышал 30 человек, 6. проблемный характер урока, 7. наличие перемен и каникул
Задание 11 К. Д. Ушинский является автором таких произведений, как … Укажите не менее двух вариантов ответа. 1.«Вопросы жизни» 2. «Педагогический процесс» 3..«О народности в общественном воспитании» 4.«Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»
Задание 12В соответствии с теорией А. С. Макаренко вторая стадия развития детского воспитательного коллектива характеризуется … Укажите не менее двух вариантов ответа. 1.интенсивным развитием деловых и функциональных отношений между членами коллектива; 2. увеличением численности актива; 3. организационным оформлением коллектива; 4. категоричным предъявлением требований-правил педагогом
Задание 13. Расположите в хронологической последовательности события, связанные с развитием средневекового образования. Укажите порядковый номер для всех вариантов ответов.
1.открытие первых университетов; 2.открытие коллегиумов; 3. открытие монастырских школ
Задание 14. Установите соответствие между древними школами и целями их образовательной деятельности. 1. Эдуббы в Междуречье; 2. Палестры в Афинах; 3. Тривиальная школа в Древнем Риме; 4. Риторские школы в Древнем Риме
а) подготовку будущих воинов; б) элементарное образование: в школе изучали письмо, чтение, счет и основные римские законы; в) направлены на подготовку ораторов из молодежи аристократического происхождения; г) подготовка грамотного человека – писца
Задание 15. Расположите в хронологической последовательности концептуальные идеи, оказавшие влияние на развитие средневекового образования
1.развитие ученичества как формы светского образования; 2. создание иезуитской системы воспитания; 3.становление схоластического образования
Задание 16. В «Великой дидактике» Я. А. Коменский впервые в истории образования предложил и стройную систему школ, аргументируя ее разработанной им же самим возрастной периодизацией развития человека от рождения до зрелости. Соотнесите.
1.гимназия или латинская школа 2. школа родного языка 3.академии 4.материнская школа а)воспитание в семье под руководством матери; б) для всех мальчиков и девочек независимо от сословной принадлежности в возрасте от 6 до 12 лет. в) в каждом городе, будучи предназначенной для юношей 12–18 лет, проявивших склонность к занятиям наукой уже в школе родного языка. г)высшие учебные заведения для молодых людей 18-24 лет, проявивших особые умственные дарования.
Задание 17. Основными элементами детской организации Шацкий считал синтез …______________
Задание 18. Соотнесите. Проблема наказания. Кто выступал за: 1)Наказывать за плохую учебу и плохое поведение; 2)Наказывать только за негативное поведение;3) За физические наказания;4) «Метод естественных последствий». 1.Коменский, 2.Лок,3.Песталоцци, 4.Гербарт, 5.Руссо
Задание 19. Теорию свободного воспитания А. Макаренко а) критиковал, считал мелкобуржуазной; б) принимал, использовал на практике.
19. 1 Виды трудовой деятельности колонии им. Горького. _________________________________
19. 2 Виды трудовой деятельности в коммуне им. Дзержинского. _________________________
Задание 20 .Назовите основные педагогические сочинения (название, год издания):
Ж.Ж. Руссо; Дж. Локка; И.Г. Песталоцци; С.Т. Шацкого ; Н.И. Пирогова
II . Вопрос, требующий развернутого ответа.Например, в форме мини сочинение или эссе-размышления, на одну из предложенных тем.
Темы: 1. Как воспитать настоящего человека (В.А. Сухомлинский и И.Г. Песталоцци). Выявить общее и особенное. 2.Что понимает Ж.Ж. Руссо под свободным и естественным воспитанием? 3. Взгляд на проблему дисциплины, послушания и наказания у Я.А. Коменского, В.А. Сухомлинского и И.Ф. Гербарта.
4. Какими педагогическими идеями руководствовался И.Г. Песталоцци в воспитании и обучении?
5. Принципы демократизма, гуманизма и народности в педагогической деятельности Ломоносова.
Контрольные задания по курсу «История образования и педагогической мысли»
Вариант 2
Задание 1.Авторами идеи «метода проектов» были педагогические мыслители XX века - …
1.Е. Паркхерст, 2.Дж. Дьюи, 3.М. Монтессори, 4.С. Френе, 5.О. Декроли, 6.У. Килпатрик
Задание 2. Метод естественных последствий, сформулированный Ж.Ж. Руссо, - это… 1.метод обучения ,2. метод наказания, 3. способ развития памяти, 4. метод физического воспитания, 5.приём обучения чтению, 6. приём объяснения нового материала
Задание 3. Древнерусский свод правил общественной и домашней жизни, в котором затронуты проблемы воспитания ребёнка в семье, - это…………………………………………………… .
Задание 4. Установите соответствие между периодами в теории Руссо и задачами воспитания:
¦ От 12 до 15 лет | ¦ развитие внешних чувств |
¦ Период «бурь и страстей» (от 15 до 21 года) | ¦ физическое воспитание |
¦ Период «сна разума» (от 2 до 12 лет) | ¦ умственное и трудовое воспитание |
¦ Раннее детство (до 2-х лет) | ¦ воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли |
¦ эстетическое воспитание |
Задание 5. Аналогия, которую проводил И.Г. Песталоцци для описания отношений между учителями и учениками: 1.солнце и подсолнух; 2.солнце и планеты; 3.отец и дети; 4. голова и руки; 5.человек и тень
Задание 6. Дайте определения понятиям. 6.1 Педагогическая антропология …;
6.2 Религиозная антропология…
Задание 7. Сущностные характеристики родного языка по Ушинскому: 1)…2)…3)…
Задание 8. Активная дисциплина - это… (по А. Макаренко)________________________
Задание 9. Формы наказаний (по А. Макаренко)____________________________________
Задание 10. Содержательная характеристика Яснополянской школы:
ü количество детей ……
ü количество учителей …….
ü начало занятий ………….
ü наличие звонков………..
ü наличие расписания……
ü временная продолжительность урока ………
ü домашние задания ………..
ü отметка ……..
ü экзамен …………
Задание 11 .Процесс обучения Дж. Дьюи включает следующие этапы: 1………. 2………. 3……….. 4……… 5………….
Задание12.Основные постулаты педагогической системы С.Т. Шацкого.
1) Теорию «свободного воспитания» Шацкий:
а/ критиковал, считал мелкобуржуазной
б/ увлекался, использовал на практике.
2) Цель воспитания …
Формы воспитательных учреждений, созданных Шацким до Октября … … после Октября …
Задание13.Педагогическая система Песталоцци включает теорию:
I. элементарного ……………. воспитания
II. элементарного ……………. воспитания
III. элементарного ……………. Воспитания
Задание14. Назовите основные педагогические сочинения (название, год издания): Ж.Ж. Руссо; И.Г. Песталоцци ; Дж. Дьюи ; К.Д. Ушинского ;Н.И. Пирогова ; П.П. Блонского
Задание 15. Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания. Установите соответствие между древними философами и вкладом, который они внесли в развитие просвещения:
1. Сократ; 2. Платон; 3. Цицерон; 4. Конфуций;
а) создал первую школу в Китае; б) создал на базе одного из афинских гимнасиев Академию; в) разработал методику диалога с учеником как способ нахождения истины; г).разработал систему подготовки оратора;
Задание16. Расположите в хронологической последовательности произведения, оказавшие значительное влияние на развитие средневекового просвещения. Укажите порядковый номер для всех вариантов ответов: «Сумма теологии»; «Гаргантюа и Пантагрюэль»; «Дидаскаликон»
Задание 17. Укажите не менее двух вариантов ответа. Существенный вклад в развитие российского образования в XVII веке внесли … 1.братья Лихуды; 2.Н. Ф. Бунаков; 3. Владимир Мономах; 4.Симеон Полоцкий
Задание 18.Установите соответствие между образовательными учреждениями и древними государствами, в которых они существовали. 1. Эдуббы; 2. Дидаскалейон; 3. Агеллы; 4. Дворцовые школы
А) Афины ; б) Междуречье ; в) Египет г) Спарта д) Индия
Задание 19. Расположите в хронологической последовательности этапы научно-педагогической деятельности И. Г. Песталоцци. 1.руководство приютом для сирот в г. Станце; 2.научно-педагогическая деятельность, написание романа «Лингард и Гертруда»; 3.руководство учительскими институтами в Бургдорфе и Ивердоне; 4.социально-педагогический эксперимент в «Учреждении для бедных» на ферме Нейгоф
Задание 20. Установите соответствие между известными советскими педагогами и учебно-воспитательными учреждениями, которые они возглавляли:
1.С.Т. Шацкий; 2.В.Н. Сорока-Росинский; 3.А.С. Макаренко; 4.В.А. Сухомлинский
а)Дом свободного ребёнка; б) Трудовая колония им. А.М. Горького; в) Павлышская средняя школа;
г)Школа им. Ф.М. Достоевского; д) 1-я опытная станция эстетического воспитания
II . Вопрос, требующий развернутого ответа. Например, в форме мини сочинение или эссе-размышления, на одну из предложенных тем.
Темы:1. Какие идеи Ф.И. Янковича представляют интерес для современной школы?
2. К вопросу о наказании в педагогических системах Ж.Ж. Руссо В.А. Сухомлинский и И.Г. Песталоцци.
3.Педагогическая антропология В.А. Сухомлинского. Сущность. Ключевые идеи. «Как любить ребенка?» (раскрыть на примере педагогической антропологии Я. Корчака и В.А. Сухомлинского) 4.«Раннее детство – школа сердечности» (В.А. Сухомлинский «Письма к сыну). Выразите сове отношение к высказыванию.
5.«Быть гражданином во всех отношениях – это значит прежде всего заботиться о будущем общества, а будущее наше – дети». (В.А. Сухомлинский «Письма к сыну) Согласны ли Вы с мнением автора высказывания? Обоснуйте свою точку зрения.
6. Педагогические идеи С.Т. Шацкого и А.С. Макаренко и современная школа.
7. Принципы демократизма, гуманизма и народности в педагогической деятельности Ломоносова.
Контрольные задания по курсу «История образования и педагогической мысли»
Вариант 3
Задание 1. Принципы теории коллектива А.С. Макаренко – это… 1.суворовская педагогика, 2. воспитание в коллективе, 3.через коллектив, 4.нравственное самосовершенствование, 5.параллельное действие, 6.принцип «Один за всех, все за одного», 7.уважение и требование к личности.
Задание 2. Перечислите теоретиков и практиков «трудовой школы»: 1. …2…. 3…… 4… 5… 6…..
Задание 3.«Золотое правило» дидактики Я.А. Коменского: ………..
Задание 4. Простейшие элементы умственного воспитания по И.Г. Песталоцци: 1…. 2…. 3…..
Задание 5. .Российский педагог 19-го века, мыслитель и общественный деятель, «отец русской педагогической науки» - это…1.И.И. Павлов, 2.Н.И. Пирогов, 3.К.Д. Ушинский, 4.А.П. Чехов, 5.Н.А. Добролюбов, 6.В.Г. Белинский
Задание 6.Соответствие между периодами в теории Руссо и задачами воспитания:
¦ От 12 до 15 лет | ¦ развитие внешних чувств |
¦ Период «бурь и страстей» (от 15 до 21 года) | ¦ физическое воспитание |
¦ Период «сна разума» (от 2 до 12 лет) | ¦ умственное и трудовое воспитание |
¦ Раннее детство (до 2-х лет) | ¦ воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли |
¦ эстетическое воспитание |
Задание 7. Характерные черты «народной педагогики» России: 1)…_________ 2)… 3)….
Задание 8. На памятнике И.Г. Песталоцци высечены слова…………….. Заполните пропуски:
«Спаситель……………в…………….,
……………………….в……………….,
……………………….в……………….,
……………………….в……………….,
в………………-……. . Всё……………, ………………. для себя.
Задание 9. Макаренко о требовании. __________________________________________________
Задание10. Художественно-педагогическое произведение «Педагогическая поэма» имеет посвящение …_
Задание 11. Контроль над образованием перешёл от церкви к государству в эпоху правления…1.Ивана Грозного, 2. Петра I, 3. Екатерины II, 4. Николая I, 5. Ярослава Мудрого, 6.Александра III
Задание 12. Установите соответствие между типами учебных заведений, созданных по проекту И.И. Бецкого и категориями детей, в них воспитывавшихся:
¦ Смольный институт | ¦ мальчики из дворянских семей |
¦ Воспитательный дом | ¦ мальчики из любых сословий |
¦ Шляхетский кадетский корпус | ¦ подкидыши и сироты |
¦ девочки из любых сословий | |
¦ девочки из дворянских семей |
Задание 13. Заполните пропуски.
Педагогическая деятельность Шацкого началась …
1905 г. создает …………………….. в / городе, поселке и т.п. /…………..
1911 г. возглавил …………………...в / городе, поселке и т.п. /…………..
1918 г. возглавил……………………в / городе, поселке и т.п. / ………….
1919 возглавил……………………в / городе, поселке и т.п. / ………….
Задание 14 Автором школы «Эрмитаж» был педагог и мыслитель ХХ века - ….
А)Дж. Дьюи, б)Е. Паркхерт, в)С. Френе, г)О. Декроли, д)У. Килпатрик
Задание15. Достоинства идеи трудовой школы по Песталоцци ………… Ограниченность реализации трудовой школы по Песталоцци …………
Задание16. Принцип природосообразности – это…………….
Задание 17. Главный фактор формирования личности по Толстому ……………..
Задание 18. Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания. Установите соответствие между древними философами и вкладом, который они внесли в развитие просвещения: 1. Сократ; 2. Платон; 3. Цицерон; 4. Конфуций;
а) создал первую школу в Китае; б) создал на базе одного из афинских гимнасиев Академию; в) разработал методику диалога с учеником как способ нахождения истины; г).разработал систему подготовки оратора;
Задание 19. Расположите в хронологической последовательности произведения, оказавшие значительное влияние на развитие средневекового просвещения. Укажите порядковый номер для всех вариантов ответов: «Сумма теологии»; «Гаргантюа и Пантагрюэль»; «Дидаскаликон»
Задание 20. Укажите не менее двух вариантов ответа. Существенный вклад в развитие российского образования в XVII веке внесли … 1.братья Лихуды; 2.Н. Ф. Бунаков; 3. Владимир Мономах; 4.Симеон Полоцкий
Задание 21.Установите соответствие между образовательными учреждениями и древними государствами, в которых они существовали. 1. Эдуббы; 2. Дидаскалейон; 3. Агеллы; 4. Дворцовые школы
А) Афины ; б) Междуречье ; в) Египет г) Спарта д) Индия
Задание 22. К. Д. Ушинский является автором таких произведений, как … Укажите не менее двух вариантов ответа. 1.«Вопросы жизни» 2. «Педагогический процесс» 3..«О народности в общественном воспитании» 4.«Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»
Вариант 4
Задание 1. Согласно образовательным реформам Петра I основными школьными предметами считались… а)естественные науки, б)древние языки, в)специальные предметы (навигация, артиллерия и др.), г)богословие, д) математика, е) гуманитарные предметы
Задание 2. В «Великой дидактике» Я. А. Коменский впервые в истории образования предложил и стройную систему школ, аргументируя ее разработанной им же самим возрастной периодизацией развития человека от рождения до зрелости. Соотнесите.
1.гимназия или латинская школа 2. школа родного языка 3.академии 4.материнская школа а)воспитание в семье под руководством матери; б) для всех мальчиков и девочек независимо от сословной принадлежности в возрасте от 6 до 12 лет. в) в каждом городе, будучи предназначенной для юношей 12–18 лет, проявивших склонность к занятиям наукой уже в школе родного языка. г)высшие учебные заведения для молодых людей 18-24 лет, проявивших особые умственные дарования.
Задание 3. Три главных фактора воспитания человека по Руссо – это…а)дом, б)природа, в)наследственность, г) вещи, д)люди, е)культура
Задание4.Характерные черты «народной педагогики» России: : 1)…2)…… 3)…………
Задание 5. Единственная книга, которую допускал Ж.Ж.Руссо для чтения Эмилем в период «сна разума», - это…. 1.Библия, 2. Евангелие, 3. История мира, 4. «Робинзон Крузо», 5.Видимый мир в картинках, 6. «Гаргантюа и Пантагрюэль», 7. Эмиль, или о Воспитании
Задание 6. Контроль над образованием перешёл от церкви к государству в эпоху правления…1.Ивана Грозного, 2. Петра I, 3. Екатерины II, 4. Николая I, 5. Ярослава Мудрого, 6.Александра III
Задание 7.Соответствие между известными советскими педагогами и учебно-воспитательными учреждениями, которые они возглавляли:
¦ С.Т. Шацкий | ¦ 1-я опытная станция эстетического воспитания |
¦ В.Н. Сорока-Росинский | ¦ Дом свободного ребёнка |
¦ А.С. Макаренко | ¦ Трудовая колония им. А.М. Горького |
¦ В.А. Сухомлинский | ¦ Павлышская средняя школа |
¦ Школа им. Ф.М. Достоевского | |
Задание 8. Простейшие элементы умственного воспитания по И.Г. Песталоцци:1. …, 2.форма, 3.……………………………
Задание 9. Содержание формальных ступеней обучения И. Гербарта:
1) Ясность – это ……
2) Ассоциация – это …..
3) Система – это ……..
4) Метод – это …….
Задание10. Проблема наказания. Подчеркните нужную фамилию. Кто выступал за:
Наказывать за плохую учёбу и плохое поведение:
¦ Коменский
¦ Локк
¦ Песталоцци
¦ Гербарт
¦ Руссо
Задание 11.Главный фактор формирования личности по Толстому ……………..
Задание 12. Назовите учебные книги К.Д. Ушинского: 1)…… 2).……. 3)…….
Задание 13. М.В. Ломоносов сторонник концепции……………………образования. И.И. Бецкой сторонник концепции…………………. образования. Открыл типы учреждений: 1…………………2……………….3………………Ф.И. Янкович сторонник концепции …………………..образования. Осуществлял перестройку школы, внедряя………...
Задание 14. Принципы теории коллектива А.С. Макаренко – это…
¦ суворовская педагогика
¦ воспитание в коллективе, через коллектив
¦ нравственное самосовершенствование
¦ параллельное действие
¦ принцип «Один за всех, все за одного»
¦ уважение и требование к личности
¦ Заполните пропуски.
Задание 15. Педагогическая деятельность Шацкого началась …
1905 г. создает …………………….. в / городе, поселке и т.п. /…………..
1911 г. возглавил …………………...в / городе, поселке и т.п. /…………..
1918 г. возглавил……………………в / городе, поселке и т.п. / ………….
1919 возглавил……………………в / городе, поселке и т.п. / ………….
Задание 16. Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания. Установите соответствие между древними философами и вкладом, который они внесли в развитие просвещения: 1. Сократ; 2. Платон; 3. Цицерон; 4. Конфуций;
а) создал первую школу в Китае; б) создал на базе одного из афинских гимнасиев Академию; в) разработал методику диалога с учеником как способ нахождения истины; г).разработал систему подготовки оратора;
Задание 17. Укажите не менее двух вариантов ответа. Существенный вклад в развитие российского образования в XVII веке внесли … 1.братья Лихуды; 2.Н. Ф. Бунаков; 3. Владимир Мономах; 4.Симеон Полоцкий
Задание18.Установите соответствие между образовательными учреждениями и древними государствами, в которых они существовали. 1. Эдуббы; 2. Дидаскалейон; 3. Агеллы; 4. Дворцовые школы; А) Афины ; б) Междуречье ; в) Египет г) Спарта д) Индия
Задание 19. Расположите в хронологической последовательности этапы научно-педагогической деятельности И. Г. Песталоцци. 1.руководство приютом для сирот в г. Станце; 2.научно-педагогическая деятельность, написание романа «Лингард и Гертруда»; 3.руководство учительскими институтами в Бургдорфе и Ивердоне; 4.социально-педагогический эксперимент в «Учреждении для бедных» на ферме Нейгоф
Задание 20 К. Д. Ушинский является автором таких произведений, как … Укажите не менее двух вариантов ответа. 1.«Вопросы жизни» 2. «Педагогический процесс» 3..«О народности в общественном воспитании» 4.«Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»
Задание 21. Расположите в хронологической последовательности события, связанные с развитием средневекового образования. Укажите порядковый номер для всех вариантов ответов.
1.открытие первых университетов; 2.открытие коллегиумов; 3. открытие монастырских школ
Задание 22. Установите соответствие между древними школами и целями их образовательной деятельности. 1. Эдуббы в Междуречье; 2. Палестры в Афинах; 3. Тривиальная школа в Древнем Риме; 4. Риторские школы в Древнем Риме
Задание 23. Расположите в хронологической последовательности концептуальные идеи, оказавшие влияние на развитие средневекового образования
1.развитие ученичества как формы светского образования; 2. создание иезуитской системы воспитания; 3.становление схоластического образования
Задание 24. Проблема наказания. Подчеркните нужную фамилию. Кто выступал за:
физические наказания:
¦ Коменский
¦ Локк
¦ Песталоцци
¦ Гербарт
¦ Руссо
II .Вопрос, требующий развернутого ответа.
Например, в форме мини сочинение или эссе-размышления, на одну из предложенных тем.
Темы: 1. Составьте перечень семейных добродетелей (для мужа, жены, детей), характерных для Древней Руси (традиционное общество) и XXI века (постиндустриальное, информационное общество).
2. Закрытые учебные заведения XIX в. (институты благородных девиц, кадетские корпуса, дворянские институты, лицеи и др.) Характеристика их деятельности.
3. Какими жизненными принципами руководствовался К.Д. Ушинский? Какие возможности заложены в учебных книгах К.Д. Ушинского?
4. Педагогическая антропология В.А. Сухомлинского. Сущность. Ключевые идеи.
5. Какими педагогическими идеями руководствовался И.Г. Песталоцци в воспитании и обучении?
6. Идеи развивающего и воспитывающего обучения И.Г. Песталоцци и И.Ф. Гербарта.
7. К вопросу о наказании в педагогических системах Ж.Ж. Руссо В.А. Сухомлинский и И.Г. Песталоцци.
8. Взгляд на проблему дисциплины, послушания и наказания у Я.А. Коменского, В.А. Сухомлинского и И.Ф. Гербарта.
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ
1. Педология - это …
2. Теорию «свободного воспитания» Макаренко
а/ критиковал, считал мелкобуржуазной;
б/ принимал, использовал на практике.
3. Цель воспитания …
4. Задача воспитания …
5. Ведущая деятельность определялась …
6. Виды трудовой деятельности колонии имени А.М. Горького.
7. Виды трудовой деятельности в коммуне имени Ф.Э. Дзержинского.
8. Активная дисциплина - это …
9. Формы наказаний.
10. Центральная идея педагогической системы А.С. Макаренко.
11. Коллектив - это …
12. Специфика и воспитательное значение «сводного отряда».
13. Методика параллельного действия - это …
14. Система перспективных линий - это …
15. Формами игровой деятельности в коллективах Макаренко были: …
16. Макаренко о требовании.
17. Художественно-педагогическое произведение «Педагогическая поэма» имеет посвящение …
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ
«Педагогическая деятельность и взгляды С.Т. Шацкого»
1. Теорию «свободного воспитания» Шацкий:
а/ критиковал, считал мелкобуржуазной
б/ увлекался, использовал на практике.
2. Цель воспитания …
3. Формы воспитательных учреждений, созда