Специальные средства обучения.
1) использование печатной продукции – учебников, книг, пособий, рабочих тетрадей, журналов. Основное положение в этой категории учебных средств занимают учебники. Учебники для детей с отклонениями в развитии имеют свои отличительные особенности, зависящие от возраста, а также характера и тяжести нарушений способностей учащихся.
2)использует разные виды речи.
Словесная речь должна быть внятной, четкой и грамотной. Педагог должен иметь хорошую дикцию, обладать умением импровизировать и способствовать активации речи учащихся.
3)Дактильная речь. Такой вид речи используется в обучении глухих детей, так же как и калькирующая жестовая речь, в которой слова изображаются жестами, чтение по губам. 4)Пиктографическое (символьное) письмо используется в работе с лицами, имеющими нарушения/речевой/деятельности.
5) арттерапия, коррекция и обучение при помощи разных видов искусства, это направление позволяет детям с нарушениями развития участвовать в культурной деятельности (как одной из областей социальной жизни), способствует развитию познавательных процессов и обогащению духовной среды.
6) наглядность. Для повышения эффективности применения различных видов речи и печатной продукции используется наглядность, которая может быть представлена в виде дидактического материала, средств словесной наглядности или моделирования.
Дидактический материал может быть изобразительным, словесным и предметным.
К средствам словесной наглядности относят записи, дополняющие речь, словари, нотированное письмо. Моделирование представляет собой алгоритм действий по построению и использованию какой-либо модели.
7) технические средства обучения, такие как аудиовизуальные средства и персональные компьютеры.
Все используемые в процессе обучения средства подбираются таким образом, чтобы их применение было максимально доступным и учитывало особенности излагаемого материала и уровня развития учащихся.
21. Информационные технологии в специальном образовании.
Информационные технологии (ИТ)» в широком смысле подразумевает способы создания, фиксации, переработки и распространения информации.
Все ИТ можно разделить на две большие группы - традиционные и современные ИТ.
Средствами осуществления современных ИТ являются компьютерные, мультимедиа, телекоммуникационные и другие технологии. Реализуя свою культурогенную функцию, современные ИТ проникают во все механизмы массовой коммуникации, образование, воспитание и оказывают влияние на формирование личности, образ жизни, систему межличностного общения и т.д. Гносеогенная функция современных ИТ заключается в совокупности осуществляемых с их помощью процедур и операций, влияющих на познание и содействующих приросту новых знаний.
Информационные технологии обеспечивают:
· большую информационную емкость (что позволяет представить информационную модель в разных контекстах и коммуникативных ситуациях);
· интенсификацию самостоятельной работы каждого ученика – повышается работоспособность, активизируется познавательная деятельность детей;
· создание коммуникативной ситуации, личностно значимой для каждого школьника – мотивирование трудных для ребенка видов деятельности;
· создание благоприятного психологического климата - создание правильной реакции на ошибку;
· учет возрастных особенностей учащихся при овладении ими различными языковыми моделями и структурами;
· качественную индивидуализацию (в том числе и в рамках группового обучения), которая заключается в индивидуальном темпе и количестве повторений;
· возможность визуализации скрытых от непосредственного наблюдения явлений процессов и закономерностей;
· изменение ситуации взаимодействия «учитель – ученик»: ситуация меняется на «учитель–ученик– компьютер», происходит смена акцента взаимодействия;
· насыщение обучения продуктивными видами деятельности: сравнение, классификация, конструирование, прогнозирование.
Поэтому применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с ОВЗ, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, преодолеть нарушения высших психических функций, предупредить возникновение вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации младших школьников с особыми образовательными потребностями.