Семинар 6. Новые подходы к изучению сознания в целостной психологии и «когнитивная революция» в современной психологической науке

1. История постановки проблемы целостности и сущность целостного подхода в психологии.

2. Теоретические постулаты и экспериментальные исследования в гештальтпсихологии. Понятие гештальта. Принцип изоморфизма.

3. Особенности целостного подхода в Лейпцигской школе. Комплекс-качества и примеры их экспериментальных исследований.

4. Общее представление о когнитивной психологии. Примеры экспериментальных исследований.

5. (факультативно) Когнитивная психология и современные нейронауки.

Литература

1. Келер В. Некоторые задачи гештальтпсихологии// Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ Ред.-сост. Е.Е.Соколова. М., 1999. С. 205-210 или М., 2005. С. 249-256 (к вопросу 2)

2. Фолькельт Г. Целостные феномены в изобразительной деятельности детей// Там же, с. 211-214 или М., 2005. С. 257-261 (к вопросу 3).

3. Соколова Е.Е. Введение в психологию (Общая психология. В 7 т./ Под ред. Б.С.Братуся. Т.1). М.: Издательский центр «Академия», 2008. С. 138-148, 152-154 (к вопросам 1, 2, 3, 4).

4. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: Смысл, 2008. Диалог 8, до раздела «Исследование творческого мышления в работе М.Вертгеймера»; диалог 10, раздел «Некоторые экспериментальные исследования в когнитивной психологии» (к вопросам 1-4).

Дополнительная литература

1. Миллер Дж.А. Когнитивная революция с исторической точки зрения// Вопросы психологии. 2005. № 6. С. 104-110 (к вопросу 4).

2. (факультативно) Фаликман М.В. Когнитивная парадигма: есть ли в ней место психологии? Психологические исследования, 2015, 8(42), 3. http://psystudy.ru (к вопросу 5)

Семинар 7. Гуманистическая и экзистенциальная психология

1. История возникновения гуманистической психологии. Гуманистическая психология в широком и узком смыслах слова.

2. Особенности «клиентоцентрированной терапии», по К.Роджерсу.

3. Гуманистическая психология и экзистенциальная психология: сходства и различия.

4. Смысл формулы экзистенциальной психологии «существование предшествует сущности». Два способа человеческого существования, по Э.Фромму.

5. Основные положения логотерапии В.Франкла.

Литература (основная)

1. Роджерс К. Полноценно функционирующий человек// Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ Ред.-сост. Е.Е.Соколова. М., 1999. С. 215-221 или М., 2005. С. 262-270 (к вопросу 2).

2. Франкл В. Что такое смысл// Там же. С. 450-461 или М., 2005. С. 546-559 (к вопросу 5).

3. Фромм Э. Два основных способа существования: обладание и бытие// Там же, с. 428-449 или М., 2005. С. 518-544 (к вопросу 4).

4. Соколова Е.Е. Введение в психологию (Общая психология. В 7 т./ Под ред. Б.С.Братуся. Т.1). М.: Издательский центр «Академия», 2008. С. 148-152 (к вопросам 1, 2, 3, 4).

Дополнительная литература

1. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: Смысл, 2008. С. 464-484 (к вопросам 1,2).

РАЗДЕЛ 3

КУЛЬТУРНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ШКОЛЫ Л.С.ВЫГОТСКОГО – А.Н.ЛЕОНТЬЕВА – А.Р.ЛУРИИ

Семинар 8. Культурно-исторический подход в психологии

1. Проблема социальной обусловленности сознания во французской социологической школе.

2. Проблема сознания в культурно-исторической теории Л.С.Выготского. Две линии развития психических процессов человека.

3. Высшие психические функции (ВПФ) и их свойства. Понятие знака.

4. Примеры экспериментальных исследований ВПФ в школе Л.С.Выготского.

Литература (основная)

1. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка// Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ Ред.-сост. Е.Е.Соколова. М., 1999. С. 242-252 или М., 2005. С. 293-305 (к вопросам 2-4).

2. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания// Там же. С. 379-385 или М., 2005. С. 460-466 (к вопросу 4).

3. Соколова Е.Е. Введение в психологию (Общая психология. В 7 т./ Под ред. Б.С.Братуся. Т.1). М.: Издательский центр «Академия», 2008. С. 156-170 (к вопросам 1, 2, 3, 4).

Дополнительная литература

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. С. 196-213 или по более позднему изданию лекция 12 – концепция Л.С.Выготского (к вопросам 2-4).

2. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: Смысл, 2008. Диалог 9 (к вопросам 1,2, 3, 4).

Семинар 9. Сущность деятельностного подхода в психологии

1. Необходимость введения категории «деятельность» в психологическую науку (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев).

2. Структура предметной деятельности. Взаимопереходы составляющих деятельности.

2. Психика и деятельность: проблемы соотношения. Психика как функция (функциональный орган) деятельности.

Литература

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. С. 95-128 (к вопросам 1, 2, 3).

2. Леонтьев А.Н. Категория деятельности в психологии// Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ Ред.-сост. Е.Е.Соколова. М., 1999. с. 265-280 или М., 2005. С. 320-338 (к вопросам 1, 2, 3).

3. Леонтьев А.Н. Основные процессы психической жизни// Там же, с. 281-283 или М., 2005. С. 339-341 (к вопросу 2).

4. Соколова Е.Е. Введение в психологию (Общая психология. В 7 т./ Под ред. Б.С.Братуся. Т.1). М.: Издательский центр «Академия», 2008. С. 170-185 (к вопросам 1, 2, 3).

Дополнительная литература

1. Соколова Е.Е. Есть ли будущее у теории деятельности// Вопросы психологии. 2011. № 4. С. 129-140 (к вопросам 1, 3).

2. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: Смысл, 2008. С. 497-512 (к вопросам 1, 2).

Семинар 10. Концепция «физиологии активности» Н.А.Бернштейна в ее значении для психологии

1. Основные положения «неклассической» физиологии Н.А.Бернштейна.

2. Понятия «рефлекторного кольца», «сенсорных коррекций». Структура «рефлекторного кольца».

3. Уровни построения движений, по Н.А.Бернштейну.

4. Психологический смысл концепции «физиологии активности».

Литература (основная)

1. Бернштейн Н.А. Назревшие проблемы регуляции двигательных актов// Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ Ред.-сост. Е.Е.Соколова. М., 1999. С. 493-508 или М., 2005. С. 596-615 (к вопросам 1, 2, 4).

2. Бернштейн Н.А. Уровни построения движений// Там же, с. 509-538 или М., 2005. С. 616-651 (к вопросу 3).

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988 или более поздние издания. Лекции 9-10 (к вопросам 1, 2, 3, 4).

Дополнительная литература

1. Соколова Е.Е. Введение в психологию (Общая психология. В 7 т./ Под ред. Б.С.Братуся. Т.1). М.: Издательский центр «Академия», 2005. С. 288-295 (к вопросам 1, 2, 3, 4).

Наши рекомендации