И преподавателей (непосредственных руководителей практики)
учреждения образования (базы практики)
Руководитель учреждения образования
или его заместитель по учебной (учебно-производственной) работе:
- проводит работу с преподавателями учебного заведения по вопросам предстоящей практики;
- знакомит студентов с составом преподавателей, передовым педагогическим опытом, документацией, учебно-производственной базой (кабинетами, библиотекой и др.), с общей постановкой учебно-воспитательной работы, предоставляет практикантам возможность присутствовать на заседаниях педагогического совета, предметных (профильных) комиссий, родительского комитета, знакомит с планами их работы;
- совместно с руководителем практики от кафедры прикрепляет студентов к группам;
- посещает выборочно занятия, воспитательные и другие мероприятия студентов-практикантов и принимает участие в их обсуждении;
- на основе обобщения опыта вносит предложения по совершенствованию педагогической практики;
- проводит совещание по итогам педагогической практики в учреждении образования.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:
- знакомит студентов с планом воспитательной работы учреждения образования;
- знакомит студентов с состоянием и особенностями воспитательной работы в учреждении образования и теми изменениями, которые осуществляются в связи с современными требованиями к воспитанию учащихся;
- разъясняет студентам принцип планирования воспитательной работы;
- знакомит практикантов с методическими новинками и передовым опытом воспитательной работы;
- помогает студентам в планировании и проведении массовых воспитательных мероприятий;
- посещает (выборочно) воспитательные мероприятия, проводимые студентами, и участвует в их обсуждении;
- оказывает помощь кураторам в их работе с практикантами;
- участвует в совещании, проводимом руководителем учреждения образования, по педагогической практике.
Преподаватель учреждения образования
(непосредственный руководитель практики):
- знакомит прикрепленных к нему студентов с основами педагогической деятельности, с планом своей учебно-воспитательной работы, проводит открытые занятия и внеклассные мероприятия, организует их обсуждение;
- совместно с руководителем практики от кафедры намечает и определяет студентам темы занятий и внеклассных мероприятий по предмету;
- проводит разъяснительную работу со студентами по вопросу разработки календарного (тематического) плана работы педагога-предметника;
- консультирует студентов при подготовке их к проведению занятий, просматривает и утверждает планы предстоящих занятий;
- знакомит прикрепленных к нему студентов с программами, учебниками и учебными пособиями, необходимыми в процессе педагогической практики;
- оказывает студентам помощь при подготовке и проведении практических и лабораторных занятий и др.;
- участвует в организации индивидуального и группового «проигрывания» студентами предстоящих занятий и различных форм внеклассных мероприятий по предмету;
- участвует в анализе и оценке каждого данного студентами занятия;
- поручает проведение занятий с отстающими, проверку тетрадей, изготовление наглядных пособий, демонстрацию учебных кино- и диафильмов, подготовку лабораторных работ и т.д.;
- принимает участие в методических собеседованиях со студентами по важнейшим проблемам учебно-воспитательной работы в учреждении образования, организуемых групповым руководителем;
- обеспечивает высокую эффективность процесса формирования целостной системы необходимых преподавателю профессионально-педагогических умений и навыков путем организации работы студентов в параллельных группах и совершенствования, таким образом, их тренировочной деятельности;
- раскрывает практическое использование новейших научных идей, а также передового педагогического опыта для совершенствования учебно-воспитательной работы по предмету;
- обучает студентов методике осуществления дифференцированного подхода к учащимся в процессе учебно-воспитательной работы в зависимости от их способностей, творческих склонностей и задатков;
- создает условия для успешного прохождения студентами педагогической практики и переживания радости успехов;
- дает оценку учебной работы студентов;
- участвует в совещании, проводимом руководителем учреждения образования по педагогической практике, а также, по возможности, в курсовых собраниях по педагогической практике в университете.
Куратор:
- знакомит студентов с составом учащихся группы, с их личными делами, успеваемостью, посещаемостью, поведением, с основными воспитательными задачами и планом своей работы;
- совместно с руководителем практики от кафедры конкретизирует воспитательные задачи программы практики, помогает студентам при составлении плана воспитательной работы, утверждает план, контролирует его выполнение, дает консультации;
- совместно с преподавателем психологии руководит работой практикантов по изучению учащихся и составлению психолого-педагогических характеристик;
- организует практическое изучение студентами методических основ планирования воспитательной работы с группой и использования передового педагогического опыта в деятельности кураторов;
- осуществляет показ образцов различных форм внеурочной воспитательной работы, а также практического применения разработанных методов воспитания учащихся;
- присутствует на зачетных воспитательных мероприятиях студентов, участвует в их обсуждении и оценке;
- консультирует студентов при подготовке к предстоящей воспитательной работе, разъясняет методические особенности проведения запланированных воспитательных мероприятий;
- привлекает студентов к текущей воспитательной работе с группой (дежурство, посещение учащихся на дому, беседы с родителями и др.);
- оказывает помощь в написании планов-конспектов воспитательных мероприятий, обсуждает их с практикантами и утверждает;
- организует предварительное «проигрывание» студентами различных форм воспитательной работы с целью формирования у них первоначального методического опыта их проведения;
- посещает проводимые студентами воспитательные мероприятия, анализирует их, дает соответствующую оценку и рекомендации по дальнейшему совершенствованию воспитательной работы;
- принимает участие в методических собеседованиях, проводимых по вопросам совершенствования работы куратора;
- оказывает помощь студентам в овладении методикой изучения учащихся и коллектива группы, в анализе накапливаемого материала и его обобщении, а также написании психолого-педагогической характеристики на коллектив группы;
- дает оценку воспитательной работы, которую осуществляли студенты;
- участвует в совещании, проводимом руководителем учреждения образования по педагогической практике, а также, по возможности, в курсовых собраниях по педагогической практике в университете.
Учет и оценка работы, выполненной студентами в период
Педагогической практики
На последней неделе практики студенты сдают руководителю практики от кафедры отчетную документацию:
1. Письменный отчет о ходе и результатах практики (Приложение № 1);
2. Дневник педагогической практики (Приложение № 2);
3. Конспект одного зачетного занятия;
4. Конспект одного зачетного воспитательного мероприятия;
5. Письменный анализ занятия, посещенного у одного из практикантов (Приложение № 3);
6. Психолого-педагогическую характеристику на учащегося (Приложение № 4).
На основании представленных документов руководитель практики от кафедры выставляет дифференцированную оценку.
Итоги педагогической практики подводятся на итоговом курсовом собрании в университете в присутствии декана или одного из его заместителей, заведующих кафедрами, руководителя практики от факультета и руководителей практики от кафедры. Присутствие студентов на курсовом собрании обязательно.
В случае невыполнения студентом программы практики в полном объеме, ему могут быть установлены индивидуальные сроки прохождения практики в свободное от учёбы время.
Педагогическая практика студентов заочной формы обучения
Педагогическая практика студентов-заочников проводится на VI курсе в XI семестре.
До начала практики со студентами проводится курсовое собрание, которое организует руководитель практики от факультета с обязательным участием преподавателей - руководителей практики от кафедры. Руководитель практики от факультета подробно разъясняет студентам организационные особенности педагогической практики, а также требования к ведению текущей и отчетной документации, раскрывает научно-педагогические основы организации практики и дает рекомендации о проведении внеклассной воспитательной работы, консультирует студентов по вопросам изучения учащихся и написания психолого-педагогической характеристики.
Студенты заочного факультета при организации педагогической практики делятся на две группы: не работающие по специальности и работающие по специальности менее одного года; работающие по специальности более одного года.
Практика студентов, не работающих по специальности